Подведем
итог осуществления фискальной политики
в Беларуси.
Фундаментальные
проблемы, характеризующие текущее
состояние бюджетной системы, заключается
в следующем:
- Несмотря
на определенные достижения в направлении
создания эффективной системы управления
государственными финансами, все ее элементы
функционируют с низкой степенью эффективности;
- Поскольку
в соответствии с действующими правовыми
актами основное внимание обращается
на соответствие исполнения бюджета заложенным
в законе показателям, т.е. в первую очередь
на целевое использование бюджетных средств,
то на оценку действительной эффективности
государственных расходов не хватает
ни материальных, ни профессиональных
ресурсов;
- Управление
государственным долгом продолжает осуществляться
главным образом исходя из бюджетных потребностей
и необходимости финансовой поддержки
нерентабельных отраслей без надлежащего
учета воздействия рынка государственного
долга на сбережения и частные инвестиции,
а также без достаточного внимания к эффективности
различных долговых инструментов.
Основными
целями бюджетной политики являются:
- Прозрачность
бюджетов всех уровней и процедур принятия
бюджетных решений, максимальная консолидация
внебюджетных и целевых бюджетных фондов;
- Создание
эффективной системы управления государственными
финансами на всех стадиях бюджетного
процесса;
- Реформа межбюджетных
отношений на основе более четкого разграничения
расходных и налоговых полномочий между
республиканским и местными бюджетами
и формирования новых систем финансовой
поддержки регионов.
Для
достижения этих целей Беларуси потребуется
поэтапная реализация комплекса
мер. Правительству РБ необходимо: осуществить
структурную перестройку экономики;
обеспечить рост инвестиций в основной
капитал за пятилетие в 2 – 2,2 раза
по сравнению с предыдущей пятилеткой;
снизить к 2010 году уровень налоговой нагрузки
не менее чем на 8-10 процентных пунктов;
уровень инфляции к 2010 году должен составить
3-4%.
Опыт
мировой фискальной политики показал,
что формирование эффективной бюджетно-налоговой
системы должно, с одной стороны, основываться
на фискальных принципах, а с другой –
учитывать социально-экономическое положение
страны и модель макроэкономического
регулирования, которую поддерживает
правительство.
В
настоящее время идет процесс
активного реформирования налогового
законодательства:1 января 2004 года принят
Налоговый кодекс;сокращено значительное
количество индивидуальных налоговых
льгот и преференций;снижена ставка основного
бюджетообразующего налога – НДС – до
18%; уменьшается налог на заработную плату.
Также правительство финансирует
государственные программы, такие
как Парк высоких технологий
и возрождение и развитие села;
проводит фискальную политику посредством
ценных бумаг, то есть погашает долг. Но
все же фискальная политика правительства
Республики Беларусь не достаточно эффективна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшей
задачей, которая возложена на государство,
выступает регулирование экономической
жизни. Для ее решения властям
необходимо достичь сбалансированности
экономического развития. Для этого
государство стимулирует экономический
рост, поддерживает определенный уровень
занятости, сдерживает инфляцию, обеспечивает
устойчивость национальной валюты.
Для регулирования рыночной экономики
государство активно использует
инструменты фискальной политики,
которая наряду с его кредитно-денежной
политикой обладает огромными возможностями.
Фискальная политика - это целенаправленное
манипулирование государственными
расходами и налоговыми поступлениями
со стороны правительства для обеспечения
полной занятости, стабильности цен и
экономического роста.
Правительство прибегает к стимулирующей
фискальной политике, которая проявляется
в смещении кривой совокупного спроса
вправо, для поощрения расходов и увеличения
реального объема производства. Эта политика
предполагает увеличение государственных
расходов, снижение налогов или сочетание
обеих мер.
Сдерживающая фискальная политика,
которая проявляется в смещении
кривой совокупного спроса влево,
направлена на борьбу с инфляцией
спроса. Она предполагает сокращение
государственных расходов, повышение
налогов или сочетание обеих мер.
Фискальная
политика в зависимости от механизмов
ее регулирования на изменение экономической
ситуации делится на дискреционную
и автоматическую фискальную политику
(политику встроенных стабилизаторов).
Наиболее
значительными инструментами фискального
воздействия являются налоги и государственные
расходы. В периоды спада производства
необходимо увеличивать государственные
расходы, снижать налоги или делать
и то и другое, т.е. проводить стимулирующую
политику. В целях снижения темпов инфляции
реализуют сдерживающую фискальную политику.
Она заключается в сокращении государственных
расходов, увеличении налогов или в сочетании
тех и других мер.
Государство
не ограничивает свое вмешательство
в экономику лишь варьированием налоговых
ставок. Целями государственной политики
могут быть обеспечение выравнивания
уровня доходов граждан, поддержание социально
значимых отраслей дотациями и инвестициями,
стимулирование малого бизнеса, чистого
экспорта, стабилизация экономики. В связи
с этим государство будет осуществлять
определенные расходы из государственной
казны.
Финансирование бюджетного дефицита
происходит тремя способами: за
счет выпуска новых денег, за
счет кредитов Национального
Банка, за счет займов у населения.
Бюджетный дефицит и государственный
долг тесно связаны: нарастание бюджетного
дефицита приводит к росту государственного
долга. Но абсолютная величина бюджетного
дефицита, а, следовательно, государственного
долга, малопоказательна для экономического
анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает
бюджетный дефицит, какие изменения в
воспроизводственном цикле он отражает.
Кроме того, очень важно измерять изменения
государственного долга по отношению
к изменениям ВВП.
Эффект
вытеснения показывает, что стимулирующая
фискальная политика может увеличить
процентную ставку и сократить инвестиционные
расходы.
Фискальная политика может быть
ослаблена эффектом чистого экспорта,
который проявляется через изменение:
а) процентной ставки; б) стоимости
доллара на мировом рынке; в) величины
экспорта и импорта.
НДС
должен остаться на своей позиции
как универсальный источник поступлений
в бюджетную систему. Налог на
добавленную стоимость имеет
несколько особенностей, делающих его
привлекательным инструментом фискальной
политики, в частности:
- НДС — это
один из наиболее нейтральных налогов,
обеспечивающий стабильные поступления
в бюджет и приводящий к минимальным изменениям
в поведении потребителей и предприятий;
- НДС — это
налог на потребление, он не влияет на
принятие решений по поводу инвестиций.
Фундаментальные
проблемы, характеризующие текущее
состояние бюджетной системы
в Республике Беларусь, заключается
в следующем:
- Несмотря
на определенные достижения в направлении
создания эффективной системы управления
государственными финансами, все ее элементы
функционируют с низкой степенью эффективности;
- Поскольку
в соответствии с действующими правовыми
актами основное внимание обращается
на соответствие исполнения бюджета заложенным
в законе показателям, т.е. в первую очередь
на целевое использование бюджетных средств,
то на оценку действительной эффективности
государственных расходов не хватает
ни материальных, ни профессиональных
ресурсов;
- Управление
государственным долгом продолжает осуществляться
главным образом исходя из бюджетных потребностей
и необходимости финансовой поддержки
нерентабельных отраслей без надлежащего
учета воздействия рынка государственного
долга на сбережения и частные инвестиции,
а также без достаточного внимания к эффективности
различных долговых инструментов.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Алдамжаров
Г.: стратегия роста// Журнал «Директор».
- №11. – 2004. – с.14.
- Бурак П.:
притяжение капитала// Журнал «Директор».
- №9. – 2004. – с.40-41.
- Бурак П.:
рост после стагнации// Журнал «Директор».
- №8. – 2005. – с.48-50 .
- Воловик Е.
Налоговое обозрение// Финансовая газета.
Региональный выпуск. - №48. – 2003. – с.5.
- Воловик Е.
Налоговое обозрение// Финансовая газета.
Региональный выпуск. - №3. – 2004. – с.5.
- Воловик Е.
Налоговое обозрение// Финансовая газета.
Региональный выпуск. - №4. – 2004. – с.5.
- Декрет Президента
Республики Беларусь от 22 сентября 2005
г. №12// Журнал «Экономика. Финансы. Управление».
–№11. – 2005. – с.129.
- Ивашевский
С. Н. Макроэкономика: Учеб. пособие. –
2-е изд., испр., доп. – М.: Дело, 2002. – 472с.
- Информационный
отдел. Международные финансовые и экономические
новости// Журнал «Директор». – №7. – 2002.
– с.54.
- История
экономических учений: Учеб.-практ. пособие/
Г. А. Шмарловская. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 130с.
- Киреева
Е. Налоговая система РБ на современном
этапе// Журнал «Директор». – №3. – 2005.
– с.24-25.
- Киреева
Е. Страны СНГ «оттачивают» налоги// Журнал
«Директор». - №6. – 2004. – с.44.
- Колесников
А. Финансовый рынок Беларуси в январе-июле
2005 года// Журнал «Экономика. Финансы. Управление».
- №9. – 2005. – с.86-87.
- Колесников
А. Финансовый рынок Беларуси в январе-сентябре
2005 года// Журнал «Экономика. Финансы. Управление».
- №11. – 2005. –с.61-62.
- Костенко
В. Польша: опыт трансформации// Журнал
«Директор». - №4. – 2005. – с.35-36.
- Макконнелл
К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы
и политика: Пер. с 14-ого англ. Изд. – М.:
ИНФРА – М, 2005. – 972 с.
- Макроэкономика:
Учеб. пособие/ под ред. Л. П. Зеньковой.
– Мн.: Новое знание, 2002. – 244с.
- Матвеева
Т. Ю. Введение в макроэкономику: Учеб.
пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский
дом ГУ ВШЭ, 2004. – 512с.
- Миров В.
Сценарии экономического «блокбастера»//
Журнал «Директор». - №7. – 2004. – с.24-25.
- Современная
экономика: Учеб. пособие. – Изд. 8-е/ под
ред. О. Ю. Мамедова. Ростов н/Д: Феникс,
2005. – 416с.
- Сыроквашко
И. Фискальная политика: милосердная жестокость//
Журнал «Директор». - №6. – 2004. – с.45.
- Тимофеев
Л. Великая альпийская стена дала трещину//
Журнал «Директор». - №7. – 2005. – с.49-51.
- Хазин М.
Доллар болен, и неизвестно, чем его лечить//
Журнал «Экономика. Финансы. Управление».
- №10. – 2005. – с.60-63.
- Шовиков
С. Финансовый обзор// Финансовая газета.
Региональный выпуск. - №1. – 2004. – с.3.
- Экономическая
теория: Учеб. пособие/ Н. И. Базылев, М.
Н. Базылева. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – с.
608.
- Балацкий
Е.В. Эффективность фискальной политики
государства. // Проблемы прогнозирования.
- 2000. - №5.
- Борисов
Е. Ф. Экономическая теория: учебник. –
М.: Юрист, 2000. – 568 с.
- Курс переходной
экономики /Под ред. акад. Л. И. Абалкина
– М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. – 640 с.
- Экономическая
теория /Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича,
3-е издание – СПб, Изд. «Питер», 2000. – 544
с.
- Рузавин
Г. И. Основы рыночной экономики: Учебное
пособие для вузов – М.: ЮНИТИ, 2001. – 423
с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рисунок
1. Государственные закупки и равновесный
национальный продукт.
Совокупные расходы
С+I+G
20 млрд. руб
С+I
E
Q1
Q2
Доход,
выпуск
Рисунок
2. Государственные закупки, налоги и
равновесный национальный продукт
Совокупные расходы
C+I+G1
E2
C1+I+G1
E3 C+I+G
E1
Q1 Q3
Q2