Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:45, курсовая работа
Актуальность данной темы бесспорна, ибо каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Глубина преобразований, широкие последствия для национальной экономики и ее места в мировом сообществе делают жизненно необходимым для каждой страны изучение и восприятие международного опыта организации фискальной политики. Успех на этом пути в значительной степени зависит от механизма данной политики.
В экономической литературе можно встретить разные точки зрения о содержании фискальной политики. В данной работе она рассматривается как деятельность государства по регулированию правительственных расходов и налоговой политики.
По мнению экономистов, присутствует и отрицательный момент фискальной политики. Однако ее положительные стороны затмевают все недостатки.
Данная работа посвящена изучению фискальных мер, которые понимаются авторами широко, как процесс комплексный и многоуровневый. В него включаются не только стандартные механизмы, но и адаптация новых методов.
Таким образом, целью данной курсовой работы является определение экономического значения фискальной политики, а также анализ влияния фискальной политики на развитие экономики в целом и в частности.
В соответствии с поставленной целью, задачами данной работы будут:
1) Анализ фискальной политики на современном этапе
2) Анализ эффективности фискальной политики
3) Анализ роли фискальной политики в развитии белорусской национальной экономики.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Фискальная политика и ее механизм………………………………………….. 6
1.1 Понятие фискальной политики…………………………………………………6
1.2 Проблемы, недостатки и сложности фискальной политики………………...13
2 Эффективность фискальной политики………………………………………..17
2.1 Внешние и внутренние ограничения фискальной политики ……………….17
2.2 Эффект вытеснения…………………………………………………………….17
2.3 Эффект вытеснения и инфляции………………………………………………19
2.4 Фискальная политика, ориентированная на предложение…………………..21
3 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь………………...23
3.1 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь………………..23
3.2 Снижение инфляции к 2010 году на 3-4%........................................................25
Заключение ……………………………………………………………………….. 31
Список использованных источников……………………………………..............33
Приложение А………………………………………………………………………35
Приложение Б………………………………………………………………………36
Приложение В………………………………………………………………………37
1.2
Проблемы, недостатки
и сложности фискальной
политики
Экономисты признают, что правительство может сталкиваться с рядом серьезных проблем при выборе и проведении фискальной политики на практике. Связано это со многими факторами. Фискальная политика – это временный процесс, включающий три обязательных этапа:
а)
осознание изменения
б) ее осуществление;
в) оценка последствий и эффективности проведения новой фискальной политики.
Временная протяженность фискального процесса порождает эффект лага - временной «разрыв» между исходным и конечным пунктами этого процесса [20; с.338].
Разрыв
восприятия. Под разрывом восприятия
подразумевается промежуток времени
между началом спада или
Административный разрыв. У правительства иногда уходит так много времени на корректировку фискальной политики, что экономическая ситуация успевает полностью измениться и предлагаемые меры становятся совершенно неподходящими.
Операционный разрыв. Этот разрыв происходит между тем моментом, когда государство принимает решение о фискальной политике, и временем, когда она начнет оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление государственных расходов на общественные работы требует длительного планирования.
Из-за проблем подобного рода фискальная политика все в большей степени ориентируется на изменение налогов.
Фискальная политика формируется на политической арене, и это во многом затрудняет ее применение для стабилизации экономики.
Фискальная
политика местных органов власти
часто носит проциклический характер:
они не принимают мер против спада
или инфляции. В отличие от федерального
правительства большинство
В политических интересах бюджетный дефицит порой преподносится как нечто весьма привлекательное, а профицит, напротив, воспринимается довольно болезненно. В фискальной политике может возобладать пристрастие к стимулирующим рост инфляционным мерам. Снижение налогов очень популярно в политическом плане, так же как и наращивание государственных расходов. Обе меры могут спровоцировать инфляцию.
Также проблемой является и существование политического делового цикла. Предполагается, что население при голосовании на выборах принимает во внимание экономические условия. Следовательно, по мере приближения выборов правящая администрация прибегнет к снижению налогов и увеличению государственных расходов. Эти шаги будут очень популярны и высвободят такие силы в экономике, которые в итоге подтолкнут все экономические показатели в нужном направлении. Увеличатся объем производства и реальный доход, снизится уровень безработицы, а уровень цен останется относительно стабильным. Но после выборов продолжающийся экономический рост проявится в большей степени в повышении цен и в меньшей – в увеличении реальных доходов. Нарастающее общественное недовольство подтолкнет политиков к сдерживающим фискальным мерам. Будет искусственно вызван экономический спад. А спад фактически создает новую стартовую площадку для запуска фискальной политики. Это возможное извращение фискальной политики – явление очень тревожное. Хотя эмпирические данные весьма неоднозначны, есть некоторые свидетельства в поддержку данной политической теории экономического цикла.
Однако основным недостатком фискальной политики, а в частности стимулирующей фискальной политики, является эффект вытеснения. О таком эффекте первыми заговорили последователи классической школы. Эффект вытеснения состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом, ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект этой политики [16; с.268]. Дело в том, что рост государственных расходов или снижение налогов в период спада ведет к мультипликативному увеличению совокупного выпуска, что вызывает рост спроса на деньги для обеспечения возможности покупки увеличившихся товаров и услуг. Люди начинают снимать деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, ставка процента по кредитам растет, то есть кредиты становятся дороже. В этих условиях фирмы берут меньше кредитов, и инвестиционные расходы частного сектора сокращаются.
На графических интерпретациях классиков кривая LM и кривая AS (Приложение 3, рисунок 5) имеют вид вертикальных прямых. В первом случае это объясняется тем, что спрос на деньги у классиков не зависит от ставки процента, а во втором – тем, что вследствие полной загрузки производственных мощностей объем предложения строго фиксирован.
При росте государственных расходов происходит увеличение эффективного и, следовательно, совокупного спроса. При этом кривая AD сдвигается вправо. Возрастает также объем инвестиций в результате роста совокупных доходов, следовательно, кривая IS сдвинется вправо. Равновесие в модели IS-LM установится на новом уровне при ставке процента i1. Затем повышение ставки процента с i до i1 вызовет снижение деловой активности, объем инвестиций упадет. Обычно такое падение компенсируется по размеру объемом роста государственных расходов. Таким образом, на инвестиционном рынке ничего не изменится: общий объем инвестиций останется тем же, увеличится лишь доля государственных инвестиций в их общем объеме и уменьшится доля частных. Объем ВВП останется тем же, но при росте уровня цен с Р1 до Р2.
Дополнительные проблемы появляются, когда мы осознаем, что национальная экономика представляет собой часть мировой экономики. Национальные экономики подвержены влиянию международных колебаний совокупного спроса, которые способны изменить ВВП страны и обесценить мероприятия внутренней фискальной политики.
Предположим, что при ожидании спада страна, скажем США, изменяет расходы и налоги таким образом, чтобы увеличить совокупный спрос и ВВП, не вызывая при этом инфляцию. А экономика крупнейших партнеров начинает неожиданно расти. Американский чистый экспорт начинает возрастать, совокупный спрос увеличивается слишком быстро, и страна сталкивается с проблемой инфляции спроса.
Эффект чистого экспорта – это представление о том, что воздействие изменения в области фискальной политики усилится (ослабится) в результате последующего изменения чистого экспорта [16; с.970]. Представим, что США проводят стимулирующую фискальную политику, которая вызывает повышение процентных ставок. Высокие процентные ставки привлекут финансовый капитал из-за рубежа, где процентные ставки не изменились. Но зарубежным инвесторам потребуются доллары для приобретения американских ценных бумаг. Таким образом, курс доллара возрастет. Американцы начнут покупать не отечественный продукт, а зарубежный. В результате сокращения американского экспорта и увеличения импорта чистый экспорт уменьшится, и воздействие стимулирующей фискальной политики будет отчасти нейтрализовано. Но при этом необходимо помнить, что эффект чистого экспорта имеет двоякую направленность. Понижая внутреннюю процентную ставку, сдерживающая фискальная политика увеличивает чистый экспорт, но обесценивает доллар.
Итак, фискальная политика является весьма важным инструментом в сглаживании инфляции и при поддержании на должном уровне занятости населения. Поэтому необходимо вырабатывать весьма четкий механизм функционирования этой политики, который определяется влиянием государственных расходов, налогов и трансфертов. На первый взгляд с выработкой подобного механизма все ясно и просто, на деле же все обстоит иначе. В зависимости от целевого назначения выделяют:
К числу встроенных стабилизаторов относятся, например, пособия, социальные выплаты и льготы.
В дискреционной фискальной политике выделяют стимулирующую и сдерживающую политики. Дискреционная фискальная политика связана с проведением определенных государственных программ. В дискреционную политику входят: государственная программа занятости, различные социальные программы. Главная задача этих программ состоит в том, чтобы поднять совокупный спрос и снять социальную напряженность в обществе в условиях роста безработицы.
Исследование
влияния инструментов фискальной политики
на экономику в целом проводилось
Дж. Кейнсом и его последователями,
которые пытались обосновать более
высокую эффективность
Главными недостатками фискальной политики принято считать эффект лага, разрыв восприятия, административный и операционный разрывы. Также проблемами являются и существование политического делового цикла, при котором происходит извращение фискальной политики; эффект вытеснения - стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом, ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект этой политики; эффект чистого экспорта – представление о том, что воздействие изменения в области фискальной политики усилится (ослабится) в результате последующего изменения чистого экспорта.
2
Эффективность фискальной
политики
2.1
Внешние и внутренние
ограничения фискальной
политики
Существует огромная разница между фискальной политикой на бумаге и фискальной политикой на практике. Поэтому совершенно необходимо рассмотреть специфические проблемы, с которыми может столкнуться правительство при реализации своей фискальной политики.
Временные проблемы.
2.2
Эффект вытеснения
Сущность эффекта вытеснения состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики.
Предположим, что экономика