Фирма как основной субъект микроэкономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

В экономической литературе дается несколько определений фирмы. Фирмой называют и предприятие, и компанию, и хозяйственное общество, и коммерческую организацию. И организацию, которая владеет предприятиями и ведет на них хозяйственную деятельность. Фирма может иметь в своем составе одно или несколько предприятий. Объединение последних является результатом горизонтальной или вертикальной интеграции а также диверсификации когда фирма выступает как «конгломерат»

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Определение фирмы и причины ее возникновения 5
1.1. Сущность определения фирмы
1.2. Технологический и институциональный подходы к природе фирмы
Глава 2. Анализ типологии фирм 15
2.1. Классификация фирм по механизмам внутренней координации ее деятельности

2.2. Фирма как крупное современное предприятие (опыт Запада)
Глава 3. Роль фирм в экономике 26
3.1. Производственная функция фирмы
3.2. Правило минимизации издержек и условия максимизации прибыли в деятельности фирмы
Заключение 33
Список источников и литературы 34
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая по микроэкономике - Фирма как основной субъект микроэкономического анализа.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

      Другой  вид организации — это фирмы, которыми владеют и управляют  люди, стремящиеся получить прибыль, продавая товары и услуги, т. е. они создаются в сфере обращения.                                             

      Менеджеры любой из фирм принимают решения, касающиеся использования ресурсов, применения новой технологии, выбора производимого продукта, объема производства.

      Рассмотрим  основные формы организации бизнеса (т. е. коммерческие юридические лица), к которым относятся индивидуальные владения, партнерства и корпорации, выделяя экономические аспекты их функционирования. Определим преимущества и недостатки каждой из этих форм с точки зрения возможностей их появления и устойчивости на рынке.

      Особенности единоличной собственности, партнерства и корпорации – характерные черты основных форм бизнеса и можно рассматривать как достоинства и недостатки по отношению друг к другу. В приложении они представлены с точки зрения сложности образования, способности привлекать новые капиталы, ответственности, контроля, продолжительности и налогообложения.

      Индивидуальное  владение, как это уже видно  из названия, представляет собой фирму, находящуюся в собственности  одного лица (предпринимателя). Владелец такой фирмы, с одной стороны, единолично распоряжается прибылью, полученной в результате ее хозяйственной деятельности, а, с другой стороны, несет единоличную ответственность по всем обязательствам данной фирмы. С точки зрения количественного представительства, эта форма организации бизнеса в странах развитой рыночной экономики лидирует с огромным отрывом. Так, в США около 74% от общего числа всех зарегистрированных фирм являются индивидуальными владениями, что составляет почти 13 млн. Показатель их вклада в совокупный годовой оборот (валовая выручка) гораздо скромнее - 7%, а величина среднего дохода на одну фирму - 42 тыс. долл. в год9.

      Для индивидуального владения характерна концентрация всего пучка прав собственности  в руках владельца фирмы. Оно, как правило, более иерархично, по сравнению с другими организационными формами, поскольку команды в такой фирме исходят от одного лица, что связывает воедино принятие решения, оценку этого решения механизмом рынка и экономический результат. Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень трансакционных издержек внутри фирмы-индивидуального владения, связанных с реализацией экономического решения, ниже, чем в более сложных организационных структурах бизнеса.

      Рассмотренный аспект является одним из существенных преимуществ индивидуального владения. Кроме него, преимуществами этой формы организации бизнеса являются:

      • простота регистрации при создании;

      • налоговые льготы (во многих развитых странах);

      • лучшие условия для реализации функции  новатора, ввиду отсутствия необходимости согласования решений;

      • сильные стимулы к извлечению экономической прибыли.

      Однако, помимо существенных плюсов, индивидуальное владение не лишено ряда недостатков, к основным из которых можно отнести:

      • отсутствие дополнительных источников финансирования хозяйственной деятельности (или затрудненный доступ к ним);

      • концентрация риска на ограниченной сфере деятельности (нет ресурсов для диверсификации). Под диверсификацией  в данном случае подразумевается увеличение числа рынков, на которых осуществляется деятельность фирмы. Диверсификация решает проблему зависимости фирмы от конъюнктуры единственного рынка, на котором она работает, поскольку неблагоприятная ситуация в одной отрасли не будет означать для фирмы угрозу разорения. В рамках индивидуального владения такая производственная политика весьма ограничена.

      • сосредоточение всех функций управления на владельце фирмы (проблема степени его компетентности и распределения рабочего времени);

      • высокий уровень ответственности  за ошибочные управленческие решения (вплоть до банкротства фирмы и потери личного имущества).

      Другой  распространенной формой организации  бизнеса является партнерство. Партнерством принято называть фирму, которая  находится в собственности двух или более лиц. Владельцы осуществляют совместное управление деятельностью фирмы, а доля в прибыли каждого из них пропорциональна его доле в уставном капитале. Партнеры несут совместную ответственность по обязательствам фирмы, величина которой определяется как их долей, так и видом партнерства. В зависимости от вида партнерства (полного или предусматривающего ограниченную ответственность) владельцы могут отвечать по обязательствам фирмы всем своим имуществом или в размере доли участия в уставном капитале фирмы. Партнерства являются менее распространенной формой организации бизнеса: в США на их долю приходится около 7% всех фирм, а их годовой оборот составляет порядка 4% от совокупного в национальной экономике. Однако величина их среднего дохода на одну фирму почти в четыре раза превышает аналогичный показатель для индивидуальных владений, достигая уровня 166 тыс. долл. в год.

      Поскольку партнерство, в отличие от индивидуального  владения, организуется и управляется  несколькими собственниками, отношения  между ними по своей экономической  природе представляют собой сеть отношенческих контрактов между владельцами интерспецифических ресурсов. Формальными (письменными) проявлениями данных отношений являются учредительный договор и устав фирмы, однако неформальные соглашения между партнерами имеют более существенное значение, особенно в текущей деятельности фирмы. Поскольку в партнерстве существует несколько владельцев, каждый из них может реализовывать любое из прав собственности, составляющих известный нам пучок правомочий, однако нужно учесть, что такого рода действия должны согласовываться с остальными партнерами. Это обстоятельство приводит к увеличению внутрифирменных трансакционных издержек.

      К числу преимуществ партнерства  как формы организации бизнеса  следует отнести следующие:

      • относительная простота регистрации при создании;

      • большие возможности привлечения  финансовых ресурсов по сравнению с  индивидуальным владением;

      • специализация владельцев на отдельных  участках управления фирмой.

      Однако, партнерствам, присущи и определенные недостатки:

      • неограниченная имущественная ответственность по обязательствам фирмы (в случае полного партнерства);

      • возможные разногласия между  партнерами по реализации прав собственности;

      • проблема «припципал-агент» (когда  функции управления передаются собственниками наемному руководителю);

      • ограниченные возможности доступа  к источникам финансирования деятельности.

      Наиболее  сложной организационной структурой и механизмами внутренней координации  хозяйственной деятельности обладает корпорация.

      Экономическая природа корпорации и ее организационная структура сложны и многогранны. В отличие от рассмотренных выше форм организации бизнеса, совладельцами корпораций могут являться десятки, сотни и даже тысячи экономических агентов. Уставный (акционерный) капитал корпорации является суммой всех долей участия (паев) различных фирм и граждан. Каждому из них принадлежит определенное количество единиц уставного капитала — акций. Несмотря на то, что капитал распределен между большим количеством агентов (так называемая «диффузия собственности»), всегда существует владелец (или группа владельцев) концентрирующий контрольный пакет (50% плюс одна акция).

     По  сравнению с крупными промышленными  корпорациями, фирмы, основанные на единоличной собственности и партнерстве, обладают следующими очевидными преимуществами:

     - не требуют больших средств  на свое создание;

     - мобильны, т.к. способны быстро  перестраивать хозяйственную деятельность  в зависимости от рыночной  конъюнктуры;

     - является хорошим «полигоном»  для внедрения новых конструкторских  и технологических решений и проектов;

     - способствует развитию специализации  и высвобождают крупные фирмы  от мелкосерийной продукции;

     - обеспечивают широкую занятость  населения.

     Отнюдь  не последнее место занимают социальные аспекты. В силу того, что малые  предприятия могут активно внедрять современные технологии, оперативно осуществлять реорганизацию производства, сокращать продолжительность производственных процессов, способных в короткие сроки создать достаточное количество дополнительных рабочих мест, способствуя определенной диверсификации форм трудовой деятельности, они в состоянии стабилизировать ситуацию и на региональных рынках труда. 
 

2.2. Фирма как крупное  современное предприятие (опыт Запада) 

     В настоящее время  главным действующим  лицом современной экономики Запада является фирма,  существующая в виде акционерных компаний, связанных друг с другом так называемой системой участия. Таким образом, акционерное общество -  это группа предприятий и одновременно часть единого предприятия, именуемая в обоих случаях фирмой.

     Система участия – целый ряд многоступенчатого  подчинения одних предприятий другим путем участия в их акционерном  капитале (приобретение контрольных  пакетов акций этих предприятий). На рисунке 1 схематично изображена система  участия в крупном предприятии (заштрихованные области – контрольные пакеты акций).

        Материнская (холдинговая) компания

               
   
   
   
 
 
 
                                 
                     

Рис. 1 Схема  системы, участия

     Головная  компания – «мать» - скупает контрольные пакеты акций других компаний – «дочерних», которые в свою очередь скупают акции «внучатых» компаний и т.д. Последовательное применение такой системы приводит к тому, что общество – «мать» осуществляет контроль над расширяющейся пирамидой компаний и распоряжается капиталами, которые во много раз превосходят ее собственные средства.

     Дочерние, внучатые и т.д. предприятия в  правовом отношении являются самостоятельными единицами. Однако, большинство финансовых операций регламентируются головной компанией.

     Совокупность  формирующейся посредством системы  участия пирамиды компаний: материнская, дочерняя и т.д., получила название корпорация.

     В современной корпорации роль материнской  компании, как правило, выполняют  финансовые общества – холдинг-компании. Их основная деятельность состоит: в постоянном приобретении акционерного капитала других фирм; в содержании акционерных портфелей (контрольных пакетов акций).

     Благодаря обладанию контрольного пакета акций  холдинг-компания руководит зависимыми фирмами:

     - обеспечивает финансовую поддержку;

     - определяет стратегию инвестиций;

     - координирует направление развития  в соответствии с целями и  задачами головного общества.

     Участие холдинг-компаний в акционерном  капитале других фирм приводит к дальнейшему  усложнению системы участия. Ведущие компании не только держат акции других компаний, но и вынуждают последних к закупке своих собственных ценных бумаг. Таким образом, зависимая фирма превращается в общество, принимающая участие в акционерном капитале основной компании. Такая система усложняется еще и тем, что материнская компании приобретает акции не только дочерних, но и внучатых и правнучатых и т.д. компаний. В свою очередь последние также покупают акции ведущего общества.

Информация о работе Фирма как основной субъект микроэкономического анализа