Фирма как основной субъект микроэкономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

В экономической литературе дается несколько определений фирмы. Фирмой называют и предприятие, и компанию, и хозяйственное общество, и коммерческую организацию. И организацию, которая владеет предприятиями и ведет на них хозяйственную деятельность. Фирма может иметь в своем составе одно или несколько предприятий. Объединение последних является результатом горизонтальной или вертикальной интеграции а также диверсификации когда фирма выступает как «конгломерат»

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Определение фирмы и причины ее возникновения 5
1.1. Сущность определения фирмы
1.2. Технологический и институциональный подходы к природе фирмы
Глава 2. Анализ типологии фирм 15
2.1. Классификация фирм по механизмам внутренней координации ее деятельности

2.2. Фирма как крупное современное предприятие (опыт Запада)
Глава 3. Роль фирм в экономике 26
3.1. Производственная функция фирмы
3.2. Правило минимизации издержек и условия максимизации прибыли в деятельности фирмы
Заключение 33
Список источников и литературы 34
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая по микроэкономике - Фирма как основной субъект микроэкономического анализа.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

      Все отношения владельцев активов по поводу их обмена или использования  регулируются контрактами. Контракт - это соглашение по поводу обмена между  экономическими агентами, специфицирующее права и обязанности сторон. В основе классификации контрактов лежат четыре существенных характеристики:

      • устойчивость экономических связей между сторонами (разовые, периодические  или непрерывные сделки);

      • степень неопределенности (низкая или  высокая);

      • типы активов, или ресурсов (общие, специфические  или интерспецифические);

      • наличие (или отсутствие) гарантий выполнения сторонами своих обязательств.

      В соответствии с указанными выше параметрами  выделяют три типа контрактов: классический, неоклассический и отношенческий (имплицитный - от англ. implicit - неявный).

      Классический  контракт (рыночное управление) предполагает, что сделки между экономическими агентами носят разовый характер и ввиду низкой степени неопределенности все аспекты отношений могут быть предусмотрены заранее и включены в контракт. Таким образом, предметом классического контракта являются общие активы, он существует только в письменной форме, а защита прав заключивших его осуществляется судебной системой государства. Необходимым условием возможности заключения классического контракта О.Уильямсон называет соблюдение принципа полной рациональности. Так, приобретая вещь в магазине, покупатель, даже не подписывая никакой контракт, заключает сделку. В случае нарушения его прав, он имеет право на защиту, а продавец несет ответственность в соответствии с законодательством.

      Однако  в реальной рыночной экономике, как  правило, приходится сталкиваться с ограниченной рациональностью экономических агентов и неопределенностью. В таком случае имеет место неоклассический контракт (трехстороннее управление), характеризующийся регулярностью отношений между сторонами в ходе исполнения контрактных обязательств. Такой контракт  регулирует лишь некоторые из возможных вариантов развития отношений между сторонами и его предметом являются как общие, так и специфические активы. В этом случае контрактом предусматривается меньшая формальность отношений между агентами, возможно обращение к третьей независимой стороне для разрешения разногласий.

      В отношенческом, или имплицитном контракте при двухстороннем управлении имеют место долгосрочные и непрерывные во времени связи между экономическими субъектами в условиях высокой степени неопределенности, что позволяет преобладать неформальным договоренностям над формальными и интерспецифическими активами.

      Таким образом, в соответствии с неоинституциональным подходом фирму можно определить как сеть долгосрочных отношенческих  контрактов между собственниками интерспецифических активов с целью минимизации трансакционных издержек в условиях неопределенности и оппортунистического поведения агентов. Поскольку мы имеем дело с непрогнозируемым количеством вероятных ситуаций, предусмотреть которые заранее невозможно, природу фирмы можно характеризовать как долгосрочный неполный контракт.

      Институциональная теория фирмы изучает вопросы, связанные  не только с поиском оптимального размера фирмы, но и с причинами  ее происхождения, а также механизмами  внутренней координации ее деятельности. Эти механизмы во многом определяют лицо фирм - их организационные формы. 

 

2. анализ Типологии фирм 

2.1. Классификация фирм по механизмам внутренней координации

ее  деятельности 

     Определив фирму в соответствии с неоинституциональным подходом как сеть долгосрочных отношенческих контрактов между собственниками интерспецифических активов с целью минимизации трансакционных издержек в условиях неопределенности и оппортунистического поведения агентов, можно указать, что фирму можно охарактеризовать как долгосрочный неполный контракт. Следовательно, контракт называется фирмой, если он отвечает следующим условиям:

     1.Факторы  производства внутри данной коалиции  более производительнее чем вне  ее;

     2. Владельцы факторов производства  передают свою право на ресурсы  не полностью, а лишь доминируют  их на условиях выплаты частью избыточного дохода;

     3. Данная коалиция владельцев специфических  факторов производства покупает  прочие общие ресурсы. 

     Таким образом, фирма — это наименование, под которым предприятия (или их объединения) выступают в хозяйственной деятельности в качестве самостоятельного субъекта, либо это структура деятельности, направленная на поиск наиболее выгодного способа производства в условиях неопределенности.  Механизм внутренней координации деятельности фирмы будет во многом определять лицо фирмы – их организационные формы.

     Фирмой  называют и предприятие, и компанию, и хозяйственное общество, и коммерческую организацию. При этом разновидности  фирм можно определить и по функционированию на рынке, и по структуре организации, и по системе отношений, и по природе образования, и т.д.

     Для развития экономики объективно необходимо существование различных фирм. Различие тех задач, которые решаются фирмами  в непрерывной конкурентной борьбе,  и составляет суть управления фирмой, направленное на выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы. Для того, чтобы быть конкурентоспособной, фирма должна применять такой производственный процесс, который наиболее эффективно использует имеющиеся ресурсы. Главная составляющая любой функционирующей фирмы, - максимальный коммерческий успех, сопоставляющий затраты и результат экономической деятельности.

     С точки зрения рационального экономического поведения фирмы, она функционирует  эффективно, а значит, обеспечивает оптимальную комбинацию факторов, минимизирующую издержки производства, при единственно возможном объеме выпуска, максимизирующем прибыль.

     Существует  множество организационных форм бизнеса, или механизмов управления деятельностью фирмы. С правовой точки зрения, все организации выступают как юридические лица, подразделяемые на две группы: коммерческие и некоммерческие в зависимости от того, ставят ли они в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

     Классификация и краткая характеристика фирм автором  представлена в соответствии с механизмом  управления ее деятельностью:

     1.Индивидуальная (совместное производство продукта  различными ресурсами; взаимодействие  между несколькими собственниками  ресурсов;  существование центрального  агента)

     “+”  минимизация издержек на принятие решений; экономия на трансакционных издержках, связанных с отношением поручитель-исполнитель (отлынивание, шантаж).    

     “-”  короткий срок существования; трудности  с внешними инвестициями; недифференцированность ресурсов (вклад ресурсов в то дело которое мы знаем); управленческая некомпетентность; проблемы управления и контроля.

     2.Партнерство  (владельцами специфических факторов  производства являются несколько  человек; остаточный доход распределяется  между ними; права центрального  агента выполняют сами владельцы;  они и осуществляют контроль).

     “+” ослабление финансовых ограничений; диверсификация видов пр-ва.     

       “-” сложность принятия решений.; сложность оценки вкладов в  остаточном доходе.

     3.Корпорация (это форма независимого юридического  объекта, собственность которой  разделена на части в зависимости от вложения капитала). Собственники не имеют права найма и увольнения; право контроля ограничено (только за менеджерами); разделение функций управления; принятие риска; обеспечивает защиту от опортунистического поведения акционеров.

       “+” независимость от ее владельца; отсутствие ограничений внешних инвестиций; объединение капитала.   

     “-”  у менеджеров нет права на остаточный доход (возможно опортунистическое  поведение).

     4.Самоуправляющаяся  фирма (это форма хозяйственной  организации в которой инсайдеры обладают правом принятия решения на управление фирмой как целого, одновременно являются работниками фирмы).

      5.Регулируемая фирма (фирма в  которой государство определяет  остаточный доход по средствам  установления более низких цен,  перераспределение части прибыли в пользу потребителя).

     6.Государственная  фирма (право на остаточный  доход имеют потребители).

     7.Неприбыльная  фирма (собственники не имеют  права на остаточный доход) - например  потребительский кооператив, религиозные  организации. Основные формы организации бизнеса (т. е. коммерческие юридические лица); индивидуальные владения, партнерства и корпорации.

     Рассмотреть названные выше типы фирм можно в  концепции прав собственности, поскольку  право собственности - это санкционированные  поведенческие отношения между людьми, возникающие в связи с существованием ограниченных благ и их использованием, а фирма - это определенным образом организованный контракт между собственниками взаимоспецифических ресурсов. Ресурсы могут быть как общие (стоимость их одинакова, не зависит от фирмы и рынка) и специфические (их стоимость > в фирме, чем на рынке);  так и взаимоспецифические, так как они дают синергетический эффект (в результате совместной деятельности получают > чем по отдельности).

     Индивидуальное  владение представляет собой фирму, находящуюся в собственности одного лица (предпринимателя). Для индивидуального владения характерна концентрация всего пучка прав собственности в руках владельца фирмы.

     Партнерством называть фирму, которая находится в собственности двух или более лиц. Владельцы осуществляют совместное управление деятельностью фирмы, а доля в прибыли каждого из них пропорциональна его доле в уставном капитале. Партнеры несут совместную ответственность по обязательствам фирмы, величина которой определяется как их долей, так и видом партнерства. В зависимости от вида партнерства (полного или предусматривающего ограниченную ответственность) владельцы могут отвечать по обязательствам фирмы всем своим имуществом или в размере доли участия в уставном капитале фирмы.

     Наиболее  сложной организационной структурой и механизмами внутренней координации  хозяйственной деятельности обладает корпорация. Экономическая природа  корпорации и ее организационная  структура сложны и многогранны. В отличие от рассмотренных выше форм организации бизнеса, совладельцами корпораций могут являться десятки, сотни и даже тысячи экономических агентов.

     Можно классифицировать фирмы по признакам, отличным от их организационно-правовых форм. Наиболее распространенный подход к классификации фирм — разделение их на малые, средние или крупные. Следует выделить два основных метода классификации фирм — количественный и качественный.

     Согласно  наиболее известному методу классификации  фирм - количественному, - фирмы определяется как малые, средние или крупные в соответствии с абсолютной величиной какого-либо показателя или группы показателей. Как правило, в качестве таких показателей берутся количество занятых на фирме, размер ее активов и годовой оборот (валовая выручка за год).

     Варианты качественных классификаций фирм базируются на критериях, раскрывающих внутреннюю сущность фирмы: юридический статус, структуру управления фирмой, источники финансирования деятельности.

     В экономической литературе США7 указывается на то, что следует различать понятия "предприятие" и "фирма" Так, предприятие — это учреждение в форме фабрики, фирмы, небольшого или крупного магазина, которое выполняет одну или несколько специфических функций по производству и распределению товаров и услуг. Фирма же представляет собой организацию, которая владеет этими предприятиями и ведет на них хозяйственную деятельность. Отдельные фирмы имеют только одно предприятие, а многие — владеют и управляют несколькими предприятиями.

      Различают и фирмы, которые владеют предприятиями  на различных стадиях производственного процесса (вертикальное комбинирование), или объединяют несколько предприятий на одной стадии производства (горизонтальное комбинирование), и конгломераты, охватывающие предприятия, которые функционируют во многих различных отраслях.

      Некоторые авторы8 называют два вида организаций фирм. Так, они указывают, что предпринимательская фирма представляет собой организацию, формируемую и управляемую с целью зарабатывания прибыли для ее владельцев посредством производства одного или более товаров для продажи на рынке. Эти фирмы различаются по размеру — от небольших мастерских до огромных корпораций — и функционируют в сфере производства.

Информация о работе Фирма как основной субъект микроэкономического анализа