Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 14:52, курсовая работа
В экономической литературе дается несколько определений фирмы. Фирмой называют и предприятие, и компанию, и хозяйственное общество, и коммерческую организацию. И организацию, которая владеет предприятиями и ведет на них хозяйственную деятельность. Фирма может иметь в своем составе одно или несколько предприятий. Объединение последних является результатом горизонтальной или вертикальной интеграции а также диверсификации когда фирма выступает как «конгломерат»
Введение 3
Глава 1. Определение фирмы и причины ее возникновения 5
1.1. Сущность определения фирмы
1.2. Технологический и институциональный подходы к природе фирмы
Глава 2. Анализ типологии фирм 15
2.1. Классификация фирм по механизмам внутренней координации ее деятельности
2.2. Фирма как крупное современное предприятие (опыт Запада)
Глава 3. Роль фирм в экономике 26
3.1. Производственная функция фирмы
3.2. Правило минимизации издержек и условия максимизации прибыли в деятельности фирмы
Заключение 33
Список источников и литературы 34
Приложение
С
развитием системы участия
Как правило, структура современной корпорации включает в себя:
-
«чистый» холдинг – держатель
акционерных портфелей,
- субхолдинг – холдинги, подчиненные головному, держатели акционерных портфелей внучатых и т.п. фирм;
-
смешанные холдинги –
- акционерные компании, занятые непосредственно производственно-сбытовой деятельностью.
Система
участия оказывает существенное
воздействие на размывание отраслевой
принадлежности фирмы, так как позволяет
скупать контрольные пакеты акций
предприятий различных
Диверсификация – это проникновение крупных компаний в другие отрасли, не находящиеся в прямой производственной или функциональной связи с их отраслью. Процесс диверсификации получил наибольшее распространение после Второй мировой войны.
На сегодняшний день диверсификация – главное направление процесса концентрации в Японии, где доля вертикальных слияний составляет 14,2%, горизонтальных – 23,4%, диверсификационного типа – 55%. В США на долю диверсификационных слияний и поглощений приходится около 65% их общего количества. Диверсификация приводит к образованию концернов и конгломератов.
Концерн – союз, в который объединяются как отдельные предприятия, так и их объединения различных отраслей производства, при наличии одного ведущего направления на основе общей финансовой зависимости от головной компании. Конгломерат – крупное объединение разнородных фирм и производств, не связанных ни технологией, ни рынком и не имеющих профилирующей специализации. Данное объединение не получило широкого распространения.
Основные тенденции развития концернов – как наиболее распространенной формы крупного предприятия на современном этапе:
Обобщая вышесказанное крупная современная фирма:
-
с точки зрения характера
-
с точки зрения характера
-
с точки зрения приложения
капитала – это
3.
Роль фирм в экономике
3.1.
Производственная функция
фирмы
Теория производства изучает зависимость между количеством используемых ресурсов и объемами выпускаемой продукции. В основе этой теории лежит концепция производственной функции фирмы.
Производственная функция определяет максимальный объем выпуска продукции при каждом заданном количестве ресурсов. Эта функция описывает зависимость между затратами ресурсов и выпуском продукции, позволяя определить максимально возможный объем выпуска продукции при каждом заданном количестве ресурсов, или минимально возможное количество ресурсов для обеспечения заданного объема выпуска продукции. Производственная функция суммирует только технологически эффективные приемы комбинирования ресурсов для обеспечения максимального выпуска продукции. Любое усовершенствование в технологии производства, способствующее росту производительности труда, обусловливает новую производственную функцию.
Производственный процесс представляет собой способ соединения факторов производства с целью их превращения в конечные товары и услуги. В данном случае, необходимо исходить из предположения, что главной целью фирмы является максимизация прибыли. Для того, чтобы быть конкурентоспособной, фирма должна применять такой производственный процесс, который наиболее эффективно использует имеющиеся ресурсы. Иначе говоря, для производства заданного объема продукции используется минимальное количество ресурсов. Это - главная составляющая любой функционирующей фирмы, максимизирующей прибыль. Производственные методы считаются технологически неэффективными, если для выпуска заданного объема продукции они используют больше ресурсов, чем другие методы, обеспечивающие те же объемы выпуска.
Например, если имеются два варианта возможного сочетания факторов при производстве продукции, то очевидно выбирается тот вариант, который является технологически более эффективным, и при котором при том же количестве единиц капитала используется меньшее количество единиц труда. Следовательно, производственная функция будет учитывать технологически эффективный вариант производства. Причем, не только сами ресурсы должны использоваться наиболее эффективно, но и создаваемая в результате продукция должна отвечать требованиям потребителей и по цене, и по качеству. Фирма должна одновременно и обеспечивать потребности покупателей, и применять наиболее эффективные технологические и экономические способы производства. Если фирма не выполняет эти условия, то она неизбежно утратит свою конкурентоспособность.
Рассмотрим производственный процесс, при котором различные количества труда (L) и капитала (К) могут быть использованы для производства телевизоров (Q). Производственная функция для такой системы будет иметь следующий вид:
Q=f(L,K)
Характеристика производственной функции позволяет сделать вывод о том, что существуют определенные комбинации различных факторов для производства максимального объема конкретного вида продукции. Это значит, производственная функция показывает максимальное количество товара, которое может быть произведено при различных сочетаниях факторов К10 и.. L11 Производственная функция также показывает альтернативные возможности, при которых различные комбинации факторов обеспечивают один и тот же объем выпуска продукции.
При изучении производственной функции необходимо рассматривать категории эффекта масштаба производства и отдачи от фактора.
Масштаб производства также задается производственной функцией. Например, производственная функция выпуска телевизоров описывается уравнением (1). Если фирма принимает решение об одновременном и пропорциональном изменении количества всех применяемых факторов, то налицо - изменение масштаба производства.
Предположим, что фирма, имеющая первоначально объем выпуска продукции Q1 , принимает решение об увеличении масштаба производства в п раз. В этом случае заданная производственная функция примет следующий вид: Q2 =f(nL, nK), где Q2 - объем выпуска телевизоров после изменения масштаба производства.
Взаимосвязь между изменением масштаба производства и соответствующим изменением в объеме выпуска продукции называется отдачей от масштаба. Отдачу от масштаба можно измерить путем сравнения процентного изменения в выпуске продукции с процентным изменением в количестве всех применяемых факторов.
Принято различать постоянную, возрастающую и убывающую отдачу от масштаба. Если при пропорциональном увеличении количества факторов в п раз, объем производства тоже возрастет в п-раз, то имеет место постоянная отдача от масштаба, т. е. Q2 = nQ1 (где Q1 - первоначальный объем производства). Например, фирма столкнется с ситуацией постоянной отдачи от масштаба, если при пропорциональном удвоении количества всех ресурсов объем производства тоже удвоится. В случае, когда пропорциональное увеличение количества всех применяемых факторов в п-раз вызовет рост объема производства больше, чем в п-раз, наблюдается возрастающая отдача от масштаба, т. е. Q2 > nQ1.
Предположим, что фирма использует следующее сочетание факторов: 1 ед. труда и 3 ед. капитала. В случае пропорционального удвоения всех факторов их комбинация будет выглядеть следующим образом: 2 ед. труда и 6 ед капитала. Такое сочетание факторов обеспечит объем производства, означающий увеличение количества факторов производства на 100%, что приведет к росту объема выпуска продукции. В данном случае производственная функция демонстрирует возрастающую отдачу от масштаба. Источниками возрастающей отдачи будут являться специализация в рамках фирмы и используемая технология. Увеличение масштабов производства может позволить фирме нанимать специалистов в той или иной области производственной и сбытовой деятельности. А разделение труда на крупной фирме позволит рабочим специализироваться на отдельных операциях. Крупная фирма может себе позволить такие расходы, которые, изменяя внутреннюю организацию производства, в итоге и приведут к более чем пропорциональному увеличению выпуска по сравнению с затратами. Технология же позволяет использовать крупные капиталоемкие производственные мощности, которые более производительны в расчете на единицу готовой продукции.
Когда пропорциональное увеличение всех применяемых факторов в п раз вызывает рост объема производства меньше, чем в п раз, имеет место убывающая отдача от масштаба, т. е. Q2 < nQ1.
Причинами уменьшающейся отдачи от масштаба чаще всего бывают растущие бюрократические, или иерархические, издержки внутреннего управления разросшейся фирмы. В целом это ведет к снижению эффективности производства.
Отдача от фактора показывает зависимость между объемом выпускаемой продукции и изменениями в количестве одного фактора при неизменном количестве другого. По мере наращивания одного переменного фактора начинает проявляться тенденция, известная как закон убывающей предельной производительности, или убывающей предельной доходности фактора производства.
Анализ теории предельной производительности факторов требует рассмотрения таких понятий, как общий, предельный и средний продукт переменного фактора производства. Общий продукт (ТУ) - это суммарный объем выпуска продукции, полученный в рамках заданной производственной функции, и измеренный в физических единицах.
Понятие
общего продукта позволяет выявить
зависимость между объемом
Q=f(L)
, при К- const.
Это уравнение выражает отношение между общим выпуском продукции и количеством фактора L, при условии, что количество фактора К постоянно и равно 2 ед. Графически данная производственная функция будет иметь следующий вид:
Q
Количество продукции
60
40
20
Информация о работе Фирма как основной субъект микроэкономического анализа