Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 18:14, курсовая работа
В условиях рынка роль финансов значительно возросла - организация любой хозяйственной деятельности требует финансового обеспечения.
Понять содержание и особенности финансовой системы можно через раскрытие сущности финансов и финансовых отношений.
Финансы – это обособленные от движения товаров денежные средства в различных видах и формах, включая наличные и безналичные деньги, деньги на счетах и вкладах, а также ценные бумаги, обладающие свойством быть денежным эквивалентом.
ВВЕДЕНИЕ
1 Значение финансовой системы в современной рыночной экономике
1.1 Понятие финансов. Финансовые отношения
1.2 Финансы и их роль в рыночной экономике
2 Финансовая система в рыночной экономике зарубежных стран
3 Финансовая система в рыночной экономике Республики Беларусь
3.1 Финансовая система Республики Беларусь
3.2 Пути совершенствования финансовой системы в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Каждый из этих видов налогов имеет свои достоинства и недостатки с точки зрения как государства, заинтересованного в получении налогов и поддержании экономической и социальной стабильности в обществе, так и плательщиков, не испытывающих особого удовольствия от уплаты налогов.
Главное достоинство прямых налогов заключается в том, что они обеспечивают относительно стабильные поступления в госбюджет. Кроме того, они достаточно эффективны как средство целенаправленного воздействия на совокупный спрос и как фактор перераспределения доходов и обеспечения социальной стабильности.
Недостатки прямых налогов связаны с их открытостью. Плательщики хорошо видят долю и величину изымаемого у них дохода и, если сумма значительна, стремятся его как-то избежать, в том числе и путем сокрытия доходов.
Достоинства косвенных налогов связаны с их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен косвенный налог. С социально-политической точки зрения это очень важно.
Благодаря косвенным налогам цены на товары с низкой себестоимостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров.
Так происходит с ценами на спиртные напитки, табачные изделия.
Такие косвенные налоги, как таможенные пошлины, помогают государству влиять на национальных товаропроизводителей, защищая их от иностранных конкурентов и поощряя их выход на мировой рынок.
Главный недостаток косвенных налогов заключается в том, что они усиливают неравномерность распределения налогового бремени среди населения. Очевидно, что для богатой части населения повышение цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. В этой связи нередко товары для бедных освобождаются от налогообложения, и наоборот, товары для богатых облагаются повышенными налогами.
Другой недостаток косвенных налогов заключается в их инфляционном характере.
Обращение к формам налогов указывает на важность такой организации сбора налогов, чтобы усиливались их достоинства, а недостатки нейтрализовались или ослаблялись. Для этого очень важно соблюдение основных принципов налогообложения.
Первые пять (наиболее фундаментальные принципы) в свое время выделил А.Смит [14, с.60].
1. Принцип справедливости налогообложения. Суть принципа заключается в обеспечении равномерного наложения налогового бремени на всех плательщиков.
2. Принцип постоянства налогов. Данный принцип требует того, чтобы число налогов, их ставки не менялись часто, чтобы плательщик задолго вперед знал, что и сколько ему придется платить государству. Тогда он может планировать свою деятельность и осуществлять ее более уверенно и успешно[14, с.61].
3. Простота налоговой системы, ее удобство для плательщиков. Сложная система нередко создает у плательщиков впечатление, что их обманывают при изъятии налогов, берут лишнее. Поэтому они стремятся по возможности свои доходы утаивать. Вот почему необходимо, чтобы налоговая система была простой и понятной.
4. Принцип экономичности налогообложения.
Практика показала, что объем налоговых поступлений зависит и от ставки налогов. Чрезмерно высокая ставка может обернуться меньшим объемом поступлений, чем невысокая ставка. Зависимость объема налоговых поступлений от уровня налоговой ставки иллюстрируется с помощью кривой Лаффера.
Рис 1.1.1 – Кривая Лаффера
Примечание. Источник: [14, с.62].
Кривая хорошо показывает, что ставка налога не должна превышать 50%, так как дальнейшее ее повышение влечет снижение налоговых поступлений. Последние могут опуститься до нуля, если установить 100%-ю ставку. Эта тенденция обусловлена тем, что у плательщиков исчезает стимул иметь высокие доходы, так как все равно большую часть их придется отдать [14, с.62].
5. Кривая Лафера выводит еще на один принцип, который выдвинул еще А.Смит – это принцип неотягощенности налогов. Размер налога должен быть таким, чтобы он не очень обременял плательщиков и они могли его уплатить без особого ущерба для своего благосостояния.
К предложенным А.Смитом принципам налогообложения можно также добавить принципы обязательности и всеобщности налогообложения, смысл которых ясен из их названия. Поскольку налог предстает как обязательный платеж, то его должны платить все, кому положено. Для этого в Республике Беларусь созданы специальные органы в виде налоговых инспекций и налоговых полиций, которые следят за уплатой налогов, выявляют и наказывают неплательщиков.
Еще один принцип – системность налогообложения. Суть его заключается в том, что совокупность всех видов налогов, их ставки, способы изъятия, налоговое законодательство и налоговые органы образуют налоговую систему страны и эта система должна быть непротиворечивой, все ее элементы должны быть взаимосвязаны и взаимодополнять друг друга [14, с.63].
Таким образом, финансы - система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их кругооборота. Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, необходимых государству для выполнения своих экономических, социальных и политических функций. В качестве финансового плана госбюджет состоит из двух частей: статей доходов и статей расходов. Если сумма расходов равна сумме доходов, то бюджет считается сбалансированным. Если доходы превышают расходы, то возникает профицит бюджета, если наоборот – дефицит.
Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы.
В рыночной экономике финансы играют исключительно важную роль. Рассмотрим ее по порядку.
1. Распределительная и перераспределительная роль. Именно через финансы идет распределение валового продукта и национального дохода по различным сферам экономики, отраслям, регионам и отдельным субъектам экономики.
2. Воспроизводственная роль. Через финансы образуются необходимые обществу воспроизводственные фонды: фонд возмещения материальных затрат, фонд амортизации, фонд потребления, фонд накопления. Эти фонды создаются на различных уровнях национальной экономики, начиная от отдельных предприятий.
3. Учетно-контролирующая роль. По движению финансов можно следить, как работают отдельные предприятия, отрасли, регионы, экономика в целом. Например, если предприятие задерживается с выплатой налогов или с выдачей заработной платы, то становится ясно – предприятие испытывает трудности [14, с.63].
4. Стимулирующая роль. Эта роль финансов связана с финансовой дисциплиной, предполагающей обязательность платежей, перечислений в определенных объемах и в установленные сроки. Тем более что необходимость исполнения финансовых обязательств подкрепляется системой штрафов, пени и даже уголовных наказаний за их неисполнение.
5. Регулирующая роль. Через финансы государство имеет возможность целенаправленно воздействовать на отдельные предприятия, отрасли и регионы. Делается это путем повышения или понижения налогов, введения или отмены налоговых льгот, предоставлений из госбюджета субсидий, займов и т.п.
6. Социальная роль. Через фонды социального страхования, социального обеспечения, через финансовые льготы государство имеет возможность воздействовать на социальное положение различных категорий населения, на общий социальный климат в стране.
7. Наконец, финансы играют и политическую роль. Финансы позволяют обеспечить успех (или неуспех) внутренней и внешней политики правительства. Благодаря финансам проводятся общенациональные и региональные выборы, итог которых в рыночной экономике во многом зависит от финансовой поддержки кандидатов. Финансы определяют обороноспособность страны, ее экономическую и политическую целостность [14, с.64].
В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.
Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:
1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.
2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.
3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.
Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).
Финансовое регулирование экономических и социальных процессов - второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.
Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:
- через эффективное вложение финансовых ресурсов;
- создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);
- использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);
- использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.) [4].
Таким образом, можно сделать вывод об интегральном значении финансов, о том, что они являются стержнем и экономической, и социальной, и политической системы общества.
41
Государственное регулирование экономики в США началось еще президентом Ф. Рузвельтом после депрессии 1929-1932 гг., когда безработица достигла уровня 25%. В пятидесятые-шестидесятые годы федеральное правительство старалось включать в регулирование экономики городские власти. Основным инструментом являлось финансовое воздействие [18].
Последнее время часто можно слышать рассуждения отечественных экономистов о полной свободе рынка, недопустимости государственного вмешательства в рыночную экономику, о том, что есть только две формы хозяйства: или свободный рынок, или государственное регулирование, что якобы адекватно сохранению административно-командной системы. Думается, что требование полной свободы рынка и отказа от его государственного регулирования - естественная реакция на те времена, когда повсеместно действовали всевозможные ограничения и было тотальное господство плановых методов руководства экономикой [16].
Налоговая политика западных стран, как правило, рассчитана на привлечение частного капитала. Стимулирующее воздействие налоговых льгот можно рассматривать как форму косвенного субсидирования предпринимательской деятельности.
В ряде стран практикуется поощрение капитальных вложений в отсталых регионах, например, вложений на территориях, находящихся на окраинах промышленных городов, вложений на реконструкцию и модернизацию действующего производства. Местными органами выплачивается надбавка к инвестициям, не подлежащая налогообложению и доходящая до 10% общего объема капиталовложений. Независимо от надбавки или в дополнение к ней из бюджета в ряде случаев может выплачиваться субсидия на капитальные вложения. Но субсидия облагается налогом. Это широко практикуется, например, в Германии [13].
Начиная с 1985 г. во многих странах применяются методы поощрения создания на территориях муниципалитетов в областях, переживающих структурный кризис, новых высокотехнологичных производств. Например, в Германии, во Франции введена специальная надбавка к капиталовложениям за каждое вновь созданное рабочее место.
С течением времени ранее высокоразвитые передовые отрасли под воздействием научно-технической революции могут прийти в упадок и сдерживать экономический рост региона. Например, в Великобритании на промышленные районы, переживающие депрессию, приходится более половины национальной территории, на которой сосредоточено около четверти населения страны. Это Шотландия, Уэльс, Северный район Англии, Северная Ирландия, Корнуолл, Мерсейсайд. В Бельгии - это районы каменноугольной и угольно-металлургической промышленности, которые занимают 36% территории страны. Для этих регионов главной является задача переориентации промышленности на развитие новых передовых производств, сопровождаемой модернизацией инфраструктуры и переквалификации рабочей силы.
Великобритания, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия практикуют государственные инвестиции в отсталые районы, размещение там предприятий национализированных отраслей, строительство производственных зданий широкого назначения, которые сдаются в аренду или продаются предпринимателям на выгодных условиях. Государство предоставляет субсидии и займы целевого назначения [2].
Информация о работе Финансовая система в современной рыночной экономике