Финансовая система в современной рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рынка роль финансов значительно возросла - организация любой хозяйственной деятельности требует финансового обеспечения.
Понять содержание и особенности финансовой системы можно через раскрытие сущности финансов и финансовых отношений.
Финансы – это обособленные от движения товаров денежные средства в различных видах и формах, включая наличные и безналичные деньги, деньги на счетах и вкладах, а также ценные бумаги, обладающие свойством быть денежным эквивалентом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 Значение финансовой системы в современной рыночной экономике
1.1 Понятие финансов. Финансовые отношения
1.2 Финансы и их роль в рыночной экономике
2 Финансовая система в рыночной экономике зарубежных стран
3 Финансовая система в рыночной экономике Республики Беларусь
3.1 Финансовая система Республики Беларусь
3.2 Пути совершенствования финансовой системы в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

2366 курсовая макроэкономика.doc

— 377.00 Кб (Скачать)

Для оживления экономической деятельности используются такие нормы финансового воздействия, как субсидирование капитальных вложений в промышленности, субсидирование цен - льготные тарифы на электроэнергию и воду для отдельных районов, льготные условия кредитования - займы под низкий процент, долгосрочные займы, дотации по кредитам.

Финансовое воздействие на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Речь идет о регулировании развития районов с высокой концентрацией производства и населения. Первоначально эта проблема возникла в Великобритании и во Франции, что было вызвано моноцентрической структурой хозяйства, где один город (или район) стоит во главе иерархии городов и агломераций. Чрезмерная концентрация населения и хозяйственной активности ведет к обострению проблем народонаселения, сохранности окружающей природной среды, ресурсосбережения. В основе сдерживающих мер лежит дополнительное налогообложение, что широко практикуется в Нидерландах, или лицензирование предпринимательской деятельности, как во Франции, Великобритании, Италии.

Проблема чрезмерной концентрации населения особенно остра в Японии. 60 млн.человек, или более половины населения страны, живут на территории, составляющей 10 тыс.км2. Особенно густо заселен район Токайдо, где расположены три крупнейших города: Токио, Нагоя, Осака. В этих условиях особую роль приобретают налоги на продажу земли и на пользование ею [13]. 

Органы управления на всех уровнях осуществляют финансовое воздействие на развитие экономики и через контроль за ценами. Во многих странах местные органы власти выступают регуляторами цен на продукцию отраслей общественного пользование. Необходимость регулирования цен обусловливается потребностями производства, нуждающегося в данной продукции по умеренным тарифам. Основной принцип регулирования заключается в ограничении нормы прибыли предприятий отраслей общественного пользования обычно до 5-7% на основной капитал. В США, например, комиссии штатов могут вводить новые тарифы, если нормы прибыли превышают установленный уровень. Аналогичное положение в Германии, Японии. Местные органы управления регулируют цены на коммунальные услуги, устанавливая их предельный размер по отдельным регионам. В Греции регулируются цены на основные продукты питания. В отдельных городах США и Англии введены твердые цены на жилье для категорий населения, доход которых ниже определенной черты.

К другим формам финансового воздействия на экономику относятся:

- приобретение участков земли для развития хозяйственной деятельности;

- оказание частным предприятиям помощи в рекламе и реализации выпускаемой продукции, ее экспорте;

- строительство необходимых дорог, мостов, автостоянок;

- техническая помощь частным предприятиям;

- предоставление кредитов на льготных условиях;

- поддержка мелких малорентабельных предприятий [15].

Германия, как и прежде, стремится предоставить максимальную свободу предпринимателям и не давать государственных команд отдельным из них. Тем не менее государственное воздействие на экономику очень сильно. Одно из проявлений: государство ведет борьбу с созданием картелей и слиянием предприятий. Именно Германия до окончания второй мировой войны была страной крупных картелей, обладающих огромной экономической и политической мощью. Затем был издан закон, устанавливающий правила конкуренции и создающий благоприятные условия для развития свободной конкуренции. Так, законодательно запрещены договоры о ценах между предпринимателями. Правомочность слияния различных предприятий определяется федеральным ведомством по картелям на основании заключения независимой комиссии из ученых и экономистов, ибо в основе рыночных отношений должна лежать свободная конкуренция.

Финансовое воздействие на экономику осуществляется во многом через банковскую систему. В Германии она состоит из центрального банка с сети независимых от него коммерческих банков. Немецкий федеральный банк - единственный орган, имеющий право вводить в обращение деньги. Он контролирует обращающуюся денежную массу и стоимость кредита.

Коммерческие банки хотя и независимы и работают на свой страх и риск, но испытывают сильное государственное воздействие. Им устанавливаются минимальный уставный капитал, квалификация менеджеров банка, предельные объемы предоставляемых кредитов. Делается это в интересах клиентов банка.

Центральный банк регулирует процентные ставки и этим влияет на деловую активность.

Законы о конкуренции не распространяются на транспорт, добычу угля и стали, банковское дело, коммунальные службы (снабжение водой и электроэнергией), сельское хозяйство. В этих отраслях государство регулирует объемы, цены, доступ на рынок. Считается, что в этих отраслях конкуренция не может обеспечить успешного выполнения возложенных на нее функций. В этих отраслях большой удельный вес государственных предприятий, поскольку главное для них не прибыль, а удовлетворение потребностей общества. Кроме того, к ряду отраслей применяется политика государственного протекционизма [2].

Таким образом,   в условиях частной собственности на землю и средства производства роль государственных и местных органов управления в развитии экономики велика и многообразна. Налоговая политика западных стран, как правило, рассчитана на привлечение частного капитала. Стимулирующее воздействие налоговых льгот можно рассматривать как форму косвенного субсидирования предпринимательской деятельности.

 

 



41

3                   Финансовая система в рыночной экономике Республики Беларусь

 

3.1 Финансовая система Республики Беларусь

 

Финансовая система Республики Беларусь включает в себя сферы: общегосударственные (централизованные финансы) и финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы). В условиях рыночных отношений третьей сферой является финансовый рынок, служащий для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств и обеспечивающий процесс перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.

В белорусской экономике идет процесс становления финансового рынка.

Следует отметить также и то, что ряд авторов в состав финансовой системы включают сферу финансовых органов:

        министерство финансов,

        финансовые органы отраслевых министерств, ведомств, предприятий и прочих структур,

        государственные налоговые службы и т.д

В этом случае финансовые отношения связаны с системой государственного управления.

Состав финансовой системы Республики Беларусь характеризуется такими звеньями, которые выражают государственное устройство и экономические основы хозяйственной деятельности. Основные звенья - государственный бюджет и финансы субъектов хозяйствования, характеризующиеся обособлением финансовых ресурсов и организационно-правовой основой их формирования [14]. 

На 2010 год был утвержден республиканский бюджет по расходам в сумме 38 222 389 047 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 35 522 389 047 тыс. рублей.

Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2010 год установлен в сумме 2 700 000 000 тыс. рублей.

Доходы республиканского бюджета формируются за счет:

1. налоговых доходов:

   налога на прибыль;

   налога на доходы;

   налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским и международным лотереям;

   налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;

   налога на добавленную стоимость;

   акцизов;

   налога на приобретение автомобильных транспортных средств;

   сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

   сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств;

   патентных пошлин;

   сбора за предоставление права ввоза на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ;

   налога за использование природных ресурсов;

   таможенных пошлин и таможенных сборов;

   оффшорного сбора;

   государственной пошлины в соответствии с законодательными актами;

   консульских сборов;

   гербового сбора;

   других налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) (за исключением зачисляемых в местные бюджеты), иных налогов, сборов (пошлин), установленных Президентом Республики Беларусь и (или) законами, прочих налоговых доходов, установленных законодательными актами;

2. взносов на государственное социальное страхование;

3. неналоговых доходов (за исключением средств, формирующих местные бюджеты):

             за пользование денежными средствами республиканского бюджета, включая проценты и пеню по бюджетным займам, бюджетным кредитам;

             от дивидендов на акции (доли в уставных фондах), которые находятся в республиканской собственности, и доходов от других форм участия в капитале;

             от сдачи в аренду имущества, находящегося в республиканской собственности, в соответствии с законодательными актами;

             средств, поступающих в республиканский бюджет в счет компенсации расходов государства;

             от реализации в соответствии с законодательством имущества, находящегося в республиканской собственности, а также имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;

             от реализации имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства (за исключением средств, полученных от реализации бесхозяйного имущества, находок или кладов, безнадзорных животных);

             штрафов за совершение административных правонарушений, зачисляемых в соответствии с законодательством, а также преступлений;

             от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных изъятием сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда;

             безвозмездной (спонсорской) помощи и добровольных взносов (перечислений) организаций и физических лиц в республиканский бюджет в соответствии с законодательством, кроме безвозмездных поступлений;

             прочих неналоговых доходов в соответствии с законодательными актами;

4. безвозмездных поступлений  [8]. 

Несмотря на динамичное развитие в предыдущем временном периоде экономики и денежно-кредитной сферы, в настоящее время имеется ряд нерешенных проблем и макроэкономических рисков, которые ограничивают эффективность проводимой денежно-кредитной политики и развитие банковского сектора [12, с. 14].

Опыт зарубежных стран, собственный опыт республики показывают, что в условиях рынка экономика в целом, отдельные предприятия нуждаются в финансовом контроле в той же, а может быть и в большей степени, чем в другие периоды развития общества.

В Республике Беларусь придается большое значение совершенствованию государственного контроля. В этих целях реорганизуются прежние и создаются новые органы, в функции которых входит осуществление финансового контроля [8].

Роль финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.) [2, с. 118].

Совершенствование финансового контроля в Республике Беларусь должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание методологических основ финансового контроля в РБ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т.п. Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения. Необходимо также завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля, используя опыт зарубежных стран.

Министерство финансов в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет многочисленные функции, к которым прежде всего относятся: методическое руководство бюджетно-финансовой сферы в республике, изучение экономики и финансов отраслей народного хозяйства, разработка предложений по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета; организация работы по составлению проекта республиканского бюджета, определение порядка, сроков составления и предоставления Министерству финансов министерствами, ведомствами, исполкомами, предприятиями, учреждениями, организациями прогнозных данных о доходах и расходах бюджетов для разработки проекта республиканского бюджета и нормативов отчислений от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты; составление проекта республиканского бюджета и вместе с проектом закона о бюджете на очередной бюджетный год представление их в Совет Министров Республики Беларусь.

Информация о работе Финансовая система в современной рыночной экономике