Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 18:14, курсовая работа
В условиях рынка роль финансов значительно возросла - организация любой хозяйственной деятельности требует финансового обеспечения.
Понять содержание и особенности финансовой системы можно через раскрытие сущности финансов и финансовых отношений.
Финансы – это обособленные от движения товаров денежные средства в различных видах и формах, включая наличные и безналичные деньги, деньги на счетах и вкладах, а также ценные бумаги, обладающие свойством быть денежным эквивалентом.
ВВЕДЕНИЕ
1 Значение финансовой системы в современной рыночной экономике
1.1 Понятие финансов. Финансовые отношения
1.2 Финансы и их роль в рыночной экономике
2 Финансовая система в рыночной экономике зарубежных стран
3 Финансовая система в рыночной экономике Республики Беларусь
3.1 Финансовая система Республики Беларусь
3.2 Пути совершенствования финансовой системы в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
повысить капиталоемкость страховых организаций;
сформировать национальную систему экспортных кредитов [11, с. 26].
5) Развитие малого и среднего предпринимательства
Государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства будет направлена на создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию данного сектора экономики, формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, стимулированию развития предпринимательства в малых городских поселениях и сельской местности.
Для этого предусматриваются:
комплексное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства;
обеспечение координации деятельности государственных органов и общественных организаций по оказанию поддержки малому и среднему предпринимательству;
создание благоприятных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, внедрение механизмов гарантирования возврата микрокредитов, а также к материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям;
дальнейшее расширение и совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства;
активизация производственной, инновационной, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности и наращивание экспортного потенциала субъектов малого предпринимательства на основе повышения уровня конкурентоспособности производимой ими продукции;
организация взаимодействия малых производственных предприятий с крупными путем развития кооперативных связей [11, с. 27].
Таким образом, для совершенствования финансовой системы Республики Беларусь и обеспечения устойчивого роста экономики разработана усовершенствованная программа бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, развития рыночной инфраструктуры и малого и среднего предпринимательства.
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.
Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, необходимых государству для выполнения своих экономических, социальных и политических функций. В качестве финансового плана госбюджет состоит из двух частей: статей доходов и статей расходов. Если сумма расходов равна сумме доходов, то бюджет считается сбалансированным. Если доходы превышают расходы, то возникает профицит бюджета, если наоборот – дефицит.
Под налогом понимается обязательный платеж, поступающий государству в определенных законодательством размерах и в установленные сроки. Налоги могут поступать не только в госбюджет, но и во внебюджетные фонды: фонд социального страхования, фонд занятости, дорожный фонд и т.д. Объем налоговых поступлений зависит и от ставки налогов. Чрезмерно высокая ставка может обернуться меньшим объемом поступлений, чем невысокая ставка. Зависимость объема налоговых поступлений от уровня налоговой ставки иллюстрируется с помощью кривой Лаффера.
Можно сделать вывод об интегральном значении финансов, о том, что они являются стержнем и экономической, и социальной, и политической системы общества.
Финансовые отношения хозяйствующего субъекта составляют основу финансов. Финансы выражают форму движения стоимости в производственно-торговом процессе и отражают законченность актов товарно-денежных отношений, общественное признание произведенных потребительных стоимостей, т. е. произведенный товар нашел своего потребителя
Финансы хозяйствующего субъекта выполняют три функции:
· формирование денежных фондов (доходы);
· использование денежных фондов (расходы);
· контроль за формированием и использованием денежных фондов.
В условиях частной собственности на землю и средства производства роль государственных и местных органов управления в развитии экономики велика и многообразна. Налоговая политика западных стран, как правило, рассчитана на привлечение частного капитала. Стимулирующее воздействие налоговых льгот можно рассматривать как форму косвенного субсидирования предпринимательской деятельности. Для оживления экономической деятельности используются такие нормы финансового воздействия, как субсидирование капитальных вложений в промышленности. Говоря о финансах зарубежных стран, следует иметь в виду, что они не имеют единой бюджетной системы. Это относится как к федеральным, так и к унитарным государствам. Финансы крупных регионов штатов, земель, департаментов, провинций и местных органов управления - городов, графств обособлены. Государственный бюджет не является сводным. Наша страна переходит к аналогичному бюджетному устройству.
Финансовая система Республики Беларусь включает в себя сферы: общегосударственные и финансы предприятий, учреждений, организаций. Доходы республиканского бюджета формируются за счет:
1. налоговых доходов;
2. взносов на государственное социальное страхование;
3. неналоговых доходов;
4. безвозмездных поступлений.
В Республике Беларусь придается большое значение совершенствованию государственного контроля. В этих целях реорганизуются прежние и создаются новые органы, в функции которых входит осуществление финансового контроля.
Для совершенствования финансовой системы Республики Беларусь и обеспечения устойчивого роста экономики разработана усовершенствованная программа бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, развития рыночной инфраструктуры и малого и среднего предпринимательства.
7. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новиков [и др]. - Минск: БГЭУ, 2007. – 415с.
8. Макроэкономика: учеб. пособие/ И.В. Новикова, А.П. Морова, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн.: Акад. Упр. При Президенте РБ, 2006. – 343с.
41
Таблица А. Показатели экономической безопасности Республики Беларусь в стратегии устойчивого развития до 2020 г
Наименование показателей | Пороговое значение | Величина показателя в | Вероятные социально-политические, экономические и экологические последствия | |||
---|---|---|---|---|---|---|
| показателя | 2002 г. | 2010 г. | 2020 г. | в случае выхода за пороговые значения | |
|
|
|
|
|
| |
Экономика | ||||||
ВВП по паритету покупательной способности на душу населения, тыс. долл. США |
|
|
|
| Депрессивное состояние экономики, социальная нестабильность, бегство капиталов | |
Расходы на научные исследования и разработки к ВВП, % | не менее 1,5 |
|
|
| Разрушение интеллектуального потенциала | |
Отношение внешнего долга к ВВП, % |
|
| не более 15 | не более 15 | Увеличение выплат по внешнему долгу, рост дефицита бюджета, дестабилизация экономики | |
Отношение внутреннего долга к ВВП, % |
|
| не более 10 | не более 10 |
| |
Отношение внешнего долга к экспорту, % |
|
|
|
| Увеличение выплат по внешнему долгу, рост дефицита бюджета, дестабилизация экономики | |
Дефицит консолидированного государственного бюджета к ВВП, % |
|
|
|
| Проблемы с источниками покрытия дефицита, возрастание затрат на обслуживание госдолга | |
Степень износа активной части ОПФ, % |
|
|
|
| Снижение конкурентоспособности и качества промышленной продукции, рост энергоемкости, затрат на ремонт и аварийность | |
Объем инвестиций к ВВП, |
|
|
|
| Замедление экономического роста, падение конкурентоспособности | |
Уровень инфляции (по ИПЦ, декабрь к декабрю предыдущего года), % |
|
|
|
| Снижение инвестиционной активности, макроэкономическая нестабильность, демонетизация, долларизация | |
Доля новых видов продукции, выпускаемой промышленностью (освоенной в течение последних 3-х лет), % |
|
|
|
| Низкая конкурентоспособность и качество промышленной продукции, сокращение экспорта и объема продаж | |
Доля V и VI укладов в промышленности, % |
|
|
|
| Снижение конкурентоспособности промышленности, сокращение производств с высокой добавленной стоимостью | |
Уровень рентабельности в среднем по экономике, % |
|
|
|
| Ухудшение финансового состояния реального сектора экономики, потеря основных и оборотных средств | |
Доля убыточных предприятий, |
|
|
|
| Деградация производственного потенциала, рост банкротств, увеличение безработицы | |
Продолжение Таблицы Б | ||||||
Доля иностранной валюты в совокупной денежной массе, % |
|
|
|
| Долларизация экономики, снижение эффективности денежно-кредитного регулирования | |
Доля импорта продовольственных товаров в общем объеме их розничного товарооборота, % |
|
|
|
| Зависимость от зарубежных поставок продовольствия, возможность насыщения рынка недоброкачественной продукцией | |
Снижение энергоемкости ВВП (среднеговое), % |
|
|
|
| Усиление энергетической зависимости в следствие увеличения потребления ТЭР | |
Доля собственных энергоресурсов в структуре ТЭБ страны, % |
|
| не менее 18 | не менее 20 | Повышение степени энергозависимости | |
Доля доминирующего энергоресурса (газа) в структуре ТЭБ, % |
|
| не более 55 | не более 50 | Усиление зависимости от одного вида энергоресурса, рост напряженности ТЭБ | |
Доля энергоресурсов в ТЭБ, получаемых из одной страны-поставщика, % |
|
|
|
| Возможные нарушения ритмичности энергоснабжения, высокая ресурсно-экономическая зависимость от одной страны |
Информация о работе Финансовая система в современной рыночной экономике