Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 18:14, курсовая работа
В условиях рынка роль финансов значительно возросла - организация любой хозяйственной деятельности требует финансового обеспечения.
Понять содержание и особенности финансовой системы можно через раскрытие сущности финансов и финансовых отношений.
Финансы – это обособленные от движения товаров денежные средства в различных видах и формах, включая наличные и безналичные деньги, деньги на счетах и вкладах, а также ценные бумаги, обладающие свойством быть денежным эквивалентом.
ВВЕДЕНИЕ
1 Значение финансовой системы в современной рыночной экономике
1.1 Понятие финансов. Финансовые отношения
1.2 Финансы и их роль в рыночной экономике
2 Финансовая система в рыночной экономике зарубежных стран
3 Финансовая система в рыночной экономике Республики Беларусь
3.1 Финансовая система Республики Беларусь
3.2 Пути совершенствования финансовой системы в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В функции Министерства финансов входит осуществление краткосрочного и долгосрочного прогнозирования обеспечения республиканского бюджета финансовыми ресурсами; проведение работы по совершенствованию налогового законодательства и подготовка проектов соответствующих актов; анализ влияния действующей налоговой системы на обеспечение доходной части бюджета и на финансовое состояние субъектов хозяйствования [9].
К специализированным органам государственного финансового контроля относится Министерство по налогам и сборам. Его главной задачей является осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей. Практически все функции, права и обязанности налоговых органов сконцентрированы в области контроля. Для их реализации МНС имеет свои органы на областном, городском и районном уровнях.
Значительный объем контрольных полномочий присутствует в деятельности Национального банка, Комитета по ценным бумагам, Департамента по надзору за страховой деятельностью. Касается это, главным образом, контроля за деятельностью, соответственно, коммерческих банков и небанковских финансовых организаций, страховых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Все органы, уполномоченные осуществлять функции государственного финансового контроля, при проведении ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности в министерствах, других центральных органах управления, исполнительных комитетах, а также на предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности, руководствуются едиными требованиями, изложенными в Указе Президента от 15 ноября 1999 г. «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций», а также утвержденным им постановлением о Совете по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь и порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций [8].
Как показывает мировая практика организации государственного контроля, как в странах СНГ, так и в государствах дальнего зарубежья в настоящее время особую актуальность для целей контрольной деятельности, осуществляемой уполномоченными государством органами (организациями), наряду с изучением законности совершаемых субъектом предпринимательской деятельности финансовых и хозяйственных операций приобретает оценка экономичности, продуктивности и результативности соответствующих операций. Решение последней задачи достигается посредством проведения так называемого аудита эффективности [16].
Система финансового контроля в Республике Беларусь включает общегосударственный или вневедомственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудит) и общественный контроль.
Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и государственного управления.
Министерством финансоы было выявлено, что доходы республиканского бюджета за январь-июль 2010 года сложились в сумме 16,3 трлн. рублей, или 46,0 процентов годового плана.
По состоянию на 1 августа 2010 года сумма долгов плательщиков перед бюджетом составила 76,9 млрд. рублей и увеличилась с начала года на 18,2 млрд. рублей.
Расходы республиканского бюджета за январь-июль 2010 года составили 18,3 трлн. рублей, или 46,5 процента годового плана.
Таким образом, финансовая система Республики Беларусь включает в себя сферы: общегосударственные и финансы предприятий, учреждений, организаций. Доходы республиканского бюджета формируются за счет налоговых доходов; взносов на государственное социальное страхование; неналоговых доходов; безвозмездных поступлений. В Республике Беларусь придается большое значение совершенствованию государственного контроля. В этих целях реорганизуются прежние и создаются новые органы, в функции которых входит осуществление финансового контроля.
Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси является переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества в области экономики является построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования.
Верхний уровень дерева целей НСУР-2020, важнейшие задачи и средства их реализации представлены в Приложении А.
Для достижения конечных целей НСУР необходим длительный период, включающий несколько этапов социально-экономического развития.
Первый этап (2006–2010 гг.) уже практически подошел к концу. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, модернизации производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Будет обеспечен переход к активной структурной перестройке и модернизации экономики.
Второй этап (2011–2020 гг.). Целью устойчивого развития является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие будет обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества [7, с. 32].
Для обеспечения устойчивого роста экономики предусматривается дальнейшее усовершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.
1)Бюджетно-налоговая политика
Бюджетно-налоговая политика в ближайшие годы будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.
Одним из важнейших направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.
В целях совершенствования налоговой системы будут реализованы следующие мероприятия:
улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;
снижение нагрузки на фонд заработной платы;
оптимизация ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;
повышение стимулирующей роли таможенной политики;
выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых ставок;
совершенствование системы налогового администрирования, которое должно обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для плательщиков;
оптимизация соотношения республиканских и местных налогов и сборов с ориентацией на повышение роли и расширение самостоятельности местных бюджетов за счет увеличения удельного веса имущественных налогов и экологических платежей [11, с. 24].
2) Денежно-кредитная политика
Стратегические цели денежно-кредитной политики– гарантии эффективного уровня денежно-кредитной политики, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, увеличению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений.
Денежно-кредитная политика будет направлена на снижение уровня инфляции при помощи монетарных инструментов одновременно с мерами общей экономической политики. Предусматривается также обеспечение устойчивости курса белорусского рубля и его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам.
Основные задачи развития банковской системы страны:
повышение устойчивости банков, увеличение их капитала и ресурсной базы;
оптимизация структуры активов и пассивов банков для увеличения объемов долгосрочного кредитования реального сектора экономики и населения;
расширение состава и улучшение качества банковских услуг, развитие информационных и новых банковских технологий.
Темпы увеличения денежного предложения в национальной валюте будут формироваться в соответствии с денежным спросом экономики и с целевым параметром инфляции, допустимый уровень которого к 2010 году не должен превысить 5 процентов. При этом валовые кредиты банков увеличатся в 2,7 раза.
3) Ценовая политика и создание конкурентной среды
Важнейшими направлениями ценовой политики определены формирование механизма, стимулирующего структурную перестройку экономики, создание условий для повышения эффективности функционирования и конкурентоспособности отраслей экономики, стабильный рост жизненного уровня населения страны. Для достижения этих целей предусматривается проведение взвешенной ценовой политики, основывающейся на достаточно гибком сочетании регулируемых и свободных цен.
Основные задачи в области ценообразования:
сокращение ценовых диспропорций;
усовершенствование механизмов ценового регулирования, которые направлены на образование барьеров для неэффективного роста издержек и установления слишком завышенных цен, в том числе и для субъектов естественных монополий;
регулирование внутреннего уровня цен с учетом цен в сопредельных странах для защиты экономических интересов Республики Беларусь.
Антимонопольная политика будет направлена на создание условий для добросовестной, равной конкуренции производителей товаров и услуг на национальном рынке посредством:
предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и государственных органов управления;
пресечения недобросовестной конкуренции;
обеспечения правовой защищенности добросовестной конкуренции;
содействия развитию конкуренции на товарных рынках страны;
контроля за экономической концентрацией;
совершенствования регулирования деятельности естественных монополий;
приведения антимонопольного регулирования с учетом открытости национальной экономики в соответствие с международными нормами [11, с. 25].
4) Институциональные преобразования и развитие рыночной инфраструктуры
Важнейшей задачей в институциональной области будет развитие системы институтов, необходимых для мобилизации финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе внедрения и распространения новых технологий.
Для этого предусматриваются:
активизация рынка корпоративных бумаг;
увеличение объема инструментов фондового рынка;
улучшение оказываемых финансовых услуг, оказываемых небанковскими институциональными инвесторами (такими, как инвестиционные фонды, лизинговые, финансовые, страховые, трастовые компании);
развитие специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, способствующих накоплению и перераспределению капиталов (институт кредитной кооперации);
активизация развития системы финансовых рынков и институтов, включая банковский сектор и сеть небанковских финансовых организаций (портфельные фонды, фонды венчурного (рискового) капитала, лизинговые и факторинговые компании, страховые компании);
формирование эффективной системы финансового посредничества в экономике, что потребует развития доверия к институтам финансового посредничества.
Для дальнейшего развития страховой деятельности необходимо:
развивать добровольные виды страхования, включая виды страхования, относящиеся к страхованию жизни;
совершенствовать порядок формирования страховых резервов;
ввести обязательные виды страхования в сферах, связанных с наибольшими рисками, в том числе обязательное страхование жилых помещений при ипотечном жилищном кредитном страховании;
Информация о работе Финансовая система в современной рыночной экономике