Федеральные органы исполнительной власти во внешнеторговой деятельности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 19:22, реферат

Краткое описание

Усиление интеграционных процессов в мире, расширение границ международного экономического обмена привело к образованию в последнее десятилетие двадцатого века качественно нового мирового хозяйства. Усиление влияния внешнеторговых отношений на состояние национальной экономики обусловило повышение значимости государственной политики в этой сфере. Интернационализация хозяйственной деятельности позволяет рассматривать трансграничное перемещение товаров, работ, услуг и его регулирование со стороны государства как существенный фактор экономического развития в стране.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3
Законодательная база внешнеторговой деятельности России………………………..4
Современная внешнеторговая политика России………………………………………6
Организационные основы государственного регулирования ВТД………………..... 8
Система органов государственного регулирования ВТД на федеральном уровне….9
Полномочия федеральных органов исполнительной власти во внешнеторговой деятельности…………………………………………………………………………....11
Заключение……………………………………………………………………………...14
Список использованной литературы……………………………………………….…15

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 29.45 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………….3

Законодательная база внешнеторговой деятельности России………………………..4

Современная внешнеторговая политика России………………………………………6

Организационные основы государственного регулирования  ВТД………………..... 8

Система органов  государственного регулирования ВТД  на федеральном уровне….9

Полномочия  федеральных органов исполнительной власти во внешнеторговой деятельности…………………………………………………………………………....11

Заключение……………………………………………………………………………...14

Список использованной литературы……………………………………………….…15

 

     ВВЕДЕНИЕ

     Усиление  интеграционных процессов в мире, расширение границ международного экономического обмена привело к образованию  в последнее десятилетие двадцатого века качественно нового мирового хозяйства. Усиление влияния внешнеторговых отношений  на состояние национальной экономики  обусловило повышение значимости государственной  политики в этой сфере. Интернационализация  хозяйственной деятельности позволяет  рассматривать трансграничное перемещение  товаров, работ, услуг и его регулирование  со стороны государства как существенный фактор экономического развития в стране.

     В условиях глобализации трансграничное движение товаров, работ, услуг посредством  международного разделения труда, специализации  и кооперирования производства приводит к повышению эффективности общественного  производства, улучшению качества использования  производственных ресурсов, что позволяет  рассматривать его как существенный фактор достижения устойчивого экономического развития в стране. Вместе с тем, активное включение национальной экономики  в систему мирохозяйственных  связей сопровождается возникновением ряда проблем и предъявляет новые  требования к роли и функциям государственного регулирования взаимодействия национальной и мировой экономик. Перманентно  меняющиеся условия межстранового  торгового обмена заставляют периодически переосмысливать цели, задачи и способы  государственного воздействия на внешнюю  торговлю.

     Острота данных проблем особенно велика для  стран, экономика которых переживает трансформационные изменения. Социально-экономические  противоречия при реформировании внешнеторговой политики государства порождают  активные научные дискуссии о  целях, форме и содержании, методах  и способах оптимального внешнеторгового  режима страны с транзитивной экономикой. Современный этап социально-экономического развития Российской Федерации актуализирует  поиск практических мер в сфере  внешнеторгового государственного регулирования, нацеленных на формирование устойчивой положительной динамики отечественной экономики. 

     Законодательная база внешнеторговой деятельности России

     В настоящее время основу российского  законодательства составляют законы:

     - "О таможенном тарифе";

     - "О мерах по защите экономических  интересов Российской Федерации  при осуществлении внешней торговли  товарами";

     - "О военно-техническом сотрудничестве  Российской Федерации с иностранными  государствами";

     - "О координации международных  и внешнеэкономических связей  субъектов Российской Федерации";

     - "Об экспортном контроле";

     - Таможенный кодекс;

    - "Об  основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности"; 
    - "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".

     Таможенный  кодекс Российской Федерации определяет основы таможенного дела. В 1992 -1993 гг. были приняты Таможенный кодекс РФ и Закон РФ "О таможенном тарифе", которые в тот период создали  правовую основу для работы таможенных органов. Однако вскоре потребовались  такие законодательные положения, которые имели бы в своей основе многосторонние соглашения, заключенные  в рамках ВТО и Международной  таможенной организации.

     В настоящее время Таможенный кодекс регулирует перемещение товаров  через таможенные границы, устанавливает  таможенные режимы, порядок таможенного  оформления и таможенного контроля. Нарушения таможенных правил и ответственность  за это также предусмотрены специальными разделами.

     В Таможенном кодексе даются определения  основных понятий, используемых в таможенной системе страны. Рассматриваются  такие вопросы, как страна происхождения  товара, таможенные процедуры, режимы, платежи и др.

     В Федеральном законе "Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности" сформулированы основные направления, принципы и организационные  основы внешней торговли России. Внешнеторговая деятельность России рассматривается в этом законе как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли. 
В соответствии с указанным законом правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают любые российские и иностранные лица.

     Участники внешнеторговой деятельности:

     - внешнеторговые фирмы разных  форм собственности, которые выступают  главными субъектами внешнеторговых  связей;

     - государственные внешнеторговые  организации - правопреемники общесоюзных внешнеторговых объединений и вновь созданные, имеющие статус федеральных государственных предприятий;

     - участники мелкооптовой торговли.

     Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие внешнеторговую деятельность, подлежат учету в таможенных органах, причем этот учет носит добровольный характер.

     К методам государственного регулирования  внешнеторговой деятельности в России относятся:

     - таможенно-тарифное регулирование;

     - методы нетарифного регулирования;

     - запреты и ограничения внешней  торговли;

     - меры экономического и административного  характера, способствующие развитию  внешнеторговой деятельности Управление  внешнеэкономической деятельностью  хозяйствующих субъектов в России.

 

     

     Современная внешнеторговая политика России

     Реформирование  внешней торговли обычно осуществляется в общем контексте системных  экономических преобразований. Однако в России, осуществлявшей переход  от централизованно планируемой  к рыночной экономике, хронологически реформирование внешней торговли даже предшествовало радикальным рыночным реформам начала 90-х гг. XX в. и проводилось  более решительно и последовательно.

     Факторы, сдерживающие развитие внешней торговли России:

     - сокращение научно-технического  потенциала экономики страны;

     - сохранение "утяжеленности" структуры  экономики (низкий удельный вес  производства современной наукоемкой  продукции);

     - недостаточная инвестиционная активность  на внутреннем рынке;

     - рост издержек производства и  транспортных издержек;

     - слабое развитие сферы услуг;

     - активизация дискриминационных  мер против российских экспортеров.

     В результате сохраняются преимущественно  топливно-сырьевая направленность российского  экспорта.

     Поэтому внешнеторговая политика должна тесным образом увязываться с внутренней экономической политикой страны, с одной стороны, и с ее обшей  внешней политикой, с другой. В  настоящее время, например, достаточно очевидна иллюзорность точки зрения о том, что экономика России может  долго успешно развиваться на основе наращивания экспорта главным  образом сырьевых и энергетических ресурсов, не решая при этом проблем  перехода к инновационной модели развития.

     Реформирование  внешней торговли и внешнеэкономической  деятельности в целом связано  в первую очередь с переходом  к открытой экономике и отменой  государственной монополии в  этой сфере, которая господствовала в нашей стране в течение многих десятилетий. Начало было положено расширением  прав государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний  рынок были допущены отраслевые, республиканские  и региональные организации. С конца 80-х гг. производители экспортной продукции получили право непосредственного выхода на внешний рынок.

     Однако  увеличение степени открытости экономики  страны не может быть непродуманным  и спонтанным. При либерализации  внешней торговли страны необходимо учитывать тот факт, что современная  международная торговля представляет собой такую систему отношений, в которой «правила игры» определяют крупнейшие ТНК.

     Формирование  внешнеэкономической политики, законодательной  и нормативной базы осуществляется как составная часть рыночной трансформации экономики. Непосредственное влияние на этот процесс оказали: переход к свободному рыночному  ценообразованию; приватизация; налоговая  и кредитно-денежная политика; формирование валютного рынка.

 

     

     Организационные основы государственного регулирования ВТД

     Эффективность государственного регулирования внешнеторговой деятельности во многом определяется его организацией.

     Исследуя  организацию государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, можно выделить два ее аспекта - упорядоченность и направленность.

     Направленность  отражает результирующий вектор реформирования системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, учитывающий важнейшие факторы - курс России на вступление в ВТО и приведение российского механизма внешнеторгового регулирования в соответствие с правилами и стандартами этой международной организации, проводимые в нашей стране крупномасштабные реформы  - административная, муниципальная, реформа федеративного устройства.

     Упорядоченность проявляется, прежде всего, в институциональной составляющей механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

     Организация государственного регулирования внешней  торговли означает систематическую  координацию в решении важнейших задач внешнеторговой политики, которые стоят перед субъектами и институтами, составляющими институциональную подсистему механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

     В ее нынешнем виде система органов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации сформировалась в 2005 году.

     Система органов, участвующих в государственном регулировании внешнеторговой деятельности, отражает структуру государственного устройства Российской Федерации и включает три уровня  - федеральный, региональный (субъект Российской Федерации) и местный. Таким образом, она может быть представлена как совокупность:

     1) федеральных органов государственной власти;

     2) органов государственной власти  субъектов Российской Федерации;

     3) органов местного самоуправления. 

     Система органов государственного регулирования ВТД на федеральном уровне

     На федеральном уровне в систему органов государственного регулирования внешнеторговой деятельности входят органы государственной власти Российской Федерации общей компетенции и государственные органы, наделенные специальной компетенцией. Во втором случае речь идет о федеральных органах исполнительной власти, основной задачей которых является осуществление государственного управления в сфере внешней торговли.

     Органы  общей компетенции - это органы законодательной и исполнительной власти, участвующие в формировании и реализации внешнеторговой политики Российской Федерации. К ним относятся: Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Встречаются исследования, в которых в систему государственного регулирования экономической, в том числе внешнеторговой, деятельности включаются и судебные органы.

Информация о работе Федеральные органы исполнительной власти во внешнеторговой деятельности России