Федеральные органы исполнительной власти во внешнеторговой деятельности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 19:22, реферат

Краткое описание

Усиление интеграционных процессов в мире, расширение границ международного экономического обмена привело к образованию в последнее десятилетие двадцатого века качественно нового мирового хозяйства. Усиление влияния внешнеторговых отношений на состояние национальной экономики обусловило повышение значимости государственной политики в этой сфере. Интернационализация хозяйственной деятельности позволяет рассматривать трансграничное перемещение товаров, работ, услуг и его регулирование со стороны государства как существенный фактор экономического развития в стране.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3
Законодательная база внешнеторговой деятельности России………………………..4
Современная внешнеторговая политика России………………………………………6
Организационные основы государственного регулирования ВТД………………..... 8
Система органов государственного регулирования ВТД на федеральном уровне….9
Полномочия федеральных органов исполнительной власти во внешнеторговой деятельности…………………………………………………………………………....11
Заключение……………………………………………………………………………...14
Список использованной литературы……………………………………………….…15

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 29.45 Кб (Скачать)

     В целях осуществления государственного управления в сфере внешней торговли создаются специализированные органы федеральной исполнительной власти. Систему таких органов составляют Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная таможенная служба (ФТС России) и Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

     В сфере государственного внешнеторговой деятельности Минэкономразвития России выступает как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного дела.

     ФТС России является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

     Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами было учреждено в качестве подведомственного Минэкономразвития России федерального органа исполнительной власти в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 22.07.2005 N 855).

     Характеризуя  институциональную составляющую механизма  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности на федеральном уровне, отметим две существенные тенденции. Первая состоит в постоянном расширении круга субъектов, взаимодействующих с органами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целях реализации задач внешнеторговой политики.

     Вторая  тенденция состоит в усилении того влияния, которое оказывают общественные организации и институты на процесс государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

     Решения, принимаемые в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности, должны быть не только легальными, то есть формируемыми в рамках предоставленных полномочий и в соответствии с установленными процедурами, но и легитимными. Легитимным будет являться такое управленческое решение, которое опирается на широкие слои общественности, получает поддержку со стороны деловых и предпринимательских кругов.  

     Полномочия  федеральных органов  исполнительной власти во внешнеторговой деятельности

     Многочисленные  полномочия федеральных органов исполнительной власти во внешнеторговой сфере могут быть объединены в три основные группы.

     1. Общеполитические вопросы:

     - защита экономического суверенитета  и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц;

     - формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов торговой политики Российской Федерации.

     2. Вопросы, связанные с участием Российской Федерации в международных экономических отношениях:

     - заключение международных договоров  Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

     - участие в деятельности международных экономических организаций и реализации решений, принятых этими организациями;

     - учреждение, содержание и ликвидация торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах.

     3. Вопросы, непосредственно касающиеся  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности:

     - таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

     - государственное регулирование  деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации;

     - установление обязательных на всей территории Российской Федерации требований и критериев безопасности для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при ввозе в Российскую Федерацию товаров и правил контроля за ними;

     - определение порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию ряда товаров;

     - установление показателей статистической  отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации;

     - информационное обеспечение  внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации;

     - создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности;

     - координация международного сотрудничества  Российской Федерации в области космической деятельности и контроль за разработкой и реализацией международных космических проектов Российской Федерации.

     Такой вариант определения полномочия федеральных органов исполнительной власти полностью соответствует конституционным нормам, закрепляющим сферу компетенции Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации), а также действующему российскому законодательству.

     Вертикальный  тип координации и взаимодействия между органами государственного регулирования внешнеторговой деятельности предполагает, что взаимодействующие органы находятся в соподчиненном положении. Налаживание координации и взаимодействия данного типа представляет собой одну из наиболее сложных и злободневных проблем современного этапа развития механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

     В области государственного регулирования  внешнеторговой деятельности имеются сферы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     В сфере совместного ведения допускаются:

     а) самостоятельные действия Российской Федерации;

     б) самостоятельные действия субъектов  Российской Федерации;

     в) совместные согласованные действия Российской Федерации и ее субъектов для достижения конкретных целей.

     Осуществление последней группы действий невозможно без четко организованного и отлаженного механизма взаимодействия федерального и регионального уровней.

     Правовые  основы взаимодействия федерального центра и регионов во внешнеторговой сфере заложены в Федеральных законах «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».

     Федеральные органы исполнительной власти не несут ответственности по соглашениям об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные соглашения заключены с органами исполнительной власти иностранных государств с согласия Правительства Российской Федерации либо по конкретному соглашению субъекта Российской Федерации имеются официальные гарантии Правительства Российской Федерации.

     В процессе формирования планов и программ развития внешнеторговой деятельности в Российской Федерации предполагается координация деятельности Минэкономразвития России и государственных органов заинтересованных субъектов Российской Федерации.

 

     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Основной  формой международных экономических  отношений является международная  торговля. Сущность и роль внешней  торговли объясняют многочисленные экономические теории. Их цель состоит  в определении наиболее эффективных  путей расширения внешней торговли и превращения ее в действенный  фактор социально-экономического развития.

     Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению  Дж. Сакса, «экономический успех любой  страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось  создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы». Международная торговля - старейшая форма международных экономических отношений. Она существовала еще задолго до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Именно развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое зачастую могло расти лишь на базе импортного сырья и массового заморского спроса. Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества.

 

     

     Список  используемой литературы:

    1. Конституция РФ.
    2. Васильев И. Россия и Всемирная торговая организация: проблемы и перспективы присоединения. - М.: Аспект-Пресс, 2002.
    3. Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. - М.: Аспект-Пресс, 2006.
    4. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Знание, 2007.
    5. Попов С.Г. ВЭД фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга. - М.: БЭК, 2007.
    6. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Наука, 2006.
    7. Семенов К.А. Международные экономические отношения. - М.: Гардарики, 2002.
    8. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России / Под ред. Э.Э. Батизи. - М.: Аспект-Пресс, 2000.
    9. http://www.consultant.ru/

Информация о работе Федеральные органы исполнительной власти во внешнеторговой деятельности России