Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:35, доклад
Прибыль — это денежное выражение накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.
1 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ И РЕЗЕРВЫ ЕЕ РОСТА
1.1 ПОНЯТИЕ ПРИБЫЛИ И ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЕЕ
Прибыль — это денежное выражение накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.
В экономической литературе выделяют множество факторов, влияющих на прибыль, что требует их классификации с целью выявления основных направлений определения резервов и путей увеличения прибыли.
В зависимости от среды предприятия факторы, влияющие на формирование прибыли делятся на:
- внешние факторы, включающие в себя состояние конъюнктуры рынка, в том числе рынка потребительских товаров; уровень инфляции; уровни ставок налогов, тарифов; степень государственного регулирования потребительского рынка; размер ставок процентов по кредитам, займам и т.д.
- внутренние факторы, обобщающие в себя следующие факторы:
1) уровень хозяйствования и управления предприятиям;
2) объем и структура товарооборота;
3) объем реализованных торговых надбавок;
4) размер прочих поступлений доходов;
5) объем издержек обращения;
6) размер прочих расходов:
7) скорость оборачиваемости товаров;
8) обеспеченность собственными оборотными средствами;
9) эффективность использования ресурсов.
В зависимости от характера деятельности предприятия:
- производственные факторы. К основным производственным факторам относят: эффективность использования ресурсов предприятия; уровень технической оснащенности предприятия; уровень организации труда на предприятии; режим работы предприятия и т. д.;
- непроизводственные факторы, которые включают в себя условия снабженческо-сбытовой деятельности, условия конъюнктуры рынка, условия труда работников и т.д.
По характеру воздействия:
- интенсивные факторы;
- экстенсивные факторы.
По срокам воздействия:
- текущие, включающие в себя факторы, действующие в течение ближайшего года (уровень торговых надбавок, размер сдаваемой в аренду площади и оборудования, стоимость реализуемых основных фондов);;
- перспективные факторы, действующие в перспективе (повышение уровня технической оснащенности предприятия и снижение уровня издержек обращения в результате внедрения достижений НТП, улучшение научной организации труда).
По уровню управления:
- общеэкономические факторы, в которые входят уровень инфляции; размер ставок налогов, сборов; порядок формирования и распределения прибыли в соответствии с законодательством; государственное регулирование цен и уровня торговых надбавок;
- региональные факторы, к которым относят уровень ставок, тарифов, региональных налогов и сборов; постановление местных органов власти в области регулирования деятельности торговых предприятий; ставки оплаты за аренду помещений, ставки по коммунальным платежам; средний уровень валовой прибыли в предприятиях торговли региона;
- внутрихозяйственные (на уровне предприятия). Внутрихозяйственные факторы включают в себя факторы, влияющие на прибыль на уровне предприятия: размер полученных торговых надбавок; использование свободных денежных средств предприятия; выбор предприятием системы налогообложения прибыли; размер торговой площади, используемой самостоятельно для предпринимательской деятельности или для сдачи в аренду.
По времени воздействия:
- постоянные факторы (уровень постоянных издержек обращения; размер уровня торговых надбавок; уровень инфляции);
- временные факторы (вложение денежных средств на депозит; резкое изменение конъюнктуры рынка; сезонный характер спроса потребителей).
По степени управляемости:
- дискреционные (управляемые) факторы: улучшение экономической работы на предприятии; регулирование уровня торговых надбавок; определение размера основных фондов, сдаваемых в аренду; изменение уровня дискреционных издержек обращения; повышение эффективности использования всех видов ресурсов;
- недискреционные (неуправляемые) факторы: ставки налогов, сборов; тарифы за коммунальные платежи; уровень инфляции; изменения в законодательной нормативной базе по вопросам формирования и налогообложения прибыли.
Учет всей совокупности рассмотренных факторов позволяет определить основные из них, оказывающие положительное и отрицательное воздействие на прибыль торгового предприятия, и выявить на этой основе резервы повышения прибыли и роста рентабельности.
Рассмотрим факторы, влияющие на формирование прибыли на примере торгового предприятие ООО «Ацеид».
Торговое предприятие ООО «Ацеид» осуществляет свою деятельность на потребительском рынке и по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счёт, круглую печать, штампы, бланки со своим наименованием, собственный товарный знак предприятия и действует на основе полного хозяйственного расчёта, самофинансирования и самоокупаемости. Основным видом деятельности ООО «Ацеид» является торговля офисными машинами и оборудованием. Общая площадь ООО «Ацеид» 200 м2, в том числе торговая составляет 160 м2.
1.2ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРИБЫЛЬ ОТ ПРОДАЖ OOO «АЦЕИД»
На прибыль от продажи товаров влияет три фактора: изменение выручки от продажи товаров, изменение среднего уровня валовой прибыли, изменение среднего уровня расходов на продажу. При этом изменение выручки от продажи и среднего уровня валовой прибыли влияет на изменение прибыли от продаж прямо пропорционально, а изменение среднего уровня расходов на продажу – обратно пропорционально. Для расчета влияния указанных выше факторов на изменение прибыли от продаж возможно использование любого из приемов изучения прямой детерминированной факторной связи. Однако с целью сокращения трудоемкости расчетов представляется целесообразным использовать метод абсолютных разниц.
Рассчитаем влияние факторов на изменение прибыли от продаж торгового предприятия ООО «Ксенон»:
- влияние изменения объема оптового оборота на сумму прибыли от продаж:
ΔПпр(ΔТ)=(Т1-Т0)×Rпр0/100;
ΔПпр(ΔТ)=(17345-17621)×4,81/
- влияние изменения уровня валовой прибыли на сумму прибыли от продаж:
ΔПпр(ΔУвп)=(Увп1-Увп0)×Т1/100;
ΔПпр(ΔУвп)=(27,38-22,81)×17345
- влияние изменения уровня издержек обращения на величину прибыли от продаж:
ΔПпр(ΔУио)= -(Уио1-Уио0)×Т1/100;
ΔПпр(ΔУио)= -(21,7-18)×17345/100= -641,765 тыс.руб.
Согласно результатам факторного анализа увеличение прибыли от продажи товаров было достигнуто благодаря только изменению среднего уровня валовой прибыли. Благодаря росту данного фактора на 1,38% прибыль от продаж увеличилась на 239,36 тыс. руб. Однако данное увеличение было снижено за счет уменьшения объема оптового оборота и увеличения среднего уровня издержек обращения. За счет данных факторов прибыль от продажи в совокупности уменьшилась на 101,74 тыс. руб.
1.3 ВЛИЯНИЕ ФАКТОРВ НА ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ ООО «АЦЕИД»
Расчет влияния факторов на изменение чистой прибыли производится с целью выявления конкретной величины ее потерь в анализируемом периоде, а на этой основе – приоритетных направлений дальнейшего аналитического исследования, ориентированного на идентификацию скрытых резервов максимизации чистой прибыли.
Для выражения в формализованном виде взаимосвязи факторов, обуславливающих изменение чистой прибыли, используют детерминированные методы моделирования применительно к исходной факторной модели ее расчета, которая имеет вид:
ЧП=ПДН+ОНА-ОНО-НПБ,
где ПДН=ПП+ДПД-РПД.
В свою очередь, ПП=ВР×Rпр:100%.
Таким образом, получаем конкретную факторную модель чистой прибыли комбинированного вида:
ЧП=ΔВП×Rпр0:100%+ДПД-РПД+ОНА-
Произведем расчет влияния факторов на изменение прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли торгового предприятия ООО «Ацеид»:
1.Изменение оптового оборота, ΔТ:
ΔТ×Rпр0:100 =-13,28
2.Изменение среднего уровня валовой прибыли, ΔУвп: ΔУвп×Т1:100≡+239,36
3.Изменение среднего уровня издержек обращения, ΔУио:
ΔУио×Т1:100 ≡-88,46
Итого влияние на изменение прибыли от продаж, ΔПпр: ΔПпр(Т)+ΔПпр(Увп)+ΔПпр(Уио)≡
4.Изменение размера процентов к получению, ∆ % пол:
∆ % пол ≡% пол1 - % пол0≡ -
5.Изменение размера процентов к уплате, ∆ % уп:
∆ % уп ≡ (% уп1 - % уп0) ≡ -24,00
6.Изменеие доходов от участия в деятельности других организаций,∆Дуч:
∆Дуч Дуч1 - Дуч0≡ -
7.Изменение прочих доходов, ΔПД:
ΔПД ≡ПД1-ПД0≡ -
8.Изменение прочих расходов, ΔПР:
ΔПР ≡ (ПР1-ПР0) ≡-165,00
9.Итого влияние на изменение прибыли до налогообложения, ΔПДН:
ΔПДН(Ппр)+стр.4+5+6+7+8 ≡ -51,00
10.Изменение налоговых платежей в бюджет из прибыли , Нп
Нп ≡ (Нп1- Нп0) ≡ +35,00
11.Итого влияние на изменение чистой прибыли, ЧП:
ЧП≡ (ПДН)+ЧП(Нп) ≡ -16,00
Под влиянием данных факторов чистая прибыль уменьшилась на 88,46 тыс.руб. и 13,28 тыс.руб. соответственно.
В части прочих расходов отрицательное воздействие на динамику результативного показателя оказало увеличение прочих расходов, процентов к уплате, создавшее в совокупности предпосылки для снижения чистой прибыли на 189 тыс.руб.
Предпосылки для роста конечного финансового результата создало увеличение среднего уровня валовой прибыли на 1,38%. За счет данного фактора чистая прибыль увеличилась на 239,36 тыс.руб., однако этого оказалось недостаточно для положительного финансового результата.
Таким образом, обобщая результаты аналитического исследования, следует дать негативную оценку деятельности ООО «Ацеид», так как созданные предпосылки для увеличения чистой прибыли не были реализованы в связи со снижением оптового оборота и значительным повышением в отчетном периоде расходов предприятия.
Проанализировав и оценив влияния факторов прибыли, следует рассмотреть оценку перспектив роста прибыли ООО «Ацеид» и повышения
эффективности ее использования.
1.4 ВЫЯВЛЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АЦЕИД»
Экономически обоснованная оценка эффективности деятельности предприятия формируется на базе показателей рентабельности, которые являются относительными величинами интенсивности. Они характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или используемыми ресурсами.
Проведем анализ показателей рентабельности деятельности торгового предприятия ООО «Ацеид».
Таблица 1Анализ рентабельности деятельности ООО «Ацеид»
Показатели | Прошлый год | Отчетный год | Отклонение (+,-),% | |
Рентабельность по отношению к оптовому обороту: - рентабельность продаж - операционная Рентабельность - рентабельность конечной деятельности |
4,81
3,52
2,68 |
5,68
3,29
2,63 |
+0,87
-0,23
-0,05 | |
Рентабельность текущих затрат |
53,50 |
59,83 |
+6,33
|
|
Информация о работе Факторы, влияющие на формирование прибыли и резервы ее роста