Европейское экономическое пространство и новые перспективы для экономики Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:11, реферат

Краткое описание

По мнению аналитиков, новое соседство может иметь как позитивные, так и негативные последствия. Первые обусловлены приближением огромного многопрофильного рынка, открывающего беспрецедентные возможности для белорусского экспорта, и повышением инвестиционной привлекательности Беларуси.

Файлы: 1 файл

РПС!!!.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Европейское экономическое пространство и новые перспективы  для экономики  Беларуси

В. М. Koновалов

Расширение ЕС и  приближение Европейского экономического пространства к границам Беларуси существенно  влияет на изменение внешнеэкономических  условий дальнейшего развития страны, в том числе условий системного реформирования в рамках переходного процесса.

По мнению аналитиков, новое соседство может иметь  как позитивные, так и негативные последствия. Первые обусловлены приближением огромного многопрофильного рынка, открывающего беспрецедентные возможности для белорусского экспорта, и повышением инвестиционной привлекательности Беларуси. Вторые — возможным усилием конкуренции со стороны европейских производителей и перераспределением части транспортных и транзитных услуг в пользу государств Балтии и Украины.  В этой ситуации главной проблемой для Беларуси является изменение экономической политики таким образом, чтобы максимизировать позитивные последствия и минимизировать негативные последствия расширения ЕС для национальной экономики.

Опыт Швейцарии, со всех сторон окруженной ЕС, свидетельствует  о преобладании хороших перспектив в новой геоэкономической реальности Беларуси. Швейцария сохраняет обособленность и самобытность экономики в соответствии с давними традициями неприсоединения. Однако широкие возможности эффективного сотрудничества с ЕС обусловили постепенное приближение к европейским стандартам технических параметров производимой продукции, системы статистической отчетности, законодательных норм. Считается, что уже сейчас более 85% экономического законодательства Швейцарии соответствует нормам Евросоюза. Соглашения о сотрудничестве с ЕС (подписанные на основе умело проведенных переговоров) обеспечивают стране три четверти основных преимуществ, которыми располагают государства — члены ЕС, но не предполагают обязательств, существенно ограничивающих интересы Швейцарии. Имея экспортоориентированную эконо

Этот опыт показывает, что европейская интеграция может  иметь разные формы, и плодотворное сотрудничество с ЕС можно осуществлять, не становясь участником этого объединения. Значительное замедление темпов роста экономики основных стран ЕС и кризисная ситуация с принятием европейской конституции также заставляют с осторожностью оценивать перспективы будущих выигрышей новых кандидатов в ЕС.

В последнее время  Беларусь предпринимает энергичные усилия для расширения присутствия  на рынке ЕС. В частности, после  расширения ЕС в мае 2004 г. были заключены  соглашения о снижении антидемпинговых  пошлин на такие товары белорусского экспорта, как карбамид (с 50% до 7,8%), химические волокна (с.43,5% до 21%). Были снижены или отменены тарифные барьеры на экспорт из Беларуси некоторых других товаров, в основном сырьевых или товаров с невысокой добавленной стоимостью.

К числу основных форм включенности Беларуси в систему общеевропейского рынка относят, прежде всего: экспорт и импорт товаров, кооперация с европейскими фирмами в производстве европейских и белорусских товаров; толлинговые операции (т. е. выполнение заказов по переработке на белорусских предприятиях сырья и материалов для ЕС); продажа услуг, прежде всего по транспортному транзиту. Однако, по общему признанию, масштабы этого сотрудничества совершенно недостаточны.

Динамика внешнеэкономических  связей Беларуси ещё до расширения ЕС отражала объективную тенденцию постепенной переориентации со стран СНГ на европейские страны. Если в 2002 г. в числе основных торговых партнеров, кроме России, были Украина и Казахстан, то в 2003 г. объем товарооборота с Германией, Великобританией и Польшей существенно превысили товарооборот с любой страной СНГ (кроме России). Хотя товарооборот с ЕС в 2003 г. составил не более 18% общего внешнего товарооборота Беларуси, после расширения ЕС в 2004 г. он приблизился к 30%. (Статистические материалы // Белорусский экономический журнал..— 2005..— ¹ 2. — С. 140.)

Эта тенденция имеет  прочные объективные основы. Во-первых, ЕС, в котором проживает сейчас около 450 млн человек, располагающих довольно высокими средними доходами, является для маленькой Беларуси почти беспредельным рынком сбыта (для сравнения: население России составляет 145 млн человек, имеющих, в среднем, относительно не высокие доходы). Во-вторых, рынок ЕС относительно компактный (общая площадь 3928,8 кв. км.) с отличной транспортной и рыночной инфраструктурой. Территория СНГ во много раз больше (22194,2 кв. км — без учета территории Беларуси) и имеет устаревшую инфраструктуру транспорта и связи, что осложняет торговлю. К этому следует добавить сложности в системе осуществления платежей и контрактов на территории СНГ по причине отсутствия прочных правовых гарантий, множественности валютных систем и нестабильности валютных курсов. В-третьих, ЕС является ближайшим рынком инвестиционных товаров (современного оборудования и технологий), жизненно необходимых для модернизации и поддержания международной конкурентоспособности экономики Беларуси.

Поэтому при сохранении приоритетной роли уже освоенного российского  рынка (прежде всего как источника  сырьевых товаров и рынка сбыта) роль ЕС во внешнеэкономических связях Беларуси будет повышаться. В новых условиях появляется возможность включить в число приоритетных форм внешнеэкономических связей с ЕС более перспективные операции — научно-техническое сотрудничество и кредитно-финансовое посредничество в торговых операциях. Эти формы внешнеэкономической деятельности являются, во-первых, наиболее востребованными, во-вторых, наиболее прибыльными, в-третьих, наиболее перспективными с точки зрения влияния на динамику экономического роста в долгосрочном периоде. Кроме того, развитие именно этих форм внешнеэкономических связей обеспечивает повышение международной конкурентоспособности национальной экономики.

Однако пока белорусская  экономика в целом не готова для  активного взаимодействия с экономикой ЕС в условиях взаимной открытости высокого уровня. Производительность труда, состояние основных фондов, темпы инфляции и некоторые другие макроэкономические параметры Беларуси существенно хуже среднеевропейских. Потребуется достаточно длительный период взаимной адаптации. Но уже сегодня Беларусь может с большим эффектом использовать отмеченные выше формы включенности в европейское экономическое пространство посредством свободных экономических зон (СЭЗ).

СЭЗ становятся важными  элементами национальных экономических  систем по всему миру, обеспечивая ускорение динамики роста и привлечения мировых ресурсов. В Беларуси уже существует шесть СЭЗ, эффективность которых невелика. По крайне мере они весьма далеки от того, чтобы стать «локомотивами» развития национальной экономики, как это происходит в Китае или Ирландии. Не принесло существенных результатов и вхождение в 1997 г. Брестской и Гродненской областей в еврорегионы Буг и Неман.

Достаточно широко известно, что основными причинами  низкой эффективности белорусских  СЭЗ являются: отсутствие прочных законодательных гарантий сохранения условий предпринимательской деятельности на длительную перспективу; незначительные налоговые льготы для субъектов хозяйствования; чрезмерно административное регулирование деятельности самих СЭЗ. Между тем, следует ясно осознавать, что СЭЗ изначально, еще на уровне идеи, рассматривались как зоны «рискованного» предпринимательства, зоны особых экономических рисков для государства. Риски в форме снижения уровня административного контроля, минимизации налоговых поступлений, возможного быстрого оттока капитала в случае изменения конъюнктуры и другие следует рассматривать как необходимые «плановые» издержки. Компенсацией именно этих издержек и становится желаемый приток финансовых инвестиций, технологий, значительное увеличение количества рабочих мест и соответственно — ускорения роста ВВП и совокупных доходов. Следует подчеркнуть, что рост совокупных доходов становится главным фактором роста совокупного спроса в национальной экономике в целом и стимулирует модернизацию производства за пределами СЭЗ.

Для эффективного взаимодействия с ЕС, Россией, Украиной необходимо в короткое время разработать  новую концепцию СЭЗ в Беларуси. В числе основных принципов функционирования белорусских СЭЗ нового поколения  должны быть: 1) преимущественная ориентация на производство высокотехнологичных наукоемких товаров и новых технологий; 2) минимизация налогообложения или налоговые каникулы на протяжении длительного времени (например, установить единый налог для всех хозяйствующих субъектов, производящих наукоемкий продукт в размере 1—2% с оборота с гарантией неизменности на протяжении 15 лет); 3).минимизация или устранение таможенных тарифов между ЕС и СЭЗ Беларуси.

Принципиальное значение имеет территориальное расположение СЭЗ. Они должны быть достаточно большими по площади и размещены на территории, примыкающей к границе ЕС и Беларуси. Очень удачными с точки зрения использования геоэкономического фактора для размещения таких СЭЗ является территория города Гродно и Гродненского района, а также территория города Бреста и Брестского района, граничащего и с Украиной. Оба города относятся к числу промышленных и научных центров Беларуси. В примыкающих к ним регионах уже существует достаточно развитая инфраструктура и накоплен предварительный опыт хозяйствования в условиях СЭЗ. Выход на границы ЕС облегчает поддержание режима контроля движения товаров и услуг на особых условиях, позволяет минимизировать трансакционные издержки.

Размещаясь на достаточно большой территории Брестского и Гродненского районов, каждая СЭЗ может включать несколько небольших кластеров — групп «малых предприятий» одной отрасли. Такие кластеры могут состоять из 5—6 или нескольких десятков малых предприятий, взаимодействующих и конкурирующих между собой. Как показывает мировой опыт, кластеры, построенные на основе сочетания отраслевого и территориального принципов, позволяют оптимально использовать возможности экономического роста и качественного совершенствования производства на основе восприятия инноваций. Льготный режим движения факторов производства в СЭЗ и соседство высокотехнологичного рынка ЕС являются хорошими предпосылками для притока инноваций. Наличие в Беларуси относительно недорогой и достаточно квалифицированной рабочей силы также является важным фактором такого рода. В этом смысле СЭЗ могут стать лабораторией по отработке модели привлечения и внедрения инноваций для всей экономики Беларуси.

Очень важным является выбор сфер специализации СЭЗ. До сих пор уже существующие свободные  зоны Беларуси осуществляли политику привлечения практически любых инвестиций в любую отрасль хозяйствования. Однако, с точки зрения оптимизации результата с учетом конъюнктуры мировой экономики и реального потенциала национального хозяйства, целесообразно отдавать предпочтение привлечению инвестиций (прежде всего иностранных) в следующие сферы: консалтинг и инжиниринговые услуги; разработка биотехнологий; производство информационной техники и технологий. Корпорации технологичного сектора экономики ЕС под давлением налогового бремени и бюрократических институтов постепенно перемещают свои научные и производственные подразделения в другие страны. В этой ситуации СЭЗ, ориентированные на развитие высоких технологий в соседней Беларуси, — привлекательное место для размещения филиалов европейских ТНК. Создание филиалов таких корпораций в СЭЗ позволит более эффективно использовать относительно избыточную в настоящее время рабочую силу высокой квалификации (прежде всего, люди с высшим образованием) и создать импульс для развития современного производства на национальных предприятиях.

Кроме того, весьма перспективной  сферой приложения инвестиций в СЭЗ  является кратковременное или длительное складское хранение товаров и  сырья для стран Евросоюза, а  также выполнение услуг по переработке (частичной или полной) сырья и полуфабрикатов из ЕС. По мере быстрого увеличения товарной массы на мировом рынке и повышения стоимости земли в развитых странах, выгодное географическое положение СЭЗ и достаточно свободный режим перемещения грузов могут стать источником значительных доходов. Таким образом, расширение ЕС создаёт хорошие перспективы для белорусской экономики. Проблема в том, чтобы перестроить внешнеэкономическую политику с ориентацией на максимальную реализацию этих возможностей. СЭЗ должны стать одним из основных элементов новой системы внешнеэкономических связей, по крайней мере, на период адаптации всей национальной экономики Беларуси к эффективному взаимодействию с субъектами хозяйствования ЕС на условиях взаимной открытости.

Источники

  1. 1. Петков А. Эффективность инвестиционных потоков в Центральную и Восточную Европу // Проблемы истории и практики управления — 2004. — ¹ 2. — С. 53—60.
  2. 2. Соколов В. Замыкается ли в себе развитый мир? // МЭМО — 2004.— ¹ 1.— С. 37—45, 42—45.
  3. 3. Key facts and figures about the European Uwion, (Manuscript completed in February 2004) European Communitie, 2004. — Р. 68—79.
  4. 4. Статистические материалы // Белорусский экономический журнал. — 2005. — ¹.2.— С..140.
Внешнеэкономическая деятельность и экспорт 
 
www.president.gov.by
 
Основными направлениями внешнеэкономической деятельности должны стать расширение экспорта, рационализация объема и структуры импорта, углубление взаимодействия с мировым рынком, осуществление эффективной внешнеторговой политики, взаимоувязанной с макроэкономической и промышленной политикой, обеспечивающие динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры.

Для этого  потребуются:

усиление  конкурентных позиций на мировых  рынках традиционных белорусских производителей-экспортеров за счет снижения затрат на производство экспортной продукции, внедрения новых технологий, обеспечивающих соответствие этой продукции требованиям международных стандартов;

активизация импортозамещения;

создание новых экспортоориентированных производств на основе отечественных научно-технических разработок;

повышение доли наукоемкой продукции в общем  объеме экспорта;

активное  применение новых форм торговли (создание белорусских торговых компаний за рубежом, финансово-промышленных групп с иностранными партнерами, экспорт технологий, открытие сборочных производств с одновременным формированием сетей технических центров, представительств предприятий в странах ближнего и дальнего зарубежья);

привлечение иностранных финансовых ресурсов, включая прямые иностранные инвестиции;

оптимизация и сбалансированность торговых и  платежных отношений во внешней  торговле;

закрепление международной специализации белорусской  экономики на основе традиционных экспортных позиций (грузовые автомобили, тракторы, продукция нефтехимического комплекса и льноводства), а также внедрение в новые рыночные ниши отечественной продукции, созданной с использованием высоких технологий;

совершенствование механизма управления и регулирования  внешнеэкономической деятельности;

формирование  таможенной политики страны с учетом ее международных обязательств и  в рамках соглашений с Российской Федерацией.

Предусматривается дальнейшее развитие экспорта услуг  – важного источника валютных поступлений, не требующего больших инвестиций. В структуре их экспорта первостепенное значение будут иметь развитие услуг транспорта, связи, услуг, связанных с обслуживанием инфраструктуры рыночного хозяйства (банковские, страховые, правовые, маркетинговые, консалтинговые, информационные), а также продвижение на внешние рынки услуг, способствующих активизации человеческого фактора (интеллектуальные, образовательные, медицинские, профессиональные, туристские), услуг военно-тех-нического назначения.

В системе  внешнеэкономических связей важнейшая  роль принадлежит сотрудничеству в рамках экономической интеграции Беларуси и России, укреплению и углубленному развитию связей с государствами – участниками Содружества Независимых Государств, а также с другими интеграционными образованиями.

Дальнейшее  развитие интеграционных процессов  с Российской Федерацией будет осуществляться в рамках Договора о создании Союзного государства. Необходимо продолжить формирование общего экономического пространства на основе развития свободной торговли, платежного союза, единого научно-технологического, инвестиционного и информационного пространства, объединенной транспортной и энергетической системы.

Развитие  интеграционных связей со странами вне  СНГ предполагается направить на обеспечение сбалансированности торговых операций и создание условий для закрепления белорусских производителей на освоенных рынках и расширения географии экспортных рынков, а также на завершение процесса присоединения Республики Беларусь к ВТО.

Активизация сотрудничества с такими международными финансовыми и экономическими организациями, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Программа развития ООН, Европейская экономическая комиссия ООН, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), будет способствовать дополнительному привлечению кредитных ресурсов и технической помощи для развития национальной экономики, расширению участия международного сообщества в решении долгосрочных социально-экономических, научно-технических и медицинских проблем, связанных с преодолением последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Одно  из направлений активизации внешнеэкономической  деятельности – развитие свободных экономических зон в целях наращивания экспортного потенциала, развития импортозамещающих производств, организации новых рабочих мест с учетом проводимой структурно-инвестиционной политики, создания полюсов ускоренного роста путем привлечения белорусского и иностранного капитала, а также внедрения передовых технологий.

Информация о работе Европейское экономическое пространство и новые перспективы для экономики Беларуси