Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 23:06, курсовая работа
Целью исследования работы является: Раскрыть содержание основных направлений деятельности Европейского Союза, Раскрыть закономерности, выявившиеся уже на первых этапах европейской интеграции, так как именно они могут дать ключ к пониманию того, с какими трудностями этот процесс сталкивается сегодня и какие проблемы могут оказаться наиболее сложными в ближайшем будущем и показать значимость и сущность уникального международного образования.
Введение 3
Глава 1
1.1 История становления ЕС 7
1.2 Компетенция ЕС и основные направления деятельности. 12
Глава 2.
2.1 Суверенитет в Европейском Союзе 27
2.2 ЕС как «конфедеративно-федеративный континуум» 29
Заключение 37
Список литературы
Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет
Социально-экономический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»
Тема: Европейский Союз. Характер объединения и сохранения суверенитета членов Союза.
Работу выполнила студентка
Петрова Л.В. гр. 15-0701
Казань 2010
Оглавление
Введение
Глава 1
1.1 История становления ЕС
1.2 Компетенция ЕС и основные направления деятельности.
Глава 2.
2.1 Суверенитет в Европейском Союзе
Приложения
Введение
Актуальность темы заключается в том, что Европейский Союз объединяет 27 стран Европы, является влиятельным участником мирового сообщества, на сегодняшний день, и одним из трех основных и наиболее развитых центров современного мира, наряду с США и Японией. Европейский Союз является крупнейшей мировой торговой державой, на него приходится почти четверть мировой торговли, это также крупнейший мировой импортер сельскохозяйственной продукции и сырья. На ЕС приходится основная часть помощи развивающимся странам. Европейский Союз поддерживает дипломатические отношения более чем со 140 странами мира (по официальным данным всего в мире насчитывается 240 стран, а по неофициальным данным 195 стран). Европейский Союз имеет статус наблюдателя ООН. Европейский Союз - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.
Актуальность данной курсовой работы заключается еще и в том, что Европейский Союз представляет собой могучую экономическую силу. На долю ЕС приходится существенная часть мирового ВВП и международной торговли (соответственно 23 и 24%). Внутри союза созданы наднациональные интеграционные институты, складывается единое правовое пространство. Граждане наднациональных государств-членов являются одновременно гражданами ЕС. Завершается строительство Единого внутреннего рынка - пространства, где существует «четыре свободы» (свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей). Образован экономический и валютный союз с единой коллективной валютой - евро. Проводится общая политика в основных областях социально-экономической жизни. Всё более весомой становится внешняя политика и политика в области безопасности.
ЕС - это не межгосударственное объединение, базирующееся на нормах международного права, подобно международным экономическим организациям или региональным торговым блокам. Система европейских интеграционных институтов имеет совершенно иную политическую, экономическую и юридическую природу. В её основе лежит принцип наднациональности, т. е. передачи национальными государствами части своего суверенитета наднациональным институтам и органам. ЕС - это, прежде всего общее право, общие институты и общая политика.
Место и роль ЕС в современном мире несоизмеримы с местом и ролью любого торгового блока или международной организации. ЕС - это сплочённая политическая и экономическая сила. Европейский Союз имеет собственную институциональную архитектуру, собственный независимый бюджет, имеет собственное европейское право, которое обладает прямым действием. Европейский Союз соответствует критериям, предъявляемым политическим системам.
Идеи объединения Европы уходят своими корнями в глубокое прошлое; современные же интеграционные тенденции берут начало в событиях первых послевоенных лет, и становление единой Европы безусловно является наиболее масштабным социальным процессом второй половины ХХ века. Исследованию его истории, выявлению его закономерностей и оценке возможных последствий посвящены сотни научных работ, однако эти темы остаются по-прежнему актуальными, так как и сегодня вряд ли можно утверждать, что противоречия, на всех этапах сопровождавшие развитие Европейского Союза, преодолены, а трудности, встречавшиеся на его пути, остались лишь в воспоминаниях историков. Напротив, с каждым новым шагом вперед процесс интеграции становится все более комплексным и сложным, что порождает дилеммы, решению которых не может помочь опыт других стран и народов, поскольку история не знает прецедентов постановки подобных задач.
Объект исследования: Европейский союз как важнейший субъект международных отношений.
Целью исследования работы является: Раскрыть содержание основных направлений деятельности Европейского Союза, Раскрыть закономерности, выявившиеся уже на первых этапах европейской интеграции, так как именно они могут дать ключ к пониманию того, с какими трудностями этот процесс сталкивается сегодня и какие проблемы могут оказаться наиболее сложными в ближайшем будущем и показать значимость и сущность уникального международного образования.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
- Изучить литературу и источники по данной проблематике;
- Раскрыть исторический аспект возникновения Европейского Союза;
- Рассмотреть экономическое и политическое состояние Европейского Союза в разные периоды времени;
- Рассмотреть Суверенитет в Европейском Союзе
- Выявить основные внешнеэкономические и другие проблемы Европейского Союза;
Предмет исследования: политическая, и экономическая деятельность Европейского Союза в разные периоды времени.
Объектом исследования являются: Европейский союз как важнейший субъект международных отношений.
Перечень главных реферируемых источников: Степень изученности данной работы относительно Европейского Союза в периодических изданиях, в научной литературе представляется достаточной, так как деятельности Европейского Союза всегда уделялось много внимания со стороны научных кругов, политических деятелей, аналитиков различных стран. Так например авторы книги Акопова А.С., Воронкова О.Н., под названием «Мировая экономика и международные экономические отношения» 2002г. дает подробное описание истории создания ЕС, еще с 1952г. создания первого Европейского объединения. Широко представлены в периодических изданиях зарубежной литературы, Необходимо отметить, что «наличие свежих, новых» данных, которые были заимствованы с сайтов Интернет. При написании работы использовались публикации и статьи из журналов: «Международные процессы», использовались материалы из иностранных журналов, и энциклопедических справочников«Foreign Policy», «Тоday», «Страны Мира».
Структура работы построена с учетом основных целей и задач исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1.1 История становления Европейского Союза.
Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. Однако, именно Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции.
Уроки войны привели к возрождению идей пацифизма и пониманию необходимости не допустить рост национализма в послевоенном мире. Другой реальностью, заложившей основу процесса европейской интеграции, стало стремление стран Западной Европы восстановить пошатнувшиеся в результате войны экономические позиции. Для стран, потерпевших поражение в войне (прежде всего Германии, разделенной на несколько оккупационных зон), насущной потребностью являлось восстановление собственных политических позиций и международного авторитета. В связи с началом холодной войны, сплочение рассматривалось и как важный шаг в сдерживании советского влияния в Западной Европе.
К окончанию Второй мировой войны сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской федерации или Соединенных Штатов Европы, т.е. к интеграции всего комплекса общественной жизни, вплоть до введения единого гражданства. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Весь ход европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих двух концепций.
Отправной точкой процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950. В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор об учреждении этого сообщества подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией 18 апреля 1951. ЕOУС ставило своей целью создание общего рынка для модернизации и повышения эффективности производства в угольной и металлургических областях, а также улучшения условий труда и решения проблем занятости в этих отраслях экономики. Интеграция этого важнейшего в то время сектора хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 членами ЕОУС Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
Главными целями Договора о ЕС стали создание таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также введение общей политики в области сельского хозяйства. Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д. Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.
Еще на подготовительном этапе к подписанию Римских договоров часть западноевропейских стран посчитала предложенный федералистский вариант социально-экономической интеграции чрезмерным. Такие страны как Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария образовали в 1960 Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). В рамках этой организации интеграция ограничивалась построением зоны свободной торговли. Однако по мере успешного развития ЕЭС одна за другой страны ЕАСТ стали стремиться к переходу в ЕЭС.
Сближение государств континента в социально-экономической сфере стало стержнем процесса европейского объединения. Становление Европейского экономического сообщества прошло несколько этапов:
– создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам (1957–1968);
– создание таможенного союза с введением вместо автономных средств торговой и таможенной политики общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении третьих стран (1968–1987);
– создание единого внутреннего рынка, предусматривавшего помимо мер таможенного союза осуществление мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы (1987–1992);
– создание Экономического и валютного союза, предусматривавшего введение единой валютной и денежной политики ЕС (1992–2002) с заменой национальных валют единой валютой – евро.
Проект Европейского экономического сообщества содержал в себе как элементы федералистского (таможенный, экономический и валютный союз), так и конфедералистского (зона свободной торговли, единый внутренний рынок) подходов, которые усиливались или ослаблялись в зависимости от политической и экономической конъюнктуры.
Знаменательной вехой на пути развития интеграции стала попытка федералистов создать Европейское оборонительное сообщество (ЕОС) и Европейское политическое сообщество (ЕПС). В 1952 Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды подписали договор, учреждавший ЕОС. Согласно этому документу, в рамках ЕОС должны были интегрироваться под единым командованием военные контингенты этих 6 стран, что означало потерю контроля государствами над собственными вооруженными силами. Борьба федералистов и конфедералистов в ходе ратификации этого договора привела к тому, что в августе 1954 Национальное собрание Франции отвергло Договор о ЕОС. После этой неудачи была прекращена и подготовка договора о ЕПС. Планы создания политического союза не были реализованы и в 1960–1970-х (проекты Фуше (1961–1962) и Тиндеманса (1975)).
Информация о работе Европейский Союз. Характер объединения и сохранения суверенитета членов Союза