Естественные монополии: проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 10:19, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: рассмотреть проблемы и перспективы развития естественных монополий в России.
Для достижения цели данной работы необходимо поставить ряд задач:
1.Охарактеризовать естественные монополии.
2.Рассмотреть структуру и регулирование естественных монополий.
3.Рассмотреть проблемы и перспективы развития естественных монополий.

Файлы: 1 файл

FILE008.DOC

— 95.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение

Тема естественных монополий  является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Россию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально-экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий. Следовательно, необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов.

Сферы естественных монополий  подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимости от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и иных причин. Поэтому постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.

Цель контрольной работы: рассмотреть проблемы и перспективы  развития естественных монополий в России.

Для достижения цели данной работы необходимо поставить ряд  задач:

1.Охарактеризовать естественные  монополии.

2.Рассмотреть структуру  и регулирование естественных  монополий.

3.Рассмотреть проблемы  и перспективы развития естественных монополий.

1. Сущность естественных монополий

1.1. Понятие монополия

Монополия (monopoly) это - исключительное право, предоставляемое государству, предприятию, организации (группе предприятий, организаций) или физическому лицу (группе физических лиц) на осуществление какой-либо деятельности. В данном случае монополия обусловлена либо абсолютным преобладанием субъекта (группы субъектов) в какой-либо деятельности, либо уникальностью продукта, либо особыми привилегиями, предоставленными государством

Естественная монополия (natural monopoly) - разновидность абсолютной монополии, наличие которой объективно выгодно с позиций общественных интересов, так как позволяет удовлетворять большой совокупный спрос в условиях минимизации затрат. Под естественной монополией обычно подразумевают отрасль, в которой при производстве определенного типа продукции единственная организация (или небольшая группа организаций) может произвести совокупный отраслевой объем продукции с меньшими издержками, чем любое большее число организаций. Согласно законодательству РФ состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В России регулируются следующие сферы действия естественных монополий:

-транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

-транспортировка газа по трубопроводам;

-услуги по передаче  электрической и тепловой энергии; 

-железнодорожные перевозки; 

-услуги транспортных  терминалов, портом, аэропортов;

-услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

1.2. Возникновение и субъектный состав монополий

Абсолютная, или чистая монополия возникает в том  случае когда одна фирма становится единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей, или субститутов. Чистая монополия характеризуется целым рядом специфических черт. Предприятие-монополист олицетворяет собой целую отрасль, так как последняя представлена всего одним предприятием, единственным поставщиком данного товара. Поэтому то, что свойственно поведению предприятия, характерно и для отрасли. В этом смысле чистая монополия занимает противоположную позицию относительно чистой конкуренции.

Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует адекватных или близких заменителей монополизированного продукта. Перед покупателем не стоит проблема выбора. Он вынужден либо покупать продукт у монополиста, либо обходиться без него. В отличие от предприятий, действующих в условиях чистой конкуренции, предприятие-монополист осуществляет значительный контроль над ценой. При нисходящей кривой спроса монополист может изменять цены на продукт путем манипуляции количеством его предложения.

Появление и длительное функционирование предприятий-монополистов обусловлено наличием целого ряда экономических, технических, юридических и других барьеров, препятствующих вступлению других товаропроизводителей в отрасль. Однако в долговременном периоде абсолютно непреодолимых барьеров для вступления в отрасль не существует.

Исходя из принципа различной степени ограниченности доступа на рынок, монополии могут быть классифицированы как закрытые, естественные и открытые. В силу различных обстоятельств одно предприятие может стать единственным поставщиком продукции на рынке.

Естественная монополия образуется в тех отраслях, в которых долгосрочные издержки достигают минимума только тогда, когда одно предприятие обслуживает весь рынок в целом. В таких отраслях оптимальный масштаб производства товара близок или превосходит тот его объем, на который предъявляется спрос по цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска продукции между двумя или большим количеством предприятий приведет к тому, что масштабы производства каждого будут далеки от оптимума, что снизит эффективность их деятельности, а также вызовет потери у потребителей в результате роста цен.

Субъекты естественной монополии - это юридические лица, занятые производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии. Главный критерий для  признания организации естественным монополистом - это осуществление  деятельности в условиях естественной монополии. Для этого необязательно быть собственником «сетей» (электрических, трубопроводных и т.п.). Закон не содержит специальных требований относительно организационно-правовых форм субъектов естественных монополий. В Указе Президента РФ от 28 февраля 1995 г. 

№ 220 «О некоторых мерах  по государственному регулированию  естественных монополий в Российской Федерации» прямо назывались коммерческие и некоммерческие организации как  субъекты государственного регулирования. Таким образом, можно предположить, что субъектами естественных монополий могут быть и те, и другие.

Потребители - это любые  юридические и физические лица, в  том числе индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (услуги), производимые (реализуемые) субъектами естественных монополий. Понятие «потребитель» здесь используется в широком смысле слова, оно не совпадает с трактовкой, данной в Законе РФ «О защите прав потребителей».

 

2. Естественные монополии в России

2.1.Электроэнергетика

В российской электроэнергетике  естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей.

Но сейчас принимаются энергичные меры для развития конкуренции между  производителями электрической  энергии, в частности:

- вводится, совершенно новый рыночный механизм определения цены электрической энергии путем конкурентного отбора заявок на ее продажу при данном уровне спроса, определяемом на основе заявок на покупку электроэнергии;

- предполагается завершение формирования нормативно-правовой базы функционирования всего оптового рынка электрической энергии, в том числе утверждение правил работы оптового рынка на принципах конкуренции и порядка расчетов между субъектами оптового рынка, разработка договоров на поставки электрической энергии и мощности, договоров на использование межсистемной электрической сети оптового рынка и сетей, региональных энергоснабжающих компаний, определение условии взаимоотношений оператора оптового рынка с его участниками;

- намечается переход к конкуренции электростанций на оптовом рынке по полным затратам с выводом из эксплуатации неэкономичных мощностей;

- расширение состава крупных потребителей, выведенных на оптовый рынок.

Толчком к регионализации, дроблению  единого рынка электроэнергии послужило  введение в 1991г. дифференцированных тарифов по оплате электроэнергии потребителями отдельных областей в зависимости от реальных затрат каждой энергосистемы, что привело к нерациональной загрузке энергетических мощностей. Хронически недогруженными остаются крупные высокоэффективные станции при более полной загрузке менее эффективных малых станций, принадлежащих региональным энергосистемам.

Главная проблема российской электроэнергетики - неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в  отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья экспортируется всего около 10 млрд. кВтч электроэнергии.

По мнению доктора экономических  наук А. Городецкого и кандидата  экономических наук Ю. Павленко - «необходимо  полнее использовать преимущества единой централизованной энергосистемы как  более устойчивой формы организации  энергетического хозяйства. Организация производства электрической энергии, при которой в одних руках сосредоточены генерирующие мощности, передающие и распределительные сети, предоставляет больше возможностей для экспансии на внешние рынки».

2.2. Газовая промышленность

Путем преобразования Государственного газового концерна в феврале 1993г. создано РАО «Газпром», в 1999г. оно преобразовано в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. «Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. ОАО «Газпром» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.

Уникальность ресурсной базы и  наличие развитой системы газопроводов определяет устойчивость позиций «Газпрома» на мировом рынке. В создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны Западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии «Газпром» имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. «Газпром» создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологический, финансовый и научно-технический потенциал компаний. Так, объединение с группой «Wmtershall» (дочернем предприятии концерна «BASF») дает «Газпрому» возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.

Входящие в систему  «Газпрома» как крупные, так и менее значимые предприятия фактически остаются его производственными подразделениями, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. С правовой точки зрения - это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления.

2.3. Железнодорожный транспорт

На долю железных дорог  приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования  страны и 45% пассажирооборота, что сопоставимо  по объемам с автомобильными перевозками.

Основная продукция  отрасли (перевозки) создается, как  правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость  централизованного формирования и  распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса.

В России показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых  по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках в 2,5 - 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии н Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России же убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах).

3. Регулирование естественных монополий в России

3.1. Методы регулирования естественных монополий

Говоря о распределении  ресурсов, следует отметить, что  наиболее эффективно ресурсы распределяются на конкурентных рынках. Принимая во внимание этот факт, можно утверждать, что работникам органов регулирования следует сымитировать работу конкурентных рынков в тех секторах, где существует естественная монополия. Как и в случае конкурентных рынков, издержки должны минимизироваться, цены должны определяться на основе предельных издержек. Кроме того органы регулирования должны соблюдать баланс между интересами потребителей, которые желают низких цен, и экономической жизнеспособностью производителя. Программа, благоприятствующая потребителям посредством установления цен гораздо ниже себестоимости, приведет к скорому банкротству регулируемых фирм или потребует значительного увеличения налогов для возмещения убытков производств. С учетом этих замечаний необходимо выполнение следующих основных правил регулирования деятельности естественных монополий:

Информация о работе Естественные монополии: проблемы и перспективы развития