Естественные монополии: проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 10:19, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: рассмотреть проблемы и перспективы развития естественных монополий в России.
Для достижения цели данной работы необходимо поставить ряд задач:
1.Охарактеризовать естественные монополии.
2.Рассмотреть структуру и регулирование естественных монополий.
3.Рассмотреть проблемы и перспективы развития естественных монополий.

Файлы: 1 файл

FILE008.DOC

— 95.50 Кб (Скачать)

Цены должны быть максимально  приближены к предельным издержкам.

Прибыль должен обеспечивать только нормальную норму прибыли.

Производство должно быть эффективным.

Политика регулирования  ценообразования естественных монополий  со стороны правительства зачастую воспринимается далеко не однозначно.

Правительственное регулирование  данного процесса является объектом острых дискуссий.

Часть полемики сосредоточена вокруг запутанного вопроса о точном определении средних издержек производств. Другой серьёзный вопрос связан со стимулами, устанавливаемыми правилами регулирования цен.

При установлении цен  на уровне средних издержек у фирмы-монополиста  отпадает желание в минимизации издержек производств. Подобное объясняется очень просто: коммунальная служба не встречает конкуренции, любое увеличение издержек из-за промахов в управлении не влияет на норму получаемой ими прибыли с вложенного капитала, пока комиссия устанавливает цену, равную средним издержкам. Политическая оппозиция ценообразования на основе средних издержек в последние годы попыталась перенести хотя бы часть издержек плохого управления на совладельцев компаний-монополистов. Менеджеры парируют это указанием на то, что если они не смогут получать прибыли, им будет трудно привлечь дополнительных вкладчиков. Качество услуг будет снижаться или тарифы на электричество будут расти ещё больше для покрытия процентов за кредиты, поскольку фирмы будут вынуждены их брать, не находя достаточно покупателей, к примеру, на свои акции.

3.2. Задачи дальнейшего развития  системы государственного регулирования  деятельности естественных монополий в России

В отраслях естественных монополиях необходимо осуществить  ряд преобразований, которые будут способствовать решению описанных выше проблем:

- регулируемые и нерегулируемые  виды деятельности должны быть  отделены друг от друга настолько,  насколько это возможно в существующих  экономических, социальных и политических  условиях. Разделение бухгалтерских счетов и балансов является минимальным требованием, но лучшим решением может стать создание самостоятельных предприятий по каждому виду деятельности, которые бы действовали на основе открытой контрактной системы. В первую очередь надо отделить производственные функции от транспортных и распределительных. Следует выделить вспомогательные виды деятельности (ремонт, строительство, машиностроение и т.д.), которые хотя обычно и имеют специализированную направленность, но могут осуществляться на конкурентных принципах. Таким же образом необходимо преобразовать предприятия социальной инфраструктуры, передать их в муниципальную собственность или приватизировать;

- регулируемые виды  деятельности должны характеризоваться  открытостью и доступностью информации для органов регулирования, что позволит устанавливать цены (тарифы) на уровне, достаточно высоком для обеспечения нормальной рентабельности и соответственно привлечь новые инвестиции;

- потенциально конкурентные  сегменты отраслей должны быть  выделены и реорганизованы в целях формирования реальной конкурентной среды. При этом следует отметить нецелесообразность и практическую неосуществимость реструктуризации существующих монопольных структур на данном этапе развития социально-экономических отношений в России. Однако, уже в настоящее время должны быть созданы условия для возникновения и развития независимых частных и государственных компаний, которые конкурировали бы с предприятиями-монополистами. Такие компании будут строить свои отношения с потребителями на прямых договорных отношениях, а регулированию будет подвергаться размер платы за пользование сетями монопольных структур. Для этого необходим свободный и преимущественный доступ этих компаний к сетевой структуре соответствующих отраслей. Так, всем производителям электроэнергии и природного газа необходим открытый, носящий недискриминационный характер доступ к транспортным системам, а междугородным и международным телефонным операторам - открытый и равный доступ к сетям общего пользования. Задачей органов регулирования является обеспечение такого свободного доступа для потенциальных участников рынка. Процедуры лицензирования, определяющие барьеры для входа на соответствующие рынки, также должны быть открытыми и недискриминационными;

- в дальнейшей перспективе при условии стабилизации экономики России представляется возможной более глубокая реструктуризация потенциально конкурентных сфер отраслей естественных монополий с ликвидацией существующих холдинговых компаний и образованием нескольких конкурирующих производителей.

- должен быть реконструирован  механизм корпоративно-акционерного  управления компаниями, работающими  системе естественных монополий.  В настоящее время федеральное  правительство владеет контрольными  пакетами акций, но зачастую  его роль как собственника является номинальной, и администрация осуществляет управление предприятиями без учетов интересов собственника.

В рыночных экономиках держатели  акций или их представители, совет  директоров оказывают решающее влияние  на выработку стратегии развития предприятия. Такой механизм позволяет регулирующим органам участвовать в процессе принятия решений через определение разрешенного уровня цен (или нормы прибыли на вложенный капитал). Низкий уровень корпоративно-акционерного управления уменьшает возможность органов регулирования влиять на поведение предприятий.

Эффективное корпоративно-акционерное  управление предполагает, что собственники предприятий обладают большой заинтересованностью  в ориентации управления компании на максимизацию доходности и величины акционерного капитала при существующих условиях регулирования. Конечно, приватизация оказывает определенное влияние на корпоративно-акционерное управление. Однако как после полной приватизации, так и до ее проведения корпоративно акционерное управление может стать более эффективным лишь при условии привлечения стратегических инвесторов посредством продажи или передачи больших пакетов акций тем лицам или организациям, которые будут заинтересованы в жестком контроле за работой менеджеров.

Использование заемного капитала также может привести к росту эффективности корпоративно-акционерного управления, так как кредиторы будут заинтересованы в финансовом оздоровлении предприятия:

- инвестиционный процесс  необходимо привести в соответствие  с требованиями рыночной экономики. Почти во всех отраслях естественных монополий финансирование инвестиций производится преимущественно за счет роста тарифов. В настоящее время отраслевые инвестиционные и стабилизационные фонды не являются эффективным средством финансирования инвестиций и зачастую используются нерационально. Тарифное финансирование инвестиций должно быть резко сокращено, и компании должны стимулироваться или даже принуждаться к использованию заемного и акционерного капитала;

- должно быть прекращено  перекрестное субсидирование льготных пользователей за счет предприятий, применяемое во всех отраслях естественных монополий. Субсидии, которые будут признаны необходимыми (например, для малообеспеченных слоев населения), должны предоставляться из федерального или местных бюджетов, а не за счет других потребителей соответствующих ресурсов и услуг.

- во всех отраслях  естественных монополий следует  сократить издержки и повысить  эффективность хозяйствования, для  чего сформировать стимулы к  сокращению излишней занятости, а также к ликвидации малоиспользуемых и малоэффективных производств.

Ясно, что не все из предложенных выше мероприятий могут  быть реализованы в ближайшем  будущем. Вместе с тем движение в  данном направлении позволит сформировать конкурентную среду там, где это возможно и необходимо, и осуществлять эффективное государственное регулирование только в тех сферах, в которых без него нельзя обойтись. Это принесет бесспорные выгоды всем: потребителям - в виде низких цен; нерегулируемым предприятиям - в форме большей либерализации рынка; регулируемым предприятиям - через установление стабильного режима регулирования, благоприятствующего новым инвестициям и техническому развитию.

С другой стороны, до тех  пор, пока соответствующие меры не будут  приняты, невозможно организовать эффективное государственное регулирование, что обусловит консервацию неэффективности и высоких издержек, низкую стоимость акций на фондовом рынке, недоинвестирование и конфликтные отношения между предприятиями и органами регулирования.

 

Заключение

В условиях перехода к  рыночным отношениям естественные монополии  должны подвергаться жесткому государственному регулированию, иначе они неизбежно  будут стремиться злоупотреблять своей  рыночной властью. При этом, как показывает зарубежный опыт, возникает множество сложных проблем, связанных с обеспечением эффективности государственного регулирования.

Одной из основных причин разразившегося экономического кризиса  в России является ценовая политика естественных монополий.

Система государственного регулирования естественных монополий в России на современном этапе развития не способна обеспечить нормальный процесс ценообразования в народном хозяйстве нашей страны. В связи с этим необходимы срочные меры по дальнейшему совершенствованию этой системы.

Среди уже созданных механизмов формирования цен в естественных монополиях наиболее развитым является деятельность Федеральной и региональных энергетических комиссий. Тем не менее до сих пор в большинстве регионов России действуют завышенные тарифы на энергию, а в ряде других регионов - заниженные тарифы, не обеспечивающие нормального развития энергосистем. Поэтому уже сейчас в ряде территорий Российской Федерации тарифы на электро - и теплоэнергию должны быть значительно уменьшены.

Пути дальнейшего совершенствования механизмов государственного регулирования цен на продукцию отраслей естественных монополий лежат в разумном и постепенном применении мер, сочетающих зарубежный опыт в этой сфере народного хозяйства и требования внутренних российских условий.

Список использованных источников и литературы

  1. Бутыркин А. «Проблемы реформирования естественных монополий»// Мировая экономика и международные отношения №12 2007
  2. Вильсон Дж., Цапелик В.Е. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования.// Вопросы экономики, 2005, № 11.
  3. Ивчинков Н. Н. «Тарифы естественных монополий как фактор роста цен» // Финансовый менеджмент 2/2008
  4. Нельговский И. Е. « Экономические основы понятия естественных монополий»// «Черные дыры» в российском законодательстве 4/2008
  5. Покрытан П. «О регулировании монопольных тарифов»// Экономист 2/2006
  6. Сапир Жак «Естественные монополии: проблемы определения и контроля» // Проблемы прогнозирования 6/2007
  7. Студенцов В. Государство и естественные монополии.// Мировая экономика и международные отношения, 2005, № 9.
  8. Цапелик В.Е. Регулирование естественных монополий.// Общество и экономика, 2006, № 8

Информация о работе Естественные монополии: проблемы и перспективы развития