Частное и государственное предпринимательство. Общее и различия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение, сравнение частного и государственного предпринимательства. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность предпринимательства.
2. Рассмотреть виды и формы предпринимательства.
3. Выявить общие и различные черты частного и государственного предпринимательства.
4. Рассмотреть этапы развития предпринимательства в России.
5. Выявить основные проблемы развития предпринимательства в России.
6. Рассмотреть государственное предпринимательство в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ЕГО ФОРМЫ И ВИДЫ 5
1.1. Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности 5
1.2 Виды и формы предпринимательства 7
1.2.1 Виды предпринимательства 7
1.2.2 Формы предпринимательства 10
1.3 Общность и различия частного и государственного предпринимательства 12
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 16
2.1 Этапы развития предпринимательства в России 16
2.2 Основные проблемы развития предпринимательства 19
2.3 Государственное предпринимательство в России 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

курсовая по микро.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

2.3 Государственное предпринимательство в России

 

     В России в первой половине 1990-х годов  ускоренными темпами стала осуществляться тотальная приватизация основной массы  предприятий. «На начало 1998 г. общее  число приватизированных предприятий составило 126,7 тыс., или 59% от количества государственных предприятий к началу приватизации в 1991 г. Параллельно создавались новые частные предприятия, в результате общее число предприятий возросло почти в 10 раз и составило 2,76 млн., в том числе по основным отраслям, тыс.:

  • торговля и общественное питание - 868,3
  • промышленность - 341,6
  • сельское хозяйство - 336,7
  • строительство - 289,1.

     Почти 50% от общего числа хозяйствующих  субъектов создано отдельными гражданами; в торговле их доля - 81,7%, строительстве - 70,2%. Государственных предприятий насчитывается не более 40 тысяч. На долю негосударственного сектора экономики теперь приходится около 70% валового национального продукта» .

     Государство рассталось с подавляющей частью производственных мощностей. Но в его собственности остаются природные ресурсы, в том числе ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, акции предприятий промышленности, транспорта, иное имущество, необходимое для выполнения хозяйственно-организаторских функций. Разведанные сырьевые ресурсы России составляют 28 трлн долл., а потенциальные - 140 трлн долл. Их можно использовать для залога, концессии и т. д.

     Конституцией  РФ определен базовый перечень объектов государственной собственности в двух ее формах: федеральная собственность и собственность субъектов РФ (региональная собственность). В ведении Российской Федерации находятся:

     • федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;

     • федеральные - транспорт, пути сообщения, связь, информация;

     • оборонное производство, производство ядовитых веществ, наркотических средств;

     • деятельность в космосе;

     • федеральные банки;

     • денежная эмиссия. [12]

     Природопользование (владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами), общие вопросы образования, науки, культуры, координация вопросов здравоохранения, социальное обеспечение являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

     Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, его органы утверждают и исполняют бюджет и решают иные вопросы местного значения. Разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность позволяет разделить функции федеральных, региональных и местных органов по управлению природными ресурсами, капиталом, финансовыми средствами. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Государственное имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями (средства бюджетов и др.), составляет государственную казну Российской федерации или субъекта РФ. К государственному сектору относят акционерные общества, в которых контрольные пакеты голосующих акций находятся в собственности государства, государственные предприятия, государственные учреждения. Соответственно формируется и план развития государственного сектора по названным хозяйствующим субъектам. Показатели плана производственно-финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений определяются федеральными законами о госпредприятиях. Кроме показателей планов деятельности предприятий и учреждений в план развития государственного сектора включаются:

     • программа приватизации и приобретения имущества в государственную (муниципальную) собственность;

     • предельная штатная численность  государственных (муниципальных) служащих и военнослужащих (по главным распорядителям бюджетных средств);

     • план предоставления услуг бюджетными учреждениями (по основным распорядителям бюджетных средств);

     • план получения и использования  доходов от распоряжения государственным  имуществом;

     • программа повышения эффективности  использования федеральной собственности.

     Органы  государственной власти и местного самоуправления могут определять дополнительные показатели и требования к плану  развития государственного (муниципального) сектора экономики. Экономическую структуру государственного сектора образуют предприятия материального производства, управляемые государством непосредственно или через контрольные пакеты акций акционерных обществ. К ним относятся в первую очередь предприятия топливно-энергетического комплекса, основных видов транспорта, связи, оборонного комплекса, по добыче драгоценных металлов и камней, по производству алкогольной продукции. Основу государственного сектора России составляют унитарные предприятия и учреждения. Экономическая функция унитарного предприятия заключается в непосредственном удовлетворении общественных потребностей, выполнении в основном государственных заказов на продукцию и услуги особой значимости. Гражданским кодексом РФ предусмотрены два типа унитарных предприятий: на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Государство на базе общественной собственности создает предприятия, которым передает имущество в хозяйственное ведение или оперативное управление. По отношению к государственным унитарным предприятиям органы государственной власти осуществляют непосредственное планово-регулирующее воздействие. Оно выражается в утверждении устава предприятия, назначении его руководителя, заключении с ним контракта, осуществлении контроля за деятельностью посредством периодической отчетности и другими способами. Предприятие обязано заниматься только теми видами деятельности, которые определены в его уставе, и распоряжаться закрепленным за ним имуществом с согласия учредителя.

     В уставе отражаются предмет деятельности, порядок распределения доходов, виды обязательной отчетности, ответственность руководителя за результаты хозяйственной деятельности и другие положения. В контракте с руководителем предприятия содержатся условия, ставящие размер вознаграждения в зависимость от финансово-экономического положения, устанавливающие ответственность за принятие решений, наносящих ущерб предприятию.

     Основными общими признаками государственного предприятия  в России являются:

     1. Имущество предприятия находится  в государственной (муниципальной) собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

     2. Руководитель предприятия назначается  собственником и ему подотчетен.

     3. Предприятие отвечает по своим  обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

     Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения более самостоятельно в  организации производства, имея ряд  признаков, характерных для хозяйственных  обществ. Действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений по производительному использованию имущества предприятия на праве хозяйственного ведения. Размер уставного фонда предприятия не может быть меньше суммы, определенной законом о государственных предприятиях, чистые активы не могут быть меньше уставного фонда. При принятии решения об уменьшении уставного фонда необходимо письменное уведомление об этом кредиторов. Предприятие может создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие (дочернее предприятие) путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение. Собственник имущества предприятия не отвечает по его обязательствам, но решает вопросы определения предмета и целей его деятельности, назначения руководителя, создания, реорганизации и ликвидации предприятия. Все созданные до введения в декабре 1994 г. ГК РФ государственные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения и могут распоряжаться недвижимостью только с согласия собственника. Они функционируют до их приватизации или ликвидации. Приватизация осуществляется в соответствии с программой приватизации, утверждаемой Государственной Думой. При этом устанавливается перечень предприятий, приватизация которых запрещена. Основанием для ликвидации государственного предприятия могут стать нецелевое расходование федеральных средств, отсутствие прибыли по итогам последних двух лет, использование недвижимого имущества с нарушением действующих правил.

     На  базе ограниченного круга государственных  предприятий создаются казенные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Казенным может стать государственное предприятие в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, которое:

     • действует в рамках, определяемых законами исключительно для государственных предприятий;

     • преобладающую часть (более 50%) продукции  поставляет государству;

     • не подлежит приватизации.

     Кандидатами на получение статуса казенного  предприятия прежде всего являются предприятия военно-промышленного  комплекса, силовых министерств и ведомств; объекты, которые в интересах безопасности должны быть в ведении государства (порты, АЭС, ГЭС, метрополитены и др.) или представляют особую общественную важность (железные дороги, связь, мелиоративные системы и т.д.). В дореволюционной России все государственные предприятия были казенными. Казенные предприятия являются коммерческими организациями (хотя не все нацелены на извлечение прибыли) и вступают в экономические отношения с другими предприятиями рыночной среды. Статус казенного предприятия не является раз и навсегда данным: если потребность в соответствующем виде продукции отпадает, то госзаказ снимается, и предприятие переходит в разряд обычного государственного предприятия или приватизируется. Количество казенных предприятий определяется размером тех средств, которые могут быть направлены из федерального бюджета на поддержание их деятельности. «Особенно эффективны казенные предприятия в оборонном комплексе благодаря возможности использования технологий двойного назначения. Государство определяет оборонному предприятию вид и количество продукции, выдает заказ, выделяет ресурсы под него, устанавливает нормативы. Одновременно предприятие может выпускать дополнительную продукцию, для этого оно самостоятельно ищет ресурсы, рынок сбыта, платит за труд и получает прибыль». [5] 
 
 

 

Заключение

     Итак, предпринимательство является стержнем любой социально-экономической системы, основанной на началах частной собственности  и конкуренции. Предприниматель-собственник, как мы увидели, - центральная фигура в гражданском и торговом обороте, он - главное действующее лицо рынка, гарант стабильности гражданского общества.

     Предпринимательство — это осуществление созидательной  экономической деятельности, освоение новых рынков, новых товаров и  услуг, новых финансовых и материальных ресурсов, организационных новшеств.

     Предпринимательство может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики.

     В частном и государственном предпринимательстве  существуют общие и различные  черты.  Общее: статические характеристики, динамические характеристики, а также многие установки управления организациями. Различия: природа потребностей в товарах и услугах,  природа целей, степень “конкуренции”,  масштаб управляемости.

     Развитие  предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными: нехватка ресурсов, сложность доступа к деловой информации, отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя, нестабильность экономической ситуации в стране и т.п. 
 
 
 

      

      

 

Список  использованной литературы

  1. Смольков В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности // СОЦИС. - 2007. - № 2
  2. Государственное регулирование рыночной экономики. (Учебник) Под ред. Кушлина В.И. (2005, 2-е изд., 834с.)
  3. Введение в экономическую теорию. (Учебное пособие) Бедрина Е.Б., Козлова О.А. и др. (УГТУ-УПИ; 2009, 210с.)
  4. Баранникова Г.Н. Основы предпринимательства: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - 44 с.
  5. Блинов Н.М., Городецкий А.Е. Экономическая безопасность и политика реформ. М., 2006- С. 5
  6. Бухвальд Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики. 2008. № 12., С.44
  7. Абалкин Л.  Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 2008. № 12- С. 4–13
  8. Самсонов К. Элементы концепции экономической безопасности // Вопросы экономики. 2006. № 12. С. 14
  9. Газизуллин Н.Ф Малый бизнес в России [Электронный ресурс] /Газизулин Н.Ф// Экономическое развитие России - 2010. - №1.
  10. Кузнецов В.В., Кондратьева М.Н., Алашеева О.В. Экономические методы управления предпринимательской деятельностью. Деловая игра. - Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 20 с.
  11. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - 92 с.
  12.   Административное и налоговое законодательство в области поддержки инновационной деятельности малого и среднего бизнеса. - СПб.: Информационный центр "Кадис", TACIS, 2008. - 160 с.
  13. Русаков М. С. Финансово- экономические механизмы развития малого предпринимательства за рубежом.// Экономический анализ. Теория и практика. №11 2006 С. 61.
  14. Станиславчик Е. Малый и средний бизнес.// Проблемы теории и практики управления. № 11 2005. С. 104-109.
  15. Ершова В.И. Российская газета №3 2005 С. 3-7.

Информация о работе Частное и государственное предпринимательство. Общее и различия