Общая характеристика предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:47, реферат

Краткое описание

Целью нашей работы является изучение социальной и экономической функции предпринимательства.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- рассмотреть сущность предпринимательства;
- выделить субъектов предпринимательской деятельности;
- рассмотреть государство как субъект предпринимательского процесса;
- изучить содержание экономической и социальной функций предпринимательства.

Файлы: 1 файл

Социальная и экономическая функции предпринимательства.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Введение

Предпринимательство в сегодняшнем мире - это серьезная  экономическая и политическая сила. В ряде развитых стран Европы и  Америки на долю фирм с числом работающих менее 20 человек приходится от 40% до 55% всех занятых в частном секторе. Малые фирмы питают жизненными силами здоровый экономический организм любой страны. Они занимают такие ниши в экономике, где невыгодно действовать гигантским транснациональным кампаниям, и там маленькие фирмы смело вступают в конкурентную борьбу с большим бизнесом, обладая более высокой инициативой, гибкостью и низкими затратами на управленческий аппарат. Своей высокой экономической активностью они не позволяют бесконтрольно поднимать цены монополиям, и способны эффективно развивать и эксплуатировать новые революционные технологии.

Не так  давно эти процессы вновь заработали в России, что сделало актуальной проблему изучения функций предпринимательства. Более того, развитие малого бизнеса  в нашей стране - одно из непременных  условий устойчивой стабилизации экономической обстановки, ослабления и преодоления социальной напряженности и укрепления демократии.

Целью нашей  работы является изучение социальной и экономической функции предпринимательства.

Для достижения поставленной цели определены следующие  задачи:

- рассмотреть сущность предпринимательства;

- выделить  субъектов предпринимательской  деятельности;

- рассмотреть  государство как субъект предпринимательского  процесса;

- изучить  содержание экономической и социальной  функций предпринимательства.

Объектом  исследования является микроэкономика.

Предметом исследования является предпринимательство как  свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности, осуществляемое субъектами рыночных отношений  в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.

Глава 1. Общая характеристика предпринимательства

1.1 Сущность предпринимательства

Предпринимательство представляет собой разновидность трудовых усилий по организации и управлению производством  с целью достижения фирмой наилучших  результатов.

Предпринимательство - неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главной отличительной чертой которого является свободная конкуренция. Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма, при котором свободное предпринимательство служит основой и источником процветания.

В докапиталистическую  эпоху место предпринимателя  в обществе и отношение к нему граждан были неоднозначными. В античные времена и в эпоху господства христианской церковной идеологии  деятельность торговца, купца, вообще делового человека признавалась "недостойной", "мерзкой" и "греховной". Аристотель считал более достойным образ жизни философа, нежели деятельность торговца, которому недостает внутреннего покоя. Фома Аквинский утверждал, что профессия купца несет в себе печать морально-этической неполноценности. А в известном в свое время учебнике канонического права "Гратинз" (XII в.) говорилось: "Купец лишь в малой степени угоден Богу или вовсе противен Ему".

Негативное отношение  к предпринимателю усугубили также Ветхий завет и учение Иисуса Христа о богатстве. Однако при оценке этих утверждений надо иметь в виду, что под богатством в Библии понималось бесплодное расточительство. Такой взгляд не соответствует современному пониманию богатства как результата творческого вклада в рост благосостояния на базе предпринимательской инициативы. Обогащение одних за счет обнищания других, осужденное в Священном писании, встречается сегодня не столько в странах с развитой рыночной экономикой, сколько в некоторых развивающихся странах, а отчасти и в России. Этому есть несколько причин.

Враждебное отношение  многих средневековых философов  и богословов к предпринимательству  было обусловлено тем, что в тот  период господствующей формой производства оставалось натуральное хозяйство и предпринимательским функциям пока еще отводилась малозаметная роль.

Кроме того, спокойная  жизнь и деятельность старательного  земледельца считались идеалом  человеческого существования, в  то время как образ жизни предпринимателя, связанный с постоянным поиском, ломкой устоявшихся привычек, был прямой противоположностью крестьянскому консерватизму. Характерно, что даже основоположники классической политэкономии не видели особого смысла в существовании предпринимателя так как, по их мнению, экономические процессы осуществляются сами по себе, по принципу "невидимой руки". По их схеме предприниматель может выступать либо в качестве собственника (А. Смит), либо в роли инвестора (Д. Рикардо). Иных функций за предпринимателем они не признавали.

Взгляды классиков явились одним из исходных положений марксистской концепции предпринимательства. К. Маркс видел в предпринимателе лишь капиталиста, который вкладывает свой капитал в собственное предприятие и на разнице между стоимостью созданной наемными работниками продукции и выплаченной им заработной платой получает прибыль.

Это, по мнению К. Маркса, является свидетельством эксплуататорской сущности предпринимательства, его  социального паразитизма, и поэтому  оно должно быть ликвидировано наряду с другими устоями капиталистической системы хозяйства.

Лишь много позже, на рубеже XIX и XX вв., экономисты признали решающее значение предпринимательства  для экономического прогресса.

А. Маршалл добавил  к трем классическим факторам производства - труду, земле, капиталу - четвертый - организацию. А И. Шумпетер в книге "Теория экономического развития" (1912 г.) дал этому фактору современное его название - предпринимательство.

Подробную характеристику предпринимательства можно встретить  в работах немецкого экономиста В. Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту, - это завоеватель (ему свойственны готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), организатор (умение соединять многих людей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие).

Однако наибольший вклад  в разработку теории предпринимательства, исследование его природы и функций  внес именно И. Шумпетер. Он называл  предпринимателем такого организатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации: "Быть предпринимателем - значит делать не то, что делают другие... и не так, как делают другие". К функциям предпринимателя И. Шумпетер относит:

1) создание нового, еще  незнакомого потребителю материального  блага или прежнего блага, но с новыми качествами;

2) введение нового, еще  не применявшегося в данной  отрасли промышленности способа  производства;

3) завоевание нового  рынка сбыта или более широкое  использование прежнего;

4) использование нового  вида сырья или полуфабрикатов;

5) введение новой организации  дела, например монополии, или,  наоборот, преодоление ее.

Борясь с рутиной, осуществляя  реализацию нововведений и тем самым  обеспечивая экономический рост, предприниматель становится, по словам И. Шумпетера, "созидающим разрушителем". Разработанная И. Шумпетером идея творческого предпринимателя является самым известным и точным определением сути предпринимательства.

Эта характеристика, конечно, не является исчерпывающей. Впоследствии Г. Брифс открыл еще одну важную функцию предпринимателя - контроль за ценами и издержками, а также за рациональным их соотношением.

Р. Коуз также выделял  этот аспект деятельности предпринимателя. В упоминавшейся ранее статье "Природа фирмы" он подчеркивает, что предприниматель - это лицо, которое в конкурентной системе направляет производство, реализуя тем самым роль механизма цен.

В книге Б. Карлофа "Деловая  стратегия" приведены основные вехи развития предпринимательства и  менеджмента с 5000 г. до нашей эры, когда шумеры изобрели клинопись, открыв тем самым возможность регистрации событий, и вплоть до 50-х годов XX века, когда психология и наука о поведении человека заняли в бизнесе особое место.

Российские экономисты XIX-XX века (А. Каминка, А. Петражицкий), давая  свои определения понятию "предприниматель", подчеркивали цель деятельности - получение прибыли, и особенности ведения экономических операций - за счет своих средств и на свой риск.

Предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.

Таким образом, определим  экономическую сущность предпринимательства. Предпринимательство - это сочетание  стратегического предвидения предпринимателя, основанного на его способности трансформировать слабые сигналы о будущих изменениях спроса потребителя и внешней среды в целом, с побудительной силой и энергией, необходимой для превращения прогнозов в связанную с риском инновационную деятельность с целью получения высокого предпринимательского дохода. Экономическое содержание предпринимательства определяется во многом особыми сущностными свойствами личностных качеств предпринимателя. Они проявляются в способности по-новому комбинировать ресурсы или факторы воспроизводства - рабочую силу (труд), капитал, землю.

1.2 Субъекты предпринимательской деятельности

Субъектами предпринимательства  могут быть прежде всего частные  лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производства). Деятельность таких предпринимателей осуществляется как на основе собственного труда, так и с привлечением наемного.

Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой  лиц, связанных между собой договорными  отношениями и экономическими интересами. Субъектами коллективного предпринимательства выступают акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы и т.д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов.

Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых занимает свое место в хозяйственной системе.

Основным субъектом  предпринимательской активности выступает  предприниматель.

Однако предприниматель - не единственный субъект, в любом  случае он вынужден взаимодействовать  с потребителем как основным его  контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях  может выступать в качестве помощника  или противника. И потребитель, и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).

Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя  предприниматель относится к  категории активного субъекта, а  потребителю свойственна, прежде всего, пассивная роль. При анализе стороны  этих взаимоотношений потребитель  выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель при планировании и организации своей деятельности не может игнорировать настроение, желание, интерес, ожидание, оценку потребителя.

У предпринимателя в  условиях рыночной системы отношений нет иного пути воздействия на потребителя, кроме как действовать в унисон с его интересами. Однако такая ситуация вовсе не означает, что предприниматель обязан действовать только в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности (Кто из потребителей предполагал приобрести видеомагнитофон, когда он еще не производился, а только готовился к производству?). К этому как раз и сводится положение о двух способах организации предпринимательской активности: на основе выявленного интереса потребителя или на основе "навязывания" ему нового товара.

Таким образом, с точки  зрения общественного производства, именно предприниматель выступает  в роли активного субъекта, то, с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности, активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.

 

1.3 Государство как субъект предпринимательского процесса

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

Информация о работе Общая характеристика предпринимательства