Общая характеристика предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:47, реферат

Краткое описание

Целью нашей работы является изучение социальной и экономической функции предпринимательства.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- рассмотреть сущность предпринимательства;
- выделить субъектов предпринимательской деятельности;
- рассмотреть государство как субъект предпринимательского процесса;
- изучить содержание экономической и социальной функций предпринимательства.

Файлы: 1 файл

Социальная и экономическая функции предпринимательства.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

- тормозом развития  предпринимательства (создает крайне  неблагоприятную обстановку для  развития предпринимательства или  даже запрещает его);

- посторонним наблюдателем (прямо не противодействует развитию  предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию);

- ускорителем предпринимательского  процесса (ведет постоянный и  активный поиск мер по вовлечению  в предпринимательский процесс  новых экономических агентов  - нередко такая целенаправленная  деятельность государства вызывает "взрыв" предпринимательской активности и приводит к "буму" предпринимательства).

Выделим функции государства как ускорителя предпринимательского процесса.

Во-первых, государство  берет на себя образовательные функции, т. е. функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров. При этом во внимание принимается тот факт, что осуществление предпринимательской деятельности в современной ситуации возможно лишь при условии умелого сочетания, по крайней мере, трех основных элементов и их эффективного использования в практической деятельности:

- общеэкономической теории;

- конкретных экономических  (предпринимательских) знаний;

- количественных методов  в предпринимательстве, т.е. умения  осуществлять предпринимательские  расчеты применительно к любой планируемой сделке или операции, а также умения предусмотреть движение средств на счетах своего предприятия при планировании и осуществлении какой-либо сделки.

Во-вторых, государство  поддерживает в финансовом отношении  только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей. Обычно с этой целью разрабатываются специальные программы поддержки предпринимателей, в которых учитываются меры по льготному кредитованию.

Государственное регулирование предпринимательства  представляет собой систему экономического, социального, организационного, правового и политического обеспечения государством благоприятной среды для формирования и устойчивого развития современного предпринимательства. Государство в период становления предпринимательства выполняет следующие основные функции.

Первая функция - формирование государством субъектов современного предпринимательства, способных и реализующих свои возможности к инновационной, связанной с риском деятельности людей во всех сферах экономики. Государство располагает для этого различными возможностями и средствами.

Оно обеспечивает экономическую свободу  предпринимательства, создает четкие равные "правила игры" на всем экономическом пространстве России, формирует экономический механизм стимулирования предпринимательства, а также налоговую, кредитную, страховую, амортизационную и другие научно-обоснованные системы регулирования. Государству принадлежит обязанность создания эффективной системы образования, подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации предпринимателей и т.д.

Вторая функция - формирование конкурентной среды, способствующей развитию подлинной экономической состязательности, где конкурентные преимущества обеспечиваются за счет непрерывного обновления технологии и техники на базе высших достижений науки, внедрения инновационного менеджмента и маркетинга, полной реализации инновационных и рисковых способностей предпринимателей, разгосударствления и рациональной приватизации, хорошо отработанного эффективного механизма антимонопольной политики, регулирования уровня открытости российского рынка для иностранных конкурентов, рационального протекционизма экспорта наукоемкой конкурентоспособной продукции.

Третья функция - создание условий для устойчивого увеличения предложения товаров и услуг высокого качества, производимых на инновационной основе. Эти условия создаются с помощью стимулирования и поддержки предпринимательских структур. Формирование предложения инновационных товаров и услуг требует соответствующей инновационной политики государства, ориентации предпринимательской стратегии и предпринимательских структур в рамках всего инновационного цикла. Речь идет об ориентации фундаментальной и прикладной науки, сферы воспроизводства на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях.

Четвертая функция - стимулирование и непосредственное формирование спроса на инновационную продукцию. Прежде всего, необходима разработка системы государственных заказов на наукоемкую продукцию. Государственные заказы целесообразно формировать в первую очередь в рамках соответствующих программ по производству необходимых обществу наукоемких изделий. Это продукция в интересах обороны, обеспечения государственных предприятий наукоемким оборудованием, созданным на базе высших достижений науки и техники, осуществления интервенции продаж конкурентоспособной продукции с целью сбивания цен, приведения их к социально приемлемому уровню, а также для создания резерва наукоемкой продукции на всякие непредвиденные случаи с задачей воздействовать на конъюнктуру рынка и т.д.

Пятая функция - формирование организационной и рыночной инфраструктуры предпринимательства.

В настоящее время  ставится и в определенной мере решается проблема государственной поддержки  в целях создания инфраструктуры малого бизнеса. Инфраструктура малого предпринимательства должна быть интегрирована  в систему инфраструктурного  обеспечения предпринимательства в целом, вне зависимости от масштаба предпринимательской деятельности (малое, среднее, крупное предпринимательство). Выполнение этой функции требует создания системы соответствующих рынков: национального, регионального, местного, в рамках СНГ. Одновременно, государство призвано оказывать поддержку в создании системы учреждений, фирм, структур, обеспечивающих процесс формирования, развития и поддержки всех форм предпринимательства (центров информационно-консультативного, научного обеспечения, подготовки и повышения кадров предпринимательства, лизингового и маркетингового обслуживания, инновационных центров и союзов предпринимателей и т.д.).

Шестая функция - обеспечение социальной ориентации данного процесса. Выполнение этой функции требует внимания предпринимательских структур к достижению не только экономического, но и социального эффекта. Последний обеспечивается тем, что предпринимательский тип воспроизводства является основой благосостояния всех членов общества. Правильное понимание сущности и роли предпринимательства требует от государственного регулирования стимулировать воспроизводство, инновационного типа, развивать конкуренцию.

Это повышает уровень  и динамичную устойчивость развития национальной экономики. Здесь путь к росту национального богатства и возможность обеспечить благосостояние для всех.

Глава 2. Функции предпринимательства

2.1 Экономическая функция

Рассмотрим предпринимательство  как функцию. Им в качестве специфической  проблемы политическая экономия первоначально  заинтересовалась в связи с объяснением источников экономического роста и природы прибыли. С течением времени сформировалось несколько принципиальных пониманий предпринимательской функции.

Первое из них господствует в трудах классиков политической экономии (Ф.Кенз, А.Смит) - это видение предпринимателя как собственника капитала, вкладывающего этот капитал в условиях общего недостатка ресурсов для экономического роста. При этом у Ж.Тюрго, а позднее у немецких историков (В.Рошер, Б.Гильдебранд), собственник, управляя своим капиталом, совмещает эти функции с личным производительным трудом.

Позднее все больше отходили от отождествления капиталиста и  предпринимателя. Сложилось второе его понимание: как организатора производства, вовсе не обязательно  располагающего правами собственности. Подобного взгляда придерживались Ж.Б.Сэй и Дж.С.Милль. Функциональное разграничение между собственником и предпринимателем проводил и К.Маркс. Определение предпринимателя как менеджера затем прочно утвердилось в работах неоклассиков (А.Маршалла, Л.Вальраса, К.Менгера, Ф.Визера). С тех пор нейтральность по отношению к обладанию собственностью закрепилась как традиционный элемент большинства предпринимательских теорий - и классических (Й.Шумпетер), и современных (А.Коуп, П.Дракер).

По-иному истолковывается и содержание предпринимательской функции. Согласно неоклассикам, оно состоит в приспособлении производства к изменяющимся условиям рынка, восстановлении нарушенного равновесия, более эффективном использовании имеющихся ресурсов и удовлетворении возникающего спроса.

Значимость предпринимательской  функции воспринимается уже настолько  весомо, что в "организации" видят "четвертый фактор производства". В то же время принимается, что  предпринимательство служит по существу неким встроенным элементом саморегулирующегося механизма цен.

Третья трактовка предпринимательской  функции (Р.Кантильон, Й.Тюнен, Х.Мангольт и др.) связывает ее с несением бремени риска и неопределенности в процессе экономического развития. Этот элемент становится центральным  в концепции предпринимательства Ф.Найта. С его точки зрения, люди, берущие на себя бремя просчитываемого риска и непросчитываемой неопределенности, а также гарантирующие большинству работающих их заработную плату, получают право управлять деятельностью этого большинства и присваивать соответствующую часть дохода.

Четвертая трактовка  предпринимательской функции возникает  в рамках институциональной экономики (Р.Коуз, О.Уильямсон): предприниматель - субъект, совершающий выбор между  контрактными отношениями свободного рынка и организацией фирмы в целях экономии трансакционных издержек. Предпринимательство оказывается особым регулирующим механизмом, отличным от механизмов как ценового, так и прямого государственного регулирования, более того, в чем-то альтернативным последним.

Если маршалловский  предприниматель - менеджер обладает всей полнотой необходимой информации, то в видении представителей новой  австрийской школы (Л.Мизес, Ф.Хайек) он действует в условиях принципиальной неполноты этой информации и, таким  образом, выступает уже не просто как "балансировщик" рынков, но как их активный преобразователь и созидатель. Так складывается пятая теоретическая трактовка (ее проводят также Г.Шмоллер, Ф.Тоссиг, Й.Шумпетер, П.Дракер и др.), подчеркивающая активный, инновационный характер предпринимательства не только в выборе лучшей из имеющихся альтернатив, но и в создании новых рыночных возможностей. Стержнем последнего направления стала концепция Й.Шумпетера.

Йозеф Шумпетер, называло предпринимателя "основным феноменом" экономического развития, его главной движущей силой. Предпринимательство -- это хозяйственный субъект, функцией которого является осуществление новых комбинаций в производстве или обращении или внедрение различных нововведений. При этом понятием "осуществление новых комбинаций" задаются форма и содержание экономического развития, а именно -- производство нового неизвестного потребителям блага или создание его нового качества, внедрение новой технологии, освоение новых рынков сбыта и источников сырья, а также проведение организационных изменений хозяйственных форм.

Если в процессе производства не осуществляется никаких "новых  комбинаций", то говорить о предпринимательской  деятельности нет практически никаких  оснований.

Другими словами, о предпринимательстве  можно говорить только в том случае, когда ставший привычным производственный процесс (или процесс общения) сворачивает с традиционного хозяйственного кругооборота (эволюционного развития) на нехоженую тропу "новых комбинаций" (революционного, дискретного, скачкообразного развития).

И.Шумпетер считал предпринимательство  универсальной общеэкономической  функцией любой общественно-экономической  формации, подчеркивая при этом, что статус собственника не является определяющим и обязательным атрибутом  предпринимателя. Именно в этом вопросе Шумпетер категорически расходился с К. Марксом, который полностью отождествлял предпринимателя с капиталистом, видел в нем лишь инвестора производственного процесса и эксплуататора пролетариата. Кстати, одну из причин подобного заблуждения выделяет сам Шумпетер, называя явным заблуждением тех, кто полагает, что примитивные формы какого-либо типа ipso facto являются одновременно и "простейшими" или "первичными" в том как раз смысле, что они обнаруживают свою суть гораздо проще и очевиднее, чем более поздние формы.

Очень часто справедливо  как раз обратное, и, в частности, потому, что наступающая специализация  четче выделяет функции и свойства: в более "примитивных состояниях, когда функции и свойства перемешаны, распознать их сложнее. По тем же причинам 100 лет назад политической экономии было исключительно трудно делать различие между капиталистом и предпринимателем, дальнейший ход событий облегчил ей эту задачу".

В развитой рыночной экономике  предпринимательство как интегрированная  совокупность предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских организаций выполняет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

Итак, определяющей в  развитой рыночной экономике является общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков.

Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение  до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что, в первую очередь, и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а этот фактор также выступает как проявление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.

Информация о работе Общая характеристика предпринимательства