Общая характеристика предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:47, реферат

Краткое описание

Целью нашей работы является изучение социальной и экономической функции предпринимательства.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- рассмотреть сущность предпринимательства;
- выделить субъектов предпринимательской деятельности;
- рассмотреть государство как субъект предпринимательского процесса;
- изучить содержание экономической и социальной функций предпринимательства.

Файлы: 1 файл

Социальная и экономическая функции предпринимательства.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Современное предпринимательство в России выполняет  три социально-экономические функции, которые оказывают все большее влияние на различные области общественной жизни: экономическую, социальную и психологическую.

Экономическая функция - формирование рыночной экономики, переход рычагов управления экономикой от государства к частным лицам, инициативное развитие отдельных направлений в промышленности и сельском хозяйстве.

Социальная  функция - формирование новой социальной группы - предпринимателей и бизнесменов; формирование среднего класса - социального слоя обеспеченных людей; изменение отношение общества к бизнесу от отрицательного к положительному.

Психологическая функция - формирование классового самосознания новой русской буржуазии, осознание себя как особой активной экономической (и даже политической) силы, способной оказывать влияние на различные стороны жизни страны. Самореализация себя через собственный бизнес, политику, инновационные технологии или благотворительность.

Отметим, что предприниматели, как активная социальная группа, тесно  взаимодействует с тремя слоями общества: с клиентами (потребителями их товаров или услуг), с наемными работниками и представителями госструктур. Клиенты выполняют важнейшую функцию в бизнесе, являясь потребителями продукции предпринимателей и обеспечивая возврат потраченных финансовых средств в виде оплаты за товары или услуги. Кроме того, между предпринимателями и потребителями существуют и другие связи (рекламно-информационные и имиджевые), которые могут иметь решающие последствия для развития того или иного бизнеса.

Наемные работники возникают  на определенном этапе развития бизнеса. Когда предприниматель уже не может сам выполнять все функции на своем предприятии. Сначала они выполняют роль исполнителей производственных функций, а затем и менеджмента. В настоящее время в России, в отличие от Запада, наемные работники пока представляют собой разобщенную саму людей, не сплоченную реальными профсоюзами, что облегчает взаимодействие с ними предпринимателями, однако, в перспективе не исключена жесткая конфронтация между бизнесом и наемным трудом.

Государство, с одной стороны, осуществляет регламентацию бизнеса и жесткий контроль, получая взамен финансовые ресурсы в виде налогов. Кроме того, не является секретом то, что в настоящее время имеет место значительный "серый" финансовый поток между предпринимателями и отдельными чиновниками в виде взяток и "откатов". Третья составляющая государства - это силовые структуры, которые могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на бизнес-процессы.

2.2 Социальная функция

В процессе становления  рыночной экономики предпринимательство приобретает социальную функцию, проявляющуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности.

Эта функция все более  проявляется в формировании нового слоя людей -- людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. В то же время увеличивается численность наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от того, насколько устойчива деятельность предпринимательских фирм.

По имеющимся социологическим  оценкам, ярко выраженные предпринимательские  качества присущи примерно 5 % населения, хотя в различных странах в зависимости от особенностей национального характера И сложившихся культурных традиций данный показатель может меняться. Социальная функция предпринимательства выражается в сокращении безработицы, увеличении численности рабочих мест для наемных работников, которые в свою очередь экономически и социально зависят от того, насколько устойчива и эффективна деятельность предпринимательских фирм.

Социальная  функция - формирование новой социальной группы - предпринимателей и бизнесменов; формирование среднего класса - социального слоя обеспеченных людей; изменение отношение общества к бизнесу от отрицательного к положительному.

Чем эффективнее функционируют  предпринимательские организации, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников.

Возникновение и развитие института предпринимательства на Западе оказало революционизирующее воздействие на общество и человека. Феномен предпринимательства распространил свое влияние не только на экономическую, но и на социальную, нравственную, политическую, культурную и другие сферы жизнедеятельности людей. Этот процесс занял не один век, а для России только начинается становление культуры предпринимательства.

В целом, социальная функция  предпринимательства способствует прогрессу технологий, техники, науки, организации производства, повышению качества продукции и снижению издержек производства, созданию новых рабочих мест и занятости населения, а, следовательно, создает основы богатства людей и общества в целом.

 

Заключение

Одним из важнейших  стратегических факторов устойчивого экономического развития и достижения нормального уровня жизнеобеспечения населения является формирование цивилизованного современного предпринимательства в экономическом пространстве России. Предприниматель и предпринимательство - движущая сила рыночного процесса, выполняющая его основные конструктивные функции.

Предпринимательство - это особый вид экономической  активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности  и инновационной предпринимательской  идее.

Экономическая активность представляет собой форму  участия индивида в общественном производстве и способ получения  финансовых средств для обеспечения  жизнедеятельности его самого и  членов его семьи. Такой формой участия  индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве: собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственника предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.); наемного работника, продающего свою рабочую силу (токаря на заводе, учителя в школе и т. д.); индивидуального производителя ("свободного" художника, живущего на доходы от реализации своих произведений, или водителя, использующего автомобиль в качестве такси и живущего на доходы от такой деятельности; государственного или муниципального служащего; менеджера (управляющего чужим предприятием); пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности); учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме); безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве); занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность); вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).

Социальная функция  предпринимательства способствует прогрессу технологий, техники, науки, организации производства, повышению качества продукции и снижению издержек производства, созданию новых рабочих мест и занятости населения, а, следовательно, создает основы богатства людей и общества в целом.

Экономическая функция  предпринимательства способствует формированию рыночной экономики, переходу рычагов управления экономикой от государства к частным лицам, инициативному развитию отельных направлений в промышленности и сельском хозяйстве.

 

 

Список использованной литературы

1.  Абчук В.А. Курс предпринимательства. - СПб.: Изд-во "Альфа", 2001.

2. Акперов И.Г. Масликова  Ж.В. Психология предпринимательства. - М.: Финансы и статистика, 2003.

3. Гибадуллин Р.В. Социальные функции предпринимательского слоя // Социальная политика и социология. - 2000. - №2.

4. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В.И. Кушлиной. - М.: РАГС, 2005.

5. Елкин В.В. Основы бизнеса. - СПб., 2004.

6. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. - М.: Юристь, 2001.

7. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства. - М.: Издательство: АНО "ИПЭВ", 2008.

8. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. - М.: Дело, 2001.

9. Ломакин В.К. Мировая экономика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

10. Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.

11. Предпринимательство, рынок и экономический рост: Сборник / Ин-т экономики РАН. Центр соц.-экон. пробл. федерализма; Науч. ред. Е.М.Бухвальд, А.В.Виленский. - М., 2002.

12. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М. Г. Лапусты. - М.: Иифра-М, 2003.

13. Сазерленд Дж., Кэнуэлл Д. Ведение бизнеса. Ключевые понятия. - М.: Издательство: Баланс Бизнес Букс, 2005

14. Теория фирмы / Сост. и общ. ред. В.М. Гальперина. - СПб.: Экон. шк. и др., 2000.

15. Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса. - СПб: Питер, 2008.


Информация о работе Общая характеристика предпринимательства