Частное и государственное предпринимательство. Общее и различия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение, сравнение частного и государственного предпринимательства. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность предпринимательства.
2. Рассмотреть виды и формы предпринимательства.
3. Выявить общие и различные черты частного и государственного предпринимательства.
4. Рассмотреть этапы развития предпринимательства в России.
5. Выявить основные проблемы развития предпринимательства в России.
6. Рассмотреть государственное предпринимательство в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ЕГО ФОРМЫ И ВИДЫ 5
1.1. Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности 5
1.2 Виды и формы предпринимательства 7
1.2.1 Виды предпринимательства 7
1.2.2 Формы предпринимательства 10
1.3 Общность и различия частного и государственного предпринимательства 12
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 16
2.1 Этапы развития предпринимательства в России 16
2.2 Основные проблемы развития предпринимательства 19
2.3 Государственное предпринимательство в России 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

курсовая по микро.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

       Наряду с вышеперечисленными организационно-правовыми формами предпринимательства, различают:

  • Малое предприятие.
  • Акционерное общество (закрытое и открытое).
  • Совместное предприятие.

     Малое предприятие может быть создано  и частным лицом, и предприятием, организацией, как государственной  так и общественной. Во-первых, оно  может быть “одноклетчатым” и  более сложным, иметь филиалы, участки, представительства. Во-вторых, разнообразием целей, ради которых может быть создано предприятие: художественны и подсобных промыслов, оказание всевозможных услуг населению, запуске практически любой деятельности, не запрещенной законом. В-третьих, привлекает относительно простая процедура учреждения и регистрации.         В промышленно развитых странах малые предприятия дают значительную долю совокупного валового продукта.

     Акционерное общество (АО) - общество, уставный капитал  которого разделен на определенное число  акций. Сущностью создания акционерного общества является объявление учредителем о создании акционерного общества, т.е. выпуск в продажу ценных бумаг (акций), и предложение определенному или неопределенному кругу лиц покупать эти бумаги, тем самым формируя уставный капитал.

     Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Таким признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах размеров (стоимости) внесенных ими вкладов. Уставной капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. ООО не обязано публичной ответственностью. Данная правовая форма наиболее распространена среди мелких и средних предприятий.

              Таковы основные организационно-правовые  формы предпринимательской деятельности. От них следует отличать организационно-экономические  формы, характеризующие соглашения  между предпринимателями в области организации их деятельности. К основным из них следует отнести следующие:

  • Картель – соглашение между предпринимателями одной отрасли о ценах, разделе рынков продукции, долях в общем объеме производства и т. п.;
  • Синдикат – объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли, с целью устранения излишней конкуренции между ними;
  • Консорциум – объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции;
  • Концерн – многоотраслевое акционерное общество, контролирующие предприятия через систему участий.  [5]

1.3  Общность и различия  частного и государственного предпринимательства

 

     Известно, что в управлении центральным  элементом является человек. И если в одних случаях человек –  это очевидный ресурс (наряду со временем, оборудованием, станками, зданиями, сырьем и т.п.), то в других – субъект и объект управления, источник всех проблем и успешных результатов. Вот основа общности всех видов управления. Одновременно человек и отношение к нему порождают их различия. Проиллюстрируем сходства и различия управления в государственном и частном секторах.

     Сходства:

  • Во-первых, статические характеристики – состав и содержание вышеупомянутых функций управления вообще, тех или иных органов, отдельных работников (в форме должностных инструкций), набор организационных структур, нормируемость управленческого труда, нормы управляемости, набор требуемых умений и навыков и т.д. Причем конкретные выражения характеристик могут и различаться (например, величина норм управляемости, число иерархических уровней в оргструктурах и т.д.).
  • Во-вторых, динамические характеристики – информационные потоки, коммуникации, принятие решений, делопроизводство, содержание и процесс оперативного управления.
  • В-третьих, многие установки управления организациями: стремление к постановке четких целей и их реализации, рациональное распределение средств и ресурсов, повышение эффективности их использования. Персонифицированные носители управления – управленцы (менеджеры) стремятся удовлетворить ожидания и потребности работников своих организаций. Относительная инвариантность характеристик различных видов управления позволяет надеяться на ротацию в широком смысле, т.е. не только на ротацию кадров из одного вида в другой с сохранением их на тех же уровнях в оргструктуре (основа – практическое единство умений и навыков), но и на перенос идеологии оперативного управления. Отметим здесь и общность задач. И в государственных, и в частных организациях существуют проблемы информационного обеспечения, коммуникаций, лидерства, конфликтов, соотношения формальных и неформальных групп и др. [10]

       Различия видов управления:

  • Во-первых, это природа потребностей в товарах и услугах организаций. Если в частном секторе цели управления организациями заключаются в производстве товаров и услуг для удовлетворения потребностей и желаний отдельных индивидуумов в обмен на определенную плату (чаще всего – денежную), то в государственном – в выполнении программ или производстве услуг, как правило, для общества в целом.
  • Во-вторых, природа целей. Если частные фирмы ставят и реализуют свои собственные цели, то государственные структуры служат интересам общества, реализуют цели, установленные законодательными органами, их деятельность регулируется правительственными постановлениями или законодательными актами. А потому различны и критерии оценки эффективности этих видов управления. В частном секторе используются внутренние критерии типа доход-расход, прибыли-убытки, ROI, а в государственном – множество внешних критериев, таких как общественное благополучие, оценки законодательных органов, судов, правительства, политических партий, общества в целом. Отсюда и сложнейшие проблемы государственного управления – ответственности, измеримости, учета и оценки эффективности результатов.
  • В-третьих, степень “конкуренции”. Частные образования по определению функционируют в условиях жесткой конкуренции (со всеми вытекающими отсюда последствиями), а многие государственные организации являются монополистами. В этом причина того, что государственные (и общественные) организации могут долго существовать не предоставляя высококачественных услуг. Имея относительно давнюю предысторию, они со временем перестают задаваться вопросом о сути конечных результатов своей деятельности и больше озабочены процессом получения оценки этих результатов. Иными словами, хорошо подготовленный доклад, служебная записка о (или по поводу) результате для них чаще важнее, чем его качество.
  • В-четвертых, это масштаб управляемости. Если государственное управление влияет на все общество, то управление организациями частного сектора в большинстве случаев ограничивается внутренними рамками и ближайшими элементами внешней конкурентной среды (хотя и встречаются исключения, скажем ТНК по масштабу воздействий сравнимы с отдельными государствами). [8]

 

Глава 2. Развитие предпринимательства в России

2.1 Этапы развития предпринимательства в России

     Современный этап российского предпринимательского движения начинается с перестройки  нашего общества, провозглашенной в  середине 80-х годов и продолжается уже более 12-ти лет, которые имеют поистине судьбоносный характер для российского предпринимательства.

     В рассматриваемый период, особенно в первые 90-е годы, в обществе происходят радикальные изменения по отношению к частной собственности и предпринимательской деятельности. После 70 лет запрета частной собственности государство впервые признает ее равноправие со всеми другими формами собственности и декларирует свободу предпринимательской деятельности. Принимается ряд важных законодательных актов, закладывающих основы новой смешанной экономики, для которой характерен плюрализм форм собственности и организационных структур. Начинается бурный процесс их развития.

     Верховный Совет СССР и Российской Федерации  в начале 90-х годов принял десятки  новых законов и постановлений, затрагивающих проблемы предпринимательства. Прежде всего отметим принятие в  декабре 1990 г. закона "Особенности в РСФСР". Впервые этим законом частная собственность была признана равноправной наряду с государственной, муниципальной и собственностью общественных организаций (объединений).    

     В течение 1991 года были приняты и ряд  других важных законов, определявших не только общие права предпринимателей, но и некоторые механизмы формирования российского предпринимательства. К ним относятся закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" установивший организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в целях создания эффективной, социальной ориентированной рыночной экономики.  Приняты также законы "Об иностранных инвестициях в РСФСР", "Об ограничении монополистической деятельности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и многие другие.  

     Таким образом, была сформирована юридическая  Среда для проявления собственной  инициативы и развития предпринимательской  деятельности. Изменения в правовой сфере повысили активность в деле создания акционерных обществ и других видов предприятий. К маю 1991 года в Государственный реестр стран внесено 700 акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (223 АО и 477 обществ с ограниченной ответственностью). Число частных коммерческих банков в конце 1991 года превысило 1300 . Следует более подробно рассказать о товарных и фондовых биржах.

     Еще недавно вопрос о биржах вызывал  в страхе ожесточенные споры. Значительная часть общества категорически отрицала их надобность, не допускала самой мысли о возможностях создания бирж.    

     1990 год принес революционные изменения  в этой области. Вопрос о  биржах вышел за рамки теоретических  дискуссий и приобрел практическую  значимость. [12]

     19 мая 1990 г. была зарегистрирована  первая в стране Московская товарная биржа (МТБ) - рынок, на котором осуществляется оптовая торговля товарами по образцам и стандартам. Сделки на товарных биржах осуществляются только массово - однородные товары, как зерно, хлопок, металл, сахар и т.п. Это объясняется тем, что на бирже продавец может вступать без реального товара, а покупатель - без наличных денег.  

     Через несколько месяцев возникла Московская товарно-сырьевая биржа (МТСБ). В ноябре 1990 года было объявлено о создании в Москве двух фондовых бирж - Московской центральной фондовой биржи (МЦФБ) и Московской международной фондовой биржи (ММФБ). Фондовая биржа - это рынок ценных бумаг: акций и облигаций, которые являются предметами купли-продажи по ценам ( курсам), регистрируемым на фондовой бирже. На 29 ноября 1991 г. общее число бирж составляло 520, а в апреле 1992 г. газеты оповестили о 800 биржах в пределах бывшего Союза. Только в одной Москве о своем существовании заявили 80 бирж.    

     Однако  надо отметить, что создаваемые биржи  еще далеко не являются биржами в их классическом виде. Предстояла большая работа по совершенствованию деятельности и организации бирж.     

     В январе 1992 года был сделан первый реальный шаг на пути к рыночной экономике - освобождение цен на большинство  товаров и услуг, упразднена в  основном централизованно-фондовая система распределения ресурсов. Решение этой задачи осуществлялось одновременно с приватизацией государственной собственности в промышленности, торговле, сфере услуг и др.  

     Освобождение  цен в условиях сохранявшейся  предельной монополизации производства сразу же привело к резкому взлету всех без исключения цен. Поскольку либерализация цен на практике далеко оторвалась от приватизации, то абсолютное большинство граждан, чьи и без того скудные сбережения оказались фактически конфискованными государством, устранялись из процесса приватизации. В качестве компенсации они бесплатно получили приватизационные чеки (ваучеры), которые с весны 1993 года разрешалось вкладывать в акции некоторых предприятий. В стране сразу же началась неконтролируемая властями скупка ваучеров у населения (по ценам в 2 и более раз ниже официальной стоимости в 10 тыс. рублей) состоятельными людьми, частными банками, мафиозными группами, иностранцами. [3]

2.2 Основные проблемы развития предпринимательства

     В современной России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако, если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточна. Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:

  • Отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;
  • пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;
  • нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;
  • сложность доступа к деловой информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.;
  • неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;
  • отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя;
  • нестабильность экономической ситуации в стране;
  • недобросовестность крупного бизнеса;
  • доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования;
  • правовая неграмотность самих предпринимателей;
  • отсутствие явного развития производства;
  • высокая планка единого социального налога;
  • недостаточность кадрового потенциала;
  • длительное оформление документации, особенно на землю.[7]

     Это, прежде всего, – проблемы широкого сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального  законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты.

     Предприниматели отмечают также проблему слишком  высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д. Препятствия на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры».

Информация о работе Частное и государственное предпринимательство. Общее и различия