Ценообразование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:32, реферат

Краткое описание

Общепризнанное определение такой сложной экономической категории, как цена, отсутствует и по настоящее время. Вместе с этим цена товара является категорией, значение которой трудно переоценить. Предприятие, реализуя продукцию по определенным ценам, получает определенный финансовый результат. Для успешной деятельности предприятия цены на продукцию должны обеспечить возмещение понесенных затрат, связанных со всеми этапами жизненного цикла продукции и получение прибыли, необходимой для удовлетворения интересов собственника, коллектива предприятия и осуществления эффективной дальнейшей производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

В связи с вышеизложенным процесс формирования отпускной цены на продукцию, производимую на предприятии должен быть организован с учетом данных требований.

Очевидно, что наличие эффективной системы ценообразования невозможно без знания методики ценообразования, его отраслевых особенностей, изучения требований действующего законодательства в области ценообразования.

Предприятие при установлении цены на товар должно учитывать все факторы, влияющие на уровень цены, и установить ее таким образом, чтобы получить прибыль. Также важным требованием, предъявляемым к ценообразованию, является гибкость механизма ценообразования на предприятии с учетом изменений внешней среды. Поэтому процесс ценообразования должен быть эффективным.

Оглавление

Введение

Глава 1.Теоретические основы формирования цен

1.1 Цена и ее виды

1.2 Ценовая политика предприятия

1.3 Особенности ценообразования при различных моделях рынка

Глава 2.Формирование цен предприятия на примере ОАО «Байкальская Лесная Компания»

2.1 Краткая характеристика ОАО «Байкальская Лесная Компания»

2.2 Формирование отпускной цены на 1 м3 пиломатериалов

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Содержание1.docx

— 49.60 Кб (Скачать)

О ценовой дискриминации  принято говорить в том случае, когда предприятие предлагает одинаковые продукты или услуги по двум и более  различным ценам. Ценовая дискриминация  проявляется в различных формах в зависимости от потребительского сегмента, форм продукта и его применения, имиджа предприятия, времени продажи  и т.д. 

Ступенчатое снижение цен по предлагаемому ассортименту товаров используется в том случае, когда предприятие производит не отдельные продукты, а целые серии  или линии. Предприятие определяет, какие ценовые ступени необходимо ввести по каждой отдельной модификации  продукции. При этом помимо различия в издержках необходимо учесть и  цены на продукцию конкурентов, а  также покупательную способность  и ценовую эластичность спроса. 

Модификация цен  возможна только в пределах верхней  и нижней границ установленной цены. 
 

1.3 Особенности ценообразования  при различных моделях рынка 

Ценовая политика предприятия, эффективность его ценового поведения  на рынке во многом зависят от конкурентной структуры рынка. Обычно выделяют четыре типа рынка (свободная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия), каждая из которых  характеризуется особыми условиями  формирования отраслевых цен и цен  на продукцию отдельного предприятия. 

Цены рынка свободной  конкуренции 

Напомним, что рынок  свободной конкуренции характеризуется: 

·  наличием множества  фирм, причем доля каждой фирмы в  общем объеме рыночного предложения  продукции настолько мала, что  любое ее решение о повышении  или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;  

·  однородностью  и взаимозаменяемостью производимых конкурентами товаров; 

·  отсутствием  ценовых ограничений. 

В условиях свободной  конкуренции ни одно предприятие  не оказывает заметного влияния  на ценообразование; цена на товар складывается исключительно под воздействием совокупного спроса и предложения. Отдельное предприятие не имеет  ценовой политики, т.е. способности  регулировать цену. Оно может только приспосабливаться к рыночной цене, которая рассматривается как  величина данная, задаваемая рынком. Конкурентный продавец скорее соглашается с ценой, нежели диктует ее. Обычно цена не изменяется и при расширении объемов производства. 

Вместе с тем  из практики известны случаи воздействия  на конъюнктуру рынка путем «случайного» снижения цен. Сначала цена устанавливалась  на максимально высоком уровне, а  затем происходило ее медленное  снижение до уровня рыночных цен. Расчет делался на то, что даже в случае кратковременного использования высоких  цен предприятию все же удавалось  продать какое-то количество товаров, увеличивая, таким образом, свой доход. Высокая цена должна была создавать  впечатление наличия у предприятия  дополнительных затрат, связанных с  повышением качества. Обычно это впечатление быстро проходит, поскольку покупатель убеждается в несоответствии реального качества приобретенного им товара установленному уровню цены. 

Ценообразование в  условиях монополистической конкуренции 

Рынок монополистической  конкуренции состоит из множества  покупателей и продавцов, совершающих  сделки не по единой рыночной цене, а  в широком диапазоне цен. Наличие  диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям  разные варианты товаров. Реальные изделия  могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих  товарам услугах. Нередко предприятия-изготовители разрабатывают разные предложения  для различных сегментов потребительского рынка, а также широко используют практику введения марочных названий, различных методов личных продаж, рекламу. Нередко различия в товарах  и условиях продаж носят мнимый характер. Покупатели, видя различия в предложениях, готовы платить разные цены. 

Наличие большого числа  конкурентов ограничивает контроль каждого из них над ценой. Значительная дифференциация производимых товаров  объясняет отсутствие тесной взаимозависимости  между ценовой политикой предприятий  и ограничивает возможности соглашений о едином уровне цен. 

В условиях монополистической  конкуренции предприятие формирует  цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, установленные конкурентами, а также собственные издержки производства. 

При монополистической  конкуренции предприятия используют разные варианты ценообразования: 

·  установление цен  по географическому принципу, когда  предприятие реализует продукцию  потребителям в разных регионах по разным ценам; 

·  установление цены ФОБ в месте происхождения  товара означает, что товар передается транспортной организации на условиях франко-вагон, после чего все права  на этот товар и ответственность  за него переходят к покупателю, который оплачивает все расходы  по транспортировке. Однако для удаленных  покупателей продукция предприятия  может оказаться слишком дорогой  и не выдержать конкуренцию местных  производителей; 

·  установление единой цены с включенными в нее расходами  по доставке является полной противоположностью метода установления цены ФОБ в месте  происхождения товара. В этом случае предприятие назначает единую цену с включением в нее одной и  той же суммы транспортных расходов. Метод относительно прост в применении и дает возможность предприятию  рекламировать единую цену в общенациональном масштабе; 

·  установление зональных  цен представляет собой нечто  среднее между методом цены ФОБ  в месте происхождения товара и методом единой цены с включенными  в нее расходами по доставке. Предприятие  выделяет две или более зон, в  пределах которых устанавливаются  единые зональные цены. Обычно зональные  цены увеличиваются по мере удаленности  зоны; 

·  установление цены применительно к базисному пункту позволяет продавцу выбрать тот  или иной город в качестве базисного  и взимать со всех заказчиков транспортные расходы в сумме, равной стоимости  доставки из этого пункта, независимо от того, откуда в действительности происходит отгрузка. Для достижения большей гибкости предприятие может  выбирать в качестве базисных несколько  городов. В этом случае транспортные расходы исчисляются от ближайшего к заказчику базисного пункта; 

·  включение в  цену расходов по доставке может быть выгодным для продавцов, заинтересованных в поддержании деловых отношений  с конкретными покупателями или  с определенными географическими  районами. В этом случае обычно предполагается, что стабильность сбытовых отношений  позволит расширить объемы деятельности и снизить средние издержки, обеспечивая  покрытие дополнительных транспортных расходов. 

Ценообразование в  условиях олигополии 

Олигополия включает различные рыночные ситуации, общими для которых являются немногочисленность продавцов, всеобщая взаимозависимость  производителей, а также неспособность  отдельного предприятия с уверенностью предсказать ответные действия конкурентов  на изменения цены или объема производства. 

Обычно выделяется несколько общих черт олигополистического  ценообразования: 

·  олигополистические цены изменяются реже, чем цены в  условиях совершенной конкуренции, монополистической конкуренции  или даже в некоторых случаях  чистой монополии; 

·  цены в условиях олигополии имеют тенденцию быть «жесткими», или негибкими; 

·  в случае изменения  цены одним производителем велика вероятность  того, что другие производители также  изменят цены; 

·  олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов и согласованных  действий при назначении или изменении  цен. 

Цены в условиях чистой монополии 

При чистой монополии  на рынке существует один продавец. Монополистом может быть государственная  организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом из перечисленных  случаев ценообразование складывается по-разному. 

Государственная монополия  может с помощью политики цен  преследовать достижение различных  целей. Цена может быть установлена  ниже себестоимости, если товар имеет  важное значение для покупателей, которые  не в состоянии приобретать его  за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение средних  доходов. Наконец, может быть установлена  очень высокая цена для сокращения потребления того или иного товара (такая ситуация возможна, например, при установлении цен на алкогольные  или табачные изделия). 

В случае регулируемой монополии государство разрешает  предприятию устанавливать расценки и тарифы, обеспечивающие получение  «справедливой нормы прибыли», которая  дает возможность поддерживать производство, а при необходимости расширять  его. 

Нерегулируемая монополия  осуществляет значительный контроль над  ценой и может диктовать цену рынку. Однако предприятие-монополист не всегда устанавливает максимальную цену. Это объясняется рядом факторов: опасение введения государственного регулирования, нежелание привлекать конкурентов, а также стремление расширить  возможный объем сбыта за счет снижения цен. 

В реальной экономической  ситуации любой из указанных типов  рынка определить в чистом виде довольно сложно. Предприятие может с одним  товаром выступить на рынке чистой монополии, а с другим – на конкурентном рынке. Сложнее обстоит дело с  олигополией, в недрах которой возможно появление, как монополий, так и  свободной конкуренции. Следует  помнить, что анализ конкурентной структуры рынка сам по себе не может дать готовых рецептов установления цен; он необходим, прежде всего, для определения закономерностей ценообразования в зависимости от соотношения спроса и предложения. 
 

Глава 2. Формирование цен предприятия на примере ОАО  «Байкальская лесная компания» 

2.1 Краткая характеристика  ОАО «Байкальская лесная компания» 

Открытое акционерное  общество "Байкальская лесная компания" - это холдинговая компания нескольких мощных производственных комплексов Восточной  Сибири и крупнейший в Бурятии  производитель и экспортер высококачественной лесопродукции. 

В состав Компании входят лесозаготовительные предприятия, лесоперевалочные базы, лесопильно-деревообрабатывающий завод, ремонтно-механические мастерские, подразделения по обслуживанию производства автомобильным транспортом, энергоснабжению, строительству и ремонту зданий и сооружений и др. 

В число активов  Компании входят производственные мощности нескольких лесопромышленных компаний, мебельное объединение, ряд крупных  леспромхозов. 

В капитале предприятия  принимает участие Республика Бурятия  в лице Государственного комитета по управлению имуществом. 

ОАО "Байкальская  лесная компания" владеет значительными  ресурсами древесного сырья - лесосырьевая база Компании занимает территорию площадью 368,4 тыс. Га, специализируется на лесозаготовках и деревообрабатывающем производстве. Предприятия, входящие в состав Компании обеспечены всей необходимой производственной инфраструктурой, ремонтной базой, запасами леса, выделенными фсроком  на 50 лет, трудовыми ресурсами. Размер лесосечного фонда позволяет  Компании осуществлять годовую лесозаготовку  в объёме 1 200 000 кбм. 
 

2.2 Формирование отпускной  цены на 1 м3 пиломатериалов 

Цена продукции  состоит из себестоимости, прибыли  и налоговых отчислений и рассчитывается путем составления плановой калькуляции.  

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную  оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных  ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также  других затрат на ее производство и  реализацию. 

Плановая калькуляция - это затраты предприятия в  денежном измерении на производство единицы продукции, рассчитанные по статьям расходов. 

В статье "Материальные затраты" отражается стоимость приобретаемых  со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу или  является необходимым компонентом  при изготовлении продукции (проведении работ, оказании услуг), приобретенных  материалов, используемых при производстве продукции (работ, услуг) для обеспечения  технологического процесса, для упаковки продукции или расходуемых на другие производственные и хозяйственные  нужды, специальной оснастки, и т.д. 

Информация о работе Ценообразование на предприятии