Благоприятное воздействие бюджета на экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 15:57, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель работы — исследование теоретических и практических аспектов реализации БП РК в сравнении с другими государствами для выявления национальных особенностей ее осуществления на государственном и местном уровнях и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию БП.
Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
• изучение теоретических основ БП унитарного государства на примере РК;
• проведение сравнительного анализа зарубежных бюджетных систем с федеративным и унитарным типами государственного устройства на примере отдельных высокоразвитых стран, основ бюджетного законодательства в РК и других странах СНГ;
• выявление проблем реализации бюджетной политики РК;
• изучение методических и практических аспектов формирования БП РК и оценка ее эффективности в сравнении с КЛП;
• анализ состояния республиканского бюджета и оценка эффективности БП, проводимой государственными органами власти в РК;
• исследование инструментов бюджетного механизма, применяемых в республике, а также анализ их влияния на повышение эффективности БП на уровне государства и его территорий;
• определение основных направлений совершенствования БП на уровне местных бюджетов (на примере Бюджета Мартукского района), в том числе разработка индикаторов бюджетной политики.

Файлы: 1 файл

Диплом Благоприятное воздействие бюджета на экономику.DOC

— 239.50 Кб (Скачать)

ГЛАВА 2. Государственный  бюджет и финансирование

2.1 Роль  налогов и других обязательных  платежей в бюджет

Любое государство может существовать лишь тогда, когда обладает собственной финансовой базой, проще говоря, имеет деньги для содержания своего аппарата и покрытия расходов, возникающих в процессе реализации им своих функции.

        Между тем, деньги являются  продуктом сферы материального производства к которому государственная деятельность, будучи по своей природе разновидностью управленческой деятельности, не относится. Другими словами, труд конкретного государственного служащего, рассматриваемого в отдельности, как и деятельность всего государственного аппарата в целом, имея бесспорно общественно-полезный характер, не создают того продукта, выразителем стоимости которого выступают деньги.

В силу этого государство вынуждено  искать их где-то на стороне.

Добывание государством денег составляет содержание такого элемента по финансовой деятельности, который принято именовать "мобилизация денежных средств, необходимых для обеспечения функционирования государства и создание денежных фондов государства".

Добывает  себе государство денежные средства различными способами:

1) в  одних случаях оно использует  метод, основанный на добровольной  передаче денег от их собственника (владельца) государству, в качестве  классического примера которого  выступают государственные займы  (как внутренние, так и внешние);

2) в  других случаях добывание денег  происходит путем  их принудительного  изъятия, где не менее классическим  примерам выступают налоги.

Налоги (в старину их называли «подати»), наряду с военной добычей и  пошлинами, являются, пожалуй, самым древним способом добывания государством себе денег. Известный дореволюционный финансист П.П. Гензель по этому поводу отмечает, что «уже в древнем мире были прекрасно известны технические приемы обложения, разнообразные кадастры и утонченные способы взыскания».

А современные  ученые правильно, на наш взгляд, усматривают  в «канонизированной почти на два тысячелетия христианской и  мусульманской религиями достославной десятине» зородышную форму современного налогообложения, отмечая при этом, что в «условиях, когда государство в совершенном виде еще не существовало и зачаточные формы государственной организации проявились у одних народов в виде патриархально организованных объединений (германские племена), у других управляющихся олигархиями городов-государств (греческий мир и Аппенинский полуостров), у третьих теократических династий (Египет и Передний полуостров), об общегосударственных законах здесь говорить не приходится: их вполне заменяли  тогда неписаные, но от этого не менее строгие, законы религиозных общин.

     Налоги  - являются платой за цивилизованное общество, за право жить в этом обществе и  за то, что налоговая система является справедливой.

     Особое  внимание современных экономистов  чаще всего уделяется изучению и  обобщению соответствующего опыта  развивающихся стран, где многообразие индивидуальных подходов и специфических условий проведения таких реформ позволяет лучше изучить их динамику, точней определить основные параметры происходящих при этом процессов, добиться большей сопоставимости полученных результатов. Сделанные, таким образом, оценки и выводы призваны помочь властным структурам других развивающихся стран принимать в аналогичных обстоятельствах, при необходимости, более взвешенные, то есть более экономически мотивированные и только строго научно обоснованные решения, исключающие любые проявления дилетантства, субъективизма и волюнтаризма, повторения допущенных предшествующими реформаторами ошибок.

     Насколько это важно, можно судить хотя бы по тому, что всего за полстолетия, прошедшие  после Второй Мировой войны, практически ни одна страна, оказавшись перед лицом международного долгового кризиса, неудержимой, пагубной для экономики инфляции и отсутствия других, сколько-нибудь приемлемых для ее оздоровления альтернатив, не сохранила налоговых систем образца довоенных лет. С 1945 года в Азии, Африке и Латинской Америки, а с некоторых пор и в Восточной Европе, сделано свыше ста попыток проведения крупных налоговых реформ, ставших особенно актуальными и массовыми за последние десятилетия.

     Настоящее исследование является результатом обобщения и системного анализа богатого опыта послевоенных налоговых реформ в развивающихся странах, в том числе начатых сравнительно недавно в бывших республиках Советского Союза и прежде всего – в самом Казахстане. Несмотря на значительные отличия идеологии и механизмов реализации этих реформ, разную стадию их развития, а порой даже полную приостановку, недостаток по некоторым из них достоверных документальных источников, нам все же удалось выявить то общее, что делает возможным предоставить налоговую реформу как протяженный во времени многовариантный и многоцелевой процесс. Налоговая система была введена в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость быстрого и коренного изменения действовавшей системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием рыночных отношений в казахстанской экономике.

Разработчики  экономических реформ по программе  МВФ и те, кто начал внедрять эти реформы в казахстанскую  экономику, идеализировали рыночную систему, фактически превратили формирование последней в самоцель. Считалось, что при переходе к рынку достаточно добиться либерализации экономики, ее открытости и макроэкономической стабильности любыми средствами, а затем рынок разрешит автоматически все проблемы. Некоторые экономисты в то время предостерегали от подобного подхода, считая более приемлемым для Казахстана проведение реформ в планово-рыночном направление – как это имело место в Японии, Китае и других странах, фактически получилось так, что богатый опыт и специфика экономики Казахстана оказались невостребованными. Впоследствии это отрицательно сказалось на ходе реформ в целом.

     Теоретически  при осуществлении перехода к  рынку можно было бы просто скопировать  налоговые законы, действующие в  странах Западной Европы. Однако налоговые системы стран Западной Европы сложились в результате десятилетий функционирования рынка, действуют в относительно устойчивой экономике. Такой экономической ситуации на начало проведения рыночной реформы в Казахстане просто не было. Поэтому при механическом заимствовании западного опыта, пригодного для высокоразвитой системы рыночных отношений и основанного на длительном эволюционном развитии, игнорируется реальное состояние экономики Казахстана, где рыночные отношения формируются в «шоковом» режиме, а структуры рынка скорее можно назвать переходными, чем сложившимися.

     Переход к рынку любой ценой потребовал принятия законодательства о новой  налоговой системе, правил и инструкции, регламентирующих ее деятельность, дающих возможность управлять этой системой, а также создания надлежащего налогового механизма. Для казахстанских условий начало 90-х годов была избрана налоговая система по американскому образцу. В структуре налоговых отношений вместо ряда действующих налогов, характерных для административно-командной системы, главное место было отведено новой совокупности налогов, соответствующих формированию рыночных отношений в стране. Существенно изменилась экономическая суть многих ранее действовавших налогов.

     С момента введения ныне действующей  налоговой системы прошло более трех лет. За это время в политике, экономике, социальной сфере произошли огромные качественные изменения. Прежде всего, следует отметить, что процесс перехода экономики Казахстана к рынку проходит, к сожалению, весьма болезненно, с рядом крупных ошибок. Главная из них – больший акцент на разрушение старого вместо создания нового, и как следствие – налоговая система пока не стала действенным инструментом повышения эффективности экономики Казахстана.

     Принятая  Конституция Республики Казахстан во многом по-новому регулирует правовые отношения в политической и социально-экономической сферах. В связи с этим углубились рыночные отношения, возникли и развиваются финансовые институты, которых не было раньше, такие, например, как рынок ценных бумаг, система коммерческих банков и др.

     Казахстанская экономика становится все более  открытой для мирового бизнеса. Все  это приводит к необходимости  по-новому подойти к проблеме анализа  и формирования налоговой политики и налоговой системы.

     Анализ  показывает, что действующая налоговая система обладает целым рядом существенных недостатков. Она с самого начала не соответствовала экономической обстановке в стране.

     Самым крупным недостатком нынешней налоговой  системы является чрезмерное преобладание в ней фискальной направленности. Все другие функции налоговой системы не выполняются вообще. Высокий уровень налогового давления на налогоплательщика, чрезмерность налогового пресса для законопослушных налогоплательщиков угнетают экономику Казахстана, выполняют абсолютно разрушительную роль. В самом начале перестройки экономической и налоговой политики были введены завышенные ставки НДС. В противовес этому оппонентами предлагались умеренная суммарная налоговая ставка.

     Завышенная  совокупная налоговая ставка приведет к негативным последствия:

  • спаду отечественного производства, ухудшению его структуры и ослаблению позиций казахстанских товаропроизводителей на внутреннем и международном рынках;
  • тотальному стремлению производителей всех форм собственности к уходу от налогообложения;
  • утечке капиталов за рубеж;
  • криминализации хозяйственной жизни, нарастанию «теневой экономики.

     Другими словами, налоговая система требует  коренного реформирования. Но этого  можно добиться при условии коренного  изменения курса экономических  реформ.

     Целью экономических реформ должно стать  не разрушение экономики, а процесс  созидания, наращивание национального  богатства Казахстана, повышение  благосостояния ее граждан. Отсюда вытекают основные концептуальные положения  налоговой реформы, их направленность, цели, способы осуществления.

     Этот  исходный посыл мог бы быть развернут  рядом конкретных положений:

  1. Налоговая система должна быть фискально надежной и обеспечивать государству решение его социально-экономических задач
  2. Налоговая система должна быть, стабильной и понятной налогоплательщику
  3. Налогообложение должно быть одинаковым для субъектов хозяйствования всех форм собственности и не зависеть от их организационно-правовой формы
  4. Налоговая система должна быть справедливой, а налоговое бремя распределено между налогоплательщиками равномерно
  5. Число налогов должно быть сокращено в несколько раз, должны быть упрощены процедуры их взимания
  6. Налоговое бремя должно быть снижено, а налогоплательщикам предоставлено право, выводить из-под налогообложения расходы, необходимые для извлечения прибыли, увеличения инвестиционной деятельности, ускорения научно-технического прогресса
  7. Следует реально обеспечить защиту налогоплательщиков. Налогоплательщик должен быть всегда прав и законодательно защищен от налогового произвола.
  8. Должны быть перекрыты существующие способы легального и нелегального ухода от налогообложения, создана эффективная система контроля за правильностью уплаты налогов
  9. Региональные доходные части бюджета, а также органов местного самоуправления должны быть наделены твердыми источниками.
 

     Именно  этим во многом объясняется то, что  далеко на все послевоенные программы  налоговых реформ в развивающихся  странах оправдали амбициозные  ожидания своих создателей, а некоторые  даже попросту провалились или, в  лучшем случае, имели кратковременный успех, после чего постепенно сошли на нет.

     Как известно, понятие «налоговая реформа» имеет несколько значений. Это  и сам факт, и, в то же время, способ кардинального изменения налоговой  системы, постоянное стремление к совершенствованию которой, а отсюда, - и определенная нестатичность (не путать с нестабильностью) – вполне нормальное, продиктованное самой жизнью, явление. Особенно, если речь идет о корректировке самой траектории налоговой системы, вызванной пересмотром методологических и концептуальных основ налоговой политики. Но следует иметь в виду, что если эти изменения лишь уточняют либо дополняют отдельные положения действующего налогового законодательства, включая предусмотренные им административные правила и процедуры, однако в целом оставляют его в силе, они оцениваются только как налоговые поправки.

     Налоговая система Республики Казахстан находится  в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм. В Республике Казахстан правовое регулирование  налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа:

     Первый этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года)

     В республике функционировали более 40 видов налогов:

  1. общегосударственные налоги;
  2. общеобязательные местные налоги;
  3. местные налоги.

     Второй  этап налоговой реформы (с июля 1995 года по 1999 год).

     В этот период количество налогов сократилось до 11. Они были подразделены на общегосударственные и местные налоги. С 1996 года внесены более 30 изменении дополнения в Закон «О налогах и других обязательных платежах бюджет».

     Количество  налогов и сборов увеличилось до 18 видов.

     Третий  этап налоговой реформы (с 2000 года по 2001 год).

     Разработка  налогового проекта Нового Налогового Кодекса. Он состоит из трех разделов: общая часть, особенная часть, налоговое  администрирование.

     В настоящие время в Соответствии с послания Президента Республики Казахстан правительством республики разрабатывается новый Налоговый кодекс

Информация о работе Благоприятное воздействие бюджета на экономику