Безработица в России и основные пути ее сокращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование сущности безработицы, причин ее возникновения и развития, а также ее социально-экономических последствий.
Изучение безработицы осуществляется для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БЕЗРАБОТИЦА КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 6
1.1. Показатели и формы безработицы, их специфика 6
1.2. Социально-экономические последствия безработицы 14
1.3. Пути преодоления безработицы 17
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ
И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ 21
2.1. Экономические реформы и рынок труда 21
2.2. Структурно-динамические особенности безработицы в России 23
2.3. Оценка уровня безработицы и ее структуры в Тульской области 28
2.4. Государственная защита населения в условиях безработицы 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

bezrabotitsa.docx

— 134.59 Кб (Скачать)

Существенное влияние на ситуацию на федеральном и региональном рынках труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов. Ведь возникает очередное противоречие между формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.

 В настоящее время возникает  необходимость активизации деятельности  федеральных и региональных органов  по прогнозированию, постоянному  учету и анализу в территориальном  и отраслевом разрезах потребностей  предприятий, учреждений и организаций  в квалифицированных рабочих  и специалистах и созданию  соответствующих условий для  их подготовки. Одновременно следует  шире развивать дуальную форму  получения образования, основанную  на периодической смене учебного  процесса и производственной  практики (опыт Германии), что позволит  устранить определенные противоречия  между формальным образованием  и реальным содержанием учебного  процесса с учетом потребностей  производства.

Организационное воздействие механизма занятости в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба занятости населения. Система содействия занятости представляет собой Федеральную службу занятости населения Российской Федерации и региональные (городские) центры занятости, которые работают по единой методологии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Имеются четкие инструкции о порядке работы служб занятости в Российской Федерации, отраженные в технологии организации работы центра занятости в Российской Федерации.

Безработным оказывают помощь по нескольким каналам.

Прежде всего, через систему пособий по безработице. Эти пособия финансируются из трех источников:

    • обязательные взносы предприятий;
    • дотации бюджетов различных уровней.

Кроме того, действуют и иные формы поддержки для тех, кто по истечении срока предоставления пособий по безработице не смог устроиться на работу, – разовые денежные или натуральные льготы, например, льгота пользования общественным транспортом, оплата жилья, предоставление продовольственных талонов и т.д.

Кроме того, общество из своих средств формирует социальные программы помощи тем, кто не в состоянии по своим физическим данным прокормить себя. Речь идет об инвалидах, престарелых, а также студентах, чьи расходы при платном обучении очень высоки.

Зарубежные государства, общественная деятельность которых ориентируется на кейнсианские стабилизационные программы, обычно имеют обширный фронт социальных программ. Государству в этом случае приходится ужесточать налоговую политику, ибо эти программы необходимо финансировать. Предприниматели же свои налоги перекладывают по мере возможности на потребителя, взвинчивая цены. Таким образом, платой общества за социальную стабильность становится высокий уровень цен и налогов.

Существует блок экономической политики государства в области организации рынка труда, который одновременно решает две задачи:

  1. За счет переобучения, переквалификации безработных обеспечивается рациональная занятость. Работник получает возможность адаптироваться к новым требованиям рынка.

Представляет интерес то, что идея принудительной занятости претворялась в жизнь в тоталитарных государствах с плановым распределением ресурсов, а также в государствах, придерживающихся правил минимальной организации рынка труда. Разрастание маргиналов вызвало такую неожиданную реакцию даже у государств рыночного типа;

  1. Процесс переобучения, социальная защита населения уменьшают время вынужденной безработицы. Возможность такой ситуации обусловлена тем, что работник приобретает именно ту конкретную профессию и квалификацию, которую требует на современном этапе рынок.

Таким образом, для снижения безработицы в России необходимо воздействовать на сложные взаимосвязанные процессы, протекающие в сфере производства и потребления путем активизации деятельности предприятий и одновременно повышения уровня благосостояния людей, как работающих, так и временно безработных. Но добиться этого можно будет лишь после завершения структурной перестройки экономики и решения судьбы сотен и тысяч предприятий, являющиеся фактическими банкротами, но не вступившими еще на путь финансового оздоровления, а также существенного улучшения работы служб занятости населения, которые должны оказать безработным материальную помощь и облегчить поиск рабочих мест.

Одним из решений проблемы безработицы является реализация целевых программ, направленных на ее снижение.

Так, например, в целях обеспечения дополнительной целевой поддержки и защиты граждан, вынужденно потерявших работу, увольняемых или находящихся под риском увольнения, снижения напряженности на рынке труда 23 декабря 2013 года Министерством труда и социальной защиты Тульской области утверждена Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Тульской области в 2014-2015 гг.

Такие программы утверждаются и реализуются ежегодно.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Обобщая материалы, представленные в данной курсовой работе, необходимо подчеркнуть, что при решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда. Это более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности. 

Предметом взаимной заботы федеральных и региональных органов исполнительной власти остаются проблемы регулирования миграционного движения населения по территории России с учетом ситуации, складывающейся на региональных рынках труда. Особенности обеспечения возвращения русскоязычного населения из ближнего зарубежья в Россию должны учитываться при реализации мер, связанных с их расселением и обустройством. Вопрос сегодня состоит в том, каким образом и с помощью каких рычагов и стимулов Россия должна воздействовать на создание единого политического и экономического пространства на территории бывшего СССР, позволяющего простому россиянину (а не беженцу или вынужденному переселенцу), проживающему в настоящее время за пределами России, реализовать свое право жить там, где он пожелает, в том числе и в Российской Федерации. Достичь этого можно только путем политических и экономических решений.

Перемещение людей в экономическом пространстве должно происходить прежде всего сообразно их интересам. Причем роль государства заключается в том, чтобы создавать на соответствующих территориях такие правовые, экономические и социальные условия, которые бы позволили заинтересовать часть населения в перемещении в нужном государству направлении.

По итогам изучения материалов Росстата необходимо отметить, что в настоящее время в законодательной и хозяйственной практике слабо учитываются территориальные особенности формирования и использования трудовых ресурсов. В относительно трудонедостаточных районах России (включая Нечерноземную зону, Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток) основное внимание должно быть уделено созданию необходимых экономических, организационных и правовых предпосылок для привлечения инвестиций (в том числе зарубежных) с целью реконструкции, модернизации и технического перевооружения действующих производств, более эффективного использования основных производственных фондов и рабочих мест, постоянного снижения доли малоквалифицированного ручного труда, особенно в строительстве и сельском хозяйстве, сокращения числа малопривлекательных рабочих мест с тяжелыми и вредными условиями труда.

В то же время в трудоизбыточных районах страны для обеспечения занятости населения следует открывать (в первую очередь в сельской местности, в малых и средних городах) небольшие предприятия и производства по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, изготовлению строительных материалов и товаров народного потребления из местного сырья и отходов производства, а также предприятия и организации сферы обслуживания.

Касаясь вопросов взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при формировании методов регулирования занятости населения, следует подчеркнуть актуальность разработки сбалансированной системы механизмов регулирования рынков труда, элементы которой были бы достаточно эффективны как на федеральном, так и на отраслевом и региональном уровнях, обеспечивая решение не только краткосрочных (оперативных), но и среднесрочных (на 1-2 года) и долгосрочных (на 5-10 лет) задач. Указанные меры должны предусматривать не только административное, но и косвенное экономическое влияние на процессы занятости населения и ситуацию на рынке труда.

Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или иная проблема занятости (например, внутрипроизводственное перераспределение работников в целях снижения общих объемов высвобождения кадров), тем выше вероятность использования прямого административного воздействия.

В то же время для решения долгосрочных стратегических задач, связанных, в частности, с формированием оптимальной региональной производственной специализации на тех или иных территориях, требуется глубоко продуманная политика привлечения в эти сферы как местного, так и внешнего капитала, основанная на реализации комплекса в первую очередь финансовых и внешнеэкономических мероприятий.

Такие же сложные комплексные проблемы, как формирование единых общероссийских рынков капитала, товаров и труда, обеспечение их оптимального взаимодействия и функционирования, создание единой финансово-кредитной, налоговой, антимонопольной и внешнеэкономической политики, решение методологических вопросов приватизации и акционирования, разрабатываются на федеральном уровне и уже потом адаптируются к специфическим отраслевым и региональным условиям.

Подводя итог вышеизложенному необходимо подчеркнуть, что забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013 г.)
    2. Амосова В., Гукасьян Г.  Экономическая теория: Учебник для вузов. СПБ.:Питер, 2013-547с.
    3. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. –Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2013.-528с.
    4. Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой.- М.: Финансы и статистика, 2010.- 592с.
    5. Бартенев С.А. История экономических учений: Учебник.- М.: Экономистъ, 2013.- 456с.
    6. Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономическая теория: учебник. –М.:ИД «Форум»: ИНФРА-М-, 2011-400с.
    7. Введение в макроэкономику: Учеб. пособие для вузов / М.Е. Дорошенко, Г.М. Куманин, И.Е. Рудакова и др.; Под ред. М.Е. Дорошенко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 175с.
    8. Воронин В.П., Федосова С.П. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2013.- 269с.
    9. Гладков И.С. Экономика: интегрированный учебный курс / И.С. Гладков, Е.А. Марыганова, Е.И. Суслова: под ред. д-ра экон. Наук И.С. Гладкова.- М.: КНОРУС, 2013.- 448с.
    10. Гусейнов Р.М., Горбачева Ю.В., Рябцева В.М. История экономических учений: Учебник / Под общ. ред. Ю.В. Горбачевой.- М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2011.- 252с.
    11. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2003.- 496с.
    12. Муталимов М.Г. Основы экономической теории: Учеб.-методич. пособие.- Мн.: Инетрпрессервис, Экоперспектива, 2010.- 464с.
    13. Носова С.С. Основы экономики: учебник.- 4-е изд. – М.: КНОРУС, 2009.- 312с.
    14. Основы банковской деятельности (Банковское дело)/ Под ред. К.Р. Тагирбекова.- М.: Изд-ий ддом «ИНФРА-М», изд-во «Весь Мир», 2010.- 720с.
    15. Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учеб. пособие.- 2-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2011.- 272с.
    16. Рынок труда. Учебник. Под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина.- М.: "Экономика", 2013.- 448с.
    17. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособ. для сред. проф. учеб. заведений / О.В. Скворцов, Н.О. Скворцова.- 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.- 240с.
    18. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2013.- 375с.
    19. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) /Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова.- М.: Издательство "ЭКЗАМЕН", 2009.- 736с.
    20. Экономика: Учебник / под ред. д.э.н., проф. А.С. Булатова.- М.: Экономистъ, 2013.- 896с.
    21. Экономика: Учебное пособие / Под ред. проф. А.Г. Грязновой, И.П. Николаевой, В.М. Кадыкова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, изд-во полит. литературы «Единство», 2010.- 822с.
    22. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.- 640с.
    23. Экономическая теория: Краткий курс: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011.-384 с.
    24. Юсупов, К.Н. Национальная экономика: учебное пособие /К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров, А.Р. Таймасов; под общ. ред. К.Н. Юсупова.- 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2009.- 288с.
    25. http://job.etula.ru/ сайт Тульского областного центра занятости населения

Информация о работе Безработица в России и основные пути ее сокращения