Безработица в России и основные пути ее сокращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование сущности безработицы, причин ее возникновения и развития, а также ее социально-экономических последствий.
Изучение безработицы осуществляется для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БЕЗРАБОТИЦА КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 6
1.1. Показатели и формы безработицы, их специфика 6
1.2. Социально-экономические последствия безработицы 14
1.3. Пути преодоления безработицы 17
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ
И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ 21
2.1. Экономические реформы и рынок труда 21
2.2. Структурно-динамические особенности безработицы в России 23
2.3. Оценка уровня безработицы и ее структуры в Тульской области 28
2.4. Государственная защита населения в условиях безработицы 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

bezrabotitsa.docx

— 134.59 Кб (Скачать)

Кроме  того, процесс  воспроизводства поставил новые проблемы,  которые  государство  не  могло  решить  восполнением  недостатка  спроса.   Резко подорожали ресурсы, что привело к  экономическому  спаду.   Необходимы  были  иные  пути,  ведущие  к  росту   предложения.

Такие  пути  были  найдены  экономической  школой,  получившей  название   монетарной  (от  слова  «монета»).  Монетаристы  предлагают   в  условиях,  когда  безработица  и  спад  производства  протекают  на  фоне  инфляции,   снять  все  нагрузки  на   государственный  бюджет,  срочно  уменьшить  государственный  бюджетный  дефицит.  В  этих  условиях  государство  вынуждено  уклонятся  от   социальных  программ,  что,  безусловно,  ведёт   к  нагнетанию  социальной   напряжённости.

Обуздание  инфляции  оздоровляет  денежную   единицу  и  формирует  здоровую   денежную  среду.

Следующий  шаг  монетарной  программы  связан  с  реализацией  идеи  эффективного  рынка,  который  сам  очищает  себя  от  отсталого  производства,   разоряет  производителей,   продукция  которых  не  отвечает  новейшим  требованиям  рынка.     Обычно  эти  функции  рынок  выполняет  постепенно,  но   в  условиях  циклического   спада  производства  банкротства  приобретают  массовый  характер.  После  этой  суровой  операции   рынок  выдвигает  на  авангардные  позиции  сильных  и  адаптированных  производителей,  которые  наполняют  рынок  новыми  товарами,  расширяют  производство  и  увеличивают  спрос  на   рабочую   силу.

Следует   иметь  в виду,  что  первые  шаги  монетарных  программ  приводят  к  резкому   ухудшению  жизненного  уровня  населения,  что  ухудшает  социальную обстановку  и  провоцирует  население  на  стихийные   формы  протеста.  Опасность  взрыва  неуправляемого  населения  меньше,  когда  страна  быстро  справляется  с  трудностями   экономического  кризиса.  Но в  условиях  России  последовательное  использование   монетарной  программы  невозможно.  Нужны  новые  пути   выхода  из  спада  и  безработицы,  специфические  для  стран,  переходящей  от  административно-командной  системы  к  рыночной. 

Важным для ликвидации безработицы, специфическим для состояния в России является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующей свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения.

Меры по сокращению безработицы следующие:

- трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.);

- организация общественных  работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских  улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной  продукции);

- поощрение частного предпринимательства  и стимулирование самозанятости  населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские  хозяйства);

-  переподготовка и  профессиональная подготовка по  дефицитным специальностям и  профессиям;

- использование гибких  форм занятости ( надомный труд, неполный  рабочий день, неделя);

- широкая информация населения  о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней  открытых дверей и т.д.

 

ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

 

2.1 Экономические  реформы и рынок труда

 

Важнейшей компонентой рыночной экономики выступает рынок труда. Развитый рынок труда позволяет наиболее полно и эффективно использовать вещественный, научный и человеческий потенциал страны, преодолевать сложившиеся деформации в сфере занятости, регулировать проблемы безработицы.

Рынок труда в России в настоящее время характеризуется следующими явлениями:

- быстрым сокращением численности экономически активного населения;

- сдвигами в структуре занятости – ее перераспределением в сферу услуг, где работает более половины занятых, и частный сектор – 37% занятых. Вне госсектора работает 63% занятых;

- высокой концентрацией занятости на крупных и средних предприятиях (67% всех занятых);

- высокой трудовой мобильностью работающих (отношение суммы выбытий и приемов на работу к среднегодовой численности занятых превышает 30%. Но при этом миграция по трудовым мотивам низкая – 20% всех мигрантов);

- несоответствием роста и дифференциации реальной начисленной заработной платы росту и дифференциации производительности труда;

- преобладанием латентных процессов над открытыми (неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска, вынужденные переводы на режимы неполного рабочего времени, задержки с выплатой заработной платы, неформальная занятость за счет основного времени);

- активизацией высвобождений в связи с сокращением численности работников (до сих пор менее 10% среди причин безработицы);

- увеличением средней продолжительности безработицы.

Безработица определяется соотношением двух основных сторон рынка труда: спроса на рабочую силу и ее предложения.

Предложение рабочей силы, а следовательно, уровень и структура безработицы, зависят прежде всего от воспроизводства населения, рождаемости, смертности, миграции (определяющих численность населения в трудоспособном возрасте в стране и регионах), а также от численности различных демографических групп (женщин, молодежи, пожилых людей в населении трудоспособного возраста).

Предложение рабочей силы определяется также социально–экономическими и психологическими факторами: заработной платой и уровнем доходов, отношениями распределения, потребностью в труде как средстве самовыражения, уровнем образования и специальной подготовки, социальной политикой, т.е. условиями, которые вынуждают потенциальную рабочую силу искать место на рынке труда.

Особенно в сложном положении в переходных условиях оказались такие демографические группы, как женщины, молодежь, многодетные родители или родители-одиночки. Сложившийся уровень занятости женщин (всех женщин, а также особенно многодетных и глав неполных семей) и молодежи в производстве в нашей стране традиционно высок, что определяется низким уровнем жизни населения, идеологическими факторами (особенно в отношении занятости женщин), недостатками социальной политики. В настоящее время высокая потребность в труде этих групп населения поддерживается невозможностью существования семьи на доходы ее главы, что ведет к мультипликации спроса на труд, поскольку один человек претендует на несколько рабочих мест при высокой потребности в них всех групп населения.

При анализе ситуации на рынке труда и перспектив ее изменения, при выработке приоритетов и мер государственной поддержки безработных необходимо учитывать и потенциальные возможности домохозяйств, и возрастающую посредническую роль семьи, членами которой являются безработные.

Государственная поддержка безработных призвана сократить срок безработицы и поддержать уровень жизни безработного. В обоих направлениях этой политики необходимо учитывать роль семьи (домохозяйства). Так, рост числа детей в семье обостряет для ее членов проблему безработицы, поскольку при относительно низком уровне жизни многодетных семей безработица одного из кормильцев ставит членов семьи на грань выживания. В то же время высокая безработица среди женщин не всегда серьезно обостряет проблемы членов семьи, если муж имеет возможность содержать семью (перераспределение занятости на уровне семьи).

 

2.2 Структурно-динамические особенности безработицы в России

 

Сегодня Россия переживает достаточно сложный период в своем экономическом развитии, во многом обусловленный кризисными явлениями и мировой экономике.

Тем не менее, роста зарегистрированной безработицы не наблюдается.

Предприятия, находясь в сложных условиях, пытаются сохранить свой коллектив. Практикуется система длительных административных отпусков и использование частичной занятости. Фактически сформировалась скрытая безработица. Масштабы ее возрастают по мере свертывания производства.

Следует иметь в виду, что квалифицированные работники с таких предприятий уходят, что ведет к снижению квалификационного уровня производственных коллективов. В связи с этим курс реформ встает перед проблемой цены, которую общество за них платит. А она говорит о себе сразу же, ибо первые шаги перехода к рынку значительно снизили уровень потребления населения. Продвижение в направлении реформ ставит и другую проблему сопоставления: во что обходится поддержка неэффективных рабочих мест и сколько стоит открытая безработица по сравнению с финансированием содержания безработных, их переобучения и содействия в трудоустройстве.

По данным Росстатагентства, численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2014 г. составила 74464 тыс.человек, или более 52% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 68028 тыс.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6436 тыс.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

По сравнению с февралем 2013 г. численность занятого населения увеличилась на 268 тыс.человек, или на 0,4%, численность безработных сократилась на 620 тыс.человек, или на 8,8%.

Рисунок 1.  Динамика численности экономически активного населения

(без корректировки сезонных  колебаний), млн. человек

 

Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в феврале 2014 г. составил 8,6% (в феврале 2013 г. - 9,4%).

 

 

 

Рисунок. 2. Динамика уровня безработицы, по методологии МОТ

(без корректировки сезонных  колебаний; в % от экономически занятого  населения)

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в феврале 2014 г. составил 61,1%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 2,8 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце февраля 2014 г. численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, составила 2295 тыс.человек.

Рисунок 3. Динамика численности безработных в России, млн. чел.

Одна из причин таких отклонений - это методологические различия в части охвата категорий населения. Так, в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в феврале 2014 г. около 0,6 млн. человек, или 10% составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 42% составляли лица старше или моложе трудоспособного возраста, 39% - студенты и учащиеся в трудоспособном возрасте очных образовательных учреждений и 19% - лица в трудоспособном возрасте, получающие пенсии за выслугу лет или на льготных условиях. Все эти категории в обследуемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.

Кроме различий методологического характера, которые влияют на сравнимость размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости и данным административного учета службы занятости населения, имеются причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы.

 

Рисунок 4. Способы поиска работы безработными в 2013-2014 гг.

(в % к общей численности  безработных)

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, около 60% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в феврале 2014г. составила 38%, среди безработных женщин - 44%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в феврале 2014 г. составила 43,8%, доля городских жителей среди безработных - 65,5%.

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В феврале 2014г. это превышение составляло 1,6 раза.

Средний возраст безработных в феврале 2014 г. составил 35,6 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 25,8%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,3%, 20-24 года - 20,5%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (32,4%) и 20-24 года (17,1%).

Рисунок 5. Уровень безработицы по возрастным группам в феврале 2014 г.

(в % от экономически активного  населения)

 

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в феврале 2014 г. составил 18,9% (в феврале 2013 г. - 20,0%), в том числе среди городского населения - 16,9%, среди сельского населения - 23,6%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,7 раза, в том числе среди городского населения - 2,8 раза, сельского населения - 2,4 раза.

Среди безработных 27,0% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 29,3% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в феврале 2014 г. составила, соответственно, 34,8% и 26,4%.

В численности безработных 23,4% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2014г. их численность составила 1,5 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (18% - за счет молодежи до 20 лет, 49% - от 20 до 24 лет, 16% - 25-29 лет).

В феврале 2014 г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, составила 26,4%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 24,7%.

Информация о работе Безработица в России и основные пути ее сокращения