Самый низкий уровень безработицы, соответствующий
критериям МОТ, по данным обследования
населения по проблемам занятости, отмечается
в Центральном федеральном округе, самый
высокий - в Северо-Кавказском федеральном
округе.
2.3. Оценка уровня безработицы
и ее структуры в Тульской области
В органах занятости населения на 01.04.2014
зарегистрированы в качестве ищущих работу
8,0 тыс. человек, из них безработных – 7,0
тыс. (на 01.03.2014 безработных – 7,2 тыс.).
В марте 2014 года в органы занятости населения
обратились в поиске работы 2,0 тыс. человек,
трудоустроено 1,3 тыс. человек.
В течение отчетного периода заявлено
вакансий для 7,4 тыс. человек (в феврале
2014 года их было заявлено 6,2 тыс.), из них
по рабочим профессиям – 88,2%.
На 01.04.2014 в банке вакансий
Тульского областного центра занятости
населения – 21,7 тыс. единиц (на 01.03.2014 –
16,7 тыс.).
Уровень
регистрируемой безработицы по области снизился
на 0,02 п.п. по сравнению с февралем 2014 года
и на 01.04.2014 составил 0,87%.
Коэффициент напряженности на рынке
труда области (количество незанятых на
одну вакансию) по сравнению с предыдущим
месяцем уменьшился на 0,1 и на 01.04.2014 составил
0,4 человека на одно вакантное место. Он
дифференцируется в пределах от 0,1 в Воловском,
Ленинском и Щекинском районах до 5,7 в
Одоевском районе.
Результат
деятельности органов занятости населения:
обратились
за предоставлением государственных услуг
– 9303 человека, из них:
-
за содействием в поиске подходящей работы
– 1992 человека;
-
за профессиональной ориентацией – 1746
человек;
-
за информацией о положении на рынке труда
– 4675 человек;
трудоустроено
– 1324 человека;
направлено
на профессиональное обучение – 199 человек.
Анализ спроса и предложения
на контролируемом рынке труда Тульской
области за 2013 год
В органы занятости населения
Тульской области в январе-декабре 2013
года за предоставлением государственных
услуг обратились 65,1 тыс. граждан, из них:
- за информацией о положении
на рынке труда 51,7 тыс. человек;
- за профессиональной
ориентацией 20,7 тыс. человек.
За содействием в поиске подходящей
работы в органы занятости населения в
2013 году обратились 30,9 тыс. человек, то есть на 13,4
% меньше, чем в 2012 году.
Структурные изменения, произошедшие
в составе граждан, обратившихся за содействием
в поиске подходящей работы на территории
Тульской области, представлены в табл.
1
Таблица 1
Структурные изменения, произошедшие
в составе граждан, обратившихся за содействием
в поиске подходящей работы (в %)
Показатели |
2012 год |
2013 год |
Обратилось в органы занятости
населения - всего, в т.ч.: |
100,0 |
100,0 |
- граждане в возрасте
14-29 лет |
43,4 |
42,4 |
- уволенные в связи
с ликвидацией организации, либо
сокращением численности или
штата работников |
11,3 |
13,8 |
- учащиеся, желающие работать
в свободное от учебы время |
15,8 |
18,0 |
- граждане, уволенные с
военной службы |
1,0 |
0,6 |
- лица, освобождённые из
мест лишения свободы |
0,8 |
0,9 |
- инвалиды |
7,2 |
7,0 |
- стремящиеся возобновить
трудовую деятельность после
длительного перерыва (более года) |
17,4 |
13,5 |
- женщины |
51,7 |
52,6 |
В январе-декабре 2013 года на
территории Тулы и Тульской области были
признаны безработными 17,6 тыс. человек,
что на 18,1% меньше, чем в аналогичном периоде
2012 года (21,5 тыс. граждан).
В январе – декабре 2013 года
произошло снижение доли граждан, признанных
безработными, от общей численности граждан,
обратившихся в органы занятости населения
за содействием в поиске подходящей работы,
по сравнению с аналогичным периодом 2012
года с 60,2% до 57,0%.
Анализ регистрируемого рынка
труда Тульской области по состоянию на
31 декабря 2013 года (в сравнении с 31 декабря
2012 года) показывает, что его особенностями
являются:
- доля безработных, потерявших
рабочее место в результате увольнения
по собственному желанию, увеличилась
с 50,6% до 51,2%, а доля безработных, уволенных
в связи с ликвидацией организации, либо
сокращением численности или штата увеличилась
- с 14,2% до 17%;
- средняя продолжительность
регистрируемой безработицы уменьшилась
с 4,5 месяца до 4,4 месяца;
- доля безработных, состоящих
на учёте более года, уменьшилась
с 5,1% до 4,0 %;
- доля лиц, имеющих высшее
профессиональное образование, увеличилась
с 20,5% до 22,0%; имеющих среднее профессиональное
образование увеличилось с 26,7% до
26,8%; не имеющих образование уменьшилось
с 0,8% до 0,7%;
- доля женщин не изменилась
и составляет 56,4% , а мужчин - 43,6%;
- доля молодежи в возрасте
16-29 лет снизилась с 22,7% до 21,2%, доля
лиц в предпенсионном возрасте увеличилась
с 9,0% до 9,2%.
По состоянию на 31 декабря 2013
года уровень регистрируемой безработицы
составил 0,86% от численности экономически
активного населения.
В Тульской области сохраняется
значительная дифференциация городов
и районов по уровню регистрируемой безработицы.
Наиболее высокий уровень регистрируемой
безработицы на конец отчетного периода
сформировался в сельскохозяйственных
районах: Каменском, Тепло-Огарёвском,
Одоевском Куркинском. Наименьшие показатели
по уровню регистрируемой безработицы
сформировались в Ленинском, Новомосковском,
Щекинском, Кимовском районах и в городах
Туле и Донском. Коэффициент соотношения
между максимальным уровнем в Каменском
районе (3,85%) и минимальном в городе Туле
(0,43%) составляет 9,0 раза.
В 2013 году при содействии органов
занятости населения нашли работу (доходное
занятие) 20,9 тыс. граждан, что составило
67,7% от численности обратившихся в органы
занятости населения в целях содействия
в поиске подходящей работы. Следует отметить
высокую дифференциацию центров занятости
населения городов и районов Тульской
области по показателю доли трудоустроенных
граждан. Так, например, в центре занятости
населения города Щекино он составил 51,7%,
Одоевского района -55,8% , города Тулы 57,7%,
в то время как города Богородицка – 86,5%,
Дубенского района – 83,2%, города Плавска
82,1%.
В 2013 году в органы занятости
области заявлено 89,9 тыс. вакансий, столько
же вакансий было заявлено в 2012 году. В
декабре 2013 года заявлено 3,7 тыс. вакансий.
В декабре 2013 года органы занятости располагали
21,2 тыс. вакансий. По данным на 01.01.2014 в
центрах занятости населения имелись
сведения о 14,4 тыс. вакансий (на 01.01.2013 –
19,3 тыс.).
Коэффициент напряженности
на 01.01.2014 года на рынке труда области составил
0,5 человека на вакантное место (на 01.01.2013
года – 0,4), по сравнению с прошлым месяцем
он увеличился на 0,1. В г. Туле коэффициент
напряженности составил 0,4, в районах:
Щекинском – 0,3, Новомосковском - 0,4, Узловском
– 0,4, Алексинском – 0,4.
В сельской местности он колеблется
от 0,6 (Дубенский район) до 8,7 (Тепло-Огаревский
район).
Таблица 2
Потребность в работниках в
различных видах деятельности
на территории Тульской области
(в %)
Виды экономической деятельности |
Потребность в работниках |
2012 год |
2013 год |
Всего заявлено рабочих мест
(с начала года), в т.ч.: |
100 |
100 |
сельское хозяйство, охота и
лесное хозяйство |
8,4 |
7,4 |
добыча полезных ископаемых |
0,4 |
0,5 |
обрабатывающие производства |
34,8 |
33,9 |
производство и распределение
электроэнергии, газа и воды |
1,5 |
2,4 |
строительство |
14,4 |
20,2 |
оптовая и розничная торговля,
ремонт автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного использования |
9,3 |
8,1 |
гостиницы и рестораны |
1,5 |
1,8 |
транспорт и связь |
5,5 |
4,3 |
финансовая деятельность |
0,6 |
0,7 |
операции с недвижимым имуществом |
8,0 |
7,2 |
государственное управление
и обеспечение военной безопасности |
2,5 |
1,9 |
образование |
6,3 |
5,3 |
здравоохранение и предоставление
социальных услуг |
4,0 |
3,3 |
предоставление прочих коммунальных,
социальных и персональных услуг |
0,9 |
3,0 |
деятельность экстерриториальных
организаций |
0,1 |
0,0 |
В структуре вакансий, которыми
располагали центры занятости населения,
основная часть поступила из организаций
обрабатывающих производств (33,9%), строительства
(20,2 %), оптовой и розничной торговли (8,1%),
сельского хозяйства (7,4%), организаций,
совершающих операции с недвижимым имуществом
(7,2%), образования (5,3%) , здравоохранения
и предоставления социальных услуг (3,3%).
Минимально заявлены в банке данных органов
занятости вакантные места от таких видов
деятельности, как финансовая (0,7%) и добыча
полезных ископаемых (0,5%).
В структуре вакансий, которыми
располагали центры занятости населения,
основная часть поступила из организаций
обрабатывающих производств (33,9%), строительства
(20,2 %), оптовой и розничной торговли (8,1%),
сельского хозяйства (7,4%), организаций,
совершающих операции с недвижимым имуществом
(7,2%), образования (5,3%) , здравоохранения
и предоставления социальных услуг (3,3%).
Минимально заявлены в банке данных органов
занятости вакантные места от таких видов
деятельности, как финансовая (0,7%) и добыча
полезных ископаемых (0,5%).
Доля поступивших вакансий
для рабочих в 2013 году составила 86,4% (в
2012 году - 84,4%).
Анализ структуры вакансий
показал, что в области востребованы квалифицированные
специалисты рабочих профессий: арматурщики,
бетонщики, каменщики, плотники, монтажники,
токари, наладчики оборудования, операторы,
электросварщики, электрогазосварщики,
электромонтеры, швеи.
Традиционно на рынке труда
из профессий служащих востребованы врачи,
фельдшеры, медсестры.
Анализ структуры вакансий
показывает, что спрос значительно превышает
предложение по таким профессиям как каменщик
(в 50 раз), бетонщик (в 45 раз), штукатур (в
26 раз), швея (в 25 раз), токарь различной
специализации (в 24 раза), маляр (в 17 раз),
механик (в 16 раз), сборщик обуви (в 14 раза),
плотник (в 13 раз), наладчик различного
типа оборудования (в 13 раз), стропальщик,
электрогазосварщик (в 10 раз), инженер
различной специализации (в 9 раз), официант
(в 8 раз), рабочий по благоустройству (в
7 раз), медсестра, грузчик, дворник (в 5
раз), слесарь разной специализации, подсобный
рабочий, кассир (в 4 раза).
Нет претендентов на вакансии
монтажника различной специализации (1052),
арматурщика (286), кондуктора (275), врача
(124), газорезчика, водителя троллейбуса,
водителя трамвая (70), животновода (58), овощевода
(44), сварщика (42), портного (38), формовщика
(32), изолировщика разной специализации,
фрезеровщика (31), конструктора одежды
(30), закройщика (28), котельщика, фельдшера
(24), машиниста башенного крана (20), машиниста
мостового крана (19), облицовщика – плиточника
(16), станочника (15). Основная причина не
заполнения вакансий – отсутствие на
учете граждан, для которых эта работа
являлась бы подходящей.
Предложение в несколько раз
превышает спрос по таким профессиям,
как: администратор – в 14 раз, санитар,
сторож – 13, бухгалтер – 7, охранник –
4, водитель автомобиля, менеджер – 2.
Для работы на селе востребованы
трактористы, садоводы, разнорабочие.
Сельские районы области в силу
недостатка рабочих мест и менее развитой
инфраструктуры имели незначительное
число и разнообразие вакантных рабочих
мест. Так, на 01.01.2014 года сельские районы
располагали соответственно: Арсеньевский
– 28 вакансиями (численность граждан,
ищущих работу – 157 чел.), Одоевский – 27
(190), Тепло-Огаревский – 25 (217), Белевский
- 40 (192), Каменский – 33 (199).
2.4. Государственная
защита населения в условиях безработицы
Безработица – неизбежный спутник рыночной
экономики, связанный с определенными
потерями для общества. Поэтому оно должно
стараться эти потери минимизировать.
Прежде всего, необходимо создать условия,
при которых безработные слои населения
могли как-то просуществовать в период
вынужденного бездействия.
Важным принципом с позиций обеспечения
занятости населения при стабилизации
экономики является нахождение компромисса
между экономическими и социальными результатами.
На деле это означает, что все варианты
мер, направленных на стабилизацию, должны
предварительно оцениваться по их влиянию
на рынок труда и корректироваться, если
возникнет в этом необходимость.
При выборе путей формирования рынка
труда надо исходить из необходимости
изучения и анализа внутренних закономерностей,
присущих развитию занятости и сохраняющихся
в условиях рыночной экономики, поскольку
многие факторы, влияющие на важнейшие
параметры занятости, зависят непосредственно
от человека (численность населения, его
половозрастная структура, расселение
населения в городской и сельской местностях
и т.д.).
Одним из основных элементов формирования
политики эффективной занятости является
разработка и задействование механизма,
регулирующего динамичное равновесие
спроса и предложения рабочей силы на
рынке труда.
В этой связи следует выделить
два блока проблем:
- оживление экономической ситуации и
инвестиционной активности в стране, создание
условий для динамичного движения капитала,
разработка мер по развитию системы рабочих
мест и увеличению потребности предприятий
и организаций в рабочей силе;
- совершенствование системы оплаты труда,
расширение возможностей получения населением
дополнительных доходов (дивиденды от
ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.),
развитие системы социальных пособий,
дотаций и льгот, снижающих потребность
в труде отдельных социально-демографических
групп населения, особенно женщин, учащейся
молодежи и пенсионеров.