Банкротство: социальное явление и социальный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:40, реферат

Краткое описание

Институт банкротства является важнейшим элементом механизма рыночной экономики. Его назначение состоит в добровольной или принудительной ликвидации несостоятельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, когда проведение мер по предупреждению банкротства, осуществление до судебной санации, либо наблюдения, либо внешнего управления не обеспечили необходимый уровень платежеспособности организации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Банкротство предприятия
1.1 Общая характеристика и признаки банкротства организаций……...5
Глава 2. Процедуры банкротства……...……………………………….9
2.1. Мировое соглашение………………………………………………..19
2.2. Добровольное объявление о банкротстве организации………...22
Заключение……………………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Банкротство.docx

— 51.42 Кб (Скачать)

Профессиональный институт управления

 

 

 

 

Реферат

Дисциплина: Экономическая социология

Тема: «Банкротство: социальное явление и социальный процесс»

 

 

 

 

Выполнила студентка

Группы УЭТЗ-31/11-ССБК-1-Б

Косарева Олеся Олеговна

Приняла преподаватель:

 к.э.н. Погорелова М.Я.

Оплачено до 03.09.2012

 

 

 

 

Москва 2012

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. Банкротство предприятия

1.1 Общая характеристика  и признаки банкротства организаций……...5

Глава 2. Процедуры банкротства……...……………………………….9

2.1. Мировое соглашение………………………………………………..19

2.2. Добровольное объявление о банкротстве организации………...22

Заключение……………………………………………………………..26

Список литературы…………………………………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время с  помощью банкротства достигаются  цели смены неэффективных собственников, сохранения социально значимых и потенциально прибыльных производств, и наоборот. Перепрофилирование убыточных предприятий, обеспечения стабильности имущественных отношений и гарантированности занятости работников.

Объем законодательного акта в несостоятельности (ст. 233) наглядно и убедительно показывает ту роль, которая отводится механизмам банкротства в хозяйственном (предпринимательском) обороте.

Банкротство является одним  из важнейших институтов любой рыночной экономики. Его механизм определяется законом о банкротстве. В течение четырех лет своего действия российский Закон о банкротстве 1998 г. был одним из наиболее широко обсуждаемых экономических документов в стране. С позиции современной экономической теории данный закон – один из лучших в мире. Его авторы пытались учесть следующие факторы: наличие огромного количества неплатежеспособных предприятий; необходимость защиты кредиторов как средство привлечения инвестиций; невозможность ликвидации социально значимых предприятий. Тем не менее, результаты применения данного закона не слишком впечатляющи, по-прежнему отмечается очень мало случаев реструктуризации потенциально прибыльных и ликвидации (или смены собственника) неэффективных предприятий.

Целью данной работы является изучение банкротства предприятия. Закон о банкротстве 1998 г. часто  называют удобным инструментом для  нечестного захвата собственности. В рыночной экономике закон о  банкротстве обеспечивает механизм, ликвидации неэффективных предприятий, позволяет акционерам с конфликтующими интересами (менеджерам, владельцам, работникам, кредиторам, государственным чиновникам и пр.) эффективно вести переговоры в рамках установленной процедуры.

Актуальность данной темы обусловлена тем, закон о банкротстве  выступает механизмом возвращения задолженности кредиторам. Для фирм, испытывающих временные финансовые затруднения, но являющихся при этом потенциально прибыльными и состоятельными, закон о банкротстве служит механизмом финансовой реструктуризации. Кроме того, важные функции института банкротства – поощрение инвестиций за счет обеспечения защиты кредиторов и создание правильных стимулов для менеджеров.

О. Харт выделяет следующие задачи идеальной процедуры банкротства: 1) когда она начинается, закон должен определять процедуру, которая позволит максимизировать общую стоимость фирмы (для кредиторов, собственников и т.п.). В частности, в законе должно быть указано – кто (какой орган) принимает решение о ее ликвидации или реструктуризации; 2) закон призван создавать правильные стимулы для менеджеров и собственников, а неэффективных менеджеров нужно отстранять; 3) при банкротстве необходимо соблюдать приоритет среди кредиторов; какое-то имущество должно оставаться собственникам.

Исследование данной работы предопределило ряд задач:

1. Рассмотреть характеристику  и признаки банкротства.

2. Проанализировать процедуры  банкротства.

 

Глава 1. Банкротство предприятия

 

1.1 Общая  характеристика и признаки банкротства  организаций

 

Институт банкротства  является важнейшим элементом механизма  рыночной экономики. Его назначение состоит в добровольной или принудительной ликвидации несостоятельных юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей, когда проведение мер по предупреждению банкротства, осуществление досудебной санации, либо наблюдения, либо внешнего управления не обеспечили необходимый уровень платежеспособности организации.

Механизм банкротства  организаций, индивидуальных предпринимателей ранее осуществлялся в соответствии с Законом РФ от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», ГК РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и соответствующими нормативными актами. С 1 марта 1998 г. введен в действие Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с которым осуществляются процедуры банкротства организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан-должников. В отношении последних установленные процедуры банкротства вводятся в действие с момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в ГК РФ.

Таким образом, положения  Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» распространяются на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), некоммерческие организации, действующие в форме потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов, граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Каждый из названных хозяйствующих субъектов, признанный должником, может быть объявлен арбитражным судом банкротом.

Должником считается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не способный удовлетворить требования кредиторов подснежным обязательствам и(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в установленные законом сроки. Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ. Обязательными платежами являются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ о налогах и сборах.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня (федеральный, бюджет субъекта РФ, местный бюджет) и в государственные социальные внебюджетные фонды в порядке на условиях, определенных федеральным законодательством.

Признаки банкротства. Признаком банкротства организации считается ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения. Для определения признаков банкротства организации-должника принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займов с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми организация-должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) организации -должника, вытекающих из такого участия. Подлежащее уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафа, пени) не учитываются при определении размера денежных обязательств.

Для определения наличия  признаков банкротства организации  должны приниматься в расчет размер обязательных платежей (налогов, сборов) без учета установленных федеральным законодательством штрафов (пени) и других финансовых (экономических) санкций.

Арбитражный суд может  возбудить дело о банкротстве, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее 500 МРОТ. В соответствии с Федеральным законом заявление о признании организации банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств в арбитражный суд могут подать организация-должник, кредиторы и прокурор, а в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей – организация-должник, прокурор, налоговые органы и ныне уполномоченные в соответствии с Федеральным законом органы (уполномоченные органы Пенсионного фонда РФ, Государственного фонда занятости населения, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования).

Так, организация-должник  имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в предвидении банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что она будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и(или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. Федеральным законом (ст. 8) установлены случаи, при наступлении которых организация-должник обязана подать заявление в арбитражный суд.

 Кредиторами по денежным обязательствам являются российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Правом на подачу заявления кредитора о признании организации-должника банкротом обладают конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника-организации (предприятия) по обязательствам, вытекающим из такого участия. При проведении процедур банкротства интересы кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов. Поэтому все действия в отношении организации-должника от имени кредиторов осуществляются собранием кредиторов и комитетом кредиторов, которые свои функции осуществляют в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Следует подчеркнуть, что участниками собрания кредиторов с правом решающего голоса являются только конкурсные кредиторы, а в части требований по обязательным платежам – налоговые и иные уполномоченные органы. В собрании кредиторов могут принимать участие представители работников организации должника.

Собрание кредиторов созывается по инициативе арбитражного управляющего, по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и(или) налоговых и иных уполномоченных органов, требования которых по денежным обязательствам и(или) обязательным платежам составляет не менее '/3 общей суммы требований, внесенных в реестр требований кредиторов, либо по инициативе '/2 от числа конкурсных кредиторов.

 В соответствии с Федеральным законом арбитражным управляющим является лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий в соответствии с законодательством. В зависимости от проведения процедур банкротства различают временного управляющего (процедура наблюдения), внешнего управляющего (внешнее управление должником), конкурсного управляющего (конкурсное производство). Арбитражным управляющим арбитражный суд может назначить физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника.

 

 

 

Глава 2. Процедуры банкротства

 

При рассмотрении дела о  банкротстве должника-организации  применяются следующие процедуры: наблюдение; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение; иные процедуры банкротства, предусмотренные федеральным законом. Порядок проведения названных процедур банкротства должника изложен ниже, однако очень важно осуществить меры по предупреждению банкротства, по финансовому оздоровлению организации-должника. Так, государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению должен вести учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых организаций и предоставлять предложения по их финансовому оздоровлению в Правительство РФ.

В соответствии с Федеральным  законом в целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника юридического лица, собственник имущества должника унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом должны принимать меры, направленные на финансовое оздоровление должника, которые могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

 Под досудебной санацией понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника-организации, применяемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника – юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства. Досудебная санация осуществляется вышеуказанными лицами в форме предоставления финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника-организации (предприятия). При этом должник-организация или иное лицо могут (должны) принимать на себя обязательства в пользу лиц, предоставивших должнику финансовую помощь. Как показывает практика, основанием для проведения досудебной санации должно быть наличие реальной возможности восстановления платежеспособности организации-должника путем предоставления как финансовой помощи, так и проведения других мероприятий по финансовому оздоровлению организации.

Информация о работе Банкротство: социальное явление и социальный процесс