Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:28, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основании исследования литературных источников и практики работы предприятия изучить действующую практику аудита основных средств.
Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
определена экономическая сущность основных средств, их классификация и оценка;
отмечены особенности классификации оценки и учета основных средств в зарубежной практике;
Введение 4
1 Экономическая сущность и методика аудита основных средств предприятия 6
1.1. Понятие и оценка основных средств, их классификация 6
1.2 Задачи бухгалтерского учета и аудита основных средств 16
1.3 Зарубежный опыт аудита основных средств предприятия 20
2 Методика аудита основных средств в ЗАО «Талина» 25
2.1 Общий уровень существенности и уровень существенности статей баланса основных средств 25
2.2 Программа аудита основных средств 27
2.3 Аудит основных средств 33
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложения
Продолжение таблицы 2.4.
№ п/п |
Перечень аудиторский |
Период проведения |
исполнитель |
Рабочие документы аудитора |
4.4 |
Проверка отражения в отчетности начисленной амортизации основных средств |
ежеквартально |
-//- |
Формы отчетности |
Дополнение обобщенных результатов контрольного сличения подобным изучением ежедневного движения ценностей с подсчетом их остатков на конец каждого дня позволит выявить расход этих ценностей за отдельные дни, превышающий сумму первоначального остатка и прихода. Такое положение может быть результатом различных причин. Например, необоснованного уменьшения стоимости основных средств на начало проверяемого периода, реализации основных средств.
Другой метод проверки реальности отраженных в документах обстоятельств — восстановление натурально-стоимостного учета. Данный метод дает возможность конкретно анализировать движение основных средств по каждому его виду в отдельности. Его сущность состоит в том, что на основе первичных документов по приходу и расходу товарно-материальных ценностей полностью восстанавливается натурально-стоимостный их учет. Этот прием может применяться в тех подразделениях, по которым натурально-стоимостный учет не ведется, хотя все операции по их движению оформляются выпиской соответствующих документов. По данным этих документов, можно восстановить движение ценностей по их видам с выведением остатков.
С помощью этого приема может быть выявлено, что при отсутствии недостач или излишков в условиях ведения стоимостного учета фактически в подразделениях имеются недостача одного вида средств и излишки других, которые до этого в стоимостном учете взаимно перекрывались.
Эффективность проведения аудита во многом зависит не только от знания методов проверки, но и от правильного их сочетания в соответствии с поставленными задачами. Методы документальной проверки применяют не только в различном сочетании, но и с различными методами фактической проверки, а также с логическим исследованием хозяйственных ситуаций.
2.3 Аудит основных средств
Аудит основных средств является неотъемлемой частью общего аудита организации. Целями аудиторской проверки движения основных средств является подтверждение достоверности отражения в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности:
- первоначальной стоимости основных средств,
- сумм начисленной
амортизации по основным
- операций, связанных с движением основных средств в проверяемом периоде.
Основными этапами аудита основных средств являются:
- проверка правильности отнесения активов предприятия к основным средствам,
- проверка правильности отражения в учете операций по движению основных средств,
- проверка правильности
начисления амортизационных
В первую очередь мы, как аудиторы должны изучить состав и структуру основных средств по данным регистров аналитического учета (инвентарных карточек учета основных средств, ведомостей и др.)
В процессе такого изучения устанавливаем правильность отнесения учитываемых объектов к основным средствам, их классификации, а также формирования инвентарных объектов основных средств. Для этого аудиторы выясняют, соблюдались ли единовременно при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств условия, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01):
- использование в производстве
продукции, при выполнении
- использование в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев,
- предприятием не
- способность приносить предприятию экономические выгоды в будущем.
На ЗАО «Талина» основным регистром аналитического учета является инвентарная карточка учета основных средств (приложение В).
По данным инвентарных карточек мы изучим состав и структуру основных средств предприятия. Так, на заводе действует в эксплуатации таль ручная шестеренная стационарная, монитор «Самсунг» со звуковыми колонками и сетевым коммутатором, принтер, сканер. Все эти объекты, предназначенные для выполнения определенных самостоятельных функций, были приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств. Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете для этих объектов основных средств определен срок полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяце. Предприятие приобрело их для использования в своей хозяйственной деятельности. При вводе в эксплуатацию данные объекты были отнесены к соответствующим группам основных средств:
- таль ручная –
производственный и
- монитор «Самсунг» со звуковыми колонками и сетевым коммутатором – вычислительная техника,
- принтер – производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности.
К этой же группе основных средств относится и сканер.
Таким образом, при принятии указанных объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, единовременны были соблюдены все условия, предусмотренные ПБУ 6/01, что характеризует правильность отнесения активов к основным средствам.
Одним из основных направлений проверки основных средств является аудит наличия, сохранности и движения основных средств.
Проверка наличия объектов основных средств, условий их хранения и эксплуатации, обеспечения их сохранности предполагает получение сведений о том, за кем прикреплены отдельные объекты, как организована их охрана и использование. Для этого можно провести осмотр производственных и складских помещений, опрос сотрудников предприятия. В процессе выполнения этих процедур следует обращать внимание на наличие инвентарных номеров, технической документации, сроки поступления и оприходования объектов, их состояние. Организация учета основных средств в местах их нахождения анализируется по данным инвентарных карточек, инвентарных книг, других регистров аналитического учета.
Важное условие обеспечения сохранности основных средств – качественное проведение их инвентаризации. Поэтому в процессе контроля нужно проверить ее полноту и своевременность, правильность отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
Проверка наличия и сохранности объектов основных средств на ЗАО «Талина» показала, что фактические данные совпадают с данными резисторов аналитического учета. Местонахождение объектов и инвентарные номера, представленные в них соответствуют, указанным в инвентарных карточках. Инвентаризация в проверенном периоде проводилась своевременно (согласно учетной политике – по состоянию на 1 ноября). В результате проведения инвентаризации не было выявлено различий между фактическим наличием и показателям учета основных средств, т. е. излишек или недостач не обнаружено. Результаты инвентаризации подтверждены документами, которые подписаны материально – ответственными лицами, инвентаризационной комиссией и утверждены руководителем предприятия. Таким образом, можно сделать вывод, что на ЗАО «Талина» обеспечена сохранность объектов основных средств, а их наличие соответствует данным бухгалтерского учета.
В начале проверки правильности
оформления и отражения в учете
операций с основными средствами
мы выясняем виды таких операций, которые
имели место в изучаемом
Основные средства могут поступать на предприятие различными способами (Приложение Г):
Путем приобретения объектов за плату или в обмен на другое имущество, получения в счет вклада в уставный капитал, по договору дарения или путем взятия в аренду.
Эти операции могут быть классифицированы аудиторами на типичные и нетипичные. Типичные операции проверяются выборочно, нетипичные – сплошным порядком. Контрольная процедура в обоих случаях направлена на изучение документации, подтверждающей операции о поступлении основных средств на предприятие и оценку правильности отражения этих операций на счетах бухгалтерского учета. В процессе изучения документации определяется: все ли необходимые реквизиты указаны в ней, правильно ли выполнены арифметические расчеты, соответствует ли действующему законодательству данная операция. Чтобы подтвердить правильность корреспонденции счетов, аудиторы сравнивают бухгалтерские проводки, указанные в учетных регистрах предприятия и в схемах корреспонденции счетов.
Нам, как аудиторам, следует обратить внимание на правильность формирования первоначальной стоимости основных средств в зависимости от способа их поступления на предприятие. Первоначальная стоимость должна определяться для объекта основных средств:
- приобретенных за плату - как сумма фактических затрат предприятия на приобретение, сооружение, изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Если стоимость объекта основных средств при приобретении была выражена в иностранной валюте, то его оценка производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету,
- внесенных в счет вклада в уставный капитал предприятия – в их денежной оценке, согласованной учредителями,
- полученных предприятием по договору дарения – по их текущей рыночной стоимости на дату принятия к учету,
- полученных по
договорам, предусматривающим
Также нам стоит выяснить правомерность возмещения уплаченного поставщикам НДС по оприходованным основным средствам. НДС возмещается при условии его выделения отдельной строкой во всех расчетно – платежных документах. Если предприятие строит объект основных средств хозяйственным способом, то при вводе объекта в эксплуатацию на сумму фактических затрат начисляется НДС, подлежащий перечислению в бюджет, который в дальнейшем при вводе объекта в эксплуатацию включается в налоговые вычеты по НДС.
В процессе проверки поступления объектов основных средств на ЗАО «Талина» были выявлены некоторые нарушения. Имели место факты оформления первичных документов по поступлению основных средств без соблюдения требований, а именно не заполнялись некоторые предусмотренные реквизиты: дата принятия к бухгалтерскому учету, номер амортизационной группы, инвентарный и заводской номер.
Особому контролю со стороны аудиторов подлежат операции по выбытию основных средств (реализация на сторону, взносы в уставный капитал, передача по договору дарения, ликвидация, передача в аренду). Эти операции целесообразно подвергнуть сплошной проверке путем изучения первичной документации, актов приемки – передачи, актов на списание и прочих.
Анализируя факты ликвидации пришедших в негодность объектов основных средств, мы должны выяснить причины списания, законность и целесообразность этих операций, порядок ликвидации и оприходывания образующихся запасных частей, материалов и т.п. Акты на списание объектов основных средств должны быть составлены с соблюдением установленной формы, т. е. иметь все заполненные реквизиты, мотивированное заключение комиссии, подписи всех членов комиссии. Для подтверждения правильности корреспонденции счетов, аудиторы сравнивают бухгалтерские проводки, указанные в учетных регистрах синтетического учета предприятия и схемах корреспонденции счетов.
Для целей налогообложения убыток от выбытия основных средств не учитывается, прибыль – корректируется на величину официально публикуемого индекса инфляции. При безвозмездной передаче объектов основных средств, предприятие уплачивает НДС с их балансовой стоимости.
В ходе проверки операций по выбытию объектов основных средств на ЗАО «Талина» нарушений выявлено не было. В марте 2011 года были ликвидированы стулья и столы (приложения Д), по причине 100% износа и дальнейшей непригодности. Но в ходе проверки были обнаружены факты оформления актов на списание основных средств с некоторыми нарушениями. Так, не заполнялись некоторые предусмотренные реквизиты: дата списания с учета, фактический срок эксплуатации, сумма начисленной амортизации, остаточная стоимость. Нет подписей членов комиссии и руководитель предприятия. Несмотря на указанные нарушения можно сказать, что в существенных аспектах учета движения основных средств в проверяемом периоде велся с соблюдением требований нормативных документов по бухгалтерскому учету.