Аудит основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основании исследования литературных источников и практики работы предприятия изучить действующую практику аудита основных средств.
Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
 определена экономическая сущность основных средств, их классификация и оценка;
 отмечены особенности классификации оценки и учета основных средств в зарубежной практике;

Оглавление

Введение 4
1 Экономическая сущность и методика аудита основных средств предприятия 6
1.1. Понятие и оценка основных средств, их классификация 6
1.2 Задачи бухгалтерского учета и аудита основных средств 16
1.3 Зарубежный опыт аудита основных средств предприятия 20
2 Методика аудита основных средств в ЗАО «Талина» 25
2.1 Общий уровень существенности и уровень существенности статей баланса основных средств 25
2.2 Программа аудита основных средств 27
2.3 Аудит основных средств 33
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложения

Файлы: 1 файл

Аудит основных средств-5.doc

— 737.50 Кб (Скачать)

Продолжение таблицы 2.4.

№ п/п

Перечень аудиторский мероприятий

Период проведения

исполнитель

Рабочие документы аудитора

4.4

Проверка отражения в отчетности начисленной амортизации основных средств

ежеквартально

-//-

Формы отчетности


 

 Дополнение обобщенных результатов контрольного сличения подобным изучением ежедневного движения ценностей с подсчетом их остатков на конец каждого дня позволит выявить расход этих ценностей за отдельные дни, превышающий сумму первоначального остатка и прихода. Такое положение может быть результатом различных причин. Например, необоснованного уменьшения стоимости основных средств на начало проверяемого периода, реализации основных средств.

Другой метод проверки реальности отраженных в документах обстоятельств — восстановление натурально-стоимостного учета. Данный метод дает возможность конкретно анализировать движение основных средств по каждому его виду в отдельности. Его сущность состоит в том, что на основе первичных документов по приходу и расходу товарно-материальных ценностей полностью восстанавливается натурально-стоимостный их учет. Этот прием может применяться в тех подразделениях, по которым натурально-стоимостный учет не ведется, хотя все операции по их движению оформляются выпиской соответствующих документов. По данным этих документов, можно восстановить движение ценностей по их видам с выведением остатков.

С помощью этого приема может быть выявлено, что при отсутствии недостач или излишков в условиях ведения стоимостного учета фактически в подразделениях имеются недостача одного вида средств и излишки других, которые до этого в стоимостном учете взаимно перекрывались.

Эффективность проведения аудита во многом зависит не только от знания методов проверки, но и от правильного их сочетания в соответствии с поставленными задачами. Методы документальной проверки применяют не только в различном сочетании, но и с различными методами фактической проверки, а также с логическим исследованием хозяйственных ситуаций.

 

 2.3 Аудит основных средств

 

Аудит основных средств  является неотъемлемой частью общего аудита организации. Целями аудиторской  проверки движения основных средств  является подтверждение достоверности  отражения в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности:

- первоначальной стоимости  основных средств,

- сумм начисленной  амортизации по основным группам  основных средств, 

- операций, связанных  с движением основных средств  в проверяемом периоде.

Основными этапами аудита основных средств являются:

- проверка правильности  отнесения активов предприятия  к основным средствам,

- проверка правильности  отражения в учете операций  по движению основных средств,

- проверка правильности  начисления амортизационных отчислений себестоимость продукции.

В первую очередь мы, как  аудиторы должны изучить состав и  структуру основных средств по данным регистров аналитического учета (инвентарных  карточек учета основных средств, ведомостей и др.)

В процессе такого изучения устанавливаем правильность отнесения учитываемых объектов к основным средствам, их классификации, а также формирования инвентарных объектов основных средств. Для этого аудиторы выясняют, соблюдались ли единовременно при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств условия, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01):

- использование в производстве  продукции, при выполнении работ,  либо для управленческих служб  предприятия,

- использование в течение  длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев,

- предприятием не предполагается  последующая перепродажа данных  активов,

- способность приносить  предприятию экономические выгоды в будущем.

На ЗАО «Талина» основным регистром аналитического учета является инвентарная карточка учета основных средств (приложение В).

По данным инвентарных  карточек мы изучим состав и структуру  основных средств предприятия. Так, на заводе действует в эксплуатации таль ручная шестеренная стационарная, монитор «Самсунг» со звуковыми колонками и сетевым коммутатором, принтер, сканер. Все эти объекты, предназначенные для выполнения определенных самостоятельных функций, были приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств. Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете для этих объектов основных средств определен срок полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяце. Предприятие приобрело их для использования в своей хозяйственной деятельности. При вводе в эксплуатацию данные объекты были отнесены к соответствующим группам основных средств:

- таль ручная –  производственный и хозяйственный  инвентарь,

- монитор «Самсунг» со звуковыми колонками и сетевым коммутатором – вычислительная техника,

- принтер – производственный  и хозяйственный инвентарь и  принадлежности.

К этой же группе основных средств относится и сканер.

Таким образом, при принятии указанных объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, единовременны были соблюдены все условия, предусмотренные ПБУ 6/01, что характеризует правильность отнесения активов к основным средствам.

Одним из основных направлений  проверки основных средств является  аудит наличия, сохранности и  движения  основных средств.

Проверка наличия объектов основных средств, условий их хранения и эксплуатации, обеспечения их сохранности  предполагает получение сведений о  том, за кем прикреплены отдельные  объекты, как организована их охрана и использование. Для этого можно  провести осмотр производственных и складских помещений, опрос сотрудников предприятия. В процессе выполнения этих процедур следует обращать внимание на наличие инвентарных номеров, технической документации, сроки поступления и оприходования объектов, их состояние. Организация учета основных средств в местах их нахождения анализируется по данным  инвентарных карточек, инвентарных книг, других регистров аналитического учета.

Важное условие обеспечения  сохранности основных средств –  качественное проведение их инвентаризации. Поэтому в процессе контроля нужно  проверить ее полноту и своевременность, правильность отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.

Проверка наличия и  сохранности объектов основных средств  на ЗАО «Талина» показала, что фактические данные совпадают с данными резисторов аналитического учета. Местонахождение объектов  и инвентарные номера, представленные в них соответствуют, указанным в инвентарных карточках. Инвентаризация в проверенном периоде проводилась своевременно (согласно учетной политике – по состоянию на 1 ноября). В результате проведения инвентаризации не было выявлено различий между  фактическим наличием и показателям учета основных средств, т. е. излишек или недостач не обнаружено. Результаты инвентаризации подтверждены документами, которые подписаны материально – ответственными лицами, инвентаризационной комиссией и утверждены руководителем предприятия. Таким образом, можно сделать вывод, что на ЗАО «Талина» обеспечена сохранность объектов основных средств, а их наличие соответствует данным бухгалтерского учета.

В начале проверки правильности оформления и отражения  в учете  операций с основными средствами мы выясняем виды таких операций, которые  имели место в изучаемом периоде.

Основные средства могут  поступать на предприятие различными способами (Приложение Г):

Путем приобретения объектов за плату или в обмен на другое  имущество, получения в счет вклада в уставный капитал, по договору дарения  или путем взятия в аренду.

Эти операции могут быть классифицированы аудиторами на типичные  и нетипичные. Типичные операции проверяются выборочно, нетипичные – сплошным порядком. Контрольная процедура в обоих случаях направлена на изучение документации, подтверждающей операции о поступлении основных средств на предприятие и оценку правильности отражения этих операций на счетах бухгалтерского учета. В процессе изучения документации определяется: все ли необходимые реквизиты указаны в ней, правильно ли выполнены арифметические расчеты, соответствует ли действующему законодательству данная операция. Чтобы подтвердить правильность корреспонденции счетов, аудиторы сравнивают бухгалтерские проводки, указанные в учетных регистрах предприятия и в схемах  корреспонденции счетов.

Нам, как аудиторам, следует  обратить внимание на правильность формирования первоначальной стоимости  основных средств в зависимости  от способа их  поступления на предприятие. Первоначальная стоимость должна  определяться для объекта основных средств:

- приобретенных за  плату -   как сумма фактических  затрат предприятия на  приобретение, сооружение, изготовление, за исключением налога  на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Если стоимость объекта основных средств при приобретении была выражена в иностранной валюте, то его оценка производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия объекта  к бухгалтерскому учету,

- внесенных в счет  вклада в уставный капитал  предприятия – в их денежной  оценке, согласованной учредителями,

- полученных предприятием  по договору дарения – по их текущей рыночной стоимости на дату принятия к учету,

-  полученных по  договорам, предусматривающим исполнение  обязательств не денежными средствами -  по стоимости  ценностей,  переданных или подлежащих передаче  предприятием. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих  передаче, устанавливается исходя из цены, по которой  в сравнимых обстоятельствах обычно предприятие  определяет стоимость аналогичных ценностей.

Также нам стоит выяснить правомерность возмещения уплаченного  поставщикам НДС по оприходованным основным средствам. НДС возмещается при условии его выделения отдельной строкой во всех расчетно – платежных документах. Если предприятие строит объект основных средств хозяйственным способом, то при вводе объекта в эксплуатацию на сумму фактических затрат начисляется НДС, подлежащий перечислению в бюджет, который в дальнейшем при вводе объекта в эксплуатацию включается в налоговые вычеты по НДС.

В процессе проверки поступления  объектов основных средств на ЗАО «Талина» были выявлены некоторые нарушения. Имели место факты оформления первичных документов по поступлению основных средств без соблюдения требований, а именно не заполнялись некоторые предусмотренные реквизиты: дата принятия к бухгалтерскому учету, номер амортизационной группы, инвентарный  и заводской номер.

Особому контролю со стороны  аудиторов подлежат операции по выбытию  основных средств (реализация на сторону, взносы в уставный капитал, передача по договору дарения, ликвидация, передача  в аренду). Эти операции целесообразно подвергнуть сплошной проверке путем изучения первичной документации, актов приемки – передачи, актов на списание и прочих.

Анализируя факты  ликвидации пришедших в негодность объектов основных средств, мы должны выяснить причины списания, законность и целесообразность этих операций, порядок ликвидации и оприходывания образующихся запасных частей, материалов и т.п.  Акты на списание объектов основных средств должны быть составлены с соблюдением установленной формы, т. е. иметь все заполненные реквизиты, мотивированное заключение комиссии, подписи всех членов комиссии. Для подтверждения правильности  корреспонденции счетов, аудиторы сравнивают бухгалтерские проводки, указанные в учетных регистрах синтетического учета предприятия и схемах корреспонденции счетов.

Для целей налогообложения  убыток от выбытия основных средств  не учитывается, прибыль – корректируется  на величину  официально публикуемого  индекса инфляции. При безвозмездной  передаче объектов основных средств, предприятие  уплачивает НДС с их балансовой стоимости.

В ходе проверки операций по выбытию объектов основных средств  на ЗАО «Талина» нарушений выявлено не было. В марте 2011 года  были ликвидированы стулья и столы (приложения Д), по причине 100% износа и дальнейшей непригодности. Но  в ходе проверки были обнаружены  факты оформления актов на списание  основных средств с некоторыми нарушениями. Так, не заполнялись некоторые предусмотренные реквизиты: дата списания с учета, фактический срок эксплуатации, сумма начисленной амортизации, остаточная стоимость. Нет подписей членов комиссии и руководитель предприятия. Несмотря на указанные нарушения можно сказать, что в существенных аспектах учета движения основных средств в проверяемом периоде велся с соблюдением требований нормативных документов по бухгалтерскому учету.

Информация о работе Аудит основных средств