Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 00:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
Выявить причины и необходимость антимонопольного регулирования;
Изучить понятие и основные тенденции развития антимонопольной политики государства;
Рассмотреть систему антимонопольного регулирования за рубежом;
Исследовать необходимость антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть эффективность антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть возможности развития и совершенствования антимонопольной политики в РБ.
Введение 3
1.Антимонопольная политика: сущность, принципы, направления 5
1.1. Монополия: понятие, основные черты, виды 5
1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, сущность, направления………………………………………………………………………….11
1.3 Зарубежный опыт антимонопольной политики 20
1.3.1 Антимонопольная политика в США. 20
1.3.2 Антимонопольная политика в странах Европейского Союза. 25
1.3.3 Антимонопольная политика в Российской Федерации 33
2. Антимонопольная политика в Республике Беларусь 39
2.1 Становление антимонопольной политики в РБ 39
2.2 Основные направления антимонопольной политики в РБ . 46
2.3 Современные черты антимонопольной политики в РБ 52
3. Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь 56
Заключение 61
Список использованной литературы 65
Российские монополии в большинстве своем естественные, которые остались в наследство от государственного монополизма социалистической экономики, и формировались по координально иному пути, нежели зарубежные. Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий в РФ состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства. Наряду с естественными монополии существуют и искусственно созданные. Самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры.
Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику РБ как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений - не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий - губительный. Намного больше предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства Беларуси. В данном направлении нужно обратить особое внимание на более чем вековой опыт антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран.
Окончательная
цель заключается в том, чтобы
на рынке остались лишь те предприятия,
которые обеспечат более
Анализ естественных монополий по отраслям согласно Государственному Реестру субъектов естественных монополий №01-2010 (е) от 18 января 2010г. Республиканский уровень.
В отрасли химической и
В отрасли промышленности по услугам по электро-, тепло-, водоснабжению и водоотведению – 6 естественных монополий, все из которых включены в Государственный Реестр субъектов естественных монополий 20.06.2003.
В отрасли экономики: связь и коммуникации насчитывается 2 естественные монополии ( «Белпочта», «Белтелеком»), включенные в Государственный Реестр субъектов естественных монополий 12.04.2005.
В отрасли экономики: транспорт и коммуникации включено 11 естественных монополий, 10 из которых включены в Государственный Реестр субъектов естественных монополий 23.06.2003, а Белорусская железная дорога, как субъект естественных монополий включена 17.01.2006.
Всего естественных монополий в Республике Беларусь на 18 января 2010 года насчитывается 29.
На региональном уровне (г. Минск и Минская область)
В отрасли химической и нефтехимической промышленности (услуги по транспортировке нефти, нефтепродуктов и газа по трубопровода) существует 3 естественные монополии (ОАО «Белтрансгаз», «Мингаз», «Минскоблгаз») все из которых включены в Государственный Реестр субъектов естественных монополий 27.06.2003.
В отрасли промышленности по услугам по электро-, тепло-, водоснабжению и водоотведению – 1 естественная монополия («Минскэнерго»), которая включена в Государственный Реестр субъектов естественных монополий 20.06.2003.
В отрасли экономики: связь и коммуникации насчитывается 2 естественные монополии ( «Белпочта», «Белтелеком»), включенные в Государственный Реестр субъектов естественных монополий 12.04.2005.
В
отрасли экономики: транспорт и коммуникации
включено 5 естественных монополий, 4 из
которых включены в Государственный Реестр субъектов
естественных монополий 23.06.2003, а Белорусская
железная дорога, как субъект естественных
монополий включена 17.01.2006.
Анализ
хозяйствующих субъектов, занимающих
доминирующее положение на товарных
рынках по отраслям экономики согласно
Государственному Реестру №01-2010 (д)
от 18 января 2010г по состоянию на
01.07.2010. Республиканский уровень.
В отрасли черной металлургии насчитывается 4 хозяйствующих субъекта, занимающие доминирующее положение. Это «Белорусский металлургический завод», «Молодечненский завод порошковой металлургии», ОАО «Завод горного воска», «Минский завод отопительного оборудования».
В сфере химической и нефтехимической промышленности – 19 хозяйствующих субъекта, занимающие доминирующее положение, 1 из которых исключен из Государственного Реестра с 26.03.2010 ОАО «Несвижский завод медицинских препаратов».
В сфере машиностроение и металлообработка – 56 хозяйствующих субъекта, занимающие доминирующее положение, 8 из которых исключены из Государственного Реестра с 26.03.2010.
В сфере лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности – 4 хозяйствующих субъекта, занимающие доминирующее положение: ОАО «Белорусские обои», ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат», ЗАО «Пинскдрев», «Альбертин» ОАО.
В промышленности строительных материалов – 14 хозяйствующих субъекта, занимающие доминирующее положение, 1 из которых исключен из Государственного Реестра: ОАО «Спецжелезобетон» с 26.03.2010.
В стекольной и фарфорово-фаянсовой промышленности – 2 хозяйствующих субъекта, занимающие доминирующее положение: ОАО «Гомельстекло», ОАО «Гродненский стеклозавод».
В легкой промышленности – 13 хозяйствующих субъекта, занимающие доминирующее положение.
В пищевой промышленности – 17 хозяйствующих субъекта, занимающие доминирующее положение, 6 из которых включены в Реестр 26.06.2009: «Караван» корпорации «Камберли маркетинг корп.», «Авалонторг», «Ракан – Крупяной дом», «Эколайнбел» ,«Савит», «Фрутимпорт».
В прочих отраслях - это «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр», «Издательство «Белорусский Дом печати», «Полиграфический комбинат им. Я. Коласа», ЗАО «Алтимед».
В отрасли производственной и социальной инфраструктуры – 23 хозяйствующих субъекта, занимающие доминирующее положение, 1 из которых исключен ООО «БигБорд» с 01.06.2010.
Всего в экономике насчитывается 170 хозяйствующих субъектов, занимающие доминирующее положение, 29 из которых естественные монополии, и 141 хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарных рынках. Данный анализ говорит о том, что экономика Республики Беларусь всё ещё остается сильно монополизированной, и что многое ещё предстоит сделать для улучшения конкурентной среды.
Информация о работе Антимонопольная политика государства в современных условиях