Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 00:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
Выявить причины и необходимость антимонопольного регулирования;
Изучить понятие и основные тенденции развития антимонопольной политики государства;
Рассмотреть систему антимонопольного регулирования за рубежом;
Исследовать необходимость антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть эффективность антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть возможности развития и совершенствования антимонопольной политики в РБ.
Введение 3
1.Антимонопольная политика: сущность, принципы, направления 5
1.1. Монополия: понятие, основные черты, виды 5
1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, сущность, направления………………………………………………………………………….11
1.3 Зарубежный опыт антимонопольной политики 20
1.3.1 Антимонопольная политика в США. 20
1.3.2 Антимонопольная политика в странах Европейского Союза. 25
1.3.3 Антимонопольная политика в Российской Федерации 33
2. Антимонопольная политика в Республике Беларусь 39
2.1 Становление антимонопольной политики в РБ 39
2.2 Основные направления антимонопольной политики в РБ . 46
2.3 Современные черты антимонопольной политики в РБ 52
3. Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь 56
Заключение 61
Список использованной литературы 65
Механизм реализации этой программы должен пройти в три этапа. На первом этапе (2010-2011 годы) создадут госпредприятие "Высоковольтные электрические сети", которому от областных энергоснабжающих организаций передадут сетевые объекты инженерной инфраструктуры и которое будет эксплуатировать электросети, передавать электроэнергию и осуществлять оперативно-диспетчерское управление объединенной энергосистемой. Особое внимание уделяется на этом этапе совершенствованию сбытовых функций, созданию субъектов оптового звена. На этом этапе принимаются меры по ликвидированию перекрестного субсидирования (к 2014 году), сокращению количества дотируемых потребителей, по поднятию рентабельности до уровня, обеспечивающего расширенное воспроизводство предприятий отрасли. На втором этапе (2012-2013 годы) создадут госпредприятие "Белгенерация", куда войдут наиболее крупные электростанции, а также подготовят условия для акционирования электростанций. Создается независимый утверждающий тарифы и осуществляющий контроль над соблюдением антимонопольного законодательства орган. Третий этап (2014-2015 годы) завершает реформирование энергосистемы – к этому времени в стране должен быть создан полноценный оптовый рынок электроэнергии. На оптовом рынке электроэнергии появятся независимые энергопроизводители и крупные потребители, получающие энергию от распределительно-сбытовых компаний и работающие по оптовым тарифам ниже тарифов для конечных потребителей. (см.17, стр. 8-9)
Также разрабатываются проекты коммерциализации унитарных предприятий «Белтелеком» и «Белпочта», которые остаются естественными монополистами в РБ.
Для
предприятий искусственной
В республике сложились и функционируют, наряду с республиканскими, местные рынки, имеющие свою специфику и местных монополистов. Так, в отдельно взятых регионах практически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местный рынок. Аналогичная ситуация складывается с торговыми предприятиями и предприятиями сферы услуг, антимонопольное регулирование которых осуществляется территориальными органами. В настоящее время уже определено около 30 позиций услуг и 100 товарных групп, по которым необходимо вести постоянное наблюдение на областных товарных рынках и применять ту или иную форму государственного регулирования. Отраслевая специфика диктует необходимость применения различных подходов к демонополизации.
Так,
демонополизация белорусской
С начала реализации Комплексной программы демонополизации экономики республики несколько изменились характер и уровень монополизации. С одной стороны, в отдельных отраслях осуществилась деконцентрация производства, приведшая к формированию новых субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности - малых предприятий, кооперативов, обществ с ограниченной ответственностью. Многие предприятия государственного сектора преобразовались в коллективные, акционерные общества. С другой стороны, активизировались процессы организационной интеграции хозяйствующих субъектов с однородным производством, обусловившие создание крупных производственно-хозяйственных комплексов - концернов, корпораций, других видов объединений.
В
сфере материального
На
отдельных предприятиях производственной
инфраструктуры (электроэнергетики, транспорта)
осуществлено разукрупнение с образованием
новых юридически самостоятельных субъектов
хозяйствования. Так, в системе Минэнерго
на базе треста "Белэнергострой",
доминировавшего на республиканском рынке
услуг по строительству электростанций,
создано семь независимых конкурирующих
организаций. В сфере розничной торговли
статус юридического лица получили более
тысячи магазинов и столовых, освободившихся
от опеки бывших торгов и трестов. Кроме
того, здесь создан ряд добровольных объединений
(ассоциаций, акционерных обществ и др.).(см.
21, стр. 164)
Одной из важнейших составляющих конкурентной политики в настоящее время является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Настоящий
этап развития экономики по-новому
ставит проблему оценки экономической
концентрации при создании хозяйственных
и финансово-промышленных групп, холдингов
и других объединений хозяйствующих
субъектов. Государственная
Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.
На сегодняшний день Департамент ценовой политики Министерства экономики выполняет реализацию государственных мер по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, принятию иных мер по обеспечению исполнения антимонопольного законодательства, включая формирование и ведение Государственного Реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Однако, этих полномочий оказалось недостаточно, в результате чего был разработан Указ Президента РБ от 13.10.2009 № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции», вступивший в силу 16 января 2010 года. Указ Президента Республики Беларусь направлен на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков.
Указ № 499 четко разграничивает полномочия антимонопольных органов. Министерство экономики выполняет антимонопольные функции на товарных рынках республики, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов осуществляют функции антимонопольного регулирования и контроля на товарных рынках областей (г. Минска). Во-вторых, полномочия антимонопольных органов существенно расширяются. (см. 3) Новым оружием борьбы с нарушениями антимонопольного законодательства является право заключать с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, соглашений, в которых определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги). Антимонопольные органы могут обращаться в суды без уплаты государственной пошлины с исковыми заявлениями (жалобами) о признании недействительными договоров (соглашений), заключенных (совершенных) в нарушение антимонопольного законодательства, причиняющих вред правам и законным интересам других юридических лиц или граждан и приводящих к ограничению конкуренции. Реализация указанных прав позволит антимонопольному органу проводить эффективную государственную антимонопольную политику.( см.18 , стр.10-13 )
Практика рассмотрения вопросов, касающихся соблюдения антимонопольного законодательства, показывает, что нарушения антимонопольного законодательства допускаются, прежде всего, органами управления, объединениями юридических лиц.
Данная
норма не является наделением антимонопольного
органа дополнительными полномочиями,
а конкретизирует права, предоставленные
антимонопольному органу Законом Республики
Беларусь «О противодействии
Указ
позволит упростить действующий
порядок и административные процедуры,
осуществляемые антимонопольным органом
при государственном
В последние 2 года и в условиях финансово-экономического кризиса, диктует необходимость поиска новых путей поддержки роста и экономического развития республики. В этой связи с 2007г. в РБ начаты серьёзные преобразования, направленные на либерализацию экономики. В 2009г. была завершена масштабная работа по подготовке Обзора инвестиционной политики Беларуси, проведенного Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), который был осуществлен по запросу Правительства республики. Целью обзора было выявить сферы, в которых решительные и скоординированные действия повысили бы конкурентоспособность государственного и частного секторов, увеличив привлекательность страны для инвестиций. Экспертами ЮНКТАД даны рекомендации, которые направлены на устранение факторов, замедляющих развитие экономики и притока прямых иностранных инвестиций. Многие из рекомендаций уже реализованы, а другие запланированы к осуществлению в ближайшее время. Так, в 2009 году предприняты серьёзные шаги в области либерализации ценообразования. В этом направлении приняты меры по сокращению перечня товаров, работ и услуг с регулируемыми ценами, а также по упрощению административных процедур в области ценообразования. В настоящее время регулирование цен сохраняется только в отношении товаров организаций-монополистов, товаров важного и стратегического значения для государства, а также социально значимых товаров. ( см.18 , стр. 13-14)
Упрощая и обеспечивая доступ инвесторов к ресурсам, одновременно уменьшаются возможные вытесняющие эффекты от прихода на рынок транснациональных корпораций. В этом отношении антимонопольное законодательство РБ полностью охватывает правоотношения, связанные с антимонопольным регулированием соглашений, ограничивающих конкуренцию и контроль за экономической конкуренцией (слияниями и поглощениями). Дополнительно расширены права антимонопольного органа в части применения мер для эффективного функционирования рынка, развития конкуренции и пресечения монопольных действий органов управления и юридических лиц.
В целях обеспечения необходимых условий для эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, меры государственного антимонопольного регулирования в 2010г. направлены на: регулирование деятельности субъектов естественных монополий, которое будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии; стимулирование конкуренции; поддержку предпринимательства; устранение препятствий к вхождению на рынок новых производителей. В тех сферах, в которых по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления. (см. 15)
Информация о работе Антимонопольная политика государства в современных условиях