Антимонопольная политика государства в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 00:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
Выявить причины и необходимость антимонопольного регулирования;
Изучить понятие и основные тенденции развития антимонопольной политики государства;
Рассмотреть систему антимонопольного регулирования за рубежом;
Исследовать необходимость антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть эффективность антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть возможности развития и совершенствования антимонопольной политики в РБ.

Оглавление

Введение 3
1.Антимонопольная политика: сущность, принципы, направления 5
1.1. Монополия: понятие, основные черты, виды 5
1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, сущность, направления………………………………………………………………………….11
1.3 Зарубежный опыт антимонопольной политики 20
1.3.1 Антимонопольная политика в США. 20
1.3.2 Антимонопольная политика в странах Европейского Союза. 25
1.3.3 Антимонопольная политика в Российской Федерации 33
2. Антимонопольная политика в Республике Беларусь 39
2.1 Становление антимонопольной политики в РБ 39
2.2 Основные направления антимонопольной политики в РБ . 46
2.3 Современные черты антимонопольной политики в РБ 52
3. Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь 56
Заключение 61
Список использованной литературы 65

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 139.28 Кб (Скачать)

     Антимонопольное регулирование - важнейшая составная  часть экономической политики государства  во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование определяют как реализация государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов. Главным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство. Оно выступает одной из форм непосредственного вмешательства государства в рыночные отношения. Причинами принятия законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и способствующих развитию конкуренции, явились: а) необходимость защиты фирм от незаконных действий друг друга (например, от недобросовестной конкуренции) и предотвращения их проявлений; б) потребность в защите потребителей от недобросовестной деловой практики; в) необходимость защиты интересов общества от некоторых предпринимателей.

     В современных условиях антимонопольная  политика ведется по двум направлениям. К первому из них относятся  формы и методы регулирования, назначение которых состоит в последовательной либерализации рынков. Главная задача сводится к тому, чтобы создать в экономике обстановку, затрудняющую или делающую просто невыгодным  отдельным фирмам злоупотреблять их монопольным положением, обеспечить своеобразную антимонопольную профилактику в экономике и обществе. Это снижение таможенных налогов, отмена количественных ограничений, улучшение инвестиционного климата для зарубежных вкладчиков капитала, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, стимулирование производств. Подрыву монополизма с помощью активизации конкурентных рыночных механизмов нередко способствует процесс ускорения развития науки и техники, т.к. благодаря некоторым достижениям НТП отдельные естественные монополии перестают быть таковыми.

     Второе  направление объединяет способы  воздействия на монополию: государственное регулирование и антимонопольное законодательство. Немаловажным направлением государственного вмешательства в деятельность монополий является государственное регулирование фирм, обладающих монопольной властью, с помощью фиксации верхнего уровня цены, установления “справедливой” цены. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства. Когда корпорация, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции, то она подвергается раздроблению. При демонополизации экономики к указанным направлениям надо добавить разгосударствление.

     Можно выделить три основных наблюдающихся  в мире тенденции развития антимонопольной  политики: 1) приобретение политикой  сетевого (децентрализованного) характера; 2) ужесточение норм в отношении  картелей; 3) введение ограничений для  государств (правительства) в части  предоставления льгот.

     Что касается первой тенденции - приобретения антимонопольной политикой сетевого (децентрализованного) характера - то в 2001 году произошло уникальное для  международных экономических отношений  событие - возникла международная общественная организация «Международная конкурентная сеть» (International Competition Network - ICN). Она была создана государственными органами основных развитых и развивающихся стран, отвечающими за защиту конкуренции, для более эффективного сотрудничества по улучшению антимонопольного регулирования. В настоящее время в ICN входят 90 органов власти из 80 стран.

     Задачи  этой организации - обеспечение антимонопольных  органов регулярными контактами в неформальной форме, усиление кооперации и конвергенция проводимой политики. Это единственный международный орган, занимающийся вопросами правоприменения антимонопольного законодательства. Членство в ней является добровольным и открыто для любого ведомства, отвечающего за конкуренцию.

     Что касается второй тенденции - ужесточения  норм в отношении картелей - то оно  в мировой экономике началось с принятия в 2004 году Советом ОЭСР Рекомендаций по эффективным действиям  против «злостных» картелей (Recommendation on Effective Action against Hard Core Cartel). Данный документ предписывал ужесточение санкций по отношению к картелям (к «злостным картелям», предусматривающим фиксацию цен или раздел рынков), усиление кооперации между ведомствами стран-членов организации, определение существующих в законодательстве препятствий. После этого в течение последних лет картели были основной повесткой дня всех международных форумов, касающихся вопросов конкуренции.  Эффективной борьба с картелями является в первую очередь в США, где в 1980-е годы средняя сумма штрафов составляла $29 млн., а в 1999 г. она достигла $1,1 млрд. В других странах картина менее впечатляющая: антимонопольные органы сталкиваются с проблемами при доказывании согласованных действий компаний в суде.

     Что касается третьей тенденции - введения ограничений для государств (правительства) в части предоставления льгот  - то это направление, в принципе нехарактерно для антимонопольных  органов, и было распространено в  первую очередь в Европейском  Союзе. В 2004 г. экспертами ЮНКТАД был предложен «Модельный закон о конкуренции». Одной из наиболее значимых новаций законопроекта является определение понятия государственной помощи как особой разновидности антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления, введение запрета на её предоставление, а также определение отдельных исключений из такого запрета и процедуры предоставления государственной помощи в исключительных случаях.(см.13 , стр. 45-47)

     Если  говорить об основных новациях в антимонопольной политике в мировом сообществе, то хотелось бы отметить следующие:

     1) сетевая организация взаимодействия Европейской комиссии с национальными антимонопольными органами (интенсификация информационного обмена между антимонопольными ведомствами, принцип одного окна, в центр - Комиссии ЕС - передаются сделки, затрагивающие более трех стран-членов ЕС или превышающие определенные пороги);

     2) изменение процедур рассмотрения ходатайств (ликвидирована презумпция нарушения для фирм с большой долей рынка, появление оценки увеличения возможностей координации действий, большая информационная открытость по отношению к заявителям);

     3) усиление аналитической составляющей (удлинение срока для «глубокого» изучения рынка при рассмотрении ходатайств, при оценке предоставления государственной помощи);

     Хотелось бы отметить, что мировой опыт доказывает, что антимонопольная политика оказывает большое влияние на социально-экономическое развитие.

     1.3 Зарубежный опыт антимонопольной политики  

     1.3.1 Антимонопольная политика в США.

     Цель  антимонопольной политики в США  заключается в том, чтобы определять допустимость той или иной практики экономических агентов с точки  зрения ее воздействия на конкуренцию.

     В США главную работу по государственному контролю над монополистической  деятельностью проводит антитрестовский  отдел Министерства юстиции, который  наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское  законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение государственного контроля над соблюдением антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная  торговая комиссия. Вместе с тем  следует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который  оценивает законность или недействительность тех или иных ограничительных  условий в договорах или методах  хозяйственной деятельности.

     В США выделяют следующие пять направлений вмешательства государства в деятельность монополий. Во-первых, их прибыли сокращаются за счет высоких налогов. Во-вторых, устанавливается контроль над ценами (для сдерживания инфляции и для давления на цены в высококонцентрированных отраслях). В-третьих, устанавливается государственная собственность на монополии. В-четвертых, осуществляется государственное регулирование промышленности, которое позволяет регулирующим органам наблюдать за ценами, объемами производства, входом и выходом фирм из регулируемых отраслей. В-пятых, государство проводит специальную антитрестовскую политику.

     К основным законодательным документам, принятым в США, относятся:

     Акт Шермана (1890), который предполагает запрет трестов, запрет практики монополизации торговли между штатами. Антиконкурентные действия фирм трактуются в качестве объекта уголовного преступления, что предусматривает наказание в виде тюремного заключения сроком до 3 лет; штрафа до 1 млн. долл. для компаний и до 100 тыс. долл. для частного лица или расформирование компании. Уже первые попытки практического применения закона Шермана убедили не только судебные органы США, что, пользуясь этим законом, далеко не всегда можно прийти к разумным с точки зрения эффективной экономики результатам. Поэтому уже в рамках данного первого этапа закон Шермана был дополнен и уточнён законом Клейтона.

     Акт Клейтона (1914), который делает акцент на: во-первых, из антимонопольной деятельности была исключена сфера труда; во-вторых, были предприняты меры для более четкого определения незаконной деятельности фирм, чтобы уменьшить вероятность произвольных толкований и, соответственно, ошибочных решений судебных органов. В частности, параграфом 7 было запрещено приобретение акций конкурирующих фирм, если это может привести к ослаблению конкуренции, а параграфом 8 запрещалось формирование взаимопереплетающихся директоратов в крупных компаниях, если результатом такого переплетения было уменьшение конкуренции.

     Акт Робинсона-Пэтмана (1936), который предполагает запрет ценовой дискриминации и уголовную ответственность за политику хищнических (грабительских) цен - установление цены ниже уровня средних/предельных издержек с целью вытеснения конкурента с рынка. Его основная цель состояла в запрещении использования различных торговых скидок при отсутствии ясных и недвусмысленных доказательств отражения этих скидок как реальной экономии издержек и производственных затрат, либо попыток соответствия конкуренции.

     Согласно  законодательной классификации  США, выделяют следующие виды антиконкурентных действий фирм. К первому виду относятся следующие виды взаимодействий фирм: 1.1. горизонтальное фиксирование цен; 1.2. горизонтальный сговор о доле рынка; 1.3. групповой бойкот (согласованный отказ фирм торговать с третьей фирмой с целью ее вытеснения с рынка); 1.4. договоренность о взаимных продажах и закупках; 1.5. связанные продажи; 1.6. неправильная информация о товаре. Ко второму виду можно отнести такие действия, как: 2.1.регулирование цен в рамках вертикальных контрактов; 2.2.отказ в поставках со стороны одной отдельной фирмы; 2.3.исключительное право покупки или продажи;

   Обычно  специфику антимонопольной политики США на данном этапе рассматривают  отдельно применительно:1) к уже сложившимся рыночным структурам, 2) к слияниям, 3) к соглашениям по поводу фиксации цен и сегментации рынков, 4) к принудительным контрактам. Остановимся вкратце на каждом из данных четырёх направлений.

     Наиболее лояльно современное  законодательство относится к  уже сложившимся фирмам, обладающим  той или иной степенью монопольной  власти. Даже если фирма владеет  60% выпуска или рыночных продаж, она может не подвергаться  судебному преследованию. Компания  с такой или более высокой  долей на рынке может стать  объектом интереса со стороны  антимонопольных органов, как  правило, только в том случае, если станут вдруг известны  факты злонамеренного поведения  данной компании (подавления и  обмана конкурентов и т.п.) с  целью достижения или поддержания  своего монопольного положения  на рынке. В качестве крайней  меры в таком случае может  быть принято решение о дроблении  фирмы. Наиболее известным из  дел такого рода является достигнутое  в 1982 году соглашение между  правительством США и АТТ (крупнейшей  телефонной компании страны). Уличив  АТТ в совершении ряда антиконкурентных действий и нарушений, таким образом, закона Шермана, правительство добилось отделения от АТТ двадцати двух телефонных компаний. Значительно более строги современные антимонопольные законы к практике слияний.(см. 24, стр. 305  )

   Как правило, выделяют три возможных  типа слияний: горизонтальные, вертикальные и конгломератные. Горизонтальные слияния, т.е. слияния таких фирм, которые  производят однородную продукцию и  являются конкурентами, действуя на одном и том же рынке, как правило, допускаются только в том случае, если общая доля на рынке объединяющихся фирм не превысит 15%. Согласно инструкции 1984 года, возможны слияния и более крупных фирм и корпораций, если “имеются ясные и убедительные доказательства повышения в этом случае эффективности производства, сокращения непроизводственных затрат, либо в случае близкого краха одной из фирм”. Например, в 1987 году антимонопольные органы не чинили препятствий слиянию двух крупных автомобильных компаний США “Крайслер” и “Америкэн Моторс”, т.к. “Америкэн Моторс” была близка к банкротству.(см. 24, стр.310 )

   Вертикальные  слияния - это слияния, связанные  с различными стадиями производства в одной и той же отрасли  или с объединениями типа “поставщик-потребитель”. Обычно допускаются только в тех  случаях, когда доля каждой из компаний до объединения не превышала 10% соответствующего рынка. Так, в случае приобретения фирмой “Дюпон” контрольного пакета акций  компании “Дженерал Моторс” именно последовавший за данной сделкой  факт преимущественной покупки красок и тканей для автомобилей “Дженерал  Моторс” у фирмы “Дюпон” послужил для антимонопольных органов  основанием признать данное слияние  незаконным.

Информация о работе Антимонопольная политика государства в современных условиях