Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 00:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
Выявить причины и необходимость антимонопольного регулирования;
Изучить понятие и основные тенденции развития антимонопольной политики государства;
Рассмотреть систему антимонопольного регулирования за рубежом;
Исследовать необходимость антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть эффективность антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть возможности развития и совершенствования антимонопольной политики в РБ.
Введение 3
1.Антимонопольная политика: сущность, принципы, направления 5
1.1. Монополия: понятие, основные черты, виды 5
1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, сущность, направления………………………………………………………………………….11
1.3 Зарубежный опыт антимонопольной политики 20
1.3.1 Антимонопольная политика в США. 20
1.3.2 Антимонопольная политика в странах Европейского Союза. 25
1.3.3 Антимонопольная политика в Российской Федерации 33
2. Антимонопольная политика в Республике Беларусь 39
2.1 Становление антимонопольной политики в РБ 39
2.2 Основные направления антимонопольной политики в РБ . 46
2.3 Современные черты антимонопольной политики в РБ 52
3. Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь 56
Заключение 61
Список использованной литературы 65
В
сложившейся ситуации создание правовых,
организационных и
Первоначально антимонопольное регулирование было направлено на преодоление командно-административного монополизма, а затем - на защиту конкуренции. В Беларуси 10 декабря 1992г был принят Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", регламентирующим конкурентные отношения. В январе 2000г. была утверждена новая редакция антимонопольного закона, не изменившая его сути. Кроме этого закона антимонопольная политика РБ регулируется и другими законодательными актами: Законами РБ "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности", «О естественных монополиях», и т.д.
Государственным органом по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности и созданию нормальных условий конкуренции в РБ является Министерство экономики, которое выполняет антимонопольные функции на товарных рынках республики, а структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов осуществляют функции антимонопольного регулирования и контроля на товарных рынках областей (г. Минска). Основными направлениями антимонопольной деятельности этого Министерства являются: демонополизация экономики, содействие развитию конкуренции, контроль за злоупотреблениями монополистов, пресечение нарушений.
Объектами государственного
антимонопольного регулирования являются
хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее
положение на товарных рынках республики,
включенные в Государственный реестр.
Основным критерием определения доминирующего
положения служит доля хозяйствующего
субъекта на рынке определенного товара,
превышающая предельную величину, устанавливаемую
Министерством. Для хозяйствующих субъектов-производителей
товаров и услуг (кроме продукции производственно-технического
назначения) она составляет: для одного
- 30 %, для двух - 54, для трех - 72, для четырех
- 95 %; для хозяйствующих субъектов - производителей
продукции производственно-технического
назначения - соответственно - 45 %, 67, 86 и
100 % .(см. 3) Данный реестр состоит из трех
разделов. В первый раздел включается
перечень предприятий, относящихся к естественной
монополии, цена на продукцию и услуги
которых устанавливаются государственными
органами. Во второй раздел входят субъекты
хозяйствования, за деятельностью которых
ведется наблюдение со стороны государственных
антимонопольных органов. Если предприятием,
включенным в этот раздел, будет допущено
злоупотребление доминирующим положением,
то оно исключается из второго раздела
и включается в третий. Третий раздел состоит
из предприятий, в отношении которых применяются
государственный контроль и регулирование
отдельных параметров деятельности, в
т.ч. ценовых. Каждый из разделов содержит
два подраздела: республиканский, включающий
предприятия — монополисты на республиканском
товарном рынке, и местный, состоящий из
предприятий — монополистов на местных
товарных рынках (в пределах границ административно-
Для
РБ преобладающим способом антимонопольного
регулирования является ценовое
регулирование. Существует следующая
процедура по выявлению монопольно высоких
цен. ( см. 3) При установлении монопольной
цены необходимо:1) уточнить границы товарного
рынка, на котором предприятие реализует
свою продукцию, а также наличие его доминирующего
положения на рынке на момент исследования,
используя для этого соответствующие
методические рекомендации;2)
О наличии признаков монопольно высоких цен свидетельствуют их резкое увеличение, превышение среднеотраслевых (региональных) темпов роста цен или динамики цен по промышленности в целом или по потребительским товарам и услугам. О снижении объемов производства свидетельствуют реальное сокращение, в натуральных единицах и превышение среднеотраслевых (региональных) темпов спада производства. О злоупотреблении доминирующем положением на рынке могут свидетельствовать: опережающий рост прибыли в структуре цены проверяемой продукции по сравнению с темпами роста прибыли по отрасли, региону, республике; значительное превышение темпов роста заработной платы на предприятии над среднеотраслевыми (региональными) показателями; превышение рентабельности продукции, по которой предприятие доминирует на рынке, над среднеотраслевыми показателями рентабельности.
С
целью дополнительного
Антимонопольный
орган по результатам предварительного
анализа не могут принять окончательное
решение о ценовом
Для констатации установления монопольно высокой (низкой) цены следует убедиться, что свидетельствующие об этом факты действительно продиктованы ценовой, производственной и финансовой политикой предприятия и подтверждают допущенное им злоупотребление доминирующим положением на рынке, а не вызваны изменением рыночной конъюнктуры. ( см.3)
В зависимости от вида и назначения товара (услуги), выпускаемого предприятиями-монополистами, используются следующие методы ценового регулирования: установление предельного норматива рентабельности; установление предельного уровня цен (тарифов); декларирование цен (тарифов) в органах ценообразования на основе представляемых предприятием детальных обоснований (подробное обоснование цен с представлением калькуляций, пояснительной записки, расчетами прибыли, налогов).
Особенностями антимонопольного регулирования в РБ являются: 1) становление в нерыночной экономике при сверхвысоком удельном весе государственной собственности, практическом отсутствии конкуренции; 2) заимствование основных подходов американского и западноевропейского законодательств; 3) недостаточный учет особенностей белорусского монополизма в целом (преобладание государственного монополизма, монополии государственной собственности и власти); 4) охват всех хозяйствующих субъектов, являющихся единственными производителями товаров, а также занимающих доминирующее положение на рынке, признание их монополистами и включение в специальный Государственный реестр; 5) наличие в законе статьи, направленной на демонополизацию органов управления; 6) резкий спад активности антимонопольных органов в конце 90-х .
Преобладающим
способом государственного регулирования
до недавнего времени являлось
или декларирование цен, или
установление предельного норматива
рентабельности на продукцию
предприятий-монополистов. Однако
практика показала, что такой
системе регулирования был присущ
ряд недостатков: ущемление экономических
интересов производителей и поощрение
спекулятивной деятельности посредников-перекупщиков,
бюрократическая громоздкость самой процедуры
согласования цен, снижение налоговых
поступлений в бюджет.
Основными направлениями антимонопольной политики в настоящее время являются: а) сокращение прямого государственного участия в экономике и переход к экономическим методам государственного регулирования на макроуровне; б) устранение монопольного положения крупных структур (региональных, межотраслевых ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов и других объединений предприятий) в сфере производства и реализации товаров (работ, услуг), за исключением сфер, где сохраняются естественные, регулируемые государством монополии; в) обеспечение притока конкурирующих товаров на белорусские рынки; г) правовое и организационное обеспечение антимонопольного регулирования и реализации законодательства о защите прав потребителей.
Важным направлением антимонопольной политики в РБ является регулирование естественных монополий. Регулирование естественных монополий осуществляется в соответствии с Законом РБ «О естественных монополиях». В настоящее время республиканскими и местными органами управления осуществляется ценовое регулирование на основные виды продукции естественных монополий: электроэнергию, газ, транспорт, услуг связи, коммунального хозяйства. В республике выделяются два уровня естественно монопольных структур: республиканский и местный. На республиканском уровне в реестр естественных монополистов включены 44 субъекта. В числе этих субъектов республиканские унитарные предприятия энергетики «Брестэнерго», «Гомельэнерго», «Гродноэнерго», «Минскэнерго», «Могилевэнерго»; «Белтелеком», ОАО «Белтрансгаз», «Гомельтранснефть «Дружба»», «Белпочта», «Аэропорт Гомельавиа», Национальный аэропорт «Минск», Белорусские железные дороги и многие другие. На местном уровне, например в Гомельской области, субъектами естественных монополий являются предприятия, оказывающие услуги по электро-, тепло- и водоснабжению, водоотведению и распределению тепловой энергии.
В
этой сфере используются меры прямого
и косвенного государственного вмешательства.
Прямое регулирование включает любую
меру, непосредственно направленную
на субъекты естественной монополии. Это
может быть контроль за действиями
субъектов естественных монополий,
которые имеют своим
В
Беларуси инструментами государственного
регулирования естественной монополии
и создания барьеров для вступления
в отрасль в целях сохранения
естественно монопольной
Беларусь остается одной из немногих постсоциалистических стран, которые еще не приступили к развернутой коммерциализации и приватизации естественной монополии. Одной из первоочередных задач является реформирование электроэнергетики, в частности в области разделения производства, распределения, передачи и сбыта электроэнергии. В настоящее время Советом Министров уже утверждена предложенная Минэнерго концепция реструктуризации электроэнергетики страны. Предусматривается разделить отрасль по видам деятельности на генерацию, передачу, распределение и сбыт электрической и тепловой энергии, создать оптовые рынки и другие структуры, адаптированные к конкурентной среде и способные работать в объединенной энергетической системе Беларуси и России.
Информация о работе Антимонопольная политика государства в современных условиях