Антимонопольная политика государства в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 00:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
Выявить причины и необходимость антимонопольного регулирования;
Изучить понятие и основные тенденции развития антимонопольной политики государства;
Рассмотреть систему антимонопольного регулирования за рубежом;
Исследовать необходимость антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть эффективность антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть возможности развития и совершенствования антимонопольной политики в РБ.

Оглавление

Введение 3
1.Антимонопольная политика: сущность, принципы, направления 5
1.1. Монополия: понятие, основные черты, виды 5
1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, сущность, направления………………………………………………………………………….11
1.3 Зарубежный опыт антимонопольной политики 20
1.3.1 Антимонопольная политика в США. 20
1.3.2 Антимонопольная политика в странах Европейского Союза. 25
1.3.3 Антимонопольная политика в Российской Федерации 33
2. Антимонопольная политика в Республике Беларусь 39
2.1 Становление антимонопольной политики в РБ 39
2.2 Основные направления антимонопольной политики в РБ . 46
2.3 Современные черты антимонопольной политики в РБ 52
3. Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь 56
Заключение 61
Список использованной литературы 65

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 139.28 Кб (Скачать)

     В сложившейся ситуации создание правовых, организационных и экономических  условий развития конкурентной среды  представляет собой стратегическое направление экономических реформ, сферу приложения государственной политики по демонополизации экономики.

     Первоначально антимонопольное регулирование было направлено на преодоление командно-административного монополизма, а затем -  на защиту конкуренции. В Беларуси 10 декабря 1992г был принят Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", регламентирующим конкурентные отношения. В январе 2000г. была утверждена новая редакция антимонопольного закона, не изменившая его сути. Кроме этого закона антимонопольная политика РБ регулируется и другими законодательными актами: Законами РБ  "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности", «О естественных монополиях», и т.д.

     Государственным органом по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности и созданию нормальных условий конкуренции в РБ является Министерство экономики, которое выполняет антимонопольные функции на товарных рынках республики, а структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов осуществляют функции антимонопольного регулирования и контроля на товарных рынках областей (г. Минска). Основными направлениями антимонопольной деятельности этого Министерства являются: демонополизация экономики, содействие развитию конкуренции, контроль за злоупотреблениями монополистов, пресечение нарушений.

      Объектами государственного антимонопольного регулирования являются хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарных рынках республики, включенные в Государственный реестр. Основным критерием определения доминирующего положения служит доля хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, превышающая предельную величину, устанавливаемую Министерством. Для хозяйствующих субъектов-производителей товаров и услуг (кроме продукции производственно-технического назначения) она составляет: для одного - 30 %, для двух - 54, для трех - 72, для четырех - 95 %; для хозяйствующих субъектов - производителей продукции производственно-технического назначения - соответственно - 45 %, 67, 86 и 100 % .(см. 3) Данный реестр состоит из трех разделов. В первый раздел включается перечень предприятий, относящихся к естественной монополии, цена на продукцию и услуги которых устанавливаются государственными органами. Во второй раздел входят субъекты хозяйствования, за деятельностью которых ведется наблюдение со стороны государственных антимонопольных органов. Если предприятием, включенным в этот раздел, будет допущено злоупотребление доминирующим положением, то оно исключается из второго раздела и включается в третий. Третий раздел состоит из предприятий, в отношении которых применяются государственный контроль и регулирование отдельных параметров деятельности, в т.ч. ценовых. Каждый из разделов содержит два подраздела: республиканский, включающий предприятия — монополисты на республиканском товарном рынке, и местный, состоящий из предприятий — монополистов на местных товарных рынках (в пределах границ административно-территориальных единиц, населенных пунктов). (см.7)

     Для РБ преобладающим способом антимонопольного регулирования  является ценовое  регулирование. Существует следующая процедура по выявлению монопольно высоких цен. ( см. 3) При установлении монопольной цены необходимо:1) уточнить границы товарного рынка, на котором предприятие реализует свою продукцию, а также наличие его доминирующего положения на рынке на момент исследования, используя для этого соответствующие методические рекомендации;2)проанализировать данные, подтверждающие признаки установления монопольно высоких цен, в т.ч. динамику цен, себестоимости, рентабельности, объемов производства и реализации, средней заработной платы;3)выбрать базу сравнения и произвести сопоставление фактической и конкурентной (базовой) цены. В качестве базы сравнения могут выступать соответствующие отраслевые или региональные показатели. При отсутствии этих данных в качестве базы сравнения могут быть использованы индекс отпускных цен в промышленности (для товаров производственно-технического назначения) и индекс потребительских цен (по товарам народного потребления).

     О наличии признаков  монопольно высоких  цен свидетельствуют их резкое увеличение, превышение среднеотраслевых (региональных) темпов роста цен или динамики цен по промышленности в целом или по потребительским товарам и услугам. О снижении объемов производства свидетельствуют реальное сокращение, в натуральных единицах и превышение среднеотраслевых (региональных) темпов спада производства. О злоупотреблении доминирующем положением на рынке могут свидетельствовать: опережающий рост прибыли в структуре цены проверяемой продукции по сравнению с темпами роста прибыли по отрасли, региону, республике; значительное превышение темпов роста заработной платы на предприятии над среднеотраслевыми (региональными) показателями; превышение рентабельности продукции, по которой предприятие доминирует на рынке, над среднеотраслевыми показателями рентабельности.

     С целью дополнительного обоснования  может быть проведено сопоставление  темпов роста цен, элементов себестоимости  и уровней рентабельности по монополизированной и немонополизированной продукции  проверяемого предприятия. Если в результате проведенного анализа будут выявлены признаки монопольно высоких цен, необходимо определить базовую точку сравнения (приблизительное значение конкурентной цены), чтобы в последующем правильно  определить величину превышения монопольной  цены над конкурентной. В качестве конкурентной можно рассматривать цену, сложившуюся на данном или соседнем конкурентном рынках такого же или аналогичного товара.

     Антимонопольный орган по результатам предварительного анализа не могут принять окончательное  решение о ценовом злоупотреблении  хозяйствующего субъекта-монополиста  на рынке и выдать ему соответствующее  предписание. На этом этапе может  быть предпринята попытка сбалансирования  интересов сторон, своеобразный поиск компромисса. В таком случае предприятие обосновывает уровень цен на свою продукцию в антимонопольных органах, для чего представляет необходимые материалы: калькуляцию издержек, сведения о динамике объемов производства, анализ конъюнктуры рынка, сведения о рентабельности производства и др. В случае, если стороны не пришли к соглашению, анализируется деятельность хозяйствующего субъекта на предмет монопольно высоких или низких цен, в ходе которого уточняются параметры их формирования по результатам маркетингового исследования рынка, изучается динамика цен и объемов производства, проверяется обоснованность издержек и направления расходования прибыли.

     Для констатации установления монопольно высокой (низкой) цены следует убедиться, что свидетельствующие об этом факты  действительно продиктованы ценовой, производственной и финансовой политикой  предприятия и подтверждают допущенное им злоупотребление доминирующим положением на рынке, а не вызваны изменением рыночной конъюнктуры. ( см.3)

     В зависимости от вида и назначения товара (услуги), выпускаемого предприятиями-монополистами, используются следующие методы ценового регулирования: установление предельного  норматива рентабельности; установление предельного уровня цен (тарифов); декларирование цен (тарифов) в органах ценообразования на основе представляемых предприятием детальных обоснований (подробное обоснование цен с представлением калькуляций, пояснительной записки, расчетами прибыли, налогов).

       Особенностями антимонопольного регулирования в РБ являются: 1) становление в нерыночной экономике при сверхвысоком удельном весе государственной собственности, практическом отсутствии конкуренции; 2) заимствование основных подходов американского и западноевропейского законодательств; 3) недостаточный учет особенностей белорусского монополизма в целом (преобладание государственного монополизма, монополии государственной собственности и власти); 4) охват всех хозяйствующих субъектов, являющихся единственными производителями товаров, а также занимающих доминирующее положение на рынке, признание их монополистами и включение в специальный Государственный реестр; 5) наличие в законе статьи, направленной на демонополизацию органов управления; 6) резкий спад активности антимонопольных органов в конце 90-х .

     Преобладающим  способом  государственного  регулирования  до  недавнего времени  являлось  или  декларирование  цен,  или  установление  предельного норматива  рентабельности  на  продукцию  предприятий-монополистов.   Однако практика  показала,  что  такой системе  регулирования  был присущ ряд недостатков: ущемление экономических интересов производителей и поощрение спекулятивной деятельности посредников-перекупщиков, бюрократическая громоздкость самой процедуры согласования цен, снижение налоговых поступлений в бюджет.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Основные направления  антимонопольной  политики в Республике Беларусь .

     Основными направлениями антимонопольной политики в настоящее время являются: а) сокращение прямого государственного участия в экономике и переход к экономическим методам государственного регулирования на макроуровне; б) устранение монопольного положения крупных структур (региональных, межотраслевых ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов и других объединений предприятий) в сфере производства и реализации товаров (работ, услуг), за исключением сфер, где сохраняются естественные, регулируемые государством монополии; в) обеспечение притока конкурирующих товаров на белорусские рынки;  г) правовое и организационное обеспечение антимонопольного регулирования и реализации законодательства о защите прав потребителей.

     Важным  направлением антимонопольной политики в РБ является регулирование естественных монополий. Регулирование естественных монополий осуществляется в соответствии с Законом РБ «О естественных монополиях». В настоящее время республиканскими и местными органами управления осуществляется ценовое регулирование на основные виды продукции естественных монополий: электроэнергию, газ, транспорт, услуг связи, коммунального хозяйства. В республике выделяются два уровня естественно монопольных структур: республиканский и местный. На республиканском уровне в реестр естественных монополистов включены 44 субъекта. В числе этих субъектов республиканские унитарные предприятия энергетики «Брестэнерго», «Гомельэнерго», «Гродноэнерго», «Минскэнерго», «Могилевэнерго»; «Белтелеком», ОАО «Белтрансгаз», «Гомельтранснефть «Дружба»», «Белпочта», «Аэропорт Гомельавиа», Национальный аэропорт «Минск», Белорусские железные дороги и многие другие. На местном уровне, например в Гомельской области, субъектами естественных монополий являются предприятия, оказывающие услуги по электро-, тепло- и водоснабжению, водоотведению и распределению тепловой энергии.

     В этой сфере используются меры прямого  и косвенного государственного вмешательства. Прямое регулирование включает любую  меру, непосредственно направленную на субъекты естественной монополии. Это  может быть контроль за действиями субъектов естественных монополий, которые имеют своим результатом  или ущемление интересов потребителей, или сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего сегмента естественной монополии в состояние конкурентного  рынка. Государство осуществляет контроль за перекрестным субсидированием, соблюдением  договоров между поставщиками и  потребителями услуг. Оно также  устанавливает цены и тарифы или  их предельные уровни исходя из обоснованности затрат. Государственные органы определяют потребителей, подлежащих обязательному  обслуживанию или установлению минимального их обеспечения. Косвенные методы охватывают все, что влияет на экономические  условия, общие для всех субъектов  естественных монополий. Общий порядок регулирования уровня цен на отдельные товары и тарифов на услуги установлен  Постановлением Совета Министров РБ от 14.04.1992г. №207 «О предельных уровнях цен на отдельные товары и тарифов на услуги».

     В Беларуси инструментами государственного регулирования естественной монополии  и создания барьеров для вступления в отрасль в целях сохранения естественно монопольной структуры  являются: установление цен (тарифов) на уровне, выгодном обществу, – это  могут быть фиксированные или  предельные цены; целенаправленное выделение  средств на новые технологии; ограничение  уровня рентабельности (например, в  Беларуси для субъектов естественных монополий на местном уровне –  для теплоснабжающих организаций  рентабельность должна составлять 10%) и т.п.( см.7)

     Беларусь  остается одной из немногих постсоциалистических стран, которые еще не приступили к развернутой коммерциализации и приватизации естественной монополии. Одной из первоочередных задач является реформирование электроэнергетики, в  частности в области разделения производства, распределения, передачи и сбыта электроэнергии. В настоящее  время Советом Министров уже  утверждена предложенная Минэнерго  концепция реструктуризации электроэнергетики  страны. Предусматривается разделить  отрасль по видам деятельности на генерацию, передачу, распределение  и сбыт электрической и тепловой энергии, создать оптовые рынки  и другие структуры, адаптированные к конкурентной среде и способные  работать в объединенной энергетической системе Беларуси и России.

Информация о работе Антимонопольная политика государства в современных условиях