Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 00:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
Выявить причины и необходимость антимонопольного регулирования;
Изучить понятие и основные тенденции развития антимонопольной политики государства;
Рассмотреть систему антимонопольного регулирования за рубежом;
Исследовать необходимость антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть эффективность антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть возможности развития и совершенствования антимонопольной политики в РБ.
Введение 3
1.Антимонопольная политика: сущность, принципы, направления 5
1.1. Монополия: понятие, основные черты, виды 5
1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, сущность, направления………………………………………………………………………….11
1.3 Зарубежный опыт антимонопольной политики 20
1.3.1 Антимонопольная политика в США. 20
1.3.2 Антимонопольная политика в странах Европейского Союза. 25
1.3.3 Антимонопольная политика в Российской Федерации 33
2. Антимонопольная политика в Республике Беларусь 39
2.1 Становление антимонопольной политики в РБ 39
2.2 Основные направления антимонопольной политики в РБ . 46
2.3 Современные черты антимонопольной политики в РБ 52
3. Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь 56
Заключение 61
Список использованной литературы 65
Также в 2009 году Еврокомиссия оштрафовала крупнейших производителей чипов памяти на 331 млн евро, обвинив их в ценовом сговоре. Почти половина этой суммы пришлась на Samsung, которая пообещала впредь не нарушать закон.
Яркими примерами проведения эффективной антимонопольной политики является то, что Еврокомиссия не допустила совершения таких сделок, как приобретение General Electric компании Honeywell в 2001 году, воспротивилась слиянию Gaz de France и Suez.
Важнейшей
политико-экономической целью
Антимонопольная
политика ЕС в целом направлена на
недопущение ограничения
Главная
особенность становления
Первый закон, касающийся
Россия не избежала негативного воздействия отраслей - естественных монополий в условиях рынка. В российской промышленности на данный момент существуют четыре тысячи предприятий – монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500. Примером естественных монополистов в России можно уверено считать прежде всего РАО “ЕЭС России”, “Газпром” и Министерство путей сообщения. Их судьба вызывает очень острые и важные дискуссии. 17 августа 1994 г Президент подписал Закон “О естественных монополиях”. 28 апреля 1997 г подписан Указ Президента РФ "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий". Особое внимание обращалось на финансовые показатели газовой промышленности, возможность улучшить состояние госбюджета в результате увеличения налогообложения РАО “Газпром” и отмены привилегий по формированию внебюджетного фонда и т.п. По Закону “О естественных монополиях”, сфера регулирования включает транспортировку нефти, нефтепродуктов, газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной и почтовой связи. Таким образом, в области создания законодательной и институциональной основы регулирования естественных монополий были предприняты некоторые важные и необходимые меры, но многое еще предстоит сделать как в отношении построения эффективной системы регулирования, так и с точки зрения реструктурирования отраслей, что позволит сформировать более компактную и управляемую сферу регулирования.
Пожалуй,
самыми важными из всех мер антимонопольной
политики для России оказались ограничительные
меры. Они предусмотрены законом
"О конкуренции" и применяются
антимонопольным органом к
Также в российском законодательстве существуют запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Так, законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления:, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия;, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров; совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.
Кроме уже перечисленных мною мер, в политике России широко используется реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изотермические), "Калугапутьмаш" (машины рельсосварочные, краны укладочные) и так далее. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства. (см. 18, стр. 236)
В целом, можно сказать, что
контрольная деятельность
На современном этапе российское законодательство в отношении антимонопольного регулирования совершенствуется: стал перениматься зарубежный опыт борьбы с монополиями, принципы европейского законодательства стали проникать в российское, а именно в сентябре 2007 г. была завершена двухгодичная программа сотрудничества между Россией и ЕС в сфере развития антимонопольного законодательства, которая воплотилась в конкретных поправках, внесенных в Кодекс об административных правонарушениях и в Федеральный закон «О защите конкуренции», и в результате российское антимонопольное законодательство на деле сблизилось с европейским. Из европейского опыта было заимствовано: взимание штрафов в привязке к финансовому обороту компании, освобождение от наказания за сотрудничество с Федеральной антимонопольной службой. Также выросли штрафы за картельный сговор и злоупотребление доминирующим положением: с мая 2007 года они исчисляются не в «символических» МРОТах, а в процентах выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение. В качестве «пряника» выступила опять-таки широко применяемая в Европе норма об освобождении от наказания за добровольный отказ от соглашений, ограничивающих конкуренцию. В первые несколько месяцев в ФАС с «повинной» явились «Росгосстрах-центр» и Росбанк, добровольно отказавшиеся от препятствовавших конкуренции договоренностей со страховщиками при выдаче кредитов физическим лицам. Лишь за последние годы государство при помощи ФАС, Росприроднадзора и других ведомств выдавило из экономики ряд крупных западных компаний (British Petroleum, RoyalDutchShell, Mitsubishi, Imperial Energy и ряд других), составило список из более чем 1000 закрытых для иностранных инвестиций стратегических предприятий, закрыло для зарубежных инвесторов целый ряд отраслей, также переведя их в разряд «стратегических», воспрепятствовало слиянию независимых производителей газа с крупными западными компаниями (та же ФАС в 2005 году отказала французской Total в приобретении 25-процентного пакета акций компании «Новатэк», которая позднее перешла под контроль «Газпрома»). (см.17 , стр. 17-21)
О активной деятельности ФАС можно судить по недавно выигранному делу в Высшем арбитражном суде Антимонопольной службы над нефтяниками всех мастей. В числе побежденных частный «Лукойл», российско-британская ТНК-ВР, государственные «Роснефть» и «Газпром нефть». Решение суда касается лишь штрафа в 1,1 млрд руб. с ТНК-ВР, но станет прецедентом для взыскания в бюджет с «большой четверки» 26 млрд руб. Наказали нефтяников за манипулирование ценами на бензин. Едва ли все это снизит цены на бензин, но бизнесу теперь придется внимательнее относиться к наблюдениям ФАС. (см.17 , стр. 17-21)
И
хотя на сегодняшний день сдвиги в
развитии антимонопольного регулирования
в России, но антимонопольная политика
в России развита ещё не достаточно
хорошо, но имеются все тенденции
к дальнейшему
Построение в Республике Беларусь социально-ориентированной рыночной экономики предусматривает осуществления комплекса мер, в ряду которых важнейшее место принадлежит созданию конкурентной среды. Это, в свою очередь, требует дальнейшего совершенствования действующей и формирования новой правовой базы антимонопольного регулирования. Нынешняя система хозяйствования унаследовала экономику с высокой степенью монополизации. Отсутствие рынка и конкуренции, политика гигантомании, бюрократические перекосы в управлении экономикой, развитие ведомственности привели к формированию уникальной многоуровневой сверхмонополизированной системы. Многоуровневый характер монополизации экономики проявляется в следующем: 1. в монополизме собственности (всеобщее огосударствление); 2. монополизм управления, т.е. наличие вертикальных административных систем; 3. монополизация информации как источника власти; 4. монополизация региональных рынков вследствие возведения региональных барьеров.
Анализ экономической ситуации позволяет выделить следующие основные причины сохранения монополизма:
Информация о работе Антимонопольная политика государства в современных условиях