Антимонопольная политика государства в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 00:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
Выявить причины и необходимость антимонопольного регулирования;
Изучить понятие и основные тенденции развития антимонопольной политики государства;
Рассмотреть систему антимонопольного регулирования за рубежом;
Исследовать необходимость антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть эффективность антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть возможности развития и совершенствования антимонопольной политики в РБ.

Оглавление

Введение 3
1.Антимонопольная политика: сущность, принципы, направления 5
1.1. Монополия: понятие, основные черты, виды 5
1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, сущность, направления………………………………………………………………………….11
1.3 Зарубежный опыт антимонопольной политики 20
1.3.1 Антимонопольная политика в США. 20
1.3.2 Антимонопольная политика в странах Европейского Союза. 25
1.3.3 Антимонопольная политика в Российской Федерации 33
2. Антимонопольная политика в Республике Беларусь 39
2.1 Становление антимонопольной политики в РБ 39
2.2 Основные направления антимонопольной политики в РБ . 46
2.3 Современные черты антимонопольной политики в РБ 52
3. Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь 56
Заключение 61
Список использованной литературы 65

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 139.28 Кб (Скачать)

   К фиксации цен в США относятся  строго. Факты фиксации цен даже сравнительно небольшой фирмой вызовут  антитрестовский судебный иск. Чтобы  добиться вынесения приговора правительству  или другим организациям нужно показать, что тайный сговор с целью установления цен или раздела продаж имел место. Так, компании  ConAgra и Hormel согласились заплатить 21 млн. дол. в качестве компенсации ущерба, нанесенного в результате фиксации цен на камбалу в масштабах всей страны.(см. 24, стр. 312)

     Законом Клейтона запрещаются принудительные контракты. Так, в 2006 году федеральные власти предприняли действия против компании Microsoft за увязку ее программы  Internet Explorer с ее основным программным продуктом Windows 95. По мнению правительства, Microsoft незаконно потребовало от производителей компьютеров, использующих продукт Windows, одновременной инсталляции программы Internet Explorer.

     В октябре 2009 году было снова нарушено антимонопольное законодательство: Генпрокуратура штата Нью-Йорк подала антимонопольный иск против компании Intel, где корпорация обвинялась в ценовом сговоре и угрозах, которые позволили Intel играть решающую роль на компьютерном рынке. Сторона обвинения уверена, что компания выделяла миллиарды долларов на подкуп ведущих производителей компьютеров, а деньги от Intel получали те партнеры, которые отказывались от использования процессоров AMD, помимо взяток Intel часто прибегала и к угрозам отказа от участия в совместных проектах, что также помогало ей доминировать в процессорном сегменте. Конкурент же корпорации в лице представителя AMD настаивает, что Intel незаконно финансирует таких производителей, как Dell, Toshiba и Gateway. Кто прав, а кто виноват в данной ситуации, решит суд. Напомним лишь, что весной 2009 года Intel уже была оштрафована Евросоюзом на $1,45 млрд. за нарушение антимонопольного законодательства. 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3.2 Антимонопольная политика в странах Европейского Союза.

     Антимонопольная политика в европейских странах  в большей мере направлена на регулирование  уже сложившихся монополий независимо от того, какими путями они добились своего монопольного положения, причем данное регулирование не предполагает структурных изменений, т.е. не содержит требований о деконцентрации, дроблении фирм на самостоятельные предприятия. Одной из причин преобладания в европейских странах именно “регулирующего” подхода по отношению к монополиям является то, что данные страны в отличие от США располагаются на сравнительно малых территориях. В таких условиях для достижения минимально эффективного масштаба производства в рамках национальной экономики бывает необходимо разрешать ведущим фирмам укрупнять своё производство до такого уровня, когда они начинают определять собой целые отрасли.

     К особенностям государственного регулирования  отраслевых структур экономик Западной Европы следует отнести следующие  общие характеристики:

     1) запрет монополий в Европе  мало распространен; 

     2) в основном происходит регулирование  монополий и доминирующих фирм. Монополия рассматривается в  качестве другой формы конкуренции;  прогресс в монополии идет  через совершенствование методов  производства и дифференцирование  товара, что расширяет возможности  потребительского выбора и указывает  новые направления технологических  поисков; 

     3) при проведении отраслевой политики  активно используется концепция  «эффективной конкуренции» - конкуренции,  которая способствует структурной  перестройке национальной экономики.

     В ФРГ к органам проведения отраслевой политики относятся Министерство экономики (осуществляет общее руководство), Федеральный орган по картелям (разбирает конкретные дела), Антимонопольный комитет (комитет экспертов, дающих советы по выработке конкурентной политики, действует как консультативный орган).

     Здесь контролю подвергаются: 1. приобретения активов предприятия полностью; 2. приобретение долей 25, 50 и более процентов акций фирмы; 3. любая сделка, в результате которой фирма приобретает прямой или косвенный контроль над предприятием; 4. любая сделка, включая приобретение менее 25 процентов акций предприятия, если это дает возможность фирме-покупателю влиять на конкурентное поведение другой фирмы.

     Антимонопольный закон ФРГ включает рассмотрение дел о создании холдинга или кооператива  из других предприятий (при условии  координации поведения фирмы-матери и фирмы-дочери). При этом используются такие критерии оценки фирмы, как  создание или усиление доминирующего  положения. Доминирующее положение  фирмы представляет собой ситуацию на рынке, когда у фирмы нет  конкурентов или сильных конкурентов; когда фирма располагает большей  властью на рынке по сравнению  со своими конкурентами. План анализа  фирмы с точки зрения ее доминирующего  положения включает следующие факторы: доля рынка; финансовые показатели (прибыль, выручка, затраты); доступ к каналам  распределения; связи с другими  предприятиями; барьеры входа на рынок; наличие товаров-субститутов; возможность обращения клиентов к другим поставщикам.

     При этом фирмы могут рассматриваться  как находящиеся в состоянии  коллективного доминирования, если конкуренция между ними незначима  или если у них есть сильная  власть над третьей стороной на рынке.

     Количественные  показатели, при которых фирма (или  группа фирм) рассматривается как  доминирующая на рынке (или обладающая излишней рыночной властью), характеризуются  следующим образом: 1)1/3 рынка для одной фирмы; 2)не менее 50 процентов рынка для трех фирм; 3)не менее 2/3 рынка для пяти фирм.

     Антимонопольное законодательство в Германии предполагает четкие процедуры недопущения ограничения конкуренции и отличается высокой  степенью ответственности  виновных за совершение противоправных действий.

     С 2008 года по предложению Еврокомиссии началась подготовка новой редакции закона против ограничений конкуренции в Германии.

     Особенностью  отличается и антимонопольная политика регулирования отраслевых структур во Франции. Здесь в послевоенный период в соответствии с политикой правительства предусматривалось создание в каждой отрасли 1-2 крупных предприятий (национальных лидеров), которые должны были защищать средние и мелкие предприятия - своих поставщиков и потребителей. Предусматривалось также создание региональных правительственных агентств для оказания помощи этим крупным предприятиям в случае банкротства.

     В 80-е годы национальным лидерам отводится  роль экспертов в отдельных секторах рынка, что позволяет им быть конкурентоспособными в этих нишах рынка. 90-е годы характеризуются как политика «ниш»: происходит оказание государственной помощи отдельным отраслям - нишам экономики - для обеспечения вертикального потока продукции. Политика правительства направлена на стимулирование слияний, поощрение НИОКР, производство на экспорт. Правительство финансирует инвестиции, подготовку рабочей силы, государственные закупки товаров частных фирм. Конкурентная (антимонопольная) политика не представляется значимой. Однако незаконными считаются: коллективные ограничения торговли; злоупотребления доминирующим положением; контроль уровня розничной цены; дискриминация покупателей.

     Работу по антимонопольному регулированию во Франции возглавляет министр по делам экономики при содействии Совета по делам конкуренции (16 человек, срок полномочий – 6 лет). Совет - правительственный орган, который подотчетен министру и тесно сотрудничает с судебными органами. При Совете действуют постоянные комиссии. К решению вопросов концентрации производства и сбыта продукции привлекаются министры соответствующих отраслей. В стране функционирует также Национальный совет потребителей, осуществляющий защиту прав потребителей. Иски в общегражданский или Торговый суды могут предъявляться любым, имеющим законный интерес лицом, Прокуратурой, министром по делам экономики, а также председателем Совета по делам конкуренции. Таким образом, антимонопольная политика во Франции проводится и специальными органами, и организациями, которые прямо не занимаются этими вопросами, но по ряду проблем сотрудничают со специальными антимонопольными органами. Правительство должно запрашивать мнение Совета по любым новым законопроектам, касающимся возможных ограничений доступа к определенным профессиям или рынку, установления исключительных прав, подчинения цен или договорных отношений единым правилам. Совет по вопросам конкуренции считается независимым административным органом, на решения которого министр экономики не может налагать “вето”. Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а также может применять следующие санкции: предписать предприятию или лицу прекратить  инкриминируемую деятельность в течение определенного срока; наложить на предприятие или лицо денежный штраф, максимальная величина которого составляет 5% торгового оборота предприятия нарушителя; потребовать  от  нарушителя  опубликовать приговор Совета в определенных журналах.

     Если  предприятие, ставшее жертвой антиконкурентной политики,  потребует возмещение  ущерба,  то оно должно обратиться с этой просьбой в суд. В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам.  Их основная задача   контроль за государственной дисциплиной цен.Важной частью контроля является проверка экономической концентрации на рынке. По инициативе министра экономики советом по вопросам конкуренции может быть проверена любая концентрация предприятий способная нанести вред.

     В 2000 г. французское антимонопольное  законодательство претерпело изменения, был учрежден Совет по конкуренции, представляющий собой компетентный орган в области антимонопольного регулирования и наделен широкими полномочиями. Правительство в обязательном порядке учитывает мнение Совета по любым проектам нормативных актов, касающимся ограничения права заниматься какими-либо видами деятельности, а также доступа на рынок; установления исключительных прав в любых областях; ценового регулирования и способным привести к ограничению конкуренции.

     В последние годы контроль за деятельностью  монополий введен на общеевропейском  уровне. Развития антимонопольного правового регулирования в Европейском союзе (ЕС) ведется, по крайней мере, на двух уровнях – национальном и наднациональном – на которых предпринимаются конкретные законодательные, конвенционные и правоприменительные меры.  В настоящее время в ЕС входит 27 государств, которые имеют свои национальные законодательства о конкуренции и независимый наднациональный орган власти по применению права конкуренции – Европейскую Комиссию.  Регулирование конкуренции в Европейском Союзе (ЕС) в настоящее время происходит в рамках Единой согласованной политики в области конкуренции. Ее главной целью является обеспечение в рамках ЕС свободной конкуренции между фирмами за счет создания эффективного механизма наднационального контроля за деловой ограничительной практикой, гибкого и последовательного надгосударственного регулирования. Правила конкуренции в рамках ЕС направлены на то, чтобы политика, гарантирующая свободную конкуренцию, стала неотъемлемым элементом успешного функционирования единого рынка. Комиссия может контролировать слияния в том случае, если мировой оборот транснациональной компании страны, входящей в ЕС, превышает 5,0 млрд. экю.

     В 2004 году прошла реформа антимонопольной политики в Европейском Союзе, включавшая четыре компонента:

  • новую директиву о конкуренции (Reg (EC) No 1/2003, вступила в силу в 2004 г.), которая позволила национальным антимонопольным органам и судам напрямую применять статью 81 (право компании немедленно обращаться в суд и требовать компенсации, если подобные случаи уже рассматривались);
  • новую директиву о регулировании слияний (Reg (EC) No 139/2004), которая позволила Европейской Комиссии вмешиваться в рассмотрение любых сделок, усилила действие принципа «одного окна», ввела гибкость в сроки решений;
  • новые исключения из запрещенных согласованных действий, касающихся передачи технологии между фирмами;
  • регулирование воздушных сообщений между аэропортами ЕС и третьих стран - влияние альянсов между европейскими и зарубежными авиакомпаниями

       На современном этапе европейская  антимонопольная политика вынуждена  учитывать ряд социальных факторов, которые в определенной мере  обуславливают ограничения в  применении антимонопольных мер.  Так, Европейская Комиссия предоставляет исключения из действия антимонопольных норм так называемым кризисным картелям – соглашениям предприятий, затрагивающим объемы производства и цены в тех случаях, когда вызванное объективными факторами падение уровня производства способно повлечь за собой повышение уровня безработицы и, как следствие, социальную напряженность. Действительно, конкуренцией допустимо пожертвовать, когда социальные издержки могут превысить положительный эффект от действия рыночных механизмов.

          Так, в деле о создании совместного производства многофункциональных минивэнов компаниями “Форд” и “Фольксваген” Европейская Комиссия отметила, что такое соглашение двух крупнейших автомобильных компаний является правомерным, несмотря на то, что у каждого из его участников достаточно ресурсов, чтобы организовать это производство, не вступая в соглашение. Европейская Комиссия указала, что данное соглашение повлекло за собой крупнейшее финансовое инвестирование в экономику Португалии, и непосредственно способствовало созданию десяти тысяч рабочих мест, а также  соглашение спровоцировало рост инвестиций в смежные отрасли экономики Португалии.

     Основой достижения экономических и социальных целей ЕС является создание системы, предотвращающей искажение и ограничение свободной конкуренции на Общем рынке. Таким образом, основной предпосылкой для административного вмешательства европейских антимонопольных органов является наличие фактов ущемления внутренних торговых отношений между странами-членами ЕС.

     О эффективной деятельности Еврокомиссии в отношении антимонопольного регулирования можно судить  по долгому разбирательству с Microsoft. В первый раз «столкновение» произошло в марте 2004 года, когда Еврокомиссия признала американскую компанию виновной в использовании своего доминирующего положения на европейском рынке программного обеспечения и наложила на компанию штраф в размере 497 млн евро, потребовав от Microsoft предоставить сторонним разработчикам информацию о своих продуктах, чтобы они смогли беспрепятственно выпускать совместимые программы. После того, 27 февраля 2008 года европейские чиновники посчитали, что американский монополист всё равно запрашивает с конкурентов «необоснованно высокую плату за доступ к документам, описывающим работу серверных систем для коллективной работы», за что Microsoft была оштрафована ещё на 899 млн евро (это была крупнейшая на то время сумма штрафа, наложенная Еврокомиссией на отдельную компанию). 16 января 2009 года Еврокомиссия предъявила корпорации Microsoft новые обвинения в нарушении антимонопольного законодательства. Еврокомиссия считает, что Microsoft нарушает закон о конкуренции, поставляя операционную систему Windows вместе со встроенным браузером Internet Explorer. Долгое время Microsoft обладал полной монополией в секторе браузеров. Теперь монополия на браузеры разрушена и операционная система Windows позволяет пользоваться браузерами Firefox, Apples Safari,  Google Chrome,  Opera.

Информация о работе Антимонопольная политика государства в современных условиях