Антимонопольная политика государства в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 00:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
Выявить причины и необходимость антимонопольного регулирования;
Изучить понятие и основные тенденции развития антимонопольной политики государства;
Рассмотреть систему антимонопольного регулирования за рубежом;
Исследовать необходимость антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть эффективность антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть возможности развития и совершенствования антимонопольной политики в РБ.

Оглавление

Введение 3
1.Антимонопольная политика: сущность, принципы, направления 5
1.1. Монополия: понятие, основные черты, виды 5
1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, сущность, направления………………………………………………………………………….11
1.3 Зарубежный опыт антимонопольной политики 20
1.3.1 Антимонопольная политика в США. 20
1.3.2 Антимонопольная политика в странах Европейского Союза. 25
1.3.3 Антимонопольная политика в Российской Федерации 33
2. Антимонопольная политика в Республике Беларусь 39
2.1 Становление антимонопольной политики в РБ 39
2.2 Основные направления антимонопольной политики в РБ . 46
2.3 Современные черты антимонопольной политики в РБ 52
3. Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь 56
Заключение 61
Список использованной литературы 65

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 139.28 Кб (Скачать)

     Концерн - объединение предприятий разных отраслей экономики, включая промышленные предприятия, банки, транспортные и торговые компании. В настоящее время основной формой монополии является концерн. Концерн - это наиболее устойчивая форма организации экономической деятельности.

     В Англии в 90-х гг. на долю 200 монополистических  объединений приходилось 65% промышленного  производства. Во Франции 1% промышленных предприятий с числом занятых  от 1000 человек и более выпускает 63% всей промышленной продукции, на них  занято 57% рабочей силы.( см.14 , стр.102-103 )

     Есть  несколько причин существования  монополий.

     Первая  причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции  одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или  более фирмами, то говорят, что отрасль  является естественной монополией. И  причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.

     Вторая  причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими  и чрезвычайно важными ресурсами  или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами. ( см.14 , стр.102)

     Третья  причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как  они покупают или им предоставляется  исключительное право на продажу  некоего блага. В некоторых случаях  государство оставляет за собой  право на монополию; в ряде стран  только государственные монополии  могут продавать табак.

     Монополизм - это такой тип экономических отношений, когда хозяйствующий субъект навязывает контрагентам выгодные для себя действия, "эксплуатируя" в своих интересах рыночный спрос через получение высоких прибылей. Формами проявления монополизма выступают: взвинчивание цен и сокращение производства, уменьшение внимания к издержкам производства, рост зарплаты и премий на предприятиях-монополистах, рост рентабельности и сокращение расходов на рекламу, упрощение маркетинга, снижение качества продукции.

     Учёными выделяются несколько последствий  монополизации: 1) недопроизводство товаров; 2) завышение цен; 3) нерациональное распределение ресурсов общества; 4) возможность застоя и торможение научно-технического прогресса; 5) снижение качества продукции и отсутствие потребительского выбора.

     Несмотря  на потери для общества от монополии  за счет  более высоких цен  и ограниченных объемов продаж при  одних и тех же издержках, монополия  играет ведущую роль в совершенствовании  технологии и экономического развитии. Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Полученная ее сверхприбыль позволяет проводить научно-исследовательские работы, изучать общественные потребности, оплачивать услуги, обеспечивающие экономическую безопасность. К тому же монополист имеет возможность идти на большой риск, вкладывать деньги в развитие производства, не опасаясь чрезмерно высоких инвестиций в отрасль. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно - высоких прибылей. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

     1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, сущность, направления

     Монополизм порожден рынком. О его существовании можно  судить по разрушению рыночных механизмов, торможению научно-технического прогресса, удержанию высоких цен.  Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.

     Сущность  и особенности всех монополистических  объединений ярко проявляются в  целях и характере их поведения. Монополисты завоёвывают рынок, чтобы с помощью устанавливаемых  ими цен собирать своеобразную дань с зависимых от них хозяйствующих  субъектов. Как известно, участники  свободной конкуренции воспринимают рыночную цену как образовавшуюся независимо от их участия. Но монополисты сами и по своему усмотрению устанавливают  цены на производимую ими продукцию. Если монополия получает право на реализацию товаров, то она стремится продать как можно больше и получить при этом максимальное количество прибыли. Монополисты не принимают цену как данную, их можно охарактеризовать как ценопроизводителей, ибо они принимают рыночную кривую спроса как данную и сами выбирают как цену, так и объём выпуска.

     Фирмы устанавливают монопольно высокие  цены на свою продукцию, превышающую  общественную стоимость или возможную  равновесную цену. Это достигается  тем, что монополисты преднамеренно  создают зону дефицита, сокращая объёмы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос. Монополисты преднамеренно сдерживают совершенствование техники и технологии с тем, чтобы не подорвать искусственно поддерживаемый дефицит, а стало быть, и не лишиться монополистических выгод. Они скупают новейшие патенты на изобретения и не допускают их применения в производстве. Они поступают так до тех пор, пока обострившаяся конкуренция не вынудит их внедрять научно-технические достижения.

     Для того чтобы более детально разобраться  в последствиях деятельности монополий  и понять почему установление монополий  является нежелательным, с общественной точки зрения, проведем графическое  сравнение совершенной конкуренции  и простой монополии. На рисунке 1 (см. приложение А) представлен график положения равновесия фирмы-монополиста.

     Линии предельных издержек и предельного  дохода пересекаются в точке Е. Левее  точки Е, где МR>МС, и фирме выгодно наращивать производство продукции. Правее точки Е, где МС>MR, и увеличение выпуска приносит фирме убытки. Равновесие достигается в точке Е, где фирма получает максимальную прибыль. Восстановим перпендикуляр из точки Е до пересечения с линией спроса D, тогда точка F определит монопольную цену , одновременно станет известно и оптимальное количество продукции . Кривая средних издержек пересекает цену  в точке М, тогда площадь заштрихованного прямоугольника FMM” равна монопольной прибыли. Кривая предельных издержек МС пересекает линию D в точке F”. Если бы  фирма была совершенным конкурентом, то она производила бы продукцию в количестве q”> и продавала бы по рыночной цене Р”<. Итак, по сравнению с совершенным конкурентом монополист  предлагает  рынку меньше продукции и по более высокой цене. С позиции общества монополист неэффективно использует ресурсы. Потребители монопольного продукта также несут потери. Во-первых, из-за более высокой цены по сравнению с ценой совершенного конкурента. Эти потери представлены площадью прямоугольника FNР” (Приложение А, рис 1.) Во-вторых, из-за сокращения количества продукции на рынке, что отражает площадь треугольника FF”N (Приложение А, рис 1.). Таким образом, потребителям экономически не выгодно иметь дело с монополией. (см.14 , стр114-115)

     Монополия, как мы убедились, сопряжена с  целым набором резко отрицательных  последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное  производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических  злоупотреблений. Те же причины, которые  вынуждают клиента фирмы-монополиста  мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться и с плохим качеством  продукции, ее устарелостью (замедлением  технического прогресса), отсутствием  сервиса и другими проявлениям  пренебрежения интересами потребителя. Всевластию же монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в  отрасль ничто не грозит даже в  длительном плане. Самостоятельно рынок  не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет  ни одной развитой страны, где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

     Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально  развитых странах, в качестве обязательного  элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке  товаров и услуг.

     Антимонопольная политика – комплекс мероприятий, предпринимаемых государством для ограничения деятельности существующих монополий и недопущения формирования новых. При проведении антимонопольной политики государство стоит на защите интересов потребителей.

       Для исследования антимонопольной политики, необходимо ознакомиться с  её принципами:

  1. Изучение рынков, выявление среди них конкурентных и монопольных. Для выявления степени монополизации рынка можно использовать показатель, характеризующих долю четырех крупнейших корпораций в общем объёме предложения продукции, а также индекс Херфиндаля-Хиршмана и коэффициент Лернера.
  2. Выделение зоны естественной монополии, в принципе не подлежащей демонополизации и требующее особых форм государственного регулирования. Вмешательство государства в научно-техническую монополию должно быть минимальным и ограничиваться введением правовых норм, благоприятствующих свободному  обмену научно-технической информацией.
  3. Выявление монополий, в отношении которых государство проводит жесткую антимонопольную политику. Государство стремится  не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма.
  4. Сочетание антимонопольной политики, правовых норм и организационного механизма. Необходимы комитеты и комиссии по демонополизации в центральных и местных законодательных органах, соответствующие звенья исполнительной власти, обязанностью которых является реализация антимонопольных законов и поддержание конкурентного режима.
  5. Синхронное проведение демонополизации и либерализации цен, поскольку одна либерализация цен приведет к укреплению позиций монополий.
  6. Развитие и укрепление рыночных структур, противостоящих монополиям.

     Целью антимонопольной политики является обеспечение условий для свободной конкуренции; проведение контроля над предприятиями-монополистами; контроль за процессами слияния, поглощения, обеспечение защиты прав потребителей;  поддержка малого и среднего бизнеса, предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и сокращение совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.

     Достижение  цели антимонопольной политики предполагает: 1. Обеспечение единства экономического пространства на территории государства  посредством пресечения и недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения, как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.). 2. Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.  3. Снижение барьеров входа на товарные рынки, а также обеспечение более эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и изъятия доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства. 4. Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий. 5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.  6. Создание условий для развития производительной деятельности малых предприятий. В том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств. 7. Организация систематического наблюдения за основными товарными рынками федерального и регионального уровня. С этой целью необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом.

     Инструменты антимонопольной политики подразделяются на: прямые (административные) и косвенные (экономические). Административные меры применяются к фирмам, осуществляющие следующие типы действий: 1) фиксирование продажных цен, тайное и явное, так что назначаемые фирмой цены выпадают из сферы влияния рынка; 2) ограничения покупки: запрет заказчикам покупать какой-либо товар в другом месте, у другого продавца, по другой цене или в другом объеме, чем установлено фирмой-продавцом; 3) ограничения продажи: запрет поставщикам продавать товар другому клиенту, в другом месте, по другой цене или в другом объеме, чем это предусмотрено контрактом с фирмой-покупателем; 4) связанные продажи: продажа одного товара клиенту при условии, что он покупает какой-либо еще (оговоренный заранее в контракте) продукт данной фирмы; 5) недобросовестная реклама: акцент в рекламных посланиях на таких качествах продукта, которые в действительности у данного изделия отсутствуют, или подчеркивание недостатков товара конкурирующей фирмы, которые на самом деле у него могут и не быть; 6) недобросовестная маркировка товара: оформление внешнего вида товара, таким образом, который не отвечает его назначению, или указание таких его внутренних характеристик, которые продукту не присущи; 7) вертикальные или горизонтальные ограничения конкуренции: давление на поставщиков (потребителей) продукции или на другие фирмы, производящие данный продукт, с целью усиления собственного влияния фирмы на рынке через принудительное навязывание партнерам своих правил поведения. Косвенные инструменты на объект воздействуют: 1) ограничение минимальной и максимальной цены;2) ограничение нормы рентабельности (можно получить прибыль не более допустимой); 3) меры по поддержке конкуренции; 4) разукрупнение предприятия.

Информация о работе Антимонопольная политика государства в современных условиях