Антиинфляционное регулирование: традиции и реальность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы на основании обобщения имеющейся информации и её теоретического анализа выявить существующие причины неэффективного проведения антиинфляционной политики, обосновать пути их преодоления.
Исходя из намеченной цели данная работа предусматривает решение следующих задач:
1. Изучение особенностей протекания инфляционных процессов в нашей стране.
2. Выявление важнейших причин и факторов инфляции.
3. Углубленный анализ влияния денежно-кредитной, фискальной и бюджетной политики на протекание процессов инфляции.

Оглавление

Введение ........................................................................................................3
I. Особенности инфляции в РБ..................................................................5
II. Важнейшие причины и факторы инфляции ......................................12
III. Последствия инфляции ......................................................................16
IV. Антиинфляционное регулирование: традиции и реальность ............20
Заключение.....................................................................................................32
Список использованной литературы ..........................................................34

Файлы: 1 файл

Особенности инфляции в РБ.doc

— 371.50 Кб (Скачать)

    Если  говорить об экономике нашей страны,  то следует принять  во внимание следующее:

    I. Предприятия республики (по крайней мере, их значительная доля) функционируют в условиях мягких бюджетных ограничений. Как уже отмечалось, размер просроченной кредиторской задолженности превышает сумму остатков средств субъектов хозяйствования в 3 — 3,5 раза. Более того, даже просроченная свыше трех месяцев задолженность — больше суммы средств предприятий на банковских счетах в 2,2 раза. О какой системе жестких бюджетных ограничений можно говорить при таких соотношениях? То есть в существующих реалиях экономика не в состоянии эффективно обслуживать совокупное количество обязательств, эквивалентное спросу, предъявляемому ею на денежные активы. При проведении относительно жесткой монетарной политики недостаток денег компенсируется за счет квазиденежных суррогатов и бартера. Инфляция загоняется вглубь, и это является проблемой общеэкономического характера. Многие страны с переходной экономикой решали ее фактически путем деиндустриализации, пойдя на политику «шоковой терапии», предполагающей волну массовых банкротств и ликвидацию целых отраслей промышленности. При таких условиях роль, содержание и задачи денежной политики действительно приобретают многие черты, характерные для западных экономик. Однако вопрос о применимости и целесообразности методов «шоковой терапии» в условиях Республики Беларусь является неоднозначным и выходит за рамки монетарной политики. Если в России был избран вариант форсированного перехода к рынку, предполагающий: максимальное ограничение хозяйственной роли государства и индифферентность в отношении экономических и социальных издержек преобразований, то белорусское руководство предпочло путь плавной, эволюционной рыночной трансформации при активной регулирующей роли государства в экономике, попытках поддержания эффективного и социально щадящего режима ее функционирования. С уверенностью можно сказать, что избранный белорусским руководством вариант "мягкого" вхождения в рынок был правильным, так как позволил сохранить сложившуюся структуру экономики, ориентированную преимущественно на выпуск готовых изделий обрабатывающей промышленности. "Шоковая терапия", несомненно, разрушила бы эту структуру (учитывая, что у Белоруссии в отличие от России нет значительных природных ресурсов, массированный экспорт которых способен смягчить негативные последствия такого курса). Экономический рост в Белоруссии достигается прежде всего посредством интенсификации использования имеющегося производственного потенциала с помощью активного государственного регулирования экономики.

    Учет  социальных аспектов рыночных реформ позволил Белоруссии осуществлять системную  трансформацию с меньшими социальными издержками:

    1.   Реальные денежные доходы населения  республики в 2000 г.  составили 106% от уровня 1990 г., а в России — менее 50%.

    2.   В РБ зарплата выплачивается  относительно регулярно,  в то  время как в РФ длительные  задержки ее выплаты — обычное явление.

    3.   Цены на основные продовольственные  и потребительские товары в  Белоруссии несколько ниже, чем  в России.

    4.    Уровень   безработицы   в   Беларуси   ниже   чем   в   России.   Уровни   безработицы составляют    соответственно    2    и    8,8%.    Отсюда    и    по    "качеству    жизни",    ежегодно подсчитываемому экспертами ООН и интегрирующему несколько составляющих (таких, как покупательная способность национальной валюты, уровень безработицы, стабильность цен, долги  по  зарплате  и   пенсиям,  доля   выплат  по  внешней  задолженности   в  госрасходах, внешнеторговый баланс, и др.), Белоруссия опережает Россию и другие страны СНГ, уступая только странам Балтии (см. табл. 5). В этой связи стоит отметить, что высокие рейтинги "качества  жизни"   в   последние   годы   считаются  своего  рода  сигналами,   во-первых,  для производственных инвестиций в соответствующие страны, а во-вторых, для облегчения их долгового бремени. 

Таблица 5. Рейтинги качества жизни в ряде экс-республик  СССР в 2000—2001 гг., баллы3 

    2000 2001
Эстония 54 44
Литва 54 47
Латвия 63 50
Белоруссия 59 51
Россия  62 55
Украина 91 74
Грузия 85 76
Азербайджан 103 79
Киргизия 97 92
Узбекистан 92 99
 

    Отсюда  следует учитывать, что денежно-кредитная политика — всего лишь составная часть всей социально-экономической политики государства и не может реализовываться вне ее контекста [9, стр. 15].

    II. Экономика Беларуси тесно связана с внешним миром, сумма экспорта и импорта товаров и услуг превышает ВВП, а размер депозитов предприятий в иностранной валюте (срочные и до востребования) превышает рублевые в 2,5 — 3 раза. При этом совокупные пассивы предприятий в иностранной валюте примерно в 2 раза выше по сравнению с их валютными активами. В связи с тем, что предприятия в экономике республики могут достаточно долго действовать, имея «просрочку», первоначальные инфляционные импульсы исходят со стороны издержек, которые перекладываются на цены. Последние превышают тот приемлемый для потребителя уровень, по которым продукция может быть реализована. В этих условиях инфлятогенный потенциал выражается в дальнейшем увеличении неплатежей. Впоследствии, как справедливо подчеркивает Л. Крюков, вынужденное смягчение денежно-кредитной политики становится лишь элементом механизма завершения перекладывания завышенных издержек на цену и конечных потребителей [7, стр.22]. В результате при «внешнем» сходстве динамики цен и денежных агрегатов в западных экономиках и белорусской, которая в любом случае близка к прямо пропорциональной, внутренние связи и зависимости скорее являются противоположными, а не аналогичными. Если в условиях «спросоограниченной экономики» важнейшим фактором, определяющим сумму номинального предложения, действительно является уровень денежного спроса, у нас объемы производства и цены во многих секторах не чувствительны к уровню текущего спроса, но очень «чувствительны» к издержкам. Инфляционный потенциал реализуется в параллельном увеличении цен и неплатежей, а также запасов нереализованной продукции, размеры которых совершенно аномальны, если исходить из критериев рыночной экономики [4, стр.16].

    Увеличение  доли «просрочки» в кредиторской и дебиторской задолженности неминуемо приводит к снижению качества банковских активов и уровня ликвидности банков. Для поддержания последней Национальный банк Республики Беларусь вынужден применять адекватные меры. Отсюда давление на валютный курс, и в случае если темп девальвации превышает индекс цен, возникает дополнительный инфляционный импульс. Однако если Национальный банк предпринимает меры, направленные на удержание относительно невысоких темпов девальвации, опять же может возникнуть напряжение с ликвидностью, что потребует соответствующих действий. Кроме того, поддержание высоких процентных ставок в условиях относительно стабильного валютного курса — весьма опасная практика, которая не может продолжаться долго. В конечном счёте полностью избежать денежной эмиссии практически невозможно. Причем то, по каким каналам она будет осуществлена (через рефинансирование банков, кредитование Правительства и другим), не имеет принципиального значения. Разумеется, все это не значит, что можно безнаказанно проводить «щедрую» эмиссионную политику, не спровоцировав ускорение темпа роста цен. И в этом случае, если темп роста цен будет возрастать до 4 — 5% в месяц и выше, инфляция постепенно приобретет классический монетарный характер. Однако правда и в том, что проведение жесткой денежной политики является необходимым, но недостаточным условием подавления инфляции до уровня ниже 15 — 20% в год. Фундаментальные причины трансформационной инфляции могут быть устранены только за счет системной политики, выходящей за рамки монетарной.

    Уже сейчас очевидно, что, например, проведение жесткой денежно-кредитной политики по российскому образцу наряду с вышеупомянутыми положительными моментами (прежде всего касающимися заметного снижения инфляции) привело к значительному ухудшению финансового положения белорусских предприятий. Сдерживание роста денежной массы, отмечают многие белорусские эксперты, "обескровило" промышленность, которая ответила на него:

  • ростом числа убыточных предприятий взаимных неплатежей;
  • увеличением задолженности по зарплате и запасов готовой продукции (на оплату которой у покупателей просто нет средств). Доля убыточных предприятий в их общем числе возросла с 16,9% на 1 января 2000 г. до 35% на 1 октября 2001 г. Просроченная кредиторская задолженность предприятий и организаций за один лишь 2000 г. увеличилась в 3,7 раза, значительно превысив уровень инфляции. Запасы готовой продукции на складах, составившие к началу 2000 г. 54,7% среднемесячного объема производства, к концу года возросли до 59,8%, а к 1 июля 2001 г. достигли 67,5%. В этих условиях быстрое и безоговорочное принятие Белоруссией жестких рыночных "правил игры", характерных для нынешней России (включая дальнейшее ужесточение монетарной политики), может обернуться для республики настоящим воспроизводственным коллапсом. Форсированная приватизация важнейших предприятий без налаживания должного государственного контроля несомненно привела бы к массовому расхищению их активов (как это случилось в России).

      Потому руководство РБ:

  • отвергает, прежде всего, "шоковую приватизацию"российского образца;
  • приватизацию важнейших предприятий, намечено проводить только с согласия трудовых коллективов, местных властей и президентской власти;
  • за государством на первом этапе предполагается сохранить контрольные пакеты реструктурируемых крупных предприятий;
  • саму приватизацию последних планируется практиковать только за деньги (причем по реальной рыночной стоимости на основе котировок). Либерализация цен и ускорение реформ в социальной сфере чреваты "обвалом" жизненного уровня населения и, как следствие, — политической дестабилизацией.

    В последнее время произошли определенные изменения:

  • произошла определённая либерализация ценообразования. Значительно сокращен (в несколько этапов) список социально значимых товаров и услуг, цены на которые регулируются государством: в октябре 2001 г. в этом списке оставались лишь 13 наименований (хлеб и хлебобулочные изделия, масло, говядина и свинина, соль, сахар, спички, и др.).
  • в 2001 г. вступил в силу Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, по мнению ряда специалистов, — один из самых либеральных в СНГ. Документом, в частности, регламентируются надежные гарантии сохранности имущества инвесторов (в том числе зарубежных); впервые в СНГ предусматривается возможность предоставления госпредприятий в концессию иностранцам на срок до 99 лет.
  • в соответствии с Законом РБ "О свободных экономических зонах", принятом в 1998 г., ныне в Белоруссии действуют несколько таких зон, где иностранным инвесторам предоставляются ощутимые налоговые и иные льготы. В ситуации, когда износ активной части производственных фондов, по имеющимся оценкам, достигает 76% (а критическим, стоит напомнить, считается уровень в 60%), нехватка инвестиций ставит под вопрос саму возможность устойчивого роста белорусской экономики в перспективе. Современный стандарт ежегодного обновления оборудования — не менее 10%, тогда как фактически обновляется вчетверо меньше, а в промышленности — всего 1,6%. При ежегодной потребности в инвестициях минимум в 5 млрд. долл. их фактический объем не превышает 2,5—3 млрд. При этом в условиях жесткой монетарной политики предприятия зачастую не имеют возможности наращивать инвестиции за счет собственных средств и дорожающих банковских кредитов; крайне ограничены также инвестиционные возможности государства (которые к тому же в предыдущие годы использовались не лучшим образом: значительные бюджетные средства направлялись, в частности, в жилищное строительство и АПК при недоинвестировании высокотехнологичных наукоемких отраслей, определяющих экономический прогресс). Отсюда и вынужденный упор на широкое привлечение средств частных белорусских и зарубежных (в том числе российских) инвесторов, что в свою очередь требует резкого улучшения инвестиционного климата, включая снятие барьеров на пути развития предпринимательства и активизацию приватизационных процессов.

    В 2001 - 2002 гг. были приняты конкретные меры, направленные на углубление реформ и на очередную либерализацию экономической жизни Белоруссии:

  • отменен президентский декрет № 40, т.е. восстановлен исключительно судебный порядок конфискации имущества хозяйствующих субъектов;
  • в   белорусский   парламент   внесен   и   принят   законопроект,    предусматривающий сокращение числа лицензируемых видов деятельности с 165 до 45 (в дальнейшем предполагается уменьшить эту цифру до 10—12);
  • намечено: значительно упростить и облегчить процедуру регистрации хозяйствующих субъектов (в том числе ввести вместо прежнего разрешительного заявительный порядок регистрации);
  • ускорить приватизацию и реально запустить процедуру банкротства неэффективных предприятий;
  • развернуть преобразования в аграрном секторе и жилищно-коммунальную реформу;
  • важную роль в развитии белорусской экономики призвана сыграть намечаемая амнистия капиталов, вывезенных из Белоруссии за рубеж: (за исключением капиталов криминального происхождения). Амнистированные капиталы планируется использовать для стимулирования приватизационных процессов [9, стр.17].

    В рамках построения программы стабилизации одним из ключевых вопросов является выбор наиболее эффективного якоря для сдерживания роста цен. В настоящее время продолжаются дебаты относительно эффективности использования того или иного якоря. Исследования в данном направлении сконцентрированы на рассмотрении двух видов стабилизационных программ:

    1.   На базе валютного курса, где главным параметром выступает фиксация валютного курса, а денежное предложение не является ключевым.

    2. На базе таргетирования денежных агрегатов в режиме плавающего курса или одной из разновидностей валютного коридора.

    Действие  обменного курса в качестве номинального якоря для стабилизации инфляционных процессов проявляется в долгосрочном и краткосрочном периодах.

    В долгосрочном периоде задача обменного курса как номинального якоря состоит в:

  • ликвидации непоследовательности в борьбе с инфляцией, то есть в создании дисципли пирующего влияния на действия политиков;
  • наложении ограничений и формировании правил проведения денежно-кредитной политики;
  • ужесточении фискальной политики;
  • снижению дефицита государственного бюджета;
  • использование валютного курса в качестве якоря в долгосрочном периоде позволяет значительно снизить автономность фискальной политики, имеющую место вследствие таких особенностей ее формирования, как:
  • разработка на годовой отрезок времени и законодательное оформление, вследствие чего    добиться    ее    изменений    на    краткосрочном    временном    интервале    достаточно проблематично;
  • влияние политического цикла;
  • превалирование краткосрочных целей правительства над долгосрочными и другое.

Информация о работе Антиинфляционное регулирование: традиции и реальность