Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:29, курсовая работа
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы на основании обобщения имеющейся информации и её теоретического анализа выявить существующие причины неэффективного проведения антиинфляционной политики, обосновать пути их преодоления.
Исходя из намеченной цели данная работа предусматривает решение следующих задач:
1. Изучение особенностей протекания инфляционных процессов в нашей стране.
2. Выявление важнейших причин и факторов инфляции.
3. Углубленный анализ влияния денежно-кредитной, фискальной и бюджетной политики на протекание процессов инфляции.
Введение ........................................................................................................3
I. Особенности инфляции в РБ..................................................................5
II. Важнейшие причины и факторы инфляции ......................................12
III. Последствия инфляции ......................................................................16
IV. Антиинфляционное регулирование: традиции и реальность ............20
Заключение.....................................................................................................32
Список использованной литературы ..........................................................34
Что касается проинфляционистского курса, то основными элементами его в Беларуси являются:
Между
этими двумя прямо
Соотношение
сил и влияния
Отсюда и вытекают основные последствия инфляции:
В результате инфляции за тот же 1997 г. произошло обесценение рублевых денежных средств населения и субъектов хозяйствования на сумму около 13,7 трлн. руб. (47,1% к их средней величине за год), в том числе: наличных денег - 3,9 трлн. руб. (43%), депозитов до востребования - 6,9 трлн. руб. (50%) и срочных депозитов - 2,9 трлн. руб. (47,4%). С учетом начисленных процентных доходов по депозитам за этот период чистое обесценение рублевых денежных средств составило 10 трлн. руб. (34,6%), из них 3,1 трлн. руб. (31%) - средства населения. Валовое обесценение денег почти в 1,2 раза превысило кредитную эмиссию Национального банка. Сумма валового обесценения денежных средств субъектов хозяйствования за год составила 7,7 трлн. руб., что сопоставимо с 27% средств, направляемых ими на инвестиции в основной капитал, и 12,8% балансовой прибыли. Еще чувствительнее были пагубные последствия резко возросших темпов инфляции в 1998-1999 гг. В результате этого за 1998-1999 гг., например, обесценение денежных средств населения, субъектов хозяйствования и местных органов власти в национальной валюте превысило прирост рублевой денежной массы на 9,9 трлн. руб., а объем кредитной эмиссии - в 2,3 раза и составило 198,1 трлн. руб. Не улучшалась ситуация и в 2000-2002 гг. Так, например, по расчетам Национального банка, в 2000 г. инфляция «съела» более 350 млрд. руб. средств населения, субъектов хозяйствования и местных органов власти. Следовательно, увеличение номинального денежного предложений посредством кредитной эмиссии не только не дало должного эффекта, а, наоборот, через рост инфляции привело к снижению покупательной способности денежных средств субъектов хозяйствования. В этом же направлении действовали и кредиты, выданные предприятиям и организациям на погашение задолженности по заработной плате.
Таким
образом, высокий уровень инфляции,
будучи на протяжении многих лет неотъемлемым
элементом происходящих социально-экономических
процессов, через инфляционный налог оказывал
и оказывает пагубное воздействие на все
стороны жизни общества и благосостояние
абсолютного большинства его членов, препятствует
созданию предпосылок для устойчивого
долговременного экономического роста
и повышения жизненного уровня народа
[3, стр.14].
Антиинфляционная политика является одним из важнейших направлений экономической политики правительства. Основным средством сдерживания инфляции является снижение темпа прироста денежной массы. Однако неизбежным следствием снижения темпа прироста денежной массы является падение уровня производства и занятости на какой-то период, до наступления состояния стабилизации.
Правительство может решать эту задачу двумя способами:
Политика градуирования также может быть успешной и не сопровождаться резким обострением социального потрясения в обществе (как в случае с шоковой терапией), но требует более длительного времени. Большую роль в этом случае играет фактор инфляционных ожиданий и авторитет правительства, проводящего эту политику.
Альтернативой политике сдерживания роста денежной массы является политика цен и доходов. В этом случае правительство использует административные методы контроля за уровнем цен и ростом заработной платы. Сторонники политики цен и доходов утверждают, что такой контроль (с учетом роста производительности труда) не позволяет реализовать инфляционные ожидания населения и, таким образом, уничтожает инфляционную инерцию. Кроме того, производители не могут повышать цены, а профсоюзы не могут требовать повышения заработной платы. Однако логично предположить, что без дополнения политики цен и доходов мерами по сдерживанию роста денежной массы инфляция приобретает характер скрытого процесса и будет стимулировать рост теневого сектора национальной экономики [6, стр.92].
Для некоторых наших специалистов по инфляции тезис М. Фридмена «инфляция всегда и везде — явление денежное» стал чем-то вроде «золотого правила» или «азбучной истиной макроэкономиста». Но вот что по этому поводу говорил другой большой «западный авторитет»: «классическая экономика сосредоточивалась на реальном мире и пренебрегала проблемами, связанными с деньгами и кредитом... Монетаристы стремились поставить взаимосвязи с ног на голову... последствия были ужасающими... монетаризм является ложной идеологией».
Вряд ли существуют некие универсальные рецепты для борьбы с инфляцией. Каждая экономика представляет собой в той или иной степени специфическую систему, и для понимания природы инфляции, обоснования антиинфляционной политики необходим соответствующий анализ ее конкретных экономических особенностей. И суждения западных экономистов относительно природы инфляции и мер антиинфляционной политики, в том числе в отношении денежно-кредитного регулирования, далеко не всегда соответствуют этим реалиям. Если рассматривать категорию денег как единственного ликвидного актива и обязательства, то с этой точки зрения основная задача деятельности, центрального банка заключается в том, чтобы обеспечить сбалансированный уровень ликвидности экономики в соответствии с предложением совокупных обязательств и реальной способностью экономических субъектов их выполнять (то есть обеспечить не слишком высокий уровень ликвидности), а также спросом на финансовые активы (сформировать не очень низкий уровень ликвидности). Данная задача существенно осложняется в случае, если спрос на активы и предложение надежных обязательств хронически не совпадают (экономика находится в неравновесном состоянии) и переходит из разряда относящихся к денежно-кредитной политике к общеэкономической. Более того, если спрос значительно превышает предложение (то есть спрос на активы превышает способность экономики обслуживать финансовые обязательства), то должны произойти либо существенные структурные сдвиги, либо экономическая система будет пребывать в перманентно инфляционном состоянии, а возможности подавления фундаментальных инфлятогенных факторов методами денежно-кредитной политики будут существенно ограничены. Это характерно для экономик Беларуси и России. Как подчеркивает М. Березина, в экономике Российской Федерации денежная масса (агрегат М2) опосредует только примерно половину экономического оборота, что обуславливает «отсутствие влияния политики Банка России на товарно-«безденежные» отношения во второй половине оборота». Причем неплатежи российских предприятий значительно превышают остатки их средств на текущих счетах (примерно в 4 раза) [8, стр.30].
Для экономики Республики Беларусь характерны несколько иные соотношения: неплатежи предприятий превышают остатки их средств на счетах в банках «всего лишь» в 3 — 3,5 раза, а темп роста цен в 2 — 3 раза выше, чем в России. Однако нельзя полностью согласиться с М. Березиной в том, что в этих условиях денежно-кредитная политика не оказывает влияния на экономическую ситуацию. Данное влияние опосредовано и носит более сложный характер по сравнению с классическим трансмиссионным механизмом денежно-кредитной политики. Последний соответствует экономике, действующей в условиях жестких бюджетных ограничений (которые предполагают, что неисполнение финансовых обязательств наказывается банкротством), и реализуется по-разному, в зависимости от множества структурных и конъюнктурных характеристик экономической системы.
Информация о работе Антиинфляционное регулирование: традиции и реальность