Анализ внутренней и внешней среды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может быть также и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Оглавление

Введение……………………………………..……………………………………3
1.Внешняя среда предприятия…………..………………………………………5
2.Внутренняя среда предприятия……………………………………………….8
3.Методы анализа внутренней и внешней среды предприятия………………10
4.Краткая характеристика предприятия………………………………………..13
5.Анализ внутренней и внешней среды ОАО «ДСТ №1»
5.1. SWOT- анализ………………………………………………………...15
5.2. PEST-анализ…………………………………………………………..16
5.3.Анализ сильных и слабых сторон предприятия…………………….17
Заключение………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Анализ внутренней и внешней среды предприятия.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

     Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:

    - производство; 
    - маркетинг и материально-техническое снабжение (МТС); 
    - НИОКР; 
    - финансовое управление, бухучет и отчетность; 
    - общее управление.

     Такое деление на сферы деятельности носит  условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационной структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны основными информационными потоками в управлении предприятием.

     Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы иллюстрируется на рис.2

Рис. 2 Внутренняя среда фирмы

     Глубокий  и тщательный анализ внутренней среды  является необходимой предпосылкой принятия управленческих решений. Экономическая  информация – это конкретное выражение  происходящих внутри фирмы процессов. Без такой информации и ее анализа  невозможно эффективное функционирование и развитие производственно-сбытовой деятельности фирмы. 
 
 

3.Методы анализа внутренней и внешней среды предприятия

     Анализ  внешней среды представляет собой  оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.

     Проведя анализ внешней среды и получив  данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. 

     Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В управленческое обследование включаются пять функций - маркетинг, финансы, (операции) производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ корпораций.

     Существует  большое количество методов анализа  внутренней и внешней среды организации, рассмотрим некоторые из них:

     1. SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды):

  • сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
  • слабости (Weaknesses) — недостатки организации;
  • возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
  • угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Рис.3 Последовательность действий для проведения SWOT-анализа

     2.SNW – анализ

     SNW – анализ – это усовершенствованный  SWOT-анализ.

     Strength (сильная сторона),

     Neutral (нейтральноя сторона),

     Weakness (слабая сторона).

     В отличие от анализа слабых и сильных  сторон SNW – анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».

     3 .PEST – анализ

     PEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления:

  • политических (Policy),
  • экономических (Economy),
  • социальных (Society),
  • технологических (Technology)

     аспектов  внешней среды, которые могут  повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь  определяет среду компании и получение  ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

     Основные  положения PEST – Анализа:

     “Стратегический анализ каждой из четырех указанных  компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны”

     Нельзя  полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.

     PEST – Анализ не является общим  для всех организаций, так как  для каждой из них существует  свой особый набор ключевых  факторов. 

      4. Метод взвешивания каждого фактора

      Другим  вариантом анализа внешней среды  через составление перечня внешних опасностей и возможностей организации является метод взвешивания каждого фактора (для измерения значимости каждого фактора для конкретной организации).

      Взвешивание фактора осуществляется  от +5 (очень  положительное) через 0 (нейтральное) к  –5 (очень отрицательное). Воздействие фактора – от +50 (сильное воздействие, возможность) через 0 (отсутствие воздействия, нейтральное) к –50 (сильное воздействие, серьезная опасность).

      Наиболее  благоприятные возможности обеспечиваются технологической мощью организации, наибольшая опасность заключается в конкуренции со стороны зарубежных фирм.

      После анализа перечня руководство  должно провести оценку сильных и  слабых сторон организации. При этом оно должно иметь полное представление  о внутреннем потенциале и о недостатках организации, а также о внешних проблемах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Краткая  характеристика предприятия

     Дорожно-строительный трест № 1 был основан 15 октября 1969 года.

     За 40 лет специалистами ОАО «ДСТ №1» построено, отремонтировано и введено в эксплуатацию более 8000 километров автомобильных дорог областного, республиканского и международного значения. В числе важнейших объектов:

  • строительство Минской, Московской, Санкт-Петербургской и Витебской кольцевых дорог,
  • автомобильных дорог «Вильнюс – Полоцк»,
  • М-1 / Е-30 «Москва - Минск – Брест»,
  • М-3 «Минск – Витебск»,
  • М-8 / Е-95 «Граница Российской Федерации - Витебск - Гомель - граница Украины» и др.

     Специалисты треста работали на строительстве дорог  в Нечерноземье (Псковская область), на нефтепромыслах в г. Нижневартовск (Тюменская область), на строительстве нефтяных терминалов в г. Приморье и г. Высоцке Российской Федерации.

     За  время своей деятельности трестом, одним из первых, опробованы и успешно  применялись многие технические  и технологические решения:

  • использование геотекстиля при усилении основания и откосной части насыпи;
  • использование сеток для предотвращения появления трещин на дорожном покрытии;
  • усиление обочин отходами фрезирования дорожного покрытия;
  • применение травмобезопасных сигнальных столбиков;
  • применение плитки «Бессер» при благоустройстве автобусных остановок;
  • устройство в населённых пунктах шумозащитных экранов;
  • устройство покрытия из щебёночно-мастичного асфальтобетона;
  • устройство покрытия из вибролитого асфальтобетона;
  • применение температурно-понижающих добавок Sekabase;
  • применение битумно- полимерной ленты на продольных швах асфальтобетонных покрытий.

     А также освоены технологии:

  • при ремонте и реконструкции автомобильных дорог использование метода пригрузки земляного полотна;
  • при устройстве земляного полотна на болотах освоена посадка земляного полотна на минеральное дно методом взрыва;
  • при устройстве оснований дорожной одежды применялась обработка песчано-гравийных смесей отходами производства;
  • освоен выпуск асфальтобетонных смесей с использованием резиновой крошки, а так же с активацией минеральной части, минерального порошка нефтешламом;
  • устройства покрытия (на площади Победы в г. Витебске к 1000-летию города) из цветного пластобетона;
  • при устройстве асфальтобетонных покрытий применялись трещинно-прерывающие прослойки из геотекстильных материалов и стеклосеток, втапливание черного щебня и другие прогрессивные технологии.

     В настоящее время трест располагает  современной техникой по строительству и ремонту автомобильных дорог передовыми ресурсосберегающими и экологически чистыми технологиями. Техническое обеспечение треста характеризуется следующими данными:

  • экскаваторы- 36 шт.
  • бульдозеры- 18шт.
  • автогрейдеры- 16шт.
  • погрузчики- 25 шт.
  • тракторы- 42 шт.
  • асфальтосмесительные установки- 11 шт.
  • асфальтоукладчики- 13 шт.
  • катки-44 шт.
  • прицепы- тяжеловозы- 91 шт.
  • автобусы--25шт.
  • грузовые автомобили- 90 шт.
  • специальные автомобили- 60 шт.
  • краны автомобильные- 7шт.
 

       

Рис.4 Структура  себестоимости подрядных работ, выполненных 

ОАО «ДСТ №1» в 2011 году, % 
 

5.Анализ  внутренней и внешней среды  ОАО «ДСТ №1»

5.1. SWOT- анализ

      Для выявления конкурентных преимуществ  используют методологию SWOT- анализа. Методология SWOT- анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее – установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулировании стратегии организации. Далее устанавливается связь между ними.

 Таблица 1.SWOT- анализ ОАО «ДСТ №1»

 Возможности организации
  • поддерживать спрос на товары предприятия за счет маркетинговых инноваций
  • снижение цены строительства дорог от 1 до 10 %;
  • поиск новых поставщиков, покупателей;
  • поиск источников финансирования;
  • заключение договоров с российскими предприятиями;
  • рост квалификации персонала, расширение программ обучения и переподготовки в отрасли;
 Сильные стороны организации
  • высокая квалификация персонала;
  • высокое качество выполненных работ ;
  • использование новых, современных технологий в производстве;
  • опыт работы по строительству дорог более 40 лет;
  • современный парк дорожно-строительной техники;
  • эксплуатационные характеристики ;
  • выполнение работ в соответствии со СНиП;
Угрозы организации
  • более высокое качество, широкий ассортимент услуг конкурентов;
  • более низкая цена у конкурентов;
  • появление на рынке новых конкурентов;
  • несвоевременность оплаты за выполненные работы со стороны государственных органов;
  • уменьшение государственного финансирования;
  • усиление требований к качеству продукции;
Слабые стороны организации
  • большая доля ручного труда при строительстве дорог;
  • 85 % строительства финансируется из бюджета;
  • изношенность 35 % дорожной техники;
  • зависимость от климатических условий.
 
 

Информация о работе Анализ внутренней и внешней среды предприятия