Анализ транснациональных корпораций и их влияние

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:58, реферат

Краткое описание

В автомобилестроении альянсы заключаются в жестких формах и носят сложный, комплексный и комплементарный характер. Партнерские ТНК широко используют механизм взаимного участия в капитале. В автомобильной промышленности, по данным ОЭСР, в период с 1998 по 2006 гг. было создано около 3 тыс. стратегических альянсов. Примерно 75 % стратегических альянсов в автомобильной промышленности - производственные совместные предприятия. Основными целями создания стратегических альянсов являются: достижение глобального охвата рынков, проведение совместной разработки автомобильных платформ, унификация узлов и деталей, проведение совместных НИОКР, осуществление совместных закупок, а также совместное использование сбытовой сети.

Файлы: 1 файл

Анализ транснациональных корпораций и их влияние.docx

— 58.33 Кб (Скачать)

Анализ транснациональных корпораций и их влияние

 

Рассмотрим основные направления и перспективы развития стратегических альянсов и их сетей в автомобильной, фармацевтической и биотехнологической отраслях, а также в секторе ИКТ ЕС.

 

Таблица 6 Показатели по созданию стратегических альянсов компаний ИКТ, фармацевтической и биотехнологической отраслей и автомобилестроения ЕС1

Название

Сфера деятельности

Инвестиции в НИОКР в 2008 г. (млн. евро)

СА с учетом сетей (2000-08 гг.)

Наиболее крупные альянсы

Nokia

ИКТ

5 321

1500

Nokia Siemens Networks, Siemens-РЖД

Royal Philips Electronics

ИКТ

1 613

1000

AOL-Philips; Philips-Checkpoint Systems; Philips-Visa; Philips-Epic; Nokia-Philips-Sony; STMicroelectronics-Philips

L. M. Ericsson

ИКТ

2 975

700

SonyEricsson (телекоммуникационное оборудование); ST-Ericsson (разработка платформ и  стандартов для беспроводных  систем)

Siemens AG

ИКТ

3 836

650

Nokia Siemens Networks; Siemens-Bosch-PolilC-Evonic Ind.- Elantas Beck-BASF (RFID-технологии)

GSK

Фармацевтика/ биотехнологии

3 836

130

GSK-Genmab (2 млрд. долл. США - самый крупный  СА в ЕС между фармацевтической  и биотехнологической компанией  по НИОКР); GSK-EPIX; GSK-ChemoCentryx

AstraZeneca

Фармацевтика/ биотехнологии

3 622

80

AstraZeneca-Bristol Mayers Sqibb (НИОКР онкологических препаратов  на основе малых молекул)

Sanofi-Aventis

Фармацевтика/ биотехнологии

4 608

80

Sanofi-Aventis-Exelixis (1 млрд. долл. США, НИОКР); Sanofi-Aventis-Wellstat Therapeutics

Renault

Автомобильная

2 235

20 (прямые)

Renault-Nissan; Peugeot-Volvo-Renault

Fiat S. A.

Автомобильная

1 986

20 (прямые)

Fiat-GM (совместная разработка платформ  малолитражных автомобилей, двигателей, сбыт в Латинской Америке и  США); Fiat-Chtysler


 

Значение стратегических альянсов как фактора развития возрастает в зависимости от уровня развития кооперационных отношений и технологий в отрасли. Альянсы имеют наибольшее значение в среднетехнологичных отраслях с высоким уровнем предметной специализации (автомобилестроение, химическая отрасль) и высокотехнологичных отраслях (ИКТ, фармацевтика, биотехнологии, авиастроение).

В автомобилестроении альянсы заключаются в жестких формах и носят сложный, комплексный и комплементарный характер. Партнерские ТНК широко используют механизм взаимного участия в капитале. В автомобильной промышленности, по данным ОЭСР, в период с 1998 по 2006 гг. было создано около 3 тыс. стратегических альянсов. Примерно 75 % стратегических альянсов в автомобильной промышленности - производственные совместные предприятия. Основными целями создания стратегических альянсов являются: достижение глобального охвата рынков, проведение совместной разработки автомобильных платформ, унификация узлов и деталей, проведение совместных НИОКР, осуществление совместных закупок, а также совместное использование сбытовой сети.

Все более усложняющаяся и разветвленная система взаимоотношений между партнерами в рамках альянса затрагивает различные хозяйственные единицы и направления деятельности. В современных альянсах взаимодействие компаний переходят в сложный процесс «конкуренция-сотрудничество». При дальнейшем развитии происходит сокращение конкурентного пространства. Конкуренция ведется между глобальными альянсовыми сетями, состоящими из нескольких автомобильных ТНК и основных стратегических поставщиков комплектующих.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) являются современной и динамично развивающейся отраслью экономики ЕС. В 1997-2002 гг. доля стратегических альянсов в секторе ИКТ составляла примерно 15-17 % от общего числа всех создаваемых стратегических альянсов ЕС. В 2003-06 гг. доля стратегических альянсов сектора ИКТ сократилась до 7-8 %. В секторе услуг доля ИКТ в 1997-2002 гг. составляла 24-25 %, в 2003-06 гг. – 10 % 2. В 1997-2002 г. в ЕС было сформировано 2,4 тыс. стратегических альянсов, в которые было вовлечено 5,3 тыс. фирм. В 2003-06 гг. было создано около 900 альянсов с участием 1,8 тыс. фирм. Более 90 % образованных в 1997-2006 гг. стратегических альянсов в ИКТ ЕС являлись международными. В 1997-2006 гг. от 10 до 26 % альянсов создавалось в форме совместных предприятий.

В секторе ИКТ, характеризующемся динамичной и гиперконкурентной средой, альянсы европейских ТНК создаются в основном с целью адаптации к внешней среде. Благодаря развитию значительных альянсовых сетей, крупнейшие ТНК имеют возможность выстраивать гибкие стратегии среднесрочного и долгосрочного развития, а также оперативно реагировать на резко меняющиеся условия внешней среды.

Основными областями для формирования стратегических альянсов в ИКТ ЕС являются: программное обеспечение и системы обработки информации, телефонные коммуникации, коммуникационное оборудование, электронные компоненты и принадлежности, компьютерное и офисное оборудование.

Альянсам с участием европейских ТНК в секторе ИКТ в большей мере присуща проблема «размывания» границ отдельной компании, вследствие активного развития альянсовых сетей, а также непрерывного и динамичного инновационного процесса. «Размытые» границы компаний в перспективе приводят к сложностям в прогнозировании результативности деятельности альянса. Также при развитии альянсовой сети у ТНК в секторе ИКТ возникают проблемы с необходимостью учета возникающих страновых рисков. При участии в значительном числе альянсовых сетей у ТНК сектора ИКТ неизбежно возникнут проблемы оценки наиболее эффективных направлений развития, а также выбора наилучших технологических решений и приложений.

Анализ практики создания стратегических альянсов между крупными европейскими фармацевтическими и биотехнологическими компаниями показывает, что основной задачей стратегических альянсов является оптимизация издержек по совместным НИОКР и минимизация связанных с ними временных, технологических и финансовых рисков. Доказано, что для обеспечения устойчивых рыночных позиций и увеличения конкурентоспособности европейских фармацевтических и биотехнологических ТНК в среднесрочной перспективе особое значение приобретает развитие альянсовых сетей.

В первом десятилетии XXI в. наблюдается стирание границ между фармацевтической и биотехнологической отраслями. В рассматриваемый период отмечен резкий рост числа стратегических альянсов в отрасли при увеличении средней стоимости сделки по формированию альянса (с 3 до 20 млн. долл. США к 2007 г.).

 

 

Таблица 7 Зарегистрированные стратегические альянсы и сделки по слияниям и поглощениям в фармацевтической и биотехнологической отрасли ЕС в 1995-2008 гг. (ед. в год)3

Год

СА мир

СА ЕС-27

ТСА в фармацевтике/ биотехнологиях ЕС

Слияния и поглощения

1995

903

-

98

-

1996

1095

-

101

-

1997

1087

237

76

39

1998

1378

207

81

19

1999

1431

336

83

46

2000

1953

485

91

54

2001

2019

607

171

55

2002

1664

505

176

30

2003

1622

200

178

39

2004

2090

280

197

42

2005

2218

328

217

66

2006

2346

337

280

64

2007

2474

369

254

61

2008

2603

372

269

64




 

При формировании альянсов в рассматриваемых отраслях для крупнейших фармацевтических ТНК ЕС наиболее существенной проблемой является поиск оптимального соотношения между развитием за счет стратегических альянсов или слияний и поглощений. Стратегические альянсы между фармацевтическими и биотехнологическими компаниями нацелены на минимизацию издержек по НИОКР и выявление наиболее перспективных препаратов и продуктов, имеющих в дальнейшем потенциал развития при проведении клинических испытаний. Особое предпочтение отдается препаратам, уже находящимся на второй и третьей фазе клинических испытаний или показавшим значительный потенциал в ходе исследований на этапе предклинических испытаний. В указанных отраслях стратегические альянсы являются механизмами среднесрочного развития, в то время как слияния и поглощения компаний, обладающих абсолютно новыми технологическими платформами для производства препаратов нового поколения, - это основной фактор развития в долгосрочной перспективе.4

В условиях кризиса, когда компании нацелены преимущественно на решение краткосрочных задач по обеспечению текущей деятельности, сворачиванию или спасению бизнеса, стратегические альянсы как массовый инструмент стратегического развития фирм временно теряют свою актуальность. В условиях неопределенной деловой среды для многих компаний изменяются привычные ориентиры и оценочные показатели. Это приводит к приостановке деятельности в рамках альянса или отказу от его дальнейшей реализации. Стратегический альянс является в большей мере фактором среднесрочного стратегического развития компании и в кризисных условиях не должен рассматриваться как механизм оперативного реагирования. Кризис может подтолкнуть и ускорить формирование альянсов в тех отраслях, где откроются новые возможности. Формирование альянсов будет еще более продуктивным при прямой или косвенной государственной поддержке.

Выход российских компаний на зарубежные рынки совпал с перестройкой мировой экономики как с точки зрения интенсификации международного экономического сотрудничества и развития его новых форм, так и формирования новой структуры глобальных игроков, в которую ворвалась группа компаний из наиболее продвинутых развивающихся стран. Вписываясь в общие тенденции транснациональных процессов, российский бизнес в той или иной степени использовал благоприятную международную экономическую конъюнктуру.

Предпринимательский сектор России, испытывая обусловленный переходным периодом дефицит свободных финансовых ресурсов, занимал до 2000 года достаточно скромные позиции в этом процессе. Производительные зарубежные активы аккумулировались ограниченным числом субъектов хозяйствования. Наиболее масштабная деятельность по инвестированию в реальный сектор зарубежной экономики осуществлялась такими промышленными гигантами, как «Газпром» и «Лукойл», на долю которых, по оценкам специалистов, приходилось в 90-е годы прошлого столетия до 90% активов за рубежом5. Внешние стратегии таких крупных российских компаний, как «Газпром», «ЛУКОЙЛ», ОК «РУСАЛ», «Северсталь», нацелены на их превращение в глобальные диверсифицированные вертикально-интегрированные компании со значительными зарубежными операциями и активами на крупнейших мировых рынках (США, страны ЕС, Китай), осуществляющими гибкую политику конкуренции и одновременно партнерства с крупнейшими транснациональными корпорациями мира.

В новое тысячелетие экономика России входила в стадии устойчивого экономического подъема. Рост экономики и выгодная конъюнктура на мировых рынках сыграли ключевую роль в укреплении финансового благополучия отечественных компаний, которое привело к росту их международной активности и увеличению масштабов капиталовложений за рубежом. В условиях динамичного и устойчивого улучшения ценовой конъюнктуры на мировых рынках доходы российских компаний (особенно в топливно-энергетической и металлургической отраслях промышленности) существенно возросли, что дало возможность их определенной части начать активную производственную политику по транснационализации своей инвестиционной деятельности.

Главный способ осуществления отечественных предпринимательских инвестиций – поглощение иностранных фирм, занятых теми же видами деятельности, что и российские компании-инвесторы. Отечественные компании выбрали путь интернационализации по преимуществу профильных направлений своей деятельности в противовес их диверсификации.

Около половины всех накопленных за рубежом российских предпринимательских инвестиций приходится на нефтегазовый сектор, еще треть – на металлургию и горнодобычу. Среди российских предприятий практически нет компаний, базирующихся на новых технологиях, за исключением трех крупнейших операторов мобильной связи.

Специфика современного этапа инвестиционной активности за рубежом российских компаний состоит в том, что, в отличие от развивающихся стран, где сделки слияний и поглощений носят в основном горизонтальный характер, отечественные компании чаще всего заключают вертикальные или интегрированные сделки. Западные эксперты усматривают в этом продолжение традиций госкомпаний СССР, стремившихся иметь полный контроль над производственной и сбытовой цепочкой. По оценкам специалистов лондонского отделения компании KPMG, на долю российских компаний сырьевых и базовых отраслей российской экономики приходится свыше 75% инвестиционных сделок по приобретению зарубежных производительных активов6.

 

1 Источник: данные о 1000 ведущих компаний-инвестров в НИОКР. – URL: http://iri.jrc.ec.europa.eu/research/docs/2009/vol_2_1_1.pdf.

2 Рассчитано по: Brossard O. Vicente J. Cognitive and Relational Distance in Alliance Networks: Evidence on the Knowledge Value Chain in the European ICT Sector// Cahier № 7. - September 2007. - P. 16.

3 Rasmussen B. Alliance Opportunities for Aus Biotech. – URL: http://www.cfses.com/documents/pharma/23-Alliance_Opportunities_for_%20Aus_Biotech_Rasmussen.pdf, Ernst & Young, Beyond Borders, The Global Biotechnology Report 2007. – P. 58-60, Brower A. Biotech-Pharma Partnerships Reach All-Time High/ Brower A.// Biotechnology Healthcare. – 2005. - № 8. – p. 20 (p. 18-20), OECD Biotechnology Statistics 2009. – Paris: OECD. – 2009, P. 94-95.

Информация о работе Анализ транснациональных корпораций и их влияние