Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:58, реферат
В автомобилестроении альянсы заключаются в жестких формах и носят сложный, комплексный и комплементарный характер. Партнерские ТНК широко используют механизм взаимного участия в капитале. В автомобильной промышленности, по данным ОЭСР, в период с 1998 по 2006 гг. было создано около 3 тыс. стратегических альянсов. Примерно 75 % стратегических альянсов в автомобильной промышленности - производственные совместные предприятия. Основными целями создания стратегических альянсов являются: достижение глобального охвата рынков, проведение совместной разработки автомобильных платформ, унификация узлов и деталей, проведение совместных НИОКР, осуществление совместных закупок, а также совместное использование сбытовой сети.
Анализ транснациональных корпораций и их влияние
Рассмотрим основные направления и перспективы развития стратегических альянсов и их сетей в автомобильной, фармацевтической и биотехнологической отраслях, а также в секторе ИКТ ЕС.
Таблица 6 Показатели по созданию стратегических альянсов компаний ИКТ, фармацевтической и биотехнологической отраслей и автомобилестроения ЕС1
Название |
Сфера деятельности |
Инвестиции в НИОКР в 2008 г. (млн. евро) |
СА с учетом сетей (2000-08 гг.) |
Наиболее крупные альянсы |
Nokia |
ИКТ |
5 321 |
1500 |
Nokia Siemens Networks, Siemens-РЖД |
Royal Philips Electronics |
ИКТ |
1 613 |
1000 |
AOL-Philips; Philips-Checkpoint Systems; Philips-Visa; Philips-Epic; Nokia-Philips-Sony; STMicroelectronics-Philips |
L. M. Ericsson |
ИКТ |
2 975 |
700 |
SonyEricsson (телекоммуникационное |
Siemens AG |
ИКТ |
3 836 |
650 |
Nokia Siemens Networks; Siemens-Bosch-PolilC-Evonic Ind.- Elantas Beck-BASF (RFID-технологии) |
GSK |
Фармацевтика/ биотехнологии |
3 836 |
130 |
GSK-Genmab (2 млрд. долл. США - самый крупный
СА в ЕС между |
AstraZeneca |
Фармацевтика/ биотехнологии |
3 622 |
80 |
AstraZeneca-Bristol Mayers Sqibb (НИОКР онкологических |
Sanofi-Aventis |
Фармацевтика/ биотехнологии |
4 608 |
80 |
Sanofi-Aventis-Exelixis (1 млрд. долл. США, НИОКР); Sanofi-Aventis-Wellstat Therapeutics |
Renault |
Автомобильная |
2 235 |
20 (прямые) |
Renault-Nissan; Peugeot-Volvo-Renault |
Fiat S. A. |
Автомобильная |
1 986 |
20 (прямые) |
Fiat-GM (совместная разработка |
Значение стратегических альянсов как фактора развития возрастает в зависимости от уровня развития кооперационных отношений и технологий в отрасли. Альянсы имеют наибольшее значение в среднетехнологичных отраслях с высоким уровнем предметной специализации (автомобилестроение, химическая отрасль) и высокотехнологичных отраслях (ИКТ, фармацевтика, биотехнологии, авиастроение).
В автомобилестроении альянсы заключаются в жестких формах и носят сложный, комплексный и комплементарный характер. Партнерские ТНК широко используют механизм взаимного участия в капитале. В автомобильной промышленности, по данным ОЭСР, в период с 1998 по 2006 гг. было создано около 3 тыс. стратегических альянсов. Примерно 75 % стратегических альянсов в автомобильной промышленности - производственные совместные предприятия. Основными целями создания стратегических альянсов являются: достижение глобального охвата рынков, проведение совместной разработки автомобильных платформ, унификация узлов и деталей, проведение совместных НИОКР, осуществление совместных закупок, а также совместное использование сбытовой сети.
Все более усложняющаяся и разветвленная система взаимоотношений между партнерами в рамках альянса затрагивает различные хозяйственные единицы и направления деятельности. В современных альянсах взаимодействие компаний переходят в сложный процесс «конкуренция-сотрудничество». При дальнейшем развитии происходит сокращение конкурентного пространства. Конкуренция ведется между глобальными альянсовыми сетями, состоящими из нескольких автомобильных ТНК и основных стратегических поставщиков комплектующих.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) являются современной и динамично развивающейся отраслью экономики ЕС. В 1997-2002 гг. доля стратегических альянсов в секторе ИКТ составляла примерно 15-17 % от общего числа всех создаваемых стратегических альянсов ЕС. В 2003-06 гг. доля стратегических альянсов сектора ИКТ сократилась до 7-8 %. В секторе услуг доля ИКТ в 1997-2002 гг. составляла 24-25 %, в 2003-06 гг. – 10 % 2. В 1997-2002 г. в ЕС было сформировано 2,4 тыс. стратегических альянсов, в которые было вовлечено 5,3 тыс. фирм. В 2003-06 гг. было создано около 900 альянсов с участием 1,8 тыс. фирм. Более 90 % образованных в 1997-2006 гг. стратегических альянсов в ИКТ ЕС являлись международными. В 1997-2006 гг. от 10 до 26 % альянсов создавалось в форме совместных предприятий.
В секторе ИКТ, характеризующемся динамичной и гиперконкурентной средой, альянсы европейских ТНК создаются в основном с целью адаптации к внешней среде. Благодаря развитию значительных альянсовых сетей, крупнейшие ТНК имеют возможность выстраивать гибкие стратегии среднесрочного и долгосрочного развития, а также оперативно реагировать на резко меняющиеся условия внешней среды.
Основными областями для формирования стратегических альянсов в ИКТ ЕС являются: программное обеспечение и системы обработки информации, телефонные коммуникации, коммуникационное оборудование, электронные компоненты и принадлежности, компьютерное и офисное оборудование.
Альянсам с участием европейских ТНК в секторе ИКТ в большей мере присуща проблема «размывания» границ отдельной компании, вследствие активного развития альянсовых сетей, а также непрерывного и динамичного инновационного процесса. «Размытые» границы компаний в перспективе приводят к сложностям в прогнозировании результативности деятельности альянса. Также при развитии альянсовой сети у ТНК в секторе ИКТ возникают проблемы с необходимостью учета возникающих страновых рисков. При участии в значительном числе альянсовых сетей у ТНК сектора ИКТ неизбежно возникнут проблемы оценки наиболее эффективных направлений развития, а также выбора наилучших технологических решений и приложений.
Анализ практики создания стратегических альянсов между крупными европейскими фармацевтическими и биотехнологическими компаниями показывает, что основной задачей стратегических альянсов является оптимизация издержек по совместным НИОКР и минимизация связанных с ними временных, технологических и финансовых рисков. Доказано, что для обеспечения устойчивых рыночных позиций и увеличения конкурентоспособности европейских фармацевтических и биотехнологических ТНК в среднесрочной перспективе особое значение приобретает развитие альянсовых сетей.
В первом десятилетии XXI в. наблюдается стирание границ между фармацевтической и биотехнологической отраслями. В рассматриваемый период отмечен резкий рост числа стратегических альянсов в отрасли при увеличении средней стоимости сделки по формированию альянса (с 3 до 20 млн. долл. США к 2007 г.).
Таблица 7 Зарегистрированные стратегические альянсы и сделки по слияниям и поглощениям в фармацевтической и биотехнологической отрасли ЕС в 1995-2008 гг. (ед. в год)3
Год |
СА мир |
СА ЕС-27 |
ТСА в фармацевтике/ биотехнологиях ЕС |
Слияния и поглощения |
1995 |
903 |
- |
98 |
- |
1996 |
1095 |
- |
101 |
- |
1997 |
1087 |
237 |
76 |
39 |
1998 |
1378 |
207 |
81 |
19 |
1999 |
1431 |
336 |
83 |
46 |
2000 |
1953 |
485 |
91 |
54 |
2001 |
2019 |
607 |
171 |
55 |
2002 |
1664 |
505 |
176 |
30 |
2003 |
1622 |
200 |
178 |
39 |
2004 |
2090 |
280 |
197 |
42 |
2005 |
2218 |
328 |
217 |
66 |
2006 |
2346 |
337 |
280 |
64 |
2007 |
2474 |
369 |
254 |
61 |
2008 |
2603 |
372 |
269 |
64 |
При формировании альянсов в рассматриваемых отраслях для крупнейших фармацевтических ТНК ЕС наиболее существенной проблемой является поиск оптимального соотношения между развитием за счет стратегических альянсов или слияний и поглощений. Стратегические альянсы между фармацевтическими и биотехнологическими компаниями нацелены на минимизацию издержек по НИОКР и выявление наиболее перспективных препаратов и продуктов, имеющих в дальнейшем потенциал развития при проведении клинических испытаний. Особое предпочтение отдается препаратам, уже находящимся на второй и третьей фазе клинических испытаний или показавшим значительный потенциал в ходе исследований на этапе предклинических испытаний. В указанных отраслях стратегические альянсы являются механизмами среднесрочного развития, в то время как слияния и поглощения компаний, обладающих абсолютно новыми технологическими платформами для производства препаратов нового поколения, - это основной фактор развития в долгосрочной перспективе.4
В условиях кризиса, когда компании нацелены преимущественно на решение краткосрочных задач по обеспечению текущей деятельности, сворачиванию или спасению бизнеса, стратегические альянсы как массовый инструмент стратегического развития фирм временно теряют свою актуальность. В условиях неопределенной деловой среды для многих компаний изменяются привычные ориентиры и оценочные показатели. Это приводит к приостановке деятельности в рамках альянса или отказу от его дальнейшей реализации. Стратегический альянс является в большей мере фактором среднесрочного стратегического развития компании и в кризисных условиях не должен рассматриваться как механизм оперативного реагирования. Кризис может подтолкнуть и ускорить формирование альянсов в тех отраслях, где откроются новые возможности. Формирование альянсов будет еще более продуктивным при прямой или косвенной государственной поддержке.
Выход российских компаний на зарубежные рынки совпал с перестройкой мировой экономики как с точки зрения интенсификации международного экономического сотрудничества и развития его новых форм, так и формирования новой структуры глобальных игроков, в которую ворвалась группа компаний из наиболее продвинутых развивающихся стран. Вписываясь в общие тенденции транснациональных процессов, российский бизнес в той или иной степени использовал благоприятную международную экономическую конъюнктуру.
Предпринимательский сектор России, испытывая обусловленный переходным периодом дефицит свободных финансовых ресурсов, занимал до 2000 года достаточно скромные позиции в этом процессе. Производительные зарубежные активы аккумулировались ограниченным числом субъектов хозяйствования. Наиболее масштабная деятельность по инвестированию в реальный сектор зарубежной экономики осуществлялась такими промышленными гигантами, как «Газпром» и «Лукойл», на долю которых, по оценкам специалистов, приходилось в 90-е годы прошлого столетия до 90% активов за рубежом5. Внешние стратегии таких крупных российских компаний, как «Газпром», «ЛУКОЙЛ», ОК «РУСАЛ», «Северсталь», нацелены на их превращение в глобальные диверсифицированные вертикально-интегрированные компании со значительными зарубежными операциями и активами на крупнейших мировых рынках (США, страны ЕС, Китай), осуществляющими гибкую политику конкуренции и одновременно партнерства с крупнейшими транснациональными корпорациями мира.
В новое тысячелетие экономика России входила в стадии устойчивого экономического подъема. Рост экономики и выгодная конъюнктура на мировых рынках сыграли ключевую роль в укреплении финансового благополучия отечественных компаний, которое привело к росту их международной активности и увеличению масштабов капиталовложений за рубежом. В условиях динамичного и устойчивого улучшения ценовой конъюнктуры на мировых рынках доходы российских компаний (особенно в топливно-энергетической и металлургической отраслях промышленности) существенно возросли, что дало возможность их определенной части начать активную производственную политику по транснационализации своей инвестиционной деятельности.
Главный способ осуществления отечественных предпринимательских инвестиций – поглощение иностранных фирм, занятых теми же видами деятельности, что и российские компании-инвесторы. Отечественные компании выбрали путь интернационализации по преимуществу профильных направлений своей деятельности в противовес их диверсификации.
Около половины всех накопленных за рубежом российских предпринимательских инвестиций приходится на нефтегазовый сектор, еще треть – на металлургию и горнодобычу. Среди российских предприятий практически нет компаний, базирующихся на новых технологиях, за исключением трех крупнейших операторов мобильной связи.
Специфика современного этапа инвестиционной активности за рубежом российских компаний состоит в том, что, в отличие от развивающихся стран, где сделки слияний и поглощений носят в основном горизонтальный характер, отечественные компании чаще всего заключают вертикальные или интегрированные сделки. Западные эксперты усматривают в этом продолжение традиций госкомпаний СССР, стремившихся иметь полный контроль над производственной и сбытовой цепочкой. По оценкам специалистов лондонского отделения компании KPMG, на долю российских компаний сырьевых и базовых отраслей российской экономики приходится свыше 75% инвестиционных сделок по приобретению зарубежных производительных активов6.
1 Источник: данные
о 1000 ведущих компаний-инвестров в НИОКР.
– URL: http://iri.jrc.ec.europa.eu/
2 Рассчитано по: Brossard O. Vicente J. Cognitive and Relational Distance in Alliance Networks: Evidence on the Knowledge Value Chain in the European ICT Sector// Cahier № 7. - September 2007. - P. 16.
3 Rasmussen B. Alliance Opportunities for Aus Biotech. – URL: http://www.cfses.com/
Информация о работе Анализ транснациональных корпораций и их влияние