Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:25, курсовая работа
Практически каждое предприятие заинтересовано в увеличении доли своей продукции, работ и услуг на рынке. А этого невозможно добиться без разработки эффективной политики продвижения товара, без умелого управления процессом продвижения. Объектом исследования выступает ОАО ”Лидахлебопродукт“. Предметом исследования является деятельность по сбыту.
Методы исследования: изучение теоретических основ по организации деятельности по сбыту предприятия; анализ документации рассматриваемого предприятия; разработка конкретных мер по усовершенствованию организации сбыта продукции предприятия.
Коэффициент текущей ликвидности характеризует, общую обеспеченность организации собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации. На начало рассматриваемого периода этот коэффициент составлял 2,23, а по состоянию на 1.01.2011 г. – 4,43, т.е. увеличился почти в 2 раза. Показатель имеет положительную тенденцию и это свидетельствует о том, что предприятие в состоянии сразу оплатить свои счета.
2.2 Анализ рынков
сбыта и организации
Для организации деятельности по реализации готовой продукции на предприятиях создается служба сбыта.
Структура
службы сбыта на предприятиях зависит
от уровня концентрации (масштабов) и
специализации производства, территориального
размещения предприятия и степени
хозяйственной
Отдел маркетинга и сбыта (ОМиС) является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно заместителю директора по коммерческим вопросам.
В своей работе ОМиС руководствуется действующим законодательством Республики Беларусь, Уставом предприятия, Положением о филиале, коллективным договором, Политикой предприятия в области качества, техническими нормативными правовыми актами, в том числе международными стандартами серии ИСО 9000. Структурная схема управления отделом маркетинга и сбыта представлена в приложении В.
Рынок мукомольно-крупяной продукции
Зерноперерабатывающая отрасль в Беларуси представлена 40 производителями. Основными игроками мукомольной промышленности являются пятнадцать крупных заводов и несколько небольших частных мельниц, которые помимо производства и реализации своей муки, вынуждены импортировать муку из России и продавать продукцию других белорусских производителей. Все пятнадцать заводов находятся в собственности государства. Их деятельность регулируется Департаментом по хлебопродуктам Минсельхозпрода РБ. Среди основных функций департамента выделяют расчет и доведение до предприятий прогнозных показателей производства и регулирование отпускных цен для предприятий хлебопекарной отрасли, которые являются основными потребителями муки.
В 2011 году предприятиями Департамента по хлебопродуктам Республики Беларусь было произведено 757,17 тыс. тонн муки, что оказалось выше уровня 2010 года почти на 19%. Производство муки имеет ярко выраженный сезонный характер. Изменение объемов производства также связано с ситуацией на зерновом рынке и формированием сверхнормативных запасов готовой продукции на предприятиях департамента по хлебопродуктам.
Диаграмма 2.1 – Объемы производства муки предприятиями департамента по хлебопродуктам
Источник: Собственная разработка на основе [11].
Основными факторами, влияющими на развитие отрасли, являются следующие:
1. Ситуация
на зерновом рынке и в
2. Наличие
дешевого и качественного
3. Степень
государственного
4. Инвестиционная политика, ставки по кредитам, темпы инфляции и т.п.
5. Барьеры входа/выхода.
6. Уровень конкуренции.
7. Цены на железнодорожные перевозки, электроэнергию, газ.
8. Появление
новых технологических
Структура потребления муки в Беларуси представлена ниже.
Диаграмма 2.2 – Структура потребления муки в Беларуси.
Источник: Собственная разработка на основе [11].
Основным потребителем муки являются хлебозаводы, причем за последние время произошло небольшое уменьшение их доли в пользу производства кондитерских изделий и бытового потребления населением.
На динамику потребления муки влияет ситуация на рынке хлебобулочных изделий. Начиная с 2000 года, потребление хлеба значительно упало. В течение последних лет производство хлеба и хлебобулочных изделий уменьшается на 1-3% ежегодно.
Специалисты
объясняют это изменением структуры
питания населения и мировыми
тенденциями потребления, а также
увлечением населения разными новомодными
диетами и недостаточной
Следует обратить внимание на положение дел в кондитерской отрасли. В настоящий момент данная отрасль динамично развивается. Объемы производства мучных кондитерских изделий увеличиваются в среднем на 3-5% последние несколько лет.
Систематическое увеличение доли муки высшего сорта и снижение производства муки первого и второго сортов, объясняется изменением предпочтений потребителей. Население предпочитает приобретать продукты более высокого качества: вкусную выпечку, пышный хлеб, батон белого, а не серого цвета и т.д.
Всех покупателей муки можно разделить на три основные группы:
Среди основных тенденций на белорусском рынке можно выделить:
- сверхнормативные
запасы муки на складах
- увеличения
доли пшеничной муки высшего
сорта в общем объеме
- уменьшение
доли потребления муки на
- увеличение
потребления муки для
- насыщение рынка фасованной муки.
Описание конкурентов
Потребителями муки производства ОАО «Лидахлебопродукт» являются два сегмента производство и конечный потребитель. Очевидно, что у каждого сегмента есть свои предпочтения, влияющие на выбор муки. Так, если для производственников основным являются такие факторы, как процент клейковины в муке, помол, скорость отгрузки со склада и доставка и т.п., то конечному потребителю важно, чтобы выпечка получалась пышной и светлой.
Таким образом, можно выделить основные факторы, влияющие на выбор поставщика муки промышленными предприятиями:
Согласно опросам, проведенным экспертами, для потребителей, которые используют муку не для выпечки пирогов, а в других целях, не имеет особых предпочтений по маркам муки. Другая часть потребителей, в основном хозяйки, занимающиеся домашней выпечкой, четко знают, какой муку отдать предпочтение. 65% потребителей предпочитают покупать муку в упаковке по 2 кг, 30% - весом по 1 кг, и 5% - упаковки весом по 4 кг или 5 кг.
Факторы, влияющие на выбор муки населением;
Мукомольная промышленность в Беларуси представлена пятнадцатью основными производителями (см. таблицу 2.12). Рынок имеет жесткую региональную структуру, когда в каждом регионе республики расположены несколько производителей муки, которые в основном работают на местном сырье и поставляют продукцию для местного рынка. В большей степени это связано с регулированием со стороны государства (квоты на приобретение муки у местных производителей и т.п.). Существуют также несколько мелких частных мельниц. Однако объем выпуска их продукции не значителен, и на сегодняшний день, они не составляют конкуренцию ОАО «Лидахлебопродукт».
К тому же, кроме муки собственного производства они продают и российскую муку.
Таблица 2.12 –
Предприятия мукомольной
№ п/п |
Наименование предприятия |
Брестская область | |
1 |
ОАО «Брестхлебопродукт» |
2 |
ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов» |
3 |
ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» |
Витебская область | |
4 |
ОАО «Витебский комбинат хлебопродуктов» |
5 |
ОАО «Полоцкий комбинат хлебопродуктов» |
Гомельская область | |
6 |
ОАО «Гомельхлебопродукт» |
7 |
ОАО «Калинковичихлебопродукт» |
Гродненская область | |
8 |
Агрохолдинг «Агрокомбинат «Скидельский» |
9 |
ОАО «Лидахлебопродукт» |
г. Минск | |
10 |
ОАО «Минский комбинат хлебопродуктов» |
Минская область | |
11 |
УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов» |
12 |
ОАО «Молодечненский комбинат хлебопродуктов» |
13 |
ОАО «Слуцкий комбинат хлебопродуктов» |
Могилевская область | |
14 |
ОАО «Могилевхлебопродукт» |
Окончание таблицы 2.12 | |
15 |
ОАО «Климовичский комбинат хлебопродуктов» |
Источник: Собственная разработка.
В настоящее время практически на всех предприятиях отрасли наблюдается постепенное увеличение сверхнормативных запасов готовой продукции. Как следствие, в условиях перенасыщения рынка муки в стране, конкурентная среда характеризуется как потенциально агрессивная.
В основном все предприятия
имеют сходную линейку
Позиция ОАО «Лидахлебопродукт» на рынке муки
На рынке муки в Беларуси
сложился олигополистический тип конкуренции.
Основную долю рынка составляют 8 предприятий.
ОАО «Лидахлебопродукт» занимает около
19% рынка пшеничной муки Беларуси.
Диаграмма 2.3 – Реализация пшеничной муки.
Источник: Собственная разработка на основе [11].
Основной особенностью олигополистической конкуренции является конкуренция товарных марок крупнейших участников рынка. Поэтому ориентированным на опережающее развитие производителям необходимо развивать долгосрочные деловые отношения с клиентами, активно развивать бренд, создавать конечный продукт. Необходимо учитывать усиливающуюся конкуренцию на рынке фасованной муки, который характеризуется как трудный, но достаточно перспективный.
Сегментация по потребителям муки представлена ниже.
Диаграмма 2.4 – Реализация муки в разрезе основных потребителей за 2010-2011 гг.
Источник: Собственная разработка на основе [11].
Как видно,
наиболее крупным потребителем муки
производства
ОАО «Лидахлебопродукт» являются предприятия
оптовой и розничной торговли.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом общий объем реализации муки значительно вырос за счет продаж оптовым организациям и розничной торговле. Это обусловлено сложившейся экономической ситуацией в стране.
Основной особенностью олигополистической конкуренции является конкуренция товарных марок крупнейших участников рынка. Поэтому ориентированным на опережающее развитие производителям необходимо развивать долгосрочные деловые отношения с клиентами, активно развивать бренд. Необходимо учитывать усиливающуюся конкуренцию на рынке фасованной муки. Данный рынок является достаточно перспективным.
На развитие рынка в 2011 году большое влияние оказала нехватка сырья для производства пшеничной муки. ОАО «Лидахлебопродукт» удалось увеличить объемы продаж выпускаемой продукции за счет привлечения новых клиентов, потребности которых не смогли удовлетворить в должном объеме другие производители муки в Беларуси.
Выводы по перспективам развития рынка муки в 2012-2013 годах:
Угроза со стороны российских производителей, которые в состоянии предложить более качественную муку высшего сорта.