Анализ ресурсообеспеченности российских регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы изучение ресурсообеспеченности регионов РФ и их роль в развитии субъектов РФ;
Реализация цели исследования потребовала решения следующих основных задач:
- изучить понятие и сущность ресурсообеспеченности российских регионов;
- провести анализ ресурсообеспеченности российских регионов и Самарской области;
- исследовать и разработать перспективы развития ресурсообеспеченности регионов

Файлы: 1 файл

Дораб.Курсовая.doc

— 506.00 Кб (Скачать)

Хотелось бы обратить внимание на укоренение в  современной региональной проблематике такого понятия, как "имидж региона". Необходимость формирования собственного имиджа каждого региона и усиление моментов узнаваемости российских территорий очевидна. Потому что, в конечном итоге, это способствует привлечению внимания к региону, дает возможность более эффективно лоббировать свои интересы, улучшать инвестиционный климат, получать дополнительные ресурсы для развития региональной экономики, становиться кадровым резервом федеральных элит. Более того, продвижение имиджа регионов - перспективный путь преодоления трудностей в формировании имиджа России в целом.

Таким образом, регион является достаточно сложным объектом управления. Его сбалансированное и эффективное развитие в существенной мере определяет эффективность функционирования всей народно-хозяйственной системы. Регулирование регионального развития в прошлом, основными реализующими инструментами которого выступали территориальное планирование и размещение производительных сил, осуществлялось без достаточного учета специфических факторов, определяющих облик и структуру данного региона. Поэтому совершенствование теории и методологии регионального анализа й планирования на современном этапе составляет важное направление улучшения всей системы долгосрочных экономических обоснований и расчетов. В целях создания системы государственного регулирования регионального развития существует необходимость выработки концепции развития региона, вбирающей в себя учет важнейших факторов, формирующих региональную экономику.

Важным направлением научных исследований в области  управления региональным развитием является четкое определение понятий и категорий, которыми оперируют исследователи. В результате расплывчатости применяемых ныне понятий невозможно провести четкую границу между проблемами регионального анализа и прогнозирования обобщающих показателей развития и проблемами внутрирегионального анализа и прогнозирования.

В силу этого  регулирование регионального развития, основными реализующими инструментами которого выступали территориальное планирование и размещение производительных сил, осуществляется без достаточного учета специфических факторов, определяющих облик и структуру любого региона. Попытка математизации региональных связей особенно отчетливо показывает недостатки существовавшей концепции, в значительной мере сформировавшей нынешнее экономическое положение. 
 
Возрождение России, выход ее экономики из кризиса, интеграция в мировое сообщество не представляются возможными без максимального использования благоприятных и снижения негативных воздействий территориальных факторов, региональных природно-географических, социально-исторических и геополитических условий на социально-экономическое развитие страны. Для достижения экономической и социальной стабилизации и создания условий экономического роста в регионах главной задачей государственных органов власти является осуществление экономических мер инфраструктурного характера.

На уровне региона  необходимо определить свой набор основных и дополнительных макроэкономических показателей, характеризующих состояние территориальных социально-экономических систем с точки зрения стабильности их функционирования. В комплекс макроэкономических показателей и индикаторов для региональных экономических систем должны входить показатели, характеризующие ВВП и внутренний доход, изменение уровня цен (инфляции), динамику изменения занятости и уровень инвестиционной активности (ставка банковского кредита) и другие стороны финансовой и хозяйственной деятельности регионов.

Помимо инициативы низовых ячеек рыночной структуры  и государственных органов управления для налаживания эффективной работы регионального хозяйственного комплекса необходимо использовать ресурс горизонтального взаимодействия субъектов экономической деятельности. Это касается как взаимодействия администрации регионов, объединяемых в межрегиональные ассоциации, так и корпоративных связей первичных ячеек воспроизводственной деятельности (домашних хозяйств и предпринимателей), объединяемых в корпорации различного типа.

Анализ деятельности действующих межрегиональных ассоциаций как добровольного объединения субъектов управления регионов позволяет отметить в целом весьма эффективный, вполне оправдавший себя механизм экономического взаимодействия территорий, который способствует стабилизации экономики региона, формированию предпосылок экономического роста территорий, улучшению социального положения населения.

Под регулированием социально-экономического развития в  регионе следует понимать специально организуемые системные действия по обеспечению устойчивого и сбалансированного  функционирования региональных систем, имеющего главным целевым ориентиром улучшение качества и повышение уровня жизни населения.

Государственное регулирование регионального развития распространяется на те сферы деятельности, которые имеют отношение к компетенции государственного уровня управления. К ним относятся: политика природопользования, социальная политика и решение проблем занятости, развитие производственных систем, требующих централизованного управления; ценовая и кредитная политика, разработка правовых основ развития хозяйства, определение налоговой политики и ее дифференциация с учетом стимулирования процесса становления рынка в регионе, определение режима внешнеэкономической деятельности региона.

Регулирование территориального развития осуществляется в виде государственной селективной  поддержки отдельных регионов. Эта поддержка как совокупность специально организуемых действий политического, правового, социального, финансового, экономического и иного характера призвана:

- во-первых, давать стимулы (в том числе и ресурсные) развитию тех территорий, которые по объективным причинам не могут функционировать в режиме саморазвития;

- во-вторых, создавать условия для возникновения и функционирования национально значимых потенциальных «точек роста» (свободных экономических зон, технопарков и т.п.);

- в-третьих, обеспечивать выполнение отдельными территориями общегосударственных функций (содержание на территории объектов и отраслей федерального значения, финансирование закрытых административно-территориальных образований, содержание курортов и т.п.);

- в-четвертых, формировать и поддерживать специфические организационно-правовые режимы на территориях особого экономического и геополитического значения (например, Калининградская область, Дальневосточный регион).

При этом возникает  сложная задача объективного отбора только тех наиболее нуждающихся в этой поддержке территорий, на которые можно оправданно потратить государственные ресурсы.

На региональном уровне речь идет о системном и  комплексном использовании преимуществ данного региона, о полном использовании всех производственных возможностей, которые предоставлены региону его природно-климатическим, территориальным или природно-ресурсным положением.

Государство воздействует на региональное развитие и размещение производительных сил разнообразными административными и экономическими методами. Административное регулирование осуществляется путем утверждения различных юридических актов, регламентирующих права, функции и обязанности субъектов рыночных отношений, в том числе государственных органов. К этой сфере регулирования относятся также государственные заказы, лимиты, квоты, действия государственных органов по лицензированию, выдаче различных разрешений, согласование с ними различных хозяйственных вопросов самостоятельности субъектами рыночных отношений, установление различных отраслевых норм, норм амортизации и др.

 

 

 

3.2. Проблемы  ресурсообеспеченности Самарской  области

Переход Российской федерации к новым экономическим отношениям актуализировал проблему обоснования соответствия сложившейся структуры региональной экономики новым условиям хозяйствования, а также выбора приоритетов ее развития. Это связано с тем, что российская экономика и ее муниципальная составляющая длительное время формировались вне рыночных условий. Исследованию этой проблемы, на примере г.о. Самары  экономика которого базируется главным образом на собственных природных ресурсах, играющих важную роль в экономике страны, и посвящена данная курсовая работа.

Эффективность экспорта нефтегазовых ресурсов Самарской  области, чаще всего представляемая в научных публикациях как не требующая доказательств, на наш взгляд, далеко не очевидна. По ряду причин, особенно в сегодняшних условиях слабой управляемости и коррумпированности экономики (и власти), целесообразность экспорта, как и сами условия, при которых он целесообразен, нуждаются в обосновании. Для этого необходимо знать, по меньшей мере следующее: эффективнее ли экспорт нефтегазовых ресурсов экспорта другой конкурентоспособной продукции, например военных и гражданских самолетов или алюминия и конструкций из него? На решение каких проблем экономики региона предполагается направить валютную выручку от экспорта?

 В исходную информацию для оптимизации расчетов включаются:17

- технико-экономические  характеристики агрегатов: действующих, реконструируемых, новых;

- затраты на  ресурсы многоцелевого назначения, сырье и территориальные коэффициенты  на строительно-монтажные работы;

- ограничения  на сырье;

- конечное сырье  – продукция, отходы;

- приведенные  затраты на производство;

В современных условиях необходима,  программа развития экономики, реализующая некую стратегию, предусматривающую использование экспортных ресурсов. Отсутствие стратегии и соответствующих ей экономических механизмов не позволяет дать истинную оценку эффективности предлагаемых больших проектов и делает бессмысленной их разработку. В противном случае очень высока вероятность того, что нефтегазовые ресурсы не будут использоваться ни в топливно-энергетическом, ни и химическом комплексе области (как это уже происходит — ограничены поставки западносибирской нефти для Ангарской нефтехимической компании), а полностью будут экспортироваться.                           

Это худший сценарий с позиции интересов жителей  городского округа, в связи с чем  необходим разработка механизма — элемента программы социально-экономического развития региона, исключающего возможность такого развития событий. Одного закона «О соглашениях о разделе продукции» для этого явно недостаточно. Элементом такого механизма, стимулирующим использование природного газа в ТЭК и химическом комплексе области, представляется установление более жестких платежей за загрязнение окружающей среды, налоговых и кредитных льгот предприятиям —потребителям газа, что, очевидно, будет компенсировано возросшими налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней в результате использования этими комплексами наиболее эффективного ресурса — природного гам.

Промышленная  структура экономики характеризуется  большой концентрацией производственных мощностей, обусловленной использованием, как правило, высокоэффективных крупных источников — гидроэнергетических ресурсов крупных рек, месторождений полезных ископаемых (нефть, газ, уголь, запасы древесины).

Так, крупнейшие в отрасли алюминиевые заводы производят более 800 тыс. т алюминия в год каждый. Проектная мощность нефтехимической компании 22 млн. т переработки нефти (в настоящее время используется лишь наполовину), лесопромышленных комплексов — 4 и 7 млн. м3 древесины. С сокращением внутреннего рынка эффект от эксплуатации предприятий-гигантов начинают перекрывать растущие затраты на транспортировку сырья и готовой продукции. Преобладание производств с незавершенным технологическим циклом, к тому же часто сконцентрированных на крупных градообразующих предприятиях, обусловливает малую приспособляемость производственной структуры области к быстро меняющимся условиям рынка, и, следовательно, необходимость дополнения рыночных механизмов элементами государственного регулирования. Отмеченные особенности экономики, а также «утяжеленная» производственная структура, ее возросшая зависимость от конъюнктуры внешнего рынка в значительной мере определяют рисковый характер и необходимость повышения ее адаптивных возможностей18.

Крупные предприятия, маневренные свойства которых ограничены жесткой технологической схемой и значительными объемами производства, в условиях переходной экономики столкнулись, по существу, с новой для себя проблемой. В отличие от дореформенной экономики, когда они были звеньями «единой фабрики», в современных условиях с разрывом хозяйственных связей, падением внутреннего спроса на их продукцию, резким возрастанием транспортных и энергетических тарифов сейчас стали наиболее чувствительны к разного рода возмущениям.

Вывод: экономика  округа, ее эффективная структура  представляются в виде устойчиво развивающегося ядра и зоны гибкости, берущей на себя реакцию на действие фактора неопределенности, например конъюнктуры цен. Ядро устойчивости образуют предприятия отраслей специализации, реализующие объективные конкурентные преимущества региона, а зону гибкости — технологически и организационно связанные с ними небольшие и средние предприятия с глубокой переработкой сырья, с гибкими технологиями и более разнообразной номенклатурой выпускаемой продукции. Прежде всего, это предприятия, активно использующие эффективные региональные ресурсы межотраслевого назначения, — топливно-энергетические, водные, трудовые. При этом крупные производства, что не менее важно, представляются единственными градообразующими объектами для многих городов.

Использование обоснованных нами приоритетных направлений  и элементов организационного механизма  экономической стратегии, отвечающих особенностям ее экономики, а также  принципам устойчивого и прогрессивного технико-экономического развития, позволяет  сформировать эффективную производственную и институциональную структуру экономики, отличную от экстраполяционного «тиражирования» существующей.

Для улучшения  экологической обстановки в мегаполисе в генплане прописан ряд мер. Например, до 2015 года планируется разработать и реализовать проекты организации санитарно-защитных зон (СЗЗ) промышленных предприятий Самары. Правда, при этом следующий пункт декларирует планы по сокращению величины таких зон промышленных и коммунальных предприятий. Возможно, организация СЗЗ будет подразумевать сокращение их площади. Однако, не факт, что экологическая ситуация в городе при этом улучшится. Среди прочих мер по борьбе с загрязнением воздуха упомянут первый этап программы по переводу муниципального транспорта на использование природного газа в качестве моторного топлива.

Однако самым  главным должно стать начало планомерной  и упорядоченной работы по приданию, улучшению качества жизни горожан и, пожалуй, более четких перспектив развития региона с точки зрения инвесторов.

Информация о работе Анализ ресурсообеспеченности российских регионов