Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:57, курсовая работа
Целью курсовой работы изучение ресурсообеспеченности регионов РФ и их роль в развитии субъектов РФ;
Реализация цели исследования потребовала решения следующих основных задач:
- изучить понятие и сущность ресурсообеспеченности российских регионов;
- провести анализ ресурсообеспеченности российских регионов и Самарской области;
- исследовать и разработать перспективы развития ресурсообеспеченности регионов
Хотелось бы обратить внимание на укоренение в современной региональной проблематике такого понятия, как "имидж региона". Необходимость формирования собственного имиджа каждого региона и усиление моментов узнаваемости российских территорий очевидна. Потому что, в конечном итоге, это способствует привлечению внимания к региону, дает возможность более эффективно лоббировать свои интересы, улучшать инвестиционный климат, получать дополнительные ресурсы для развития региональной экономики, становиться кадровым резервом федеральных элит. Более того, продвижение имиджа регионов - перспективный путь преодоления трудностей в формировании имиджа России в целом.
Таким образом, регион является достаточно сложным объектом управления. Его сбалансированное и эффективное развитие в существенной мере определяет эффективность функционирования всей народно-хозяйственной системы. Регулирование регионального развития в прошлом, основными реализующими инструментами которого выступали территориальное планирование и размещение производительных сил, осуществлялось без достаточного учета специфических факторов, определяющих облик и структуру данного региона. Поэтому совершенствование теории и методологии регионального анализа й планирования на современном этапе составляет важное направление улучшения всей системы долгосрочных экономических обоснований и расчетов. В целях создания системы государственного регулирования регионального развития существует необходимость выработки концепции развития региона, вбирающей в себя учет важнейших факторов, формирующих региональную экономику.
Важным направлением научных исследований в области управления региональным развитием является четкое определение понятий и категорий, которыми оперируют исследователи. В результате расплывчатости применяемых ныне понятий невозможно провести четкую границу между проблемами регионального анализа и прогнозирования обобщающих показателей развития и проблемами внутрирегионального анализа и прогнозирования.
В силу этого
регулирование регионального
Возрождение России, выход ее экономики
из кризиса, интеграция в мировое сообщество
не представляются возможными без максимального
использования благоприятных и снижения
негативных воздействий территориальных
факторов, региональных природно-географических,
социально-исторических и геополитических
условий на социально-экономическое развитие
страны. Для достижения экономической
и социальной стабилизации и создания
условий экономического роста в регионах
главной задачей государственных органов
власти является осуществление экономических
мер инфраструктурного характера.
На уровне региона необходимо определить свой набор основных и дополнительных макроэкономических показателей, характеризующих состояние территориальных социально-экономических систем с точки зрения стабильности их функционирования. В комплекс макроэкономических показателей и индикаторов для региональных экономических систем должны входить показатели, характеризующие ВВП и внутренний доход, изменение уровня цен (инфляции), динамику изменения занятости и уровень инвестиционной активности (ставка банковского кредита) и другие стороны финансовой и хозяйственной деятельности регионов.
Помимо инициативы
низовых ячеек рыночной структуры
и государственных органов
Анализ деятельности
действующих межрегиональных
Под регулированием
социально-экономического развития в
регионе следует понимать специально
организуемые системные действия по
обеспечению устойчивого и
Государственное
регулирование регионального
Регулирование территориального развития осуществляется в виде государственной селективной поддержки отдельных регионов. Эта поддержка как совокупность специально организуемых действий политического, правового, социального, финансового, экономического и иного характера призвана:
- во-первых, давать стимулы (в том числе и ресурсные) развитию тех территорий, которые по объективным причинам не могут функционировать в режиме саморазвития;
- во-вторых, создавать условия для возникновения и функционирования национально значимых потенциальных «точек роста» (свободных экономических зон, технопарков и т.п.);
- в-третьих, обеспечивать выполнение
отдельными территориями общегосударственных
функций (содержание на территории объектов
и отраслей федерального значения, финансирование
закрытых административно-
- в-четвертых, формировать и поддерживать специфические организационно-правовые режимы на территориях особого экономического и геополитического значения (например, Калининградская область, Дальневосточный регион).
При этом возникает сложная задача объективного отбора только тех наиболее нуждающихся в этой поддержке территорий, на которые можно оправданно потратить государственные ресурсы.
На региональном уровне речь идет о системном и комплексном использовании преимуществ данного региона, о полном использовании всех производственных возможностей, которые предоставлены региону его природно-климатическим, территориальным или природно-ресурсным положением.
Государство воздействует на региональное развитие и размещение производительных сил разнообразными административными и экономическими методами. Административное регулирование осуществляется путем утверждения различных юридических актов, регламентирующих права, функции и обязанности субъектов рыночных отношений, в том числе государственных органов. К этой сфере регулирования относятся также государственные заказы, лимиты, квоты, действия государственных органов по лицензированию, выдаче различных разрешений, согласование с ними различных хозяйственных вопросов самостоятельности субъектами рыночных отношений, установление различных отраслевых норм, норм амортизации и др.
Переход Российской федерации к новым экономическим отношениям актуализировал проблему обоснования соответствия сложившейся структуры региональной экономики новым условиям хозяйствования, а также выбора приоритетов ее развития. Это связано с тем, что российская экономика и ее муниципальная составляющая длительное время формировались вне рыночных условий. Исследованию этой проблемы, на примере г.о. Самары экономика которого базируется главным образом на собственных природных ресурсах, играющих важную роль в экономике страны, и посвящена данная курсовая работа.
Эффективность экспорта нефтегазовых ресурсов Самарской области, чаще всего представляемая в научных публикациях как не требующая доказательств, на наш взгляд, далеко не очевидна. По ряду причин, особенно в сегодняшних условиях слабой управляемости и коррумпированности экономики (и власти), целесообразность экспорта, как и сами условия, при которых он целесообразен, нуждаются в обосновании. Для этого необходимо знать, по меньшей мере следующее: эффективнее ли экспорт нефтегазовых ресурсов экспорта другой конкурентоспособной продукции, например военных и гражданских самолетов или алюминия и конструкций из него? На решение каких проблем экономики региона предполагается направить валютную выручку от экспорта?
В исходную информацию для оптимизации расчетов включаются:17
- технико-экономические
характеристики агрегатов: дейс
- затраты на
ресурсы многоцелевого
- ограничения на сырье;
- конечное сырье – продукция, отходы;
- приведенные затраты на производство;
В современных условиях необходима,
программа развития экономики, реализующая
некую стратегию, предусматривающую использование
экспортных ресурсов. Отсутствие стратегии
и соответствующих ей экономических механизмов
не позволяет дать истинную оценку эффективности
предлагаемых больших проектов и делает
бессмысленной их разработку. В противном
случае очень высока вероятность того,
что нефтегазовые ресурсы не будут использоваться
ни в топливно-энергетическом, ни и химическом
комплексе области (как это уже происходит
— ограничены поставки западносибирской
нефти для Ангарской нефтехимической
компании), а полностью будут экспортироваться.
Это худший сценарий с позиции интересов жителей городского округа, в связи с чем необходим разработка механизма — элемента программы социально-экономического развития региона, исключающего возможность такого развития событий. Одного закона «О соглашениях о разделе продукции» для этого явно недостаточно. Элементом такого механизма, стимулирующим использование природного газа в ТЭК и химическом комплексе области, представляется установление более жестких платежей за загрязнение окружающей среды, налоговых и кредитных льгот предприятиям —потребителям газа, что, очевидно, будет компенсировано возросшими налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней в результате использования этими комплексами наиболее эффективного ресурса — природного гам.
Промышленная
структура экономики
Так, крупнейшие в отрасли алюминиевые заводы производят более 800 тыс. т алюминия в год каждый. Проектная мощность нефтехимической компании 22 млн. т переработки нефти (в настоящее время используется лишь наполовину), лесопромышленных комплексов — 4 и 7 млн. м3 древесины. С сокращением внутреннего рынка эффект от эксплуатации предприятий-гигантов начинают перекрывать растущие затраты на транспортировку сырья и готовой продукции. Преобладание производств с незавершенным технологическим циклом, к тому же часто сконцентрированных на крупных градообразующих предприятиях, обусловливает малую приспособляемость производственной структуры области к быстро меняющимся условиям рынка, и, следовательно, необходимость дополнения рыночных механизмов элементами государственного регулирования. Отмеченные особенности экономики, а также «утяжеленная» производственная структура, ее возросшая зависимость от конъюнктуры внешнего рынка в значительной мере определяют рисковый характер и необходимость повышения ее адаптивных возможностей18.
Крупные предприятия, маневренные свойства которых ограничены жесткой технологической схемой и значительными объемами производства, в условиях переходной экономики столкнулись, по существу, с новой для себя проблемой. В отличие от дореформенной экономики, когда они были звеньями «единой фабрики», в современных условиях с разрывом хозяйственных связей, падением внутреннего спроса на их продукцию, резким возрастанием транспортных и энергетических тарифов сейчас стали наиболее чувствительны к разного рода возмущениям.
Вывод: экономика округа, ее эффективная структура представляются в виде устойчиво развивающегося ядра и зоны гибкости, берущей на себя реакцию на действие фактора неопределенности, например конъюнктуры цен. Ядро устойчивости образуют предприятия отраслей специализации, реализующие объективные конкурентные преимущества региона, а зону гибкости — технологически и организационно связанные с ними небольшие и средние предприятия с глубокой переработкой сырья, с гибкими технологиями и более разнообразной номенклатурой выпускаемой продукции. Прежде всего, это предприятия, активно использующие эффективные региональные ресурсы межотраслевого назначения, — топливно-энергетические, водные, трудовые. При этом крупные производства, что не менее важно, представляются единственными градообразующими объектами для многих городов.
Использование
обоснованных нами приоритетных направлений
и элементов организационного механизма
экономической стратегии, отвечающих
особенностям ее экономики, а также
принципам устойчивого и
Для улучшения экологической обстановки в мегаполисе в генплане прописан ряд мер. Например, до 2015 года планируется разработать и реализовать проекты организации санитарно-защитных зон (СЗЗ) промышленных предприятий Самары. Правда, при этом следующий пункт декларирует планы по сокращению величины таких зон промышленных и коммунальных предприятий. Возможно, организация СЗЗ будет подразумевать сокращение их площади. Однако, не факт, что экологическая ситуация в городе при этом улучшится. Среди прочих мер по борьбе с загрязнением воздуха упомянут первый этап программы по переводу муниципального транспорта на использование природного газа в качестве моторного топлива.
Однако самым главным должно стать начало планомерной и упорядоченной работы по приданию, улучшению качества жизни горожан и, пожалуй, более четких перспектив развития региона с точки зрения инвесторов.
Информация о работе Анализ ресурсообеспеченности российских регионов