Анализ ресурсообеспеченности российских регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы изучение ресурсообеспеченности регионов РФ и их роль в развитии субъектов РФ;
Реализация цели исследования потребовала решения следующих основных задач:
- изучить понятие и сущность ресурсообеспеченности российских регионов;
- провести анализ ресурсообеспеченности российских регионов и Самарской области;
- исследовать и разработать перспективы развития ресурсообеспеченности регионов

Файлы: 1 файл

Дораб.Курсовая.doc

— 506.00 Кб (Скачать)

Оборонно-промышленный комплекс. Большая часть предприятий  ОПК входит в состав авиационно-космического кластера. В Самарской области  расположено ведущее в России предприятие по созданию, производству и запуску ракет-носителей и космических аппаратов ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ», на базе которого и сформировался авиационно-космический кластер.

Металлургия является одной из важных отраслей промышленности Самарской области, занимая около 4% в промышленном производстве области. Ведущее предприятие отрасли – ОАО «Самарский металлургический завод», основная продукция которого листовой прокат, профили, штамповка из алюминиевых сплавов.

Химическая  и нефтехимическая промышленность относится к числу базовых отраслей экономики Самарской области. По объёму годового производства она занимает 2-е место в отраслевой структуре промышленности региона. Предприятиями комплекса выпускается 20% российского производства синтетического аммиака и синтетических каучуков, 10% метанола, 5% синтетических смол и пластических масс и химических средств защиты растений. Основной продукцией самарских нефтеперерабатывающих заводов являются автомобильные бензины, керосин, дизельное топливо (летнее и зимнее), топочный мазут.

Лёгкая промышленность в Самарской области представлена текстильной, трикотажной, швейной, меховой и обувной подотраслями.

Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс – один из ведущих секторов экономики Самарской  области. В АПК региона работает около 500 крупных сельскохозяйственных предприятий, свыше 3 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и более 1 тыс. пищевых, перерабатывающих и агросервисных предприятий. В области более 250 тыс. личных подсобных хозяйств. В сельскохозяйственном производстве занято 55,8 тыс. человек.  
Региональное сельское хозяйство специализируется на выращивании пшеницы, ячменя, проса, подсолнечника, овощей и картофеля. Животноводство имеет мясомолочное направление.

Топливно-энергетический комплекс. Ведущие предприятие топливно-энергетического комплекса Самарской области –Волжская ГЭС в г. Жигулёвске (2,3 млн. кВт), крупнейшие тепловые электростанции – Новокуйбышевская и Тольяттинская ТЭЦ (по 250 тыс. кВт каждая). В Самаре находится штаб-квартира «Волжской территориальной генерирующей компании», куда входят все тепловые электростанции области. Филиал ОАО «РусГидро» – «Жигулёвская ГЭС» вырабатывает около 11 млрд. кВт/ч.

Внешнеторговый  оборот. В 2009 году внешнеторговый оборот Самарской области составил 6,4 млрд. долларов США, экспорт – 5,2 млрд. долларов, импорт – 1,2 млрд. долларов. Регион поддерживал торговые отношения со 108 странами, среди которых основными партнёрами являлись Китай, Италия, Норвегия, Украина, Сингапур, Польша, Финляндия, Нидерланды, Германия.

Транспортная  инфраструктура. Самарская область  является одним из наиболее значимых в России транспортных узлов.

Основная масса  пассажиро- и грузопотоков приходится наавтомобильный транспорт, чей  удельный вес в общем объёме всех перевезённых грузов составляет 43%. Железнодорожный транспорт обеспечивает 22,8% грузоперевозок. В пределах Самарской области проходит Куйбышевская железная дорога общей протяжённостью 1 389 км.

Водные транспортные пути (270 км) включают речные порты Самара и Тольятти, позволяющие принимать суда системы река – море, имеют развитые подъездные коммуникации, погрузочно-разгрузочные и терминальные комплексы. Порты через Волго-Донскую и Балтийско-Беломорскую системы имеют выходы практически во все порты Средиземноморья, Каспия, Скандинавии и бассейна реки Дунай.

 

 

 

 

Таблица  1

Удельный вес Самарской области района в общероссийских экономических показателях

Годы

Территория

Численность населения  на 01.01. 2003. и 2008 г.

Среднегодовая численность занятых в экономике

ВРП

Основные фонды в экономике

(на конец  года)

Объем промышленной

продукции

Продукция сельского  хозяйства

Экспорт

Импорт

2007

3,1

115

11,4

10,0

11,0

11,9

12,7

6,6

6,5

2011

3,1

11,5

11,4

9,0

10.3

11,4

14,0

8,4

3.5


Лучшей динамикой экономического развития с 2000 г. отличались машиностроение.

Таблица 2

Удельный вес  экономических районов в общем  объеме промышленного и сельскохозяйственного  производства Российской Федерации  в 2011 г. (в % к итогу)

 

Отрасли

Промышленность

Электроэнергетика

Топливная     промышленность

Черн. металлургия

Цветн. металлургия

Химическая  промышленность

Лесная» д/о  и

целлюлозно-бумажная

промышленность

Машиностроение  и м/о

Промышленность

строительных

материалов

Легкая промышленность

Пищевая промышленность

Сельское хозяйство

Самарская область

11,6

10,4

11,6

3,1

2,5

25,9

3,6

20,6

13,7

8,0

8,8

14,4


 

Производственный и  технический потенциал Самарской области позволяет отнести его к числу индустриально-развитых регионов.

 

 

3.Перспективы развития  ресурсообеспеченности регионов

3.1.Перспективы  повышения использования ресурсов  в регионах России

Ресурсная база территориального развития во многом определяется проводимой государственной  политикой в сфере экономики  и управления. В современных российских условиях - это, прежде всего, налогово-бюджетная политика и реформирование системы территориального управления.

Реализованные этапы налогово-бюджетной реформы пока не способствовали изменению в целом малоэффективного порядка формирования финансовой базы территорий и обеспечению необходимого перераспределения средств в сферу их компетенции. Напротив, государственная финансово-бюджетная политика строится в совершенно ином направлении - централизации налоговых доходов территориальных бюджетов на федеральном уровне.

В последние  годы происходит сокращение доли территориальных  бюджетов и в целом ресурсной  базы региональной политики. Одной  из основных причин этого является установка Правительства РФ на сокращение доли расходов консолидированного бюджета в ВВП и территориальных бюджетов в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ.

Так, с 2001 г., законами «О федеральном бюджете» ежегодно приостанавливается действие закрепленного в ст. 48 Бюджетного кодекса РФ положения о том, что налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% суммы доходов консолидированного бюджета РФ, а Программой развития РФ на среднесрочную перспективу предусматривается снижение доли расходов консолидированного бюджета в ВВП с 29,8% в 2001 г. до 26,6% в 2004 г.

Еще одна причина - перенос части наиболее собираемых (таких как НДС, платежи за пользование недрами, акцизы на табачную продукцию и др.), но «неравномерно размещенных» по источникам доходов территориальных бюджетов на федеральный уровень без предоставления регионам других надежных доходных источников. В результате многие из них лишаются значительной части собственных доходов. Внедряемая же Минфином РФ система компенсации субъектам РФ потерь по акцизам на табачные и ликероводочные изделия путем выделения им дополнительных дотаций из федерального бюджета лишь усложняет систему межбюджетных отношений и приводит к увеличению встречных межуровневых финансовых потоков.

Вместе с  тем действующее законодательство закрепляет за бюджетами более низкого уровня многочисленные расходные обязательства без предоставления необходимой самостоятельности в определении их размера и источников финансирования. За последние годы федеральными органами власти принят ряд решений (в том числе по предоставлению различных льгот и субсидий населению), вызвавших значительное увеличение расходной части бюджетов нижестоящих уровней.  По оценке Минфина РФ, общий объем расходных обязательств, возложенных федеральным центром на региональные и местные бюджеты без обеспечения соответствующими финансовыми ресурсами (так называемые нефинансируемые федеральные мандаты), составил не менее 8% ВВП.

Можно наблюдать  и соответствующие значительные межтерриториальные различия по обеспеченности бюджетных расходов субъектов РФ поступающими в их бюджеты налоговыми доходами (т. е. основной части их собственных бюджетных доходов) (Приложение). В 2002 г. по данному показателю лидировали Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, в которых его значение составило 1,07 и 1,05 соответственно. В группу лидеров (более 0,9) попали также Липецкая, Свердловская, Челябинская, Ярославская области, общей чертой которых является «хорошая» структура экономики, позволяющая им балансировать бюджеты без значительных вливаний сверху. Даже Москва (0,78) заняла лишь 20-е место, немногим превысив среднероссийское значение (0,7). Самая низкая обеспеченность бюджетных расходов собственными налоговыми поступлениями (менее 0,25) оказалась у республик Карачаево-Черкесия, Дагестан, Чечня, Тыва и Ингушетия, а также Корякского, Коми-Пермяцкого и Усть-Ордынского автономных округов.

Существенные  деформации действующей налоговой  системы проявляются и в структуре источников бюджетных доходов территорий, основную долю которых составляют отчисления от федеральных налогов: по данным 2001 г., федеральные налоги составляли 89,4% общей суммы налоговых платежей, региональные - 8,3%, а местные - 2,3% [1]. Такая централизация налогово-бюджетных полномочий крайне высока даже по меркам унитарных государств.

Россия являясь  страной с большим ресурсным и интеллектуальным потенциалами, не входит в число ведущих стран по инвестиционной привлекательности, хотя в последнее время ощущается прогресс в доверии по отношению к России со стороны зарубежных и российских инвесторов. Одна из причин позитивных изменений, это активные действия российских властей по улучшению инвестиционного климата страны, в том числе завоевания репутации активного защитника прав собственности.

Россия вышла  на нормальный для развивающихся  стран уровень иностранных инвестиций, а помогла этому макроэкономическая и политическая стабильность, устойчиво высокие темпы роста экономики, высокое качество и низкая стоимость рабочей силы. Кроме того, зачастую Российские активы остаются глобально недооцененными по сравнению, скажем, с компаниями - отраслевыми аналогами Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Таким образом, одним из главных стратегических направлений в реализации государственной  стратегии по привлечению инвестиций является завершение формирования законодательной  базы по проблемам международного инвестиционного сотрудничества. Это будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата, что обеспечит перспективы роста отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику.

В свою очередь  инвестиционная привлекательность Российских регионов неразрывно связана с международным имиджем России. В нашей стране есть определенное число благополучных регионов, где риск инвесторов потерять свои вложенные средства сводится к минимуму, а ресурсный потенциал высок. Именно поэтому актуально стоит вопрос об оценке инвестиционной привлекательности как страны в целом, так и каждого региона в отдельности. Эффективная инвестиционная политика призвана создать благоприятный инвестиционный климат не только для государства, но и для частных инвесторов. Без инвестиций невозможно повысить технический уровень производства и конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках. Естественно, что инвестиционной политикой должны заниматься законодательная и исполнительная власть не только на федеральном, но и на региональном уровне. Именно на региональных органах управления лежит ответственность за формирование благоприятного инвестиционного климата на территории для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций.

Но процесс привлечения инвестиций содержит в себе не только макроэкономические показатели и создание необходимой нормативно-правовой базы, но и формирования имиджа безопасного и комфортного местопребывания для инвесторов. Создание всего комплекса благоприятных условий для инвестирования существенно повышает роль регионов в развитии инвестиционной деятельности. Зачастую масштабность государственной поддержки инвестиций на федеральном уровне, не дает инвесторам гарантий на том уровне, который им необходим. И данная тенденция все более усиливает потребность перенесения центра тяжести по формированию благоприятного инвестиционного климата в региональные центры.  
 
Несмотря на активную работу местных администрации в регионах по стимулированию и поддержке инвестиционной деятельности, в большинстве случаев повышение роли регионов в активизации инвестиций ограничивается нескольким направлениям.

Это развитие регионального  инвестиционного законодательства и поддержка инвестиций со стороны  местных властей путем предоставления льгот. Это формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов, их инвестиционного имиджа, в том числе посредством культурного составления каталогов предприятий, каталогов инвестиционных проектов и т. п. Это активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций. И конечно это формирование инвестиционной инфраструктуры.

Одним из плодотворных методов поддержки регионов России, является реализация инвестиционных программ в рамках частно-государственного партнерства. Концессиональные договоры позволяют существенно снижать инвестиционные риски, и предоставляют дополнительные гарантии со стороны региональных и муниципальных властей. В рамках концессиональных отношений, в Российских регионах было реализовано достаточно большое количество сложных инвестиционных проектов, в том числе в создания инфраструктурных объектов.

Информация о работе Анализ ресурсообеспеченности российских регионов