Анализ эффективности использования оборотных средств и пути ее повышения на примере ОАО "Яранский комбинат молочных продуктов»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:20, дипломная работа

Краткое описание

В современных условиях для обеспечения бесперебойного выпуска товарной продукции с целью последующей реализации и получения прибыли промышленному предприятию нужно располагать оборотными средствами. Их размер должен позволять приобретать, в определенные сроки, соответствующие материалы и комплектующие изделия. Главная цель по эффективному использованию оборотными средствами – это максимизация прибыли на вложенный капитал при обеспечении устойчивой и достаточной платежеспособности предприятия, причем в условиях экономического кризиса устойчивая платежеспособность важнее доходности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЯРАНСКИЙ КОМБИНАТ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ»
1.1. Общая характеристика предприятия
1.2. Анализ основных технико-экономических показателей
1.3. Анализ финансового состояния предприятия
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Сущность и задачи анализа оборотных средств
2.2. Методика анализа эффективности использования оборотных средств
2.3. Методика определения потребностей и оптимального размера оборотных средств
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
3.1. Анализ структуры, динамики и эффективности использования оборотных активов
3.2. Анализ потребностей и оптимального размера оборотного актива предприятия
3.3. Расчет эффективности мероприятий, направленных на повышение эффективности использования оборотных средств
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

1 ссылка.docx

— 398.42 Кб (Скачать)

 

Из данных таблицы видно, что в изучаемом периоде произошло  увеличение оборачиваемости дебиторской  задолженности с 17,9 оборотов в 2004 году до 27,3 оборотов в 2006 году. Таким образом, погашение дебиторской задолженности  происходит более быстрыми темпами.

Время оборота сократилось  на 7 дней в 2006 году по сравнению с 2004 годом. Время оборота дебиторской  задолженности в 2006 году составляет 13 дней, то есть дебиторская задолженность  погашается достаточно быстро.

В 2005 году также произошло  также ускорение оборачиваемости  оборотных средств на 2,5 оборота  по сравнению с данными 2004 года. Время  оборота оборотных средств сократилось  с 37 дней в 2004 году до 30 дней в 2006 году.

По материальным оборотным  средствам время оборота в 2006 году увеличилось на 4,3 дня по сравнению  с 2004 годом.

Сравнение коэффициентов  оборачиваемости в динамике позволяет  выявить тенденции в изменении  этих показателей и определить, насколько  рационально и эффективно используются оборотные активы предприятия.

Таким образом, изучение в  процессе анализа оборачиваемости  оборотных активов по стадиям  кругооборота позволяет сделать  вывод об ускорении оборачиваемости  средств как в сфере производства (в рассматриваемом периоде по производственным запасам оборачиваемость  средств увеличилась на 4,3 дня) , так  и в сфере обращения (оборачиваемость  дебиторской задолженности сократилась  на 7 дней). Последний факт является следствием улучшения баланса между  текущими денежными поступлениями  от реализации и необходимыми платежами  предприятия, в итоге снижается  риск потери платежеспособности.

Продолжительность операционного  цикла предприятия снизилась  в 2005 году на 5 дней по сравнению с 2004 годом. Продолжительность финансового  цикла резко сократилась с 23,6 дней в 2004 году до 3,8 дней в 2006 году.

Одним из ключевых показателей  эффективности деятельности предприятия  является общая рентабельность активов (табл. 3.3). Она представляет собой  отношение балансовой прибыли к  стоимости имущества, то есть сумме  хозяйственных средств (активам), находящимся  в распоряжении предприятия.

Обобщающим показателем  эффективности использования оборотного капитала является показатель рентабельности (Рок), рассчитываемый как соотношение  прибыли от реализации продукции (Ппр) или иного финансового результата к средней величине оборотного капитала (Сок):

                 (3.1)

Этот показатель характеризует  величину прибыли, получаемой на каждый рубль оборотного капитала, и отражает финансовую эффективность работы предприятия, так как именно оборотный капитал  обеспечивает оборот всех ресурсов на предприятии.

Далее рассчитаем чистую рентабельность оборотных активов (Кч.а.), которая  показывает, какую чистую прибыль  получает предприятие с каждого  рубля, вложенного в активы.

Таблица 3.3

Рентабельность оборотных  активов ОАО «Яранский КМП» за 2004 - 2006 гг.

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Изменения (+,-)

2005 г. к

2004 г.

2006 г. к

2005 г.

1

2

3

4

5

6

Средняя стоимость оборотных средств, тыс. руб.

22499,0

19583,0

19277,5

-2916

-305,5

Прибыль (убыток) от продаж

3828

393

-18052

-3435

-18445

Чистая прибыль, тыс. руб.

-1577

-2723

-15761

-1146

-13038

Общая рентабельность оборотных активов, %

17,01

2,00

-93,64

-15,01

-95,64

Чистая рентабельность оборотных  активов, %

-7,00

-13,90

-81,75

-6,9

-67,85


 

Из данных таблицы видно, что рентабельность оборотных активов  в 2005 году значительно сократилась. Общая рентабельность активов в 2005 году уменьшилась на 15% по сравнению  с 2004 годом, а в 2006 году она имеет  отрицательное значение в силу убыточности  производства предприятия.

Чистая рентабельность оборотных  активов в 2004 году составила -7%, это  означает, что предприятие получило 7 коп. убытка от продаж в каждого  рубля, вложенного в активы.Снижение чистой рентабельности оборотных активов  в 2006 году по сравнению с 2004 годом  составило 74,75%.

 

3.2. Анализ потребностей и оптимального  размера оборотного актива предприятия

 

Управление запасами – это функциональная деятельность, цель которой – довести общую сумму ежегодных затрат на содержание, запасов до минимума при условии удовлетворительного обслуживания клиентов.

Цель управления запасами – удерживать на минимальном уровне ежегодную общую сумму затрат по обеспечению запасами.

На первом этапе управления следует провести анализ запасов  предприятия.

На втором этапе определяют цели формирования запасов. Запасы товарно-материальных ценностей необходимо создавать  на предприятии ОАО «Яранский КМП» с целями обеспечения:

  • текущей производственной деятельности (текущие запасы сырья и материалов);
  • сбытовой деятельности (текущие запасы готовой продукции).

На следующем этапе  управления рассматривается оптимизация  размера основных групп текущих  затрат. Происходит деление совокупных запасов на два основных вида –производственные (запасы сырья) и запасы готовой продукции.

Для оптимизации размера  текущих запасов целесообразно  использовать модель «Модель экономически обоснованного размера заказа» – EOQ. Она используется для оптимизации размера как производственных запасов, так и запасов готовой продукции. Расчетный механизм модели EOQ основан на минимизации совокупных операционных затрат по закупке и хранению запасов на предприятии. Эти операционные затраты предварительно разделяются на две группы:

  1. сумма затрат по размещению запасов (включающих расходы по транспортировке и приемке товаров);
  2. затрат по хранению товаров на складе.

Сумма операционных затрат по размещению заказов определяется по следующей формуле:

,        (3.2)

где   – сумма операционных затрат по размещению заказов;

 – объем производственного потребления товаров (сырья или мате-риалов) в рассматриваемом периоде;

 – средний размер одной партии поставки товаров;

 – средняя стоимость размещения одного заказа.

Сумма операционных затрат по хранению товаров на складе может  быть определена по следующей формуле:

,        (3.3)

где   – сумма операционных затрат по хранению товаров на складе;

 – средний размер одной партии поставки товаров;

 – стоимость хранения единицы товара в рассматриваемом периоде.

Математически модель EOQ выражается следующей принципиальной формулой :

,      (3.4)

где   – оптимальный средний размер партии поставки товаров;

–объем производственного потребления  товаров (сырья или материалов) в  рассматриваемом периоде;

 – средняя стоимость размещения одного заказа;

 – стоимость хранения единицы товара в рассматриваемом периоде.

Следовательно, оптимальный  средний размер производственного  запаса определяется по следующей формуле:

,           (3.5)

где   – оптимальный средний размер производственного запаса (сырья, материалов);

 – оптимальный размер партии поставки товаров (EOQ).        

Рассмотрим механизм использования  Модели EOQ на конкретном примере, а именно рассмотрев сырье ОАО «Яранский  КМП», т.е. поставки молока. Расчеты, приведенные  в таблице 3.4 показывают, что при  таких пока-зателях среднего размера  партии поставки и среднего размера  запаса сырья операционные затраты  предприятия по обслуживанию запаса будут минималь-ными. С одной стороны  предприятию выгодно завозить сырье  как можно более высокими партиями, снижая размер операционных затрат по размещению заказов. Но в нашем случае предприятие не может повлиять на размер партии поставки сырья. Дело в том, что сырье для комбината является молоко – скоропортящийся продукт.

 

Таблица 3.4

Расчет оптимального размера текущих запасов молока, тыс. руб.

Показатель

обозначение

2008 г. (план)

1

2

3

Годовая потребность в молоке

ОПП

105192

Средний размер одной партии заказа

РПП

487

Средняя стоимость размещения одного заказа

С рз

0,080

Стоимость хранения одной тонны молока

С х

0,032

Сумма операционных затрат по размещению заказа

ОЗ рз

2,7

Сумма операционных затрат по хранению сырья на складе

ОЗ хт

7,79

Оптимальный размер партии поставки сырья

РППо

525,96

Оптимальный средний размер производственных запасов

П зо

262,98


 

Поставки сырья ограничены рынком закупки молока, предприятие  не может запланировать, сколько  молока ему поставят колхозы и  совхозы, а тем более, что сельское хозяйство сейчас в убытке, молоко поставляется все меньше и меньше. В связи с этим предприятию приходится искать новых поставщиков молока в отдаленных районах Кировской области и за ее пределами для того, чтобы поставки молока не снижались.

Предприятие закупает молока столько и в таких количествах, в которых его везут. Закупка  молока происходит ежедневно, так как  в хозяйствах нет условий для  хранения этого скоропортящегося продукта.

С другой стороны закупки  сырья ограничены производственными  мощностями, т.е. танками под хранение сырья, обеспечивающими режим охлаждения. Кроме того, и в этих танках сырье  может храниться не более двух суток.

Для запасов готовой продукции  задача минимизации операционных затрат по их обслуживанию состоит в определении  оптимального размера партии производимой продукции (вместо среднего размера  поставки).

Рассчитаем оптимальный  размер текущих запасов сухого молока в 2008 году на ОАО «Яранский КМП», для расчета используем те же формулы, что и для запасов сырья (таблица 3.5).

Таблица 3.5

Расчет оптимального размера текущих запасов сухого молока, тыс. руб.

Показатель

Обозначение

2008 г. (план)

1

2

3

Планируемый объем производства

ПОП

55000

Средний размер одной партии производства

РПП

422,2

Средняя стоимость затрат связанных  с подготовкой производства

С рз

0,082

Стоимость хранения одной тонны сухого молока

С х

0,030

Сумма операционных затрат по подготовке

производства

ОЗ рз

14,76

Сумма операционных затрат по хранению товаров на складе

ОЗ хт

7,08

Оптимальный размер партии производства сухого молока

РППо

686,6

Оптимальный средний размер запасов  сухого молока

П зо

348,3


 

Если производить товар  мелкими партиями, то операционные затраты по хранению его запасов  в виде готовой продукции (Сх) будут  минимальными. Используя вместо показателя объема производственного потребления (ОПП) показатель планируемого объема производства продукции, мы можем определить оптимальный средний размер партии производимой продукции и оптимальный средний размер запаса готовой продукции.

При таких показателях  среднего размера партии производства пряников и баранок операционные затраты предприятия по обслуживанию запаса будут минимальными. Но дело в том, что предприятие опять  же имеет дело со скоропортящимся  сырьем, которое нельзя длительное время хранить, поэтому практически  нет возможности управлять размерами  партией выпуска продукции.

Политика управления дебиторской  задолженностью представляет собой  часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой  политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции  и заключающейся в оптимизации  общего размера этой задолженности  и обеспечении своевременной  ее инкассации.

На первом этапе управления дебиторской задолженностью проводится ее анализ за предшествующие годы.

Затем определяется сумма  эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по формированию кредита и  инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безденежная дебиторская задолженность, списываемая, в связи с неплатежеспособностью покупателей и исчислением сроков исковой давности). Расчет этого коэффициента осуществляется по формуле:

,           (3.6)

где   – сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

 – дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;

 – текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;

 – сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.

Рассчитаем сумму эффекта, полученного от инвестирования средств  в дебиторскую задолженность  на конкретном примере:

ООО «Эмин» Москва – является дебитором молочному комбинату.

В отчетном году им предоставлена  в кредит партия сухого молока на сумму 2109,75 тыс. руб., при этом предприятие  получило дополнительную прибыль в  размере 71,49 тыс. руб.;

текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования ООО «Эмин» составили 1,04 тыс. руб.;

Информация о работе Анализ эффективности использования оборотных средств и пути ее повышения на примере ОАО "Яранский комбинат молочных продуктов»