Анализ эффективности использования оборотных средств и пути ее повышения на примере ОАО "Яранский комбинат молочных продуктов»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:20, дипломная работа

Краткое описание

В современных условиях для обеспечения бесперебойного выпуска товарной продукции с целью последующей реализации и получения прибыли промышленному предприятию нужно располагать оборотными средствами. Их размер должен позволять приобретать, в определенные сроки, соответствующие материалы и комплектующие изделия. Главная цель по эффективному использованию оборотными средствами – это максимизация прибыли на вложенный капитал при обеспечении устойчивой и достаточной платежеспособности предприятия, причем в условиях экономического кризиса устойчивая платежеспособность важнее доходности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЯРАНСКИЙ КОМБИНАТ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ»
1.1. Общая характеристика предприятия
1.2. Анализ основных технико-экономических показателей
1.3. Анализ финансового состояния предприятия
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Сущность и задачи анализа оборотных средств
2.2. Методика анализа эффективности использования оборотных средств
2.3. Методика определения потребностей и оптимального размера оборотных средств
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
3.1. Анализ структуры, динамики и эффективности использования оборотных активов
3.2. Анализ потребностей и оптимального размера оборотного актива предприятия
3.3. Расчет эффективности мероприятий, направленных на повышение эффективности использования оборотных средств
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

1 ссылка.docx

— 398.42 Кб (Скачать)

а) Оборотные активы, обслуживающие  производственный цикл предприятия (они  представляют собой совокупность оборотных  активов предприятия в форме  запасов сырья, материалов и полуфабрикатов, объема незавершенной продукции  и запасов готовой продукции);

б) Оборотные активы, обслуживающие  финансовый (денежный) цикл предприятия (они представляют собой совокупность всех товарно-материальных запасов  и суммы текущей дебиторской  задолженности за вычетом суммы  кредиторской задолженности).

Более подробно дифференциация оборотных активов по этому признаку будет рассмотрена при характеристике производственного и финансового (денежного) циклов предприятия.

4. Период функционирования  оборотных активов. По этому  признаку выделяют следующие  их виды:

а) Постоянная часть оборотных  активов. Она представляет собой  неизменную часть их размера, которая  не зависит от сезонных и других колебаний деятельности предприятия. Иными словами, она рассматривается  как неснижаемый минимум оборотных  активов, необходимый предприятию  для осуществления операционной деятельности.

б) Переменная часть оборотных  активов. Она представляет собой  варьирующую их часть, которая связана  с сезонным возрастанием объема производства и реализации продукции. В составе  этого вида оборотных активов  выделяют обычно максимальную и среднюю  их часть.

Управление оборотными активами составляет наиболее обширную часть  операций финансового менеджмента.

Оборотные средства и политика в отношении управления этими  активами важны прежде всего с  позиции обеспечения непрерывности  и эффективности текущей деятельности предприятия. Поскольку во многих случаях  изменения величины оборотных активов  сопровождается и изменением краткосрочных  пассивов, оба эти объекта учета  рассматриваются, как правило, совместно  в рамках политики управления чистым оборотным капиталом, величина которого рассчитывается как разность между  оборотным капиталом и краткосрочными пассивами.

Экономическая сущность оборотных  средств определяется их ролью в  обеспечении непрерывности процесса производства, в ходе которого оборотные  фонды и фонды обращения проходят как сферу производства, так и  сферу обращения. Находясь в постоянном движении, оборотные средства совершают  непрерывный кругооборот, который  отражается в полном возобновлении  процесса производства.

Стадии кругооборота оборотных  активов можно представить следующей  схемой (рис. 2.2).

 

 

 

 

Рис. 2.2. Стадии кругооборота оборотных активов

 

Движение оборотных активов  предприятия в процессе их кругооборота проходит четыре основных стадии, последовательно  меняя свои формы.

Управление оборотными активами предприятия связано с конкретными  особенностями формирования его  операционного цикла. Операционный цикл представляет собой период полного  оборота всей суммы оборотных  активов, в процессе которого происходит смена отдельных их видов. Он характеризует  промежуток времени между приобретением  производственных запасов и получением денежных средств от реализации, произведенной  из них продукции.

На первой стадии денежные активы (включая их эквиваленты в  форме краткосрочных финансовых инвестиций) используются для приобретения сырья и материалов.

На второй стадии входящие запасы материальных оборотных активов  в результате непосредственной производственной деятельности превращаются в запасы готовой продукции.

На третьей стадии запасы готовой продукции реализуются  потребителям и до наступления их оплаты преобразуются в текущую  дебиторскую задолженность.

На четвертой стадии инкассированная (т.е. оплаченная) текущая дебиторская  задолженность вновь преобразуется  в денежные активы.

Кругоооборот – не единичный процесс. Это процесс, совершающийся постоянно и представляющий собой оборот капитала. Завершив один кругоооборот, оборотный капитал вступает в новый, т.е. кругооборот совершается непрерывно и происходит постоянная смена форм авансированной стоимости.

Циркулярная природа оборотных  активов имеет ключевое значение в управлении чистым оборотным капиталом. Что касается объема и структуры  оборотных средств, то они в значительной степени определяются отраслевой принадлежностью.

Как видно, элементы оборотных  активов являются частью непрерывного потока хозяйственных операций. Покупка  приводит к увеличению производственных запасов и кредиторской задолженности; производство ведет к росту готовой  продукции; реализация ведет к росту  дебиторской задолженности и  денежных средств в кассе и  на расчетном счете. Этот цикл операций многократно повторяется и в  итоге сводится к денежным поступлениям и к денежным платежам.

Период времени, в течение  которого совершается оборот денежных средств предприятия, представляет собой длительность производственно-коммерческого  цикла. На продолжительность этого  периода влияют: период кредитования предприятия поставщиками, период кредитования предприятием покупателей, период нахождения сырья и материалов в запасах, период производства и хранения готовой  продукции на складе. Производственно-коммерческий цикл обычно измеряется в днях или  месяцах.

Отечественный ученый-экономист  Ковалев В.В. период времени между  оплатой ресурсов и оплатой товара выделяет в отдельный финансовый цикл, или цикл обращения денежной наличности, то есть время, в течение  которого денежные средства отвлечены  из оборота.

Теоретик финансового  менеджмента Стоянова Е.С. финансовый цикл называет периодом оборачиваемости  оборотных средств, то есть это время, которое необходимо для превращения  средств, вложенных в запасы и  дебиторскую задолженность в  целом на счете.

Стоянова Е.С. уделяет большое  внимание собственным оборотным  средствам. Разница между текущими активами и текущими пассивами (краткосрочные  кредиты и займы, кредиторская задолженность  и та часть кредитов и займов, срок погашения которой наступает  в отчетном периоде) представляет собой  чистый оборотный капитал предприятия. Его называют работающим, или рабочим  капиталом, а в традиционной терминологии – собственными оборотными средствам. Оставшуюся же часть оборотных активов, если она не покрыта денежными средствами, надо финансировать в долг –кредиторской задолженностью. Если не хватает кредиторской задолженности – приходится брать краткосрочный кредит.

Чистый оборотный капитал  можно с одинаковым успехом подсчитать по балансу двумя способами: «снизу»  и «сверху» (рис. 2.3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.3. Расчет чистого  оборотного капитала

 

Предприятия, имеющие  большой объем рабочего капитала, считается более надежным и устойчивым. Размер рабочего капитала может меняться от нуля (в этом случае текущие активы равны текущим обязательствам) до максимальной величины, равной объему текущих активов (в этом случае предприятие  не имеет текущих обязательств и  текущие активы фирмы финансируются  за счет собственных средств или  долгосрочных обязательств). Большой  объем рабочего капитала увеличивает  ликвидность оборотных средств, т.е. повышает способность фирмы  покрыть свои краткосрочные обязательства, и, наоборот сокращение рабочего капитала приводит к возрастанию риска  потере ликвидности. Увеличение рабочего капитала может происходить не только вследствие роста объема оборотных средств, но и в результате сокращения краткосрочных обязательств. Это причина роста рабочего капитала может свидетельствовать о том, что фирма предпочитает финансировать свои оборотные средства, используя долгосрочные источники – собственный капитал и долгосрочные обязательства.

Управление чистым оборотным  капиталом подразумевает оптимизацию  его величины, структуры и значений его компонентов. Что касается общей  величины чистого оборотного капитала, то обычно разумный рост ее рассматривается  как положительная тенденция; однако могут быть и исключения, например, ее рост за счет увеличения безнадежных  дебиторов для предприятия является нежелательным. С позиции факторного анализа принято выделять такие  компоненты чистого оборотного капитала, как производственные запасы, дебиторская  задолженность, денежные средства и  краткосрочные пассивы, т.е. анализ основывается на следующей модели.

ЧОК = ОК – КП = ПЗ + ДЗ + ДС – КП ,        (2.3)

где: ЧОК – чистый оборотный капитал;

ОК – оборотный капитал;

КП – краткосрочные пассивы;

ПЗ – производственные запасы;

ДЗ – дебиторская задолженность;

ДС – денежные средства.

В модели безусловно важны  все компоненты, однако с позиции  эффективного управления особую роль играют оборотные активы, поскольку  именно они служат обеспечением кредиторской задолженности; в известном смысле можно говорить о первичности  активов по отношению к задолженности. Именно поэтому задача оптимизации  величины оборотных средств и  их структуры имеет первостепенную важность.

Литвин М.И. [20] указывает, что для оборотных активов  как части капитала предприятия  характерны три особенности: во-первых, они должны быть вложены заранее, авансированы до получения доходов; во-вторых они в качестве ресурса  не расходуются, не потребляются, но постоянно  возобновляются (регенерируются) в  хозяйственном обороте; в-третьих, относительная  потребность в оборотных средствах  зависит от объема хозяйственной  деятельности и должна соответственно регулироваться. При их недостаточности  или неэффективном использовании  финансовое состояние предприятия  резко ухудшается, что непосредственно  сказывается на его платежеспособности и в конечном счете грозит ему  банкротством.

Литвин М.И. полагает, что  величину оборотного капитала предприятия  необходимо рассчитать по следующей  модели: оборотный капитал предприятия = «Источники собственных средств» + «Долгосрочные кредиты и займы» - «Основные средства и внеоборотные активы» - «Убытки» - «Статьи пассивов, приравненные к собственным источникам средств» (фонды потребления, доходы будущих периодов, резервные статьи).

По мнению Ковалева В.В. в  наиболее общем виде структура оборотных  средств и их источников показана в бухгалтерском балансе [13]. Чистый оборотный капитал представляет собой разность между текущими активами и крат-косрочной кредиторской задолженностью, поэтому любые изменения в составе его компонентов прямо или косвенно влияют на его размер и качество.

Функциональная роль оборотных  средств в процессе производства в корне отличается от основного  капитала. Оборотные средства обеспечивают непрерывность процесса производства или услуги. Результатом этой стадии является переход оборотного капитала из производственной формы в товарную.

Особенностью оборотного капитала является то, что он не расходуется, не потребляется, а авансируется в  различные виды текущих затрат хозяйствующего субъекта. Целью авансирования является создание необходимых материальных запасов, заделов незавершенного производства, готовой продукции и условий  для ее реализации.

Одной из составляющих оборотных  активов являются производственные запасы предприятия, которые, в свою очередь, включают в себя сырье и  материалы, незавершенное производство, готовую продукцию и прочие запасы.

Управление запасами представляет собой сложный комплекс мероприятий, в котором задачи финансового  менеджмента тесным образом переплетается  с задачами производственного менеджмента  и маркетинга. Все эти задачи подчинены  единой цели –обеспечению бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации текущих затрат по обслуживанию запасов.

Эффективное управление запасами позволяет снизить продуктивность производственного и всего операционного  цикла, уменьшить текущие затраты  на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы. Обеспечение этой эффективности  за счет разработки и реализации специальной  финансовой политики управления запасами. Политика управления запасами представляет собой часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающейся  в оптимизации общего размера  и структуры запасов товарно-материальных ценностей, минимизация затрат их обслуживанию и обеспечении эффективного контроля за их движением.

Так как предприятия вкладывают средства в образование запасов, то издержки хранения запасов связаны  не только со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания  товаров, а также с вмененной  стоимостью капитала, то есть с нормой прибыли, которая может быть получена в результате других инвестиционных возможностей с эквивалентной степенью риска.

Экономический и организационно-производственный цикл хранения определенного вида текущих  активов в том или ином объеме носит специфический для данного  вида активов характер. Например, большой  запас готовой продукции (связанный  с предполагаемым объемом продаж) сокращает возможность образования  дефицита продукции при неожиданно высоком спросе. Подобным образом  достаточно большой запас сырья  и материалов спасает предприятие  в случае неожиданной нехватки соответствующих  запасов от прекращения процесса производства или покупке более  дорогостоящих материалов-заменителей. По тем же причинам предприятие предпочтет иметь достаточный запас готовой  продукции, которой позволяет дольше или больше экономично управлять  производством.

Размер и срок дебиторской  задолженности играют существенную роль в управлении текущей деятельностью  предприятия. Если фирма увеличивает  срок кредитования покупателей, то она  тем самым расширяет круг клиентов и имеет возможность увеличить  объем продаж и прибыль от основной деятельности. Вместе с тем высокий уровень дебиторской задолженности приводит к росту расходов на ее обслуживание, что означает рост затрат, и соответственно, уменьшение прибыли.

Информация о работе Анализ эффективности использования оборотных средств и пути ее повышения на примере ОАО "Яранский комбинат молочных продуктов»