Анализ эффективности использования оборотных средств и пути ее повышения на примере ОАО "Яранский комбинат молочных продуктов»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:20, дипломная работа

Краткое описание

В современных условиях для обеспечения бесперебойного выпуска товарной продукции с целью последующей реализации и получения прибыли промышленному предприятию нужно располагать оборотными средствами. Их размер должен позволять приобретать, в определенные сроки, соответствующие материалы и комплектующие изделия. Главная цель по эффективному использованию оборотными средствами – это максимизация прибыли на вложенный капитал при обеспечении устойчивой и достаточной платежеспособности предприятия, причем в условиях экономического кризиса устойчивая платежеспособность важнее доходности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЯРАНСКИЙ КОМБИНАТ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ»
1.1. Общая характеристика предприятия
1.2. Анализ основных технико-экономических показателей
1.3. Анализ финансового состояния предприятия
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Сущность и задачи анализа оборотных средств
2.2. Методика анализа эффективности использования оборотных средств
2.3. Методика определения потребностей и оптимального размера оборотных средств
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
3.1. Анализ структуры, динамики и эффективности использования оборотных активов
3.2. Анализ потребностей и оптимального размера оборотного актива предприятия
3.3. Расчет эффективности мероприятий, направленных на повышение эффективности использования оборотных средств
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

1 ссылка.docx

— 398.42 Кб (Скачать)

 

Как видно из таблицы, основным составляющим балансовой прибыли  предприятия, на протяжении рассматриваемых  пяти лет, являлась прибыль от реализации продукции. Из данных табл. 1.14 также  видно, что валовая прибыль отмечена в 2004-2005 гг.. Уменьшению прибыли от продаж способствовало отрицательное сальдо внереализационных доходов и  расходов.

Таким образом, наблюдаем  ухудшение финансовых результатов  деятельности предприятия в 2006 г., что  говорит о снижении устойчивого  состояния ОАО «Яранский КМП».

Наглядно динамика показателей  финансовых результатов деятельности ОАО «Яранский КМП» 2004 – 2006 гг. представлена на рис. 1.5.

Рис. 1.5. Динамика изменения  показателей прибыли  за 2004-2006 гг.

 

Таким образом, деятельность ОАО «Яранский КМП» за 2004-2006 гг. является убыточной, наблюдается негативная динамика снижения показателей балансовой и чистой прибыли предприятия на конец рассматриваемого периода.

Основную часть прибыли  предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа необходимо определить факторы  изменения ее суммы. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию  зависит от четырех факторов первого  уровня соподчиненности: объема реализации продукции; ее структуры, себестоимости  и уровня среднереализационных цен. Дальнейший анализ должен вскрыть конкретные причины изменения прибыли от реализации продукции по каждому фактору, которые рассматривались выше.

Для расчета влияния ценовых  факторов необходимо знать изменение  цен на продукцию, сырье и материалы, которое отражается индексом изменения  цен или отношением цены в отчетном периоде к цене прошлого периода (iр).

В ходе анализа просчитывается выручка (Вс) и себестоимость (Сс). в сопоставимых ценах, то есть в ценах прошлого периода. Для этого фактическая выручка (себестоимость) отчетного периода в действующих ценах делится на индекс изменения цен.

Влияние изменения отпускных  цен ( *∆р) рассчитывается как разница между фактической выручкой отчетного периода в действующих и сопоставмых ценах.

Влияние изменения объема реализации ( *∆g) рассчитывается путем умножения суммы прибыли в прошлом году на темп прироста себестоимости продукции в сопоставимых ценах.

Влияние изменения структуры  реализованной продукции ( *∆V) рассчи-тывается как произведение величины прибыли в прошлом периоде и разности между темпами роста выручки и темпами роста себестоимости в сопоставимых ценах.

Влияние изменения себестоимости ( *∆С) рассчитывается как разность между себестоимостью отчетного периода в сопоставимых ценах и действующих ценах.

Влияние изменения себестоимости, вызванное структурными сдвигами в  составе продукции ( *∆ Vс), просчитывается как разница между произведением себестоимости в базисном периоде на темп изменения выручки в сопоставимых ценах и себестоимостью в сопоставимых ценах.

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли  от продаж за отчетный период.

∆ П = Пф – Пб = *∆р + *∆g + *∆V + *∆С + *∆ Vс.        (1.1)

Приведем расчеты по предложенной схеме по исходным данным (табл. 1.14) за 2004-2005 гг., если рост цен на продукцию  в отчетном году составил 10,2%, а на сырье и материалы в среднем – 11,5%, в этом случае имеем.

Выручка отчетного периода  в действующих ценах Вф = 238396 тыс. руб.

Себестоимость отчетного  периода в действующих ценах Сф = 238003 тыс. руб.

Прибыль от продаж отчетного  периода: Пф = Вф - Сф = 393 тыс. руб.

Выручка прошлого года в действующих  ценах Вб = 217160 тыс. руб.

Себестоимость прошлого года Сб = 213332 тыс. руб.

Прибыль от продаж: Пб = Вб – Сб = 3828 тыс. руб.

Выручка отчетного года в  сопоставимых ценах:

 

Вф   238396

Вс =      =        = 216330,3 тыс. руб.

iр     1,102

 

Себестоимость отчетного  года в сопоставимых ценах:

 

Сф   238003

Сс =     =       = 213455,6 тыс. руб.

iрс     1,115

 

Общее изменение прибыли  от продаж составило:

393 - 3828 = - 3435 тыс. руб.,

в том числе за счет изменения:

цен на продукцию:

*∆р = 238396 – 216330,3 = 22065,7 тыс. руб.;

объема реализации продукции (количества):

*∆g = 3828 * [(213455,6/213332) - 1] = 3828 * (1,00058 - 1) = 2,2 тыс. руб.;

структуры реализованной  продукции:

*∆V = 3828 * [ (216330,3 /217160) - (213455,6/213332)] =

= 3828 * (0,99618 – 1,00058) = - 16,8 тыс. руб.;

себестоимости:

*∆С = 213455,6 - 238003 = - 24547,4 тыс. руб.;

себестоимости, вызванной  структурными сдвигами в составе  продукции:

*∆ Vс = 213332 * (216330,3 /217160) - 213455,6 = -939,5 тыс. руб.

Совокупное влияние факторов:

22065,7 тыс. руб. + 2,2 тыс. руб. – 16,8 тыс. руб. - 24547,4 тыс. руб. –

-939,5 тыс. руб. = - 3435,8 тыс.  руб.

Анализ факторов, влияющих на прибыль показывает, что в период с 2004 по 2005 гг. изменение цен на реализованную  продукцию привело к увеличению прибыли на 22065,7 тыс. руб., измнение объема реализации продукции – на 2,2 тыс. руб.

Изменение себестоимости  повлекло снижение прибыли на 24547,4 тыс. руб., а изменение себестоимости, вызванной структурными сдвигами в составе продукции - на 939,5 тыс. руб.

Приведем расчеты по предложенной схеме по исходным данным (табл. 1.14) за 2005-2006 гг., если рост цен на продукцию  ТВ отчетном году составил 9,5%, а на сырье  и материалы в среднем – 11,2%, в этом случае имеем.

Выручка отчетного периода  в действующих ценах Вф = 228267 тыс. руб.

Себестоимость отчетного  периода в действующих ценах Сф = 246319 тыс. руб.

Прибыль от продаж отчетного  периода: Пф = Вф - Сф = -18052 тыс. руб.

 

Выручка прошлого года в действующих  ценах Вб = 238396 тыс. руб.

Себестоимость прошлого года Сб = 238003 тыс. руб.

Прибыль от продаж: Пб = Вб – Сб = 393 тыс. руб.

Выручка отчетного года в  сопоставимых ценах:

Вф   228267

Вс =     =       = 208463 тыс. руб.

iр     1,095

 

Себестоимость отчетного  года в сопоставимых ценах:

 

Сф   246319

Сс =     =       = 221510 тыс. руб.

iрс     1,112

 

Общее изменение прибыли  от продаж составило:

-18052 – 393 = - 18445 тыс. руб.,

в том числе за счет изменения:

цен на продукцию:

*∆р = 228267 – 208463 = 19804 тыс. руб.;

объема реализации продукции (количества):

*∆g = 393 * [(221510/238003) - 1] = 393 * (0,931 - 1) = - 27,2 тыс. руб.;

структуры реализованной  продукции:

*∆V = 393 * [ (208463/238396) - (221510/238003)] =

= 393 * (0,874 - 0,931) = - 22,2 тыс. руб.;

себестоимости:

*∆С = 221510 - 246319 = - 24809 тыс. руб.;

себестоимости, вызванной  структурными сдвигами в составе  продукции:

*∆ Vс = 238003 * (208463/238396) - 221510 = -13400,2 тыс. руб.

Совокупное влияние факторов:

19804 тыс. руб. - 27,2 тыс. руб. - 22,2 тыс. руб. - 24809 тыс. руб. -13400,2 тыс.  руб. = - 18444,6 тыс. руб.

Анализ факторов, влияющих на прибыль показывает, что в период с 2005 по 2006 гг. основное влияние на изменение  прибыли оказали два фактора – изменение структуры продукции и изменение структуры затрат предприятия.

Изменение цен на реализованную  продукцию привело к увеличению прибыли на 22827 тыс. руб., а изменение  структуры продукции повлекло снижение прибыли на 31316 тыс. руб. Все остальные  факторы также повлекли незначительный рост прибыли, в основном за счет увеличения объема реализованной продукции.

Объем реализации продукции  может оказывать положительное  и отрицательное влияние на сумму  прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному  увеличению прибыли. Если же продукция  является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. Изменение объемов реализуемой продукции в 2006 году уменьшило прибыль предприятия на 156,9 тыс. руб.

Обобщим результаты влияния  факторов на прибыль от реализации продукции предприятия за 2004-2006 гг. в табл. 1.15.

 

Таблица 1.15

Сводка влияния факторов на прибыль от реализации продукции  в 2004-2006 гг., тыс. руб.

Показатели

2005 г.

к 2004 г.

2006 г.

к 2005 г.

Отклонение прибыли – всего

-3435,8

-18444,6

в том числе за счет факторов:

- изменения цен на продукцию

- изменения объема реализации  продукции

- изменения структуры реализованной  продукции

- изменения себестоимости

- изменения себестоимости, вызванной структурными  сдвигами в составе продукции

 

22065,7

2,2

-16,8

-24547,4

 

-939,5

 

19804

27,2

22,2

-24809

 

-13400,2


 

Факторный анализ прибыли  показывает, что наибольшее влияние  на изменение прибыли от реализации за 2004-2006 гг. оказывает себестоимость  реализованной продукции. Изменение  себестоимости повлекло за собой  снижение прибыли на 24547,4 тыс. руб. в 2005 году и на 24809 тыс. руб. в 2006 году.

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА  ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

 

2.1. Сущность и задачи анализа  оборотных средств

 

Любая коммерческая организация, ведущая производственную или иную коммерческую деятельность должна обладать реальным, т.е. функциональным имуществом или активным капиталом в виде основного или оборотного капитала.

Оборотные активы (в практике стран с рыночной экономикой их называют оборотным капиталом) являются важнейшим  ресурсом в обеспечении текущего функционирования предприятия. Оборотные  средства – это денежные средства или другие активы, которые могут быть обращены в деньги в течение одного производственного цикла (как правило, одного года) Оборотные средства являются составной частью имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования – одно из основных условий успешной деятельности предприятия.

В «Современном экономическом  словаре» авторов Райзберг Б.А., Лозовский  Л.Ш., Стародубцева Е.Б. [28] дается следующее  определение оборотным средствам  и оборотному капиталу: «Оборотные средства – это часть средств производства, целиком потребляемая в течение производственного цикла включают обычно материалы, сырье, топливо, энергию полуфабрикаты, запчасти, незавершенное производство, расходы будущих периодов, исчисленные в денежном выражении. Стоимость оборотных средств определяется суммированием стоимостей их отдельных видов».

Оборотные активы – это наиболее подвижная часть капитала предприятия, которая в отличие от основного капитала является более текучей и легко трансформируемой в денежные средства. К оборотном активам принято относить денежную наличность, легко реализуемые ценные бумаги материально-производственные запасы, нереализуемую готовую продукцию, краткосрочную задолженность других предприятий данному предприятию. Оборотный капитал иногда именуют оборотным фондом предприятия. С точки зрения бухгалтерского баланса оборотный капитал представляет собой превышение текущих активов компании над ее краткосрочными обязательствами.

Необходимая для дальнейшего  анализа терминология по Е.С. Стояновой [27] структуры активов и пассивов предприятий представлена на рис. 2.1.

 

А 
К 
Т 
И 
В

Ы

Основные (фиксированные, постоянные – земля, здания и сооружения, оборудование, нематериальные активы, другие основные средства и вложения; труднореализуемые)

Оборотные (текущие, т.е. все остальные  активы баланса)

средства

Медленнореализуемые (запасы готовой  продукции, сырья и материалов)

Быстрореализуемые (дебиторская задолженность, средства на депозитах)

Наиболее ликвидные (денежные средства и краткосрочные рыночные ценные бумаги)

П 
А 
С 
С 
И 
В 
Ы

Собственные

  Постоянные

 

 

 

Заемные

Долгосрочные кредиты и займы

 пассивы

Краткосрочные кредиты и займы

 

Краткосрочные (текущие) пассивы 

      

Кредиторская задолженность

Часть долгосрочных кредитов и займов, срок погашения которой наступает  в данном периоде


 

 

Рис. 2.1. Структура активов  и пассивов

 

С позиций финансового  менеджмента классификация оборотных  активов строится по следующим основным признакам.

1. По характеру финансовых  источников формирования выделяют  валовые, чистые и собственные  оборотные активы.

а) Валовые оборотные активы характеризуют общий их объем, сформированный за счет как собственного, так и  заемного капитала.

б) Чистые оборотные активы (или чистый рабочий капитал) характеризует  ту часть их объема, которая сформирована за счет собственного и долгосрочного  заемного капитала.

Сумму чистых оборотных активов (чистого рабочего капитала) рассчитывают по следующей формуле:

ЧОА = ОА – ТФО,          (2.1)

где ЧОА — сумма чистых оборотных активов предприятия; ОА — сумма валовых оборотных активов предприятия; ТФО — краткосрочные (текущие) финансовые обязательства предприятия.

в) Собственные оборотные  активы характеризуют ту их часть, которая  сформирована за счет собственного капитала предприятия.

Сумму собственных оборотных  активов предприятия рассчитывают по формуле:

СОА = ОА – ТФО + ДЗК,        (2.2)

где СОА — сумма собственных оборотных активов предприятия; ОА — сумма валовых оборотных активов предприятия; ДЗК — долгосрочный заемный капитал, инвестированный в оборотные активы предприятия; ТФО — текущие финансовые обязательства предприятия.

2. Виды оборотных активов.  По этому признаку они классифицируются  в практике финансового менеджмента  следующим образом:

а) Запасы сырья, материалов и полуфабрикатов. Этот вид оборотных  активов характеризует объем  входящих материальных потоков в  форме запасов, обеспечивающих производственную деятельность предприятия.

б) Запасы готовой продукции. К этому виду оборотных активов  добавляют обычно объем незавершенного производства (с оценкой коэффициента его завершенности по отдельным  видам продукции в целом).

в) Текущая дебиторская  задолженность. Она характеризует  сумму задолженности в пользу предприятия, по расчетам за товары, работы, услуги, выданные авансы и т.п.

г) Денежные активы и их эквиваленты. К ним относят не только остатки  денежных средств в национальной и иностранной валюте (во всех их формах), но и краткосрочные высоколиквидные  финансовые инвестиции, свободно конверсируемые в денежные средства и характеризующиеся  незначительным риском изменения стоимости.

д) Прочие оборотные активы. К ним относятся оборотные  активы, не включенные в состав вышерассмотренных  их видов, если они отражаются в общей  их сумме.

3. Характер участия в  операционном процессе. В соответствии  с этим признаком оборотные  активы дифференцируются следующим  образом:

Информация о работе Анализ эффективности использования оборотных средств и пути ее повышения на примере ОАО "Яранский комбинат молочных продуктов»