Анализ хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:57, реферат

Краткое описание

Финансовые результаты деятельности предприятия оцениваются с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным показателям относятся: прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг); прибыль (убыток) от прочей реализации; доходы и расходы от внереализационных операций; балансовая (валовая) прибыль; чистая прибыль.

Файлы: 1 файл

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.doc

— 284.50 Кб (Скачать)

Третьим возможным  вариантом учета затрат является включение их в себестоимость  продукции (работ, услуг) того отчетного  периода, в котором были проведены  ремонтные работы. Этот вариант учета  затрат по ремонту основных средств наиболее прост. Он может применяться предприятиями при небольших затратах на ремонтные работы, не приводящих к значительным колебаниям себестоимости продукции, либо в тех случаях, когда дорогостоящий ремонт основных средств планируется на период, в течение которого на предприятии ожидается поступление значительной выручки от реализации продукции. В последнем случае включение затрат на ремонт основных средств в себестоимость продукции позволит снизить налогооблагаемую прибыль и, следовательно, налог на прибыль предприятия. 

Ø      Способы  группировки и включения затрат в себестоимость реализованных  товаров, продукции (работ, услуг); 

Законодательством РФ разрешены два способа группировки  и включения затрат в себестоимость  реализованных товаров, продукции, работ, услуг: традиционный способ формирования полной себестоимости продукции и способ прямого счета – уже упоминавшийся в нашем изложении «директ-костинг». 

а) Традиционный способ. Суть традиционного способа состоит  в ежемесячном определении полной фактической себестоимости продукции, работ, услуг путем группировки всех расходов, связанных с производством соответствующей продукции, по способу включения в себестоимость отдельных видов продукции, работ, услуг. Данный признак группировки расходов предусматривает их деле­ние на прямые и косвенные. 

б) Способ "директ-костинг". В соответствии с законодательством  РФ этот способ может применяться  в РФ с 01.01.96. Напомним, что в основе этого способа лежит группировка  затрат в зависимости от объема производства продукции, выполнения работ, оказания услуг. Названный признак группировки затрат предусматривает их деление на постоянные и переменные. 

Способ "директ-костинг", по существу, основан на вычитании  из выручки от реализации переменных (условно-переменных) затрат и определении валовой маржи прибыли, которая отличается от реальной прибыли на величину постоянных затрат. С помощью способа "директ-костинг" происходит сближение целей бухгалтерского (финансового) и производственного (управленческого) учета, поскольку этот способ широко используется в экономическом анализе хозяйственной деятельности предприятий и имеет следующие преимущества: 

ü      позволяет  избежать сложных расчетов по распределению  постоянных затрат между различными видами продукции; 

ü      позволяет списать все постоянные затраты в текущем отчетном периоде и, как следствие, уменьшает налог на прибыль в отчетном периоде за счет уменьшения величины прибыли от реализации на сумму постоянных затрат по сравнению с традиционным способом группировки и списания затрат по мере реализации продукции; 

ü      позволяет  оценить остатки продукции, не выполненных  работ, не оказанных услуг по условно-переменным затратам, что уменьшает предпринимательский  риск при отсутствии реализации в  будущем периоде. 

Ø      Метод  определения выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг в  целях налогообложения; 

До конца 1995 г. законодательством  РФ разрешалось использование двух методов определения момента  реализации и финансового результата как для целей учета, гак и для целей налогообложения: 

ü      по моменту оплаты товаров, продукции, услуг («кассовый метод»); 

ü      по моменту отгрузки товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и  предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов (метод «начисления»). 

С помощью этих методов  в бухгалтерском учете производилась  оценка наличия и состояния дебиторской  задолженности предприятия. Причем «кассовый» метод обеспечивал оценку дебиторской задолженности по фактической  себестоимости, а метод «начисления» - оценку по ценам реализации. Выбор предприятием метода учета выручки от реализации зависел от условий хозяйствования и характера заключаемых договоров. 

В 1996 г. произошло  изменение порядка определения  выручки от реализации, в соответствии с которым в целях учета используется только один возможный метод определения момента реализации и финансового результата - по моменту отгрузки и предъявления по­купателям (заказчикам) расчетных документов, то есть метод «начисления». 

Исключение оговорено  для случаев, когда договором поставки обусловлен отличный от общего порядка момент перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией (товарами) и риска ее случайной гибели на пути от организации к покупателю (заказчику). 

В то же время, в целях налогообложения предприятиям разрешено определять выручку от реализации, как по моменту оплаты, так и по моменту отгрузки товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг. 

Метод определения  выручки от реализации в целях  учета и налогообложения устанавливается предприятием на длительный срок исходя из условий хозяйствования и заключаемых договоров. Цели налогообложения включают расчет следующих налогов: 

ü      налога на прибыль; 

ü      налога на добавленную стоимость: 

ü      налога на пользователей автомобильных дорог; 

ü      налога на содержание жилищного фонда и  объектов социально-культурной сферы, 

ü      других налогов, базой для расчета которых  является выручка от реализации товаров, продукции (работ, услуг). 

Таким образом, если предприятие в приказе об учетной политике на текущий год объявило метод «начисления» для определения выручки от реализации в целях налогообложения, то у этого предприятия данные учета совпадают с налогооблагаемой базой, и вопросов по определению выручки от реализации в целях налогообложения не возникает. 

В ином положении  оказывается предприятие, которое  в учетной политике на текущий  год объявило «кассовый» метод для  определения выручки от реализации в целях налогообложения, поскольку  у этого предприятия возникает несоответствие между данными учета и налогооблагаемой базой. 

Данное предприятие  должно рассчитать две величины выручки  от реализации: одну - непосредственно  для целей учета и оценки финансового  результата, определяемую методом «начисления», и вторую - для целей налогообложения, которая получается путем корректировки первой величины. 

Кроме того, для целей  налогообложения должен быть откорректирован  и сам финансовый результат, представляющий собой прибыль от реализации, поскольку  этот показатель используется в расчете налога на прибыль. 

Корректировка выручки  от реализации и финансового результата для получения налогооблагамых  баз производится в несколько  этапов: 

1)      рассчитывается  выручка от реализации по оплаченной  продукции «кассовым» методом  или по формуле:  

TRк = Qон + Qoп –  Qoк , где 

TRк – выручка  от реализации, рассчитанная «кассовым»  методом; Qон – стоимость остатка  отгруженной, но не оплаченной  продукции на начало отчетного  периода; Qoп – стоимость всей  отгруженной продукции за отчетный  период; Qoк - стоимость остатка отгруженной, но не оплаченной продукции на конец отчетного периода; 

2)      рассчитывается  подлежащая взносу в бюджет  в отчетном периоде откорректированная  величина налогов, базой для  расчета которых является выручка  от реализации (налога на добавленную стоимость, налога на пользователей автодорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы), по формуле: 

T = TRкк×t , где 

TRкк – откорректированная  выручка от реализации, рассчитанная  «кассовым» методом; t - ставка соответствующего налога; 

3)      рассчитывается  откорректированная величина финансового  результата (Фr) по формуле:

Фr = Фf× 

TRк 

, где 

TRн 
 

Фf - финансовый результат, полученный на основе данных финансового  учета; TRк - выручка от реализации, определенная «кассовым» методом; TRн - выручка от реализации, определенная методом «начисления». 

При этом существуют и подлежат обязательному учету  две разницы: 

ü      разница  между величиной налога на добавленную  стоимость (НДС), подлежащего получению от покупателей за реализованные товары, продукцию, работы, услуги, и его величиной, подлежащей перечислению в бюджет по расчету; 

ü      между  финансовым результатом (прибылью от реализации), полученным на основе данных учета, и  финансовым результатом (прибылью от реализации), откорректированным для целей налогообложения в данном отчетном периоде; 

Если на предприятии  имеется значительная дебиторская  задолженность, то ему следует в  целях налогообложения объявить в учетной политике «кассовый» метод определения выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Это значительно сэкономит оборотные средства в текущем отчетном периоде. Причем, экономия будет не только по налогу на прибыль, но также и по налогу на добавленную стоимость в части стоимости товаров (работ, услуг), не освобожденных от НДС. 

  

8.6. Финансовое планирование 

  

Финансовое планирование организуется с целью обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский  план хозяйствующего субъекта и оказывает  большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-первых, в финан­совых планах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность. Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и с основными разделами бизнес-плана: производством продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления, повышением эффективности производства, капитальным строительством, материально-техническим обеспечением, труда и кадров, прибыли и рентабельности, экономическим стимулированием и т. п.  

Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объектов финансирования, направление финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов. 

Разработку финансового  плана целесообразно начинать с прогноза прибыли и убытков (по методу break-down[13]), так как, имея данные по прогнозу объема продаж, можно рассчитать необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, определить материальные и трудовые затраты, другие составные затраты на производство. 

Далее разрабатывается  прогноз движения (потока) наличных средств. Необходимость его составления  определяется тем, что многие из затрат, показываемых при расшифровке прогноза прибылей и убытков, не отражаются на порядке осуществления платежей. Прогноз движения наличных средств учитывает приток наличных (поступления и платежи), отток наличных (затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит), начальное и конечное сальдо банковского счета. 

Необходима разработка прогноза баланса активов и пассивов (по форме балансового отчета), который является хорошей проверкой прогноза прибылей, убытков и движения наличных средств. При составлении прогноза баланса учитываются приобретения основных средств, изменение стоимости материальных запасов, отмечаются планируемые займы, выпуск акций и других ценных бумаг и т.д. Следует учесть в данных расчетах обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия, финансовой стабильности, устойчивости. Результаты анализа относительных показателей и коэффициентов могут вызвать необходимость разработки нового варианта финансового плана, который должен начинаться с выбора заданных значений. 

Современные системы  управления финансами, основаны на разработке и контроле исполнения иерархической  системы бюджетов предприятия. Система бюджетов позволяет установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии. Система бюджетного планирования для предприятия состоит из подсистем, которые контролируют процессы формирования бюджетов, структуры бюджетов, ответственность за формирование и исполнение бюджетов, процессы согласования, утверждения и контроля исполнения бюджетов. 

При разработке бюджетов структурных подразделений и служб предприятий реализуется принцип декомпозиции, который заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты цехов являются «вложенными» в бюджет производства, бюджеты производства конкретизируют сводный (комплексный) бюджет.   

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности