Анализ хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:57, реферат

Краткое описание

Финансовые результаты деятельности предприятия оцениваются с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным показателям относятся: прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг); прибыль (убыток) от прочей реализации; доходы и расходы от внереализационных операций; балансовая (валовая) прибыль; чистая прибыль.

Файлы: 1 файл

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.doc

— 284.50 Кб (Скачать)

Финансирование текущей  деятельности отражается в аддитивной модели балансовой прибыли через  показатели затрат на производство и реализацию продукции, коммерческих и управленческих расходов, операционных и внереализационных расходов. Для предприятий, находящихся в сложном финансовом состоянии, характерен высокий уровень управленческих расходов (по сравнению с затратами на производство и реализацию продукции). Одной из главных причин неплатежеспособности является превышение расходов по основной деятельности над доходами, что делает реализуемую продукцию нерентабельной.  

При диагностике  финансового состояния предприятия необходимо провести сравнение его чистой и нераспределенной прибыли. Это позволит обнаружить причину образования убытков, если таковые имели место. Убытки могут быть связаны как с текущей деятель­ностью, так и с финансированием за счет остаточной прибыли - капитальных вложений в производственную и непроизводственную сферу, содержание объектов соцкультбыта, выплат процентов кредитам и займам и т.п. 

Дальнейший анализ должен быть направлен на детальное  рассмотрение  

ü      доходов  и расходов от внереализационных операций: доходов, полученных от долевого участия в других предприятиях,  

ü      доходов  по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;  

ü      доходов  от сдачи имущества в аренду; сумм полученных и уплаченных штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций, например, за нарушение условий хозяйственных договоров; процентов от средств, размещенных на депозитных счетах в банках; курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;  

ü      прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году; убытков от стихийных бедствий; потерь от списания просроченных долгов и дебиторской задолженности;  

ü      поступлений  по возврату долгов, ранее списанных  как безнадежные;  

ü      прочих доходов, расходов и потерь, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков (счет №99 по новой классификации). 

NB. Традиционные способы  измерения балансовой прибыли  не дают полной информации, необходимой  для принятия эффективных маркетинговых решений, отмечает группа американских исследователей[5]. Особенно явственно этот недостаток традиционных методов проявляется в работе маркетинговых служб крупных торговых предприятий (супермакетов, оптовых рынков и проч.). В этом случае необходимо учитывать не только валовые поступления выручки, но и особенности поведения покупателей по отношению к тому или иному товару, в частности – каким образом изменится объём продаж одного товара после поступления в продажу другого и т.п., то есть нужно учитывать разного рода перекрёстные эффекты многопродуктовых продаж. Для учета подобных эффектов ученые предложили ввести новую категорию для измерения прибыли – маркетинговую прибыль (marketing profit). 

Факторный анализ прибыли  от реализации. Можно выделить наиболее важные факторы (факторы первого уровня), от которых зависит прибыль от реализации продукции в целом по предприятию. Это 

ü      объем  реализации продукции (Sqi×pi , где i=1,2,…,n – товарные позиции); Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит обратный процесс - уменьшение суммы прибыли. 

ü      структура  реализации товарной продукции (соотношение  удельных весов различных товаров в выручке от реализации); Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. 

ü      себестоимость  производства и реализации продукции (SТСi); Себестоимость продукции и  прибыль находятся в обратно  про­порциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот. 

ü      среднереализационные цены (pi); Изменение их уровня прямо  влияет на сумму прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот. 

Расчет влияния  этих факторов на сумму прибыли можно  выполнить одним из способов факторного анализа. 

  

NB. «Эффективность  бизнеса определяется тем, сколько  из этого бизнеса можно безболезненно  «вынуть» в каждый конкретный  момент времени. Вот так в  реальной жизни трактуется прибыль» («Эксперт» №42, 8 ноября 1999 г.). 

  

Показатели рентабельности представим в таблице 8.3 и ниже кратко опишем их свойства. Общая рентабельность активов является одним из ключевых показателей эффективности деятельности предприятия. Чистая рентабельность оборотных активов показывает, какую чистую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы. Данный показатель служит характеристикой эффективности управления и имеет особое значение в практике экономического анализа. 

Таблица 8.3. 

Показатели рентабельности

Показатель (обозначение) 

Формулы для вычисления 

Определение элементов формулы 

  

Общая рентабель­ность  активов (Ra) 

Пб/Аср 

Аср - средняя величина активов предприятия за анали­зируемый период (без учета убытков) 

  

2Пб /( ИБ0+ ИБ1) 

(ИБ0+ИБ1)/2 - средняя  стоимость имущества за анализируемый  период по балансу предприятия, ИБ – итог баланса предприятия в базовом и отчетном периоде – индексы 0 и 1 определяют значение показателя в базовом и отчетном периоде соответственно 

Чистая рентабельность оборотных активов (чRа) 

Пч/ОАср 

Пч - чистая прибыль  предприятия; ОАср – среднее значение величины оборотных активов, данные о которых содержатся во втором разделе актива баланса (IIА) 

  

2Пч/(IIА0+IIА1) 

Рентабельность собственного капитала (Rск) 

  

2Пч/(CK0+CK1) 

CK0 и СK1 - собственный  капитал предприятия соответственно в начале и в конце отчетного периода 

Рентабельность продукции (Rп) 

Прп/TRп 

Прп - прибыль от реализации продукции; TRп – выручка, полученная в результате реализации продукции 

Чистая рентабельность продаж (Rчп) 

Пч/TR 

  

Рентабельность основной деятельности (Rод) 

Пр/СППТ 

СППТ – затраты  на производство и реализацию продукции 

Рентабельность совокупного  капитала (Rко) 

Пч/ИБср 

ИБср – средняя  величина итога баланса предприятия [ИБср = (ИБ0 + ИБ1)/2] 
 

  

Если преобразовать  данную формулу, умножив и числитель, и знаменатель на выручку от реализации продукции, то она примет следующий вид:

чRа = 

Пч 

× 

TR 

= Rчп × Коб.а  ,     где 

TR 

ОАср 
 

Коб.а - коэффициент  оборачиваемости активов (Коб.а = TR/ОАср). 

Рентабельность активов  сравнивается со средней процентной ставкой по заемным средствам (т.е. альтернативной стоимостью). Если прибыль, получаемая на 1 рубль активов, меньше процентной ставки по заемным средствам, то можно сделать вывод о недостаточно эффективном управлении активами, поскольку денежные средства, вложенные в активы, принесли бы больший доход, будучи размешенными на депозитных счетах в банке.  

Рентабельность собственного капитала показывает какую прибыль  получает предприятие с каждого  рубля собственных средств. Данный показатель позволяет оценить эффективность управления авансированным на этапе организации предприятия капиталом. Рост показателя свидетельствует о том, что финансовые менеджеры умело используют привлеченные финансовые ресурсы.  

Капитал, авансированный в активы предприятия, является одной из разновидностей долгосрочных вложений. Напомним, что для корректной оценки рентабельности долгосрочных финансовых вложений применяются методы приведения финансовых показателей к одному временному периоду. Все доходы, получаемые предприятием, должны быть приведены к ценам, сопоставимыми с ценами на момент формирования уставного фонда предприятия (т.е. должны быть пересчитаны).  

NB. Стандарт №  123 системы стандартов финансового  учёта США (The Financial Accounting Standards Board in Standard No. 123) требует, чтобы расчёты финансовых показателей проводились по состоянию рыночных цен на дату составления отчёта. Таким образом, в качестве базовой предлагается использовать статическую модель рынка. Однако исследование, проведённое американскими экономистами[6], показало, что учёт рыночных цен, которые существовали в момент совершения операции, позволяет лучше учитывать изменение стоимости активов. И, кстати, такая методика рекомендовалась предыдущим вариантом стандарта. 

  

Показатель рентабельности продукции показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля выручки от реализации продукции и характеризует эффективность основной деятельности. Положительное значение показателя рентабельности продукции свидетельствует об эффективности основной деятельности и о необходимости сохранения производства данной продукции.  

Эффективность затрат на основной вид деятельности и на другие ее виды позволяет сравнить показатель рентабельности основной деятельности. Он показывает удельный вес прибыли  от реализации в каждом рубле себестоимости реализованной продукции, служит характеристикой эффективности управления и правильности выбранной стратегии. 

Рентабельность совокупного  капитала (Rко), при сравнении его  значения с величиной Rод , позволяет  выявить резервы повышения эффективности работы предприятия. Если Rод окажется больше чем Rко, значит есть повод задуматься – тот ли вид деятельности следует оставить основным для предприятия. Применение данного показателя основано на предположении, что прибыль порождается капиталом и не зависит от стоимости имущества. Оценка капитала предприятия в этом случае прямо зависит от величины чистой прибыли, подтверждая что капитал — это актив, способный приносить прибыль.  

Недостатком такого подхода надо считать слишком  большую условность оценки капитала и ориентацию больше на будущие доходы, чем на реально полученные. Другим важным недостатком показателя рентабельности совокупного капитала является то, что он искажает представление о финансовых результатах предприятия в условиях инфляции. Он оценивает эффективность экономической деятельности в зависимости от величины прибыли, полученной за отчетный период, но в будущем предприятие может столкнуться с совершенно новой ситуацией. 

Если рассматривать  предприятие как инвестиционный проект, то потребуется оценить эффективность первоначальных вложений. Для этого необходимо знать период окупаемости собственного капитала (К5.6)[7]:

К5.6 = 

Kс.с.к 

, где Кс.с.к –  средняя величина собственного  капитала предприятия. 

Пч 
 

Для оценки деловой активности акционерных обществ (или предприятий, выплачивающих дивиденды по ценным бумагам) применяется коэффициент устойчивости экономического роста:

К4.16 = 

Пч-div 

, 

Kс.с.к 
 

Числитель данного  коэффициента представляет собою чистую прибыль за вычетом дивидендов, выплаченных акционерам. Если дивиденды не выплачиваются, данный показатель совпадает по величине с показателем чистой рентабельности активов. 

Перечислив немалое  число критериев оценки, приходится, тем не менее, заметить, что названные  показатели, даже если мы будем анализировать  их динамику за ряд лет, не могут  дать полную характеристику финансового  положения предприятия. 

Более строгая оценка финансового положения и деловой активности предприятия предполагает решение целого спектра задач. Необходимо разработать систему критериев, в которой нормативное значение каждого показателя задано по классам финансового состояния и деловой активности в соответствии с практикой анализа предприятий данной отрасли. Нужно затем установить вес каждого оценочного показателя в системе индикаторов. Следует определить класс предприятия, или его рейтинг, как среднее арифметическое взвешенное из рейтингов по отдельным индикаторам. Такая работа позволит сравнить финансовое положение и деловую активность данного предприятия с другими предприятиями отрасли, всей экономики и даже с предприятиями других стран. Особенно это важно в том случае, когда руководство предприятия решает выпустить ценные бумаги с целью привлечения дополнительных средств для его развития. Подробнее этот вопрос обсуждается в следующей главе. 

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности