Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 14:43, дипломная работа
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.
Введение
1. Глава I. Организационная характеристика тур фирмы
1. Организационно правовая форма
2. Организация работы предприятия
2. Глава II. Экономическая характеристика тур фирмы
1. Анализ структуры активов и пассивов
2. Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости цен
3. Коэффициент ликвидности
4. Показатели рентабельности
3. Глава III. Пути улучшения работы тур фирмы
1. Пути увеличения прибыли
2. Пути снижения затрат
Заключение
Список литературы
Например, если служащий турфирмы способен обслуживать 8 клиентов в день, а обслуживать приходится лишь 6 клиентов, то только 6/8 его заработной платы будут полезными затратами, а 2/8 -бесполезными (холостыми), если его заработная плата не связана напрямую с количеством обслуженных клиентов.
Итак, для оценки результатов от привлечения постоянных клиентов посредством предоставления скидок используем следующий расчет. Предположим, что годовая сумма скидок организации турбизнеса составляет 1% годовой выручки от продажи турпродукта. В этом случае средняя продажная цена тура для фирмы будет на 1% ниже поминальной.
По
решению руководства клиент считается
постоянным при повторной покупке путевки.
Скидка в размере 1% от годовой выручки
распределяется между числом постоянных
клиентов, поэтому размер скидки, предоставляемой
каждому из постоянных клиентов, обратно
пропорционален количеству постоянных
клиентов. Скидка равна произведению процента
скидки от средней цены путевки на число,
обратное доле постоянных клиентов в общей
их численности. Это означает, что, если
каждый десятый клиент является для фирмы
постоянным (т.е. постоянные клиенты составляют
1/10 часть), то каждый из повторно купивших
путевку у данной турфирмы имеет скидку
у.е. = 10% (1%-10)
Количество клиентов, пользующихся услугами данной фирмы из-за скидки для постоянных клиентов, составляет 5 человек.
Выручка от продажи турпродукта (Nр ) 28 910 ден. ед.
Средняя стоимость тура на 1 человека (р) — 722,75 ден. ед.
Сумма переменных затрат на 1 турочеловека (vs.) — 304 ден. ед.
Общее количество постоянных клиентов фирмы (КΣ) — 9 человек.
Сумма постоянных затрат турфирмы (FC) — 620 ден. ед.
Если учесть то, что с увеличением количества проданных путевок постоянные затраты не изменятся, а значит, не повлияют на результат, то при расчете эффекта от дополнительной выручки от увеличения числа постоянных клиентов следует учитывать приращение лишь переменной части затрат. Следовательно, за счет привлечения дополнительных клиентов от снижения скидки фирма получит дополнительную выручку в виде произведения:
ΔNp=ΔК *р - Δе
К – количество дополнительных клиентов, пользующихся услугами данной
фирмы из-за скидки для постоянных клиентов;
р –цена тура на одного человека;
Δе
- сумма скидок, представленных постоянным
покупателям.
где = К*р *у.е/100, (20.5)
где Ki — общее количество постоянных клиентов фирмы;
у.е— уровень скидки (%) для клиентов, повторно купивших путевку у данной фирмы.
По исходным данным имеем:
Δе = ден. ед.
Тогда дополнительная выручка за счет привлечения постоянных клиентов предоставлением скидки будет равна:
ΔNp= ден. ед.
Прирост прибыли за счет предоставления скидки постоянным клиентам определяется выражением:
ΔP=ΔNP-ΔVC (20.6)
где ΔVC — увеличение переменных затрат в связи с обслуживанием
дополнительных клиентов ΔК.
Сумму увеличения переменных затрат в связи с обслуживанием дополнительных клиентов ΔК определим по формуле:
AVC ='- Кг • vc = 9 • 304 = 2736 ден. ед.
Дополнительная п жбыль от увеличения постоянных клиентов с учетом расходов по представлению скидок равна:
АР = 2963,27 - 2736 = 227,27 ден. ед.
Для определения объема продаж, необходимого для получения заданного (планируемого, желаемого) прироста прибыли необходимо решить уравнение с одной неизвестной на основе выражения (20.5):
АР = ДУ^- AVC.
Чтобы определить уровень скидок или необходимое количество прироста постоянных клиентов для получения планируемого прироста прибыли, в уравнении (20.6) нужно выразить дЛ? в виде формулы (20.4) дЛ* = АК'р — Де и решить уравнение с одной неизвестной:
АР= АК-р- Де - AVC. Проверка от сюда
В качестве неизвестной переменной в этом уравнении следует принять искомый покаштель (фактор).
Уровень снижения цены за счет увеличения скидки клиентам, максимально обеспечииающий спрос и рост прибыли, можно определить на основе анализа нормы прибыли (§ 7.2 «Регулирование конкурентоспособности на основе анализа нормы прибыли» гл. 7 «Конкурентный анализ»).
Методика анализа экономии затрат на основе соотношений возможного и фактического объема продаж основана на предположении, что постоянные затраты (FQ, не изменяющиеся в связи с объемом производства, состоят из холостых, не используемых в производст-вепом процессе (FCX0J1), и полезных затрат (FCnon):
(20.7)
FCx
FC = FCU
Если для данного вида услуг (туров) обозначить через (?факт Фак" тическое количество произведенных услуг, а через Qm3X — максимально возможное, то полезные затраты можно рассчитать по формуле:
FCnojl = Офакт ' FC/Qmax- (20.8)
Холостые затраты будут равны:
FCxon = (Qmax - (?факг)' FC/Qmax. (20.9)
В качестве максимально возможного количества произведенных услуг Стах примем полный объем продаж № = 28 910 ден. ед., а фактическое количество произведенных услуг бфакт равным разности между полным объемом продаж и дополнительной выручкой за счет привлечения дополнительных клиентов от снижения скидки:
Сфакт = № - АЛ* = (28 910 - 2963,27) = 25 946,73 ден. ед.
Тогда холостые затраты составят:
FCX0Jl = (28 910 - 25 946,73) • 620/28 910 - 63,55 ден. ед. Л полезные затраты будут равны:
FCnQJI = 25 946,73 • 620/28 910 - 556,45 ден. ед.
То есть без скидок для постоянных клиентов полезные затраты составят всего 89,75% (556,45/620*100) от общего объема постоянных затрат FC = 620 ден. ед., данных в условии задачи. Непродуктивные (бесполезные, холостые) затраты в этом случае будут равны 10,25% (63,55/620-100), или (100 - 89,75).
При использовании скидок фактическое количество произведенных услуг Офакт равно максимально возможному Qmax. В этом случае согласно выражению (20.8) турфирма не допускает бесполезных расходов, они равны пулю:
FCXOJ]
= (28 910 - 28 910) ■ 620/28910 - 0 ден. ед.
Использование скидок для постоянных клиентов позволяет руководству туристической фирмы сделать все затраты в размере 100% полезными:
FCn01 = 28 910 ■ 620/28 910 - 620 ден. ед. FCno 1 = FC = 620 ден. ед. . FCnoJ/FC-100 = 620/620 • 100=100%.
Таким образом, от предоставления скидки постоянным клиентам на цену путевки: организация туристического бизнеса достигает экономического эффекта в виде дополнительной выручки ДЛ* = ~ 2963,27 ден. ед., дополнительной прибыли АР = 227,27 ден, ед., исключая холостые затраты.
20.4. Анализ прогнозируемых результатов
туроператорской деятельности
Рассмотрим
один из методов анализа
Для определения величины дохода от данной деятельности необходимо определить величину маржинального дохода, приходящегося на одну путевку, ка.; разницу между ценой путевки и ее переменными затратами (ден. ед.):
4 176
3 264
912
Цена путевки
Организаторам отдыха необходимо знать количество проданных путевок, превышение которого принесет турфирме прибыль. Для этого величину постоянных затрат следует разделить на маржинальный доход:
(20.10)
= FC/VC = 63 000/912 = 69 шт.
Этот объем продаж называют точкой безубыточности. Он показывает, что каждая проданная свыше 69 шт. путевка будет приносить прибыль, равную 912 ден. ед.
Для
определения точки
Мы =N?H-p = 69- 4176 = 288 144 ден. ед. (20.11)
Если турфирма, например, собирается отменить организацию отдыха, если не будет получено минимум 100 000 ден. ед. прибыли, то потребуется рассчитать количество путевок, необходимое для планируемой прибыли, по формуле:
£ , (20.12)
где Р7 — требуемая прибыль;
СМед — маржинальный доход на одну путевку. -•-. ' л*
N% - (63 000 +100 000)/912 - 179 шт.
Таким образом, предприниматели будут знать, что если они не продадут 179 путевок, то им следует отменить мероприятие.
Предположим, органи шторы продали 190 путевок. В этом случае реализовано на 121 путевку больше, чем необходимо для достижения точки безубыточности (190 — 69). Они имеют запас прочности, равный 121 билету, или 505 296 ден. ед. (4176-121), т.е. запас прочности определяют как разность между достигнутым объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности. Часто запас прочности выражают в процентном отношении к достигнутому объему продаж и называют индексом безопасности. В данном случае индекс безопасности при продаже 190 путевок составит в процентах:
(190-69)/ 190- 100 - 63%.
Индекс безопасности показывает, на сколько процентов может уменьшиться объем продаж от достигнутого, прежде чем мероприятие перестанет давать прибыль.
20.5. Анализ выбора собственной или арендованной площади туроператором
В туроператорской деятельности может возникнуть вопрос, стоит ли расширять собственные площади для размещения отдыхающих или лучше использовать арендованные помещения. Рассмотрим пример решения задачи в подобной ситуации.
Для размещения дополнительного контингента пансионата требуются 1000 койкосугок в год. Если для этого расширять собственные площади, то дополнительные постоянные затраты составят 34 004) ден. ед., а переменные расходы на койкосутки будут равны 391,68 ден. ед. В случае размещения отдыхающих в арендованных помещениях расходы, включая арендную плату, составят 415,40 ден. ед. за койкосутки. Что выгоднее для данного предприятия: расширять собственные площад11 или использовать арендованные?
Доя решения поставленной задачи выразим стоимость проживания дополнительного контингента в арендуемых помещениях через стоимость и количество койкосуток:
С = pq, (20.13)
где р — стоимость койкосуток при аренде; q — количество койкосуток.
Себестоимость использования собственной площади выразим через постоянные и переменные затраты:
CC = FC+ VCea-q, (20.14)
где FC — постоянные затраты;
КСед — переменные затраты на койкосутки.
Приравняв стоимость и себестоимость, получим уравнение:
pq=FC+ VCm-q. (20.15)
Подставив исходные данные, имеем:
415,40 q = 34 000 + 391,68? q = 1433 койкосуток.
Расчеты показывают, что при годовом количестве 1433 койкосуток расходы на арендованные помещения совпадут с себестоимостью использования собственных площадей. При реализации свыше 1433 койкосуток в год более экономным будет расширение собственных площадей, а при меньшей потребности для контингента, туроператору белее выгодно их арендовать. Так как по условию потребность турфирмы (1000 койкосуток в год) ниже критического количества (1433 койкосуток) по показателю себестоимости предприятию выгоднее арендовать, а не расширять площади.
Проиллюстрируем
приведенное обоснование
ные выражения,
получим значения стоимости аренды
С и себестоимости использования
собственных помещений СС
(табл. 20.4). Данные таблицы отразим на рис.
20.4. График подтверждает тенденцию, при
которой использование собственных площадей
менее выгодно, чем аренда, если реализация
койкосуток не превышает критический
объем. С превышением критической точки
результат меняется на противоположный,
и увеличение гостиничных койкосуток
повышает экономию использования собственных
площадей в сравнении с арендой.
Таблица 20.4. Оценка изменения стоимости с увеличением объемов реализации гостиничных койкомест, ден. ед.
Количество койкосуток | 800 | 1 000 | 1 200 | 1 400 | 1 600 | 1 800 | 2 000 |
Стоимость аренды | 332 320 | 415 400 | 498 480 | 581 560 | 664 640 | 747 720 | 830 800 |
Себестоимость собственных площадей | 347 344 | 425 680 | 504 016 | 582 352 | 660 688 | 739 024 | 817 360 |
900 000 800 000 700 000 600 000 500 000
400 000
300 000
200 000 \ 100 000
о
800 1(100 1200 1400 1600 1800 2000 Количество койкосуток
Рис. 20.4. Оценка выбора: расширять или арендовать гостиничные площади:
стоимость аренды
себестоимость
собственных площадей
20.6. Анализ выбора собственного
или привлеченного транспорта туроператора
для турпоездок
В гостиничном II туристическом бизнесе широко используется транспорт. Среди транспортных средств могут быть собственные автобусы или транспорт сторонних организаций. В зависимости от ситуации эффективность эксплуатации собственных автобусов может отличаться от эффективности привлеченных как с положительной, так и с отрицательной разницей, поэтому выбор приобретения собственных или использования привлеченных автобусов в туризме требует тщательного обоснования. Рассмотрим на примере один из методов оценки такого выбора.
► Пример. Фирме-туроператору требуется автобус для экскурсий. Вывоз отдыхающих на экскурсии в этом автобусе планируется производить в среднем через каждые 7 туродней. Общий объем пассажирооборота за год составит 1050 км. Предприятие может использовать автоЗус автотранспортной организации (первый вариант). При этом стоимость 1 км перевозки составляет 22 ден. ед. Если приобрести гранспорт (второй вариант), то постоянные затраты по его использованию за год составят 4750 ден. ед., включая финансовые издержки (проценты за кредит и проценты по акциям) на закупку автотранспортного средства и суммы амортизации приобретенного автотранспортные средства. А переменные затраты будут равны 1 ден. ед. на 1 км. Требуется выбрать более эффективный вариант: пользоваться автобусом сторонней организации или собственным транспортом; рассчитать критический объем пассажирооборота. при превышении которого предприятию выгоднее иметь cboi транспорт, чем пользоваться услугами сторонней организации.
Для решения определим расходы предприятия при использовании автотранспорта сторонней организации с помощью выражения (20.13):
C=pq,
где р —■ цена 1 км перевозки сторонней организацией;
q — пассажире оборот.
При использо ании собственного автомобиля затраты определяются по формуле (20.14):
СС = FC + VCKM- q, где FC — постоянные затраты;
КСкм— переменные затраты на 1 км.
Подставив исходные данные в приведенные выражения, имеем:
затраты по первому варианту: 22 • 1050 = 23 100 ден. ед.;
затраты по второму варианту: 4750 + 11 ■ 1050 = 16 300 ден. ед.
Очевидно, использование собственного автобуса (второй вариант) при пассажирообороте 1050 км в год более эффективно, так как требует меньших затрат, чем привлеченный транспорт.
При определении критического пассажирооборота, ниже которого использование собственного транспорта будет невыгодно, также используем выражения (20.13) и (20.14). Для этого приравняем затраты по первому и по второму вариантам:
4750+ \\q=22q 4750 = 22?- \\q q = 432 км.
Следовательно, при величине пассажирооборота до 432 км в год выгоднее пользоваться услугами автотранспорта сторонней организации. При годовом пассажирообороте свыше 432 км, как в настоящем примере, предприятию стоит приобрести автобус, так как себестоимость 1 км и общая сумма затрат на перевозку пассажиров в этом случае будут ниже услуг автотранспортного предприятия.
Обоснование
принятого решения
Таблица
20.5. Изменение эффективности
использования собственного
транспорта с ростом
пассажирооборота перевозок,
ден. ед.
Пассажирооборот, км | 0 | 200 | 400 | 600 | 800 | 1 | 000 | 1 | 200 | |||||
Стоимость привлеченного транспорта | 0 | 4 | 400 | 8 | 800 | 13 | 200 | 17 | 600 | 22 | 000 | 26 | 400 | |
Себестоимость собственных перевозок | 4 750 | 9 | 150 | И | 350 | 13 | 550 | 15 | 750 | 17 | 950 |
График должен быть
20.7. Анализ эффективности использования гостиничных площадей
Наибольший удельный вес в структуре основного капитала в гостинично -туристической индустрии занимают здания — более 70%. Международный и отечественный опыт свидетельствуют о том, что туристические компании чаще всего не являются собственниками помещений и офисов, в которых работают. Как правило, часть основного капитала, относимого к зданиям, арендуется, поэтому в оценке эффективности использования основных средств особое внимание следует уделить эффективности использования площадей гостинично -туристического хозяйства и анализу состояния факторов на ее изменение
Взятые в аренду объекты в отличие от собственных основных средств учитываются за балансом, и основными затратами по их использованию является арендная плата, а не стоимость, списываемая в результате износа, поэтому в отличие от анализа собственного основного капиталa в анализе арендованных основных средств обычно применяют только часть показателей, связанную с величинами площадей предприятия. Анализ собственного основного капитала в гостиничном хозяйстве и туризме производят по той же схеме, что и в других отраслях.
классификация площадей гостинично -туристической индустрии
Для более полного и точного анализа эффекта от использования площадей площади следует разделить на предоставляемые клиенту (гостиничные номера, другие площади, используемые для питания, отдыха и развлечений туристами), занимаемые персоналом турфирмы и используемые для управления гостинично-туристической деятельностью.
На основе сказанного обозначим три категории площадей гостинично-туристической индустрии:
Структурные показатели использования площадей На основе этой классификации определяют структурные показатели использования площадей.
Коэффициент занятости производственной площади:
*з.пр = П3.к / Ппр- (20.16)
Он показывает долю площади, предназначенной непосредственно для контингента в объеме производственной площади.
Коэффициент занятости располагаемой площади производственной площадью:
*з.Р = П„р / Пр. (20.17)
Обобщающим
показателем занятости
Коэффициент занятости располагаемой площади контингентом:
Кзк=Кз.пр*Кз.р=Пз.к/Ппр*Ппр/
(20.18)
Рассчитанны коэффициенты сравнивают в динамике. Увеличение их значенш при прочих равных условиях свидетельствует об улучшении состава площадей.
О степени pi\ даонального использования площадей гостиничного хозяйства и т; риэма можно судить по показателю объема реализации или выпус <& турпродукта, приходящегося на единицу площади. Можно также определять объем продаж на одно рабочее место делением объема реализации на количество рабочих мест работающего персонала. Величину реализации (выпуска) туристского продукта на 1 м2 площади рассчитывают по каждой из категорий классификации плош дей организации. Для этого объем продаж (выпуска) делят на cooti етствующую категорию площадей (занятую контингентом, производственную, располагаемую), т.е. определяют стоимость гостиничнь х услуг с 1 м2 анализируемой площади. Результаты сравнивают в дик шике и оценивают направление изменений.
Показатели он дачи площадей связаны с показателями их занятости:
Nр/Пз.к*Пз.к/Ппр*Ппр/Пр= Nр/Пр
Приведенная (взаимосвязь позволяет применить факторный анализ по методу цепных подстановок, где каждое из отношений в приведенной формул отражает фактор, влияющий на отдачу располагаемой площади ( N*Пp):
Методом цепных подстановок последовательно заменяют сомножители выражения (20.19) отчетными значениями в каждом последующем расчет. Затем, вычитая из каждого последующего результата расчетов предыдущий, определяют соответствующее влияние приведенных в формуле факторов на отдачу располагаемой площади.
Сумма влияния факторов в результате должна дать общее изменение отдачи располагаемой площади в отчетном периоде по сравнению с базисным. Подобные расчеты представлены в п. 12.4.2 «Факторный анализ производительности труда» гл. 12 «Анализ человеческих ресурсов».
20.8. Факторный анализ рентабельности в туристическом бизнесе
С
целью определения влияния
Содержание основного источника информации для анализа рентабельности в составе финансовой отчетности — форма № 2 «Отчет о прибылях и убыткам будет существенно отличаться по содержанию в зависимости от указанных типов. Так, в отличие от организаций первого типа, организации второго типа будут составлять указанный отчет в порядке, предусмотренном для предприятий торговли в соответствии с Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н, т.е. в отчете о прибылях и убытках по стр. 010 приводится размер выручки от продажи туристского продукта без НДС и аналогичных обязательных платежей, по стр. 020 — покупная стоимость товаров, по стр. 030 — издержки обращения. Для получения финансового результата при первом типе из валового дохода вычитается .себестоимость проданного турпродукта, а при втором — издержки обращения.
В анализе важно помнить, что для турагентов, подобно предприятиям торговли, определяется валовой доход как разница между продажной и покупной ценой реализованного турпродукта, т.е. стр. 010 - стр. 020 формы № 2.
Различия
между фирмами, Производящими туристский
продукт, и фирмами, перепродающими туристский
продукт, также возникают и в расчетах
влияния факторов на рентабельность, определяемую
отношением результата от реализации
туристических услуг к объему продаж.
(20.20)
Влияние основных факторов на показатель рентабельности туристической фирмы, занимающейся приобретением и перепродажей турпродукта, рассчитывают с помощью выражения:
K1r0=D0-И0/Np0;
K1r1=D1-И1/Np1;
где D — валовой доход от реализации турпродукта (разница между
продажной и покупной ценой реализованного турпродукта);
Np — объем товарооборота; И— сумма издержек обращения; 0 и 1— базисный (прошлый) и отчетный периоды соответственно.
На основе приведенных данных о деятельности турагента (табл. 20.6) валовой доход определяем вычитанием из товарооборота в продажных ценах объема реализации в покупных ценах:
D0 = 6300 - 4600 = 1700 ден. ед.;
D1 = 6477 - 4541 = 1936 ден. ед.
Таблица
20.6. Основные показатели фирмы-турагента
(согласно терминологии отчета о прибылях
и убытках, форма № 2)
|
Расчет влияния факторов на уровень рентабельности продаж производят методом цепных подстановок:
ΔК1rn= D0-И0/N1 – D0-И0/N0;
ΔК1rd= D1-И0/N1 – D0-И0/N1;
ΔК1rи= D1-И1/N1 – D1-И0/N1
ΔК1rn+ ΔК1rd+ ΔК1rи=К1r1-К1r0
где k1R1 и к1R0 — уровни рентабельности отчетного и прошлого годов соответственно.
Полученное равенство подтверждает верность расчетов.
В факторном анализе организаций-туроператоров уровни рентабельности прошлого и отчетного периодов следует выражать формулами:
k1R1= Nро-СС0/ Nро;
k1R1= Nр1-СС1/ Nр1;
где Nр — объем реализации турпродукта;
С С — себестоимость турпродукта (в сумме с коммерческими расходами).
Влияние факторов на рентабельность продаж находят также методом цепных подстановок. Влияние изменения объема продаж рассчитывают с помощью выражения:
Δk1RN= Nр1-СС0/ Nр1-Nро-СС0/ Nро;
Влияние изменения себестоимости турпродукта определяют по формуле:
Δk1RCC= Nр1-СС1/ Nр1-Nро-СС0/ Nр1;
Сумма влияния рассмотренных факторов должна равняться абсолютному изменению рентабельности продаж в отчетном периоде в сравнении с прошлым:
Δk1RN+ Δk1RCC= Δk1R1 - Δk1R0
При использовании в гостиничном хозяйстве и туризме методов анализа, характерных для других отраслей, следует иметь в виду, что капиталоотдача, определяемая как отношение результата производства к средней за период стоимости элементов капитала, может рассчитываться по показателю стоимости туристского продукта как в денежном, так и в натуральном выражении (количество предоставленных койкосуток, количество предоставляемых туродней).
Не нашедшие отражения в настоящей главе методы экономического анализа в гостиничном и туристическом бизнесе во многом сходны с методами анализа в других отраслях. Они подробно рассмотрены в других главах книги.
Нередко
гостиничный и туристический
бизнес связан с выездами российских
граждан за рубеж, принятием иностранных
граждан и, следовательно, с валютными
операциями. В этих случаях в анализе следует
уделить внимание оценке доходов и расходов
по курсовым разницам в операциях с иностранной
валютой, сравнить отраженные в бухгалтерском
учете доходы, расходы, а также результаты
от доходов и расходов по курсовым разницам
в динамике.
Библиографический список
10. Методические
рекомендации по оценке финансового состояния
предприятий и установлению неудовлетворительной
структуры баланса,
утверждены распоряжением Федерального
управления по делам о несо
стоятельности (банкротстве) от 12,08.94 г.
№ 31-р.
П. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ от 21.06.99 г. № ВК 477.
Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности предприятия