Амортизация основных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы - изучить учёт и контроль основных средств и их амортизацию, обосновать целесообразность применяемых методов амортизации к разным объектам основных средств.
Задачи дипломной работы:
Изучить нормативную базу по учёту основных средств и их амортизации.
Изучить учёт основных средств их амортизации.
Изучить документооборот по учёту основных средств, бухгалтерские данные и данные финансовой отчётности ОАО «Дружковского машзавода».
Провести сравнительный анализ методов начисления амортизации основных средств и оценить целесообразность применяемого на ОАО «Дружковском машзаводе» налогового метода начисления амортизации основных средств с позиции обеспечения будущих экономических выгод предприятия.
Изучить методы контроля за сохранностью основных средств на предприятии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЁТА АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

1.1
Нормативные положения по учёту основных средств

1.2
Методы начисления амортизации основных средств в налоговом и бухгалтерском учёте

1.3
Бухгалтерский учёт амортизации основных средств

2
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ОАО «ДРУЖКОВСКОМ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАВОДЕ»

2.1
Характеристика ОАО «Дружковского машзавода»

2.2
Документооборот по учёту основных средств и их амортизации на предприятии

2.3
Организация бухгалтерского учёта основных средств и их амортизации на ОАО «Дружковском машзаводе»

3
КОНТРОЛЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ПРАВИЛЬНОСТЬ НАЧИСЛЕНИЯ ИХ АМОРТИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.55 Мб (Скачать)

На ОАО «Дружковский машиностроительный завод» применяется журнально-ордерная форма бухгалтерского учета. В основе журнально-ордерной формы бухгалтерского учёта лежит принцип накапливания данных первичных документов путём использования накопительных ведомостей. Схематично движение документов при журнально-ордерной форме учёта основных средств приведена  на рисунке 6.

Перейдем к рассмотрению непосредственно самого документооборота основных средств.

Перечень типовых форм первичной  документации, которыми оформляются операции по движению основных средств, прочих необоротных активов, а также учёту амортизации основных средств приведен в таблице 5.

 

 

 


 

 

Таблица   5  - Первичные  документы по учёту основных средств

Форма документа

Название документа

Примечания

1

2

3

4

1

ОЗ-1

Акт приёмки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств

Составляется на каждый объект отдельно, а на несколько - только в том случае, когда объекты однотипные, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно на ответственное хранение одним и тем же лицом

2

ОЗ-2

Акт приёма-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств

Отмечаются техническая  характеристика и первоначальная  стоимость объекта. Актом такой формы оформляется приём законченных работ после строительства, реконструкции или модернизации основных средств

3

ОЗ-3

Акт списания основных средств

После ликвидации основных средств и составления актов  на списание основных средств первый экземпляр передаётся в бухгалтерию, где на его основании делается запись в инвентарную карточку основных средств

4

ОЗ-4

Акт на списание автотранспортных средств

Составляется в двух экземплярах, подписывают члены комиссии, утверждается руководителем предприятия или уполномоченным лицом

5

ОЗ-5

Акт об установке, пуске  и демонтаже строительных машин

Составляется при  установке, пуске и демонтаже строительных машин, которые взяты на прокат. Подписывается представителем машинопрокатной базы и механиком строительной площадки.

       

Продолжение таблицы 5

1

2

3

4

6

ОЗ-6

Инвентарная карточка учёта основных средств

Осуществляются записи на основании актом приёмки-передачи основных средств и акта на списание основных средств, в случаях: для  учёта отдельных объектов основных средств, для группового учёта однотипных объектов основных средств, которые поступили в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеют одно и тоже производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость.   Как правило, заполняется в одном экземпляре   и находится в бухгалтерии.

7

ОЗ-7

Опись инвентарных карточек по учёту основных средств

Применяется для регистрации  инвентарных карточек. Эта форма составляется в одном экземпляре в бухгалтерии.

8

ОЗ-8

Карточка учёта движения основных средств

Применяется для  учёта  движения основных средств по классификационным группам. Выписывается в бухгалтерии в одном экземпляре.

9

ОЗ-9

Инвентарный список основных средств

Применяется в местах эксплуатации основных средств для учёта каждого объекта    по материально ответственным лицам.  Данные, которые находятся в этой форме, должны быть одинаковыми с записями в инвентарных карточках учёта основных  средств

10

ОЗ-14,   ОЗ-15,

 ОЗ-16

Расчёт амортизации  основных средств

Используются при начислении износа основных средств


 

Аналитический учёт основных средств ведётся по каждому инвентарному объекту. Отдельным инвентарным объектом является законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями или конструктивно отдельный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. Инвентарным объектом определяется также комплекс конструктивно соединенных предметов одного или  разнообразного назначения, которые имеют для их обслуживания общие приспособления и принадлежности, общее управление, единый фундамент, вследствие чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс - определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно. В зависимости от видов основных средств аналитический учёт ведется на инвентарных карточках учёта основных средств (форма ОЗ-6). На предприятиях, имеющих небольшое количество инвентарных объектов, ведутся инвентарные книги.

Аналитический счёт отражает техническую и экономическую  характеристику объекта, его местонахождение, первоначальную оценку и переоценку по восстановительной стоимости,  а также норму амортизационных отчислений. В аналитическом учёте отражают все изменения, произошедшие за время эксплуатации основных средств. Аналитические счета группируются по местам, где находятся основные средства, по материально ответственным лицам, по методам начисления амортизации, по группам и видам, по отраслевому признаку, по принадлежности, по признаку использования.

На каждый принятый в  эксплуатацию объект основных средств  комиссией, назначенной приказом руководителя завода, составляется Акт приёмки-передачи (внутреннее перемещение) основных средств (приложение  ), в котором указывается первоначальная стоимость объекта, краткая техническая характеристика, место эксплуатации.  К акту прилагается техническая документация (приложение   ) относительно данного объекта. Акт составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект. При передаче основных средств другому предприятию акт составляется в двух экземплярах (для предприятия, которое получает, и предприятия, которое передает основные средства). При передаче в цех объекта основных средств, изготовленного собственными силами, к акту прилагается также приемо-сдаточный акт (приложение  ), свидетельствующий о передаче изготовленного основного средства цехом-изготовителем  на склад, приказ председателя правления о передаче данного средства цеху- получателю (приложение  ), паспорт, калькуляция  затрат на производство (приложение     ).

Каждому объекту присваивается  инвентарный номер, который наносится  на сам объект и в дальнейшем проставляется  во всех документах, которые отражают движение объекта, а также в инвентарной карточке (приложение      ) и инвентарных списках. Этим предупреждается путаница в учёте, обеспечивается контроль за сохранностью основных средств. Инвентарный номер присваивается на всё время эксплуатации объекта до списания. Нумерация инвентарных объектов строится по серийно-порядковой системе.

На каждый объект основных средств открывается инвентарная  карточка (форма №03-6), являющаяся регистром  аналитического учёта. В карточках  содержится наименование основных средств, номер акта и дата приёмки, первоначальная стоимость, норма амортизации, краткая характеристика, а также делается отметка о проведенных ремонтах, перемещении и выбытии.

Инвентарная карточка открывается  на каждый инвентарный объект. Если инвентарный объект включает в себя отдельные приспособления и принадлежности, составляющие с ним одно целое, то в этой же карточке приводится перечень таких частей. Заполнение этих карточек производится на основе первичной документации: актов приёмки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов по приобретению, сооружению, перемещению и ликвидации объектов основных средств.

Инвентарные карточки сверяются  с данными синтетического учёта. Для пообъектного учёта фондов в  местах нахождения у материально  ответственных лиц  ведутся инвентарные списки основных средств (форма ОЗ-9).

Ежемесячные итоговые данные инвентарных карточек на поступившие  объекты должны записываться в карточки учёта движения основных средств, которые  ведутся в разрезе групп основных средств. Однако на машзаводе  эти карточки не ведут, а информация относительно групп основных средств заносится в компьютер и в конце каждого месяца составляется сводная ведомость учёта балансовой стоимости объектов, поступившим на завод (приложение    ),  а также ведомость на вводимые в эксплуатацию основные фонды (приложение   ), где данные сгруппированы по группам - промышленно-производственные фонды, производственные основные фонды, непроизводственные основные фонды. В разрезе каждой группы основные фонды группируются по цехам. Балансовая стоимость по каждой группе основных фондов подсчитываются в разрезе 3 групп для получения информации о стоимости основных средств, на которую будет начисляться амортизация.

Для регистрации инвентарных  карточек  применяется опись инвентарных карточек. Эта форма составляется в одном экземпляре в бухгалтерии с целью контроля за сохранностью карточек. Так как на предприятии находится большое количество основных фондов, то данную форму   не нашла своего применения.

Документооборот  по учёту приобретения основных средств схематически представлен на рисунке 7.

Внутреннее перемещение  основных средств (из цеха в цех) оформляется  Актом приёмки-передачи на внутреннее перемещение основных средств (приложение     ), который составляется в двух экземплярах: первый сдаётся в бухгалтерию и служит основанием для записи в инвентарной карточке; на основании второго делается сдатчиком отметка в инвентарном списке о выбытии объекта. Акт на внутреннее перемещение составляется в двух экземплярах в том отделе, который сдает основные средства.

Для начисления амортизации  используется разработочная таблица  формы №03-14 «Расчёт амортизации  основных средств», данные которой  служат обоснованием для отражения в учёте суммы начисленной амортизации и износа основных средств и нематериальных активов. Сумма начисленной амортизации включается в затраты тех участков производства, где находятся в эксплуатации основные средства, и в бухгалтерии отражаются по кредиту 131 счёта «Износ основных средств» в корреспонденции с дебитом счетов: 23 «Производство», 91 «Общепроизводственные расходы», 92 «Административные расходы», 93 «Расходы на сбыт», 949 «Прочие расходы от операционной деятельности».  На ОАО «Дружковский машзавод» для расчёта амортизации применяется ведомость распределения балансовой стоимости,  амортизационных отчислений и износа по участкам и балансовым счетам (приложение   ), где информация сгруппирована по каждому цеху. В данной ведомости указаны балансовые счета учёта объектов, на которые начисляется амортизация, первоначальная и балансовая стоимости объекта, сумма амортизации за месяц и квартал, общая сумма износа.

В рамках действующего законодательства предприятие имеет право безвозмездно передавать другим юридическим лицам, продавать основные средства, а также ликвидировать их в случае физического и морального износа.

Переданные основные средства оформляются актом приёмки-передачи основных средств, который затем передаётся получателю этих средств и является основанием для принятия на учёт данного основного фонда. Для учёта переданных и списанных основных средств с баланса предприятия ведётся справочная ведомость по списанным и переданным основным фондам (приложение    ), где имеются данные по каждому наименованию основных фондов - цех, причина списания, срок службы, первоначальная стоимость и сумма износа.

Процесс отражения выбытия  основных средств представлен на рисунке 8.

Выбытие основных средств  оформляется Актом на списание основных средств по форме ОЗ-3 (приложение  ), в котором показывается первоначальная стоимость выбывшего объекта, сумма износа, остаточная стоимость, причина выбытия объекта, расходы, связанные с выбытием объекта, сумма полученного дохода. Акт составляется в двух экземплярах комиссией, которая утверждена приказом руководителя. На основании акта делают в материальной бухгалтерии соответствующие записи в инвентарных карточках и инвентарных списках.  На основании данных актов по результат каждого месяца составляется ведомость балансовой стоимости объектов, ликвидируемых по заводу (приложение   ), которая ведется в разрезе групп основных фондов с указанием балансовой стоимости ликвидируемых объектов.

На основании первичных  документов по учёту основных средств, а также накопительных и группировочных ведомостей, которые были описаны  ранее, составляется сводная ведомость наличия основных средств за квартал в разрезе групп основных фондов (приложение ). В ней раскрыта информация относительно количества фондов, первоначальной и балансовой стоимостей, суммы износа, суммы амортизационных отчислений за месяц и квартал.

Итак, подводя итоги  по  документообороту  основных средств, весь документооборот по учёту основных фондов схематично можно представить  на рисунке 9.

Синтезом первичных  документов по учёту основных средств  является журнал-ордер №4. Журналы-ордера построены по кредитовому признаку. По кредиту счёта 10,11,13 учётная информация в журнале- ордере №4 систематизируется в соответствующих графах регистра в разрезе корреспондирующих дебетовых счетов (приложение   ).

Записи хозяйственных  операций в журнале-ордере №4 сумму операций записывают кредиту 10 счёта в  корреспонденции  соответствующих счетов (13,15,41,42,48,531,63,68,746) и одновременно могут отражаться записи по дебиту 10 счета в корреспонденции с 13,141,97,99 счетами. Это позволяет значительно сократить количество учётных записей, уменьшить объём учетной работы и увеличить качество самого учёта.

 

Рисунок  9 - Документальное оформление основных средств

 

Данные журнала-ордера №4 формируются на основании первичных документов, подтверждающих факт приобретения, выбытия, ликвидации, ремонта и другого движения основных средств. Для ежемесячного отражения в учете операций по движению, перемещению, начислению амортизации, ликвидации основных средств и т.д. составляют бухгалтерскую справку (приложение  ), на основании которой формируют журнал-ордер №4 «Основные средства. Износ основных средств».

Один из существенных преимуществ журнала-ордера №4 является приспособленность учётных регистров  для составления отчетности. Для этого заблаговременно в журнале-ордере предусматривается перечень показателей отчетности по учёту основных средств, в разрезе которых осуществляется текущий учёт: «Основные средства» (форма 1- строка 031; форма №5- строка 100-180); «Прочие необоротные материальные активы» (форма №1- строка 031; форма №5- строка 190-260); «Износ необоротных активов» (форма №1- строка 012,032; форма №5- строка 010-260). Это даёт возможность без дополнительных выборок и расчётов из учетных регистров получать необходимую информацию для составления отчетности.

В конце месяца по журналу-ордеру подсчитывают обороты, которые обязательно  сверяют с данными документов, послуживших основанием для записей. Журнал-ордер и ведомости подписываются  работниками, которые осуществляют записи, и главным бухгалтером. Месячные обороты переносятся в Главную книгу, предназначенную для обобщения данных текущего учёта журналов-ордеров.

Информация о работе Амортизация основных фондов