Амортизация основных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы - изучить учёт и контроль основных средств и их амортизацию, обосновать целесообразность применяемых методов амортизации к разным объектам основных средств.
Задачи дипломной работы:
Изучить нормативную базу по учёту основных средств и их амортизации.
Изучить учёт основных средств их амортизации.
Изучить документооборот по учёту основных средств, бухгалтерские данные и данные финансовой отчётности ОАО «Дружковского машзавода».
Провести сравнительный анализ методов начисления амортизации основных средств и оценить целесообразность применяемого на ОАО «Дружковском машзаводе» налогового метода начисления амортизации основных средств с позиции обеспечения будущих экономических выгод предприятия.
Изучить методы контроля за сохранностью основных средств на предприятии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЁТА АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

1.1
Нормативные положения по учёту основных средств

1.2
Методы начисления амортизации основных средств в налоговом и бухгалтерском учёте

1.3
Бухгалтерский учёт амортизации основных средств

2
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ОАО «ДРУЖКОВСКОМ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАВОДЕ»

2.1
Характеристика ОАО «Дружковского машзавода»

2.2
Документооборот по учёту основных средств и их амортизации на предприятии

2.3
Организация бухгалтерского учёта основных средств и их амортизации на ОАО «Дружковском машзаводе»

3
КОНТРОЛЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ПРАВИЛЬНОСТЬ НАЧИСЛЕНИЯ ИХ АМОРТИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.55 Мб (Скачать)

Объект, который прошел обновление, реконструкцию, расширение или переоборудование, вследствие чего изменилось его основное предназначение, вносится в опись под названием, которое соответствует новому основному  назначению.

В случаях, когда проведенный капитальный ремонт или частичная ликвидация сооружений не отражены в бухгалтерском учёте, комиссия должна по соответствующим документам определить сумму уменьшения или увеличения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные об изменениях. Одновременно комиссия должна установить виновных лиц и причины, по которым изменения объектов не нашли отражения в учёте.

При выявлении объектов, которые не поставлены на учёт, а  также объектов с отсутствующими в учёте данными, которые их характеризуют, комиссия должна включить в опись отсутствующие ведомости и технические показатели этих объектов.

На основные средства, которые не пригодны к эксплуатации и не подлежат обновлению, составляется отдельная опись с определением даты введения в эксплуатацию и причин, которые привели эти объекты к непригодности.

Обработка результатов  инвентаризации состоит в регулировании  разниц фактического наличия средств  и данных бухгалтерского учета, установленных  при инвентаризации.

Объекты, ошибочно включенные в состав основных средств, переводятся в состав МБП.

Неправильно  использованные нормы амортизации не влекут за собой  изменения  учетных данных  о  размере износа за прошлые периоды (до 01 числа месяца, в котором проводилась  инвентаризация) и после уточнения  служат для правильного следующего отражения износа.

Расхождения вследствие использования неправильно определенных коэффициентов индексации (переоценки) основных средств подлежат отражению  в учёте в установленном порядке  на сумму выявленной разницы по состоянию  на 1ое число месяца, в котором проводилась инвентаризация.

Расхождения фактического наличия материальных ценностей  с данными бухгалтерского учёта, установленные при инвентаризации и других проверках, регулируются предприятием в следующем порядке:

  • Основные средства, которые выявлены в качестве излишка, подлежат оприходованию  соответственно на результаты производственно-хозяйственной деятельности или увеличение финансирования с установлением причин возникновения излишков и виновных в этом лиц.
  • Недостача ценностей  в пределах норм естественной убыли списывается по решению руководителя предприятия на расходы производства, обращения или на уменьшение финансирования. Нормы естественной убыли могут применяться только в случае выявления недостач. При отсутствии норм естественной убыли недостача рассматривается как сверхнормативная недостача.
  • Сверхнормативные недостачи ценностей, а также убытки от порчи ценностей относятся на виновных лиц по ценам, по которым числится размер убытка, недостачи, порчи.
  • Сверхнормативные убытки и недостачи ценностей, в тех случаях, когда не обнаружено виновное лицо, зачисляются в убытки предприятия.

Итак, выявление, регулирование  и отражение результатов инвентаризации приведено на рисунке 13.

Результаты инвентаризации оформляются  путем заполнения и подписания инвентаризационной описи основных средств. Свои выводы и предложения комиссия отражает в протоколе. В нем отражаются сведения о причинах и лицах, виновных в недостаче, излишках, ущербе, и определяются  методы, примененные к ним.  Протокол инвентаризационной комиссии должен быть рассмотрен и утвержден руководителем предприятия в течение 5 дней. Окончательную причину несоответствия фактического наличия объектов бухгалтерским данным устанавливает только администрация.

В любом случае, если по результатам инвентаризационной комиссии были выявлены расхождения между фактическим наличием и учётными данными, должен быть подписан приказ руководителя предприятия, в соответствии с которым в учёте исправляются все выявленные расхождения, а результаты включаются в отчёт за тот период, в котором была закончена инвентаризация, а также в годовой отчёт.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия  объектов с данными бухгалтерского учёта, регулируются предприятием путем  внесения корректив в учётные регистры путём исправления (сторнирования) неправильных записей и замены их правильными.


При этом протоколы инвентаризационной комиссии должны содержать исчерпывающие  пояснения причин, по которым разницы  не могут быть отнесены на виновных лиц.

Украденные основные средства не могут считаться активами предприятия, так как они больше им не контролируются. Они должны быть списаны на расходы согласно пункту 33 П(С)БУ 7. В  связи с тем, что  объект был украден в ходе ведения  обычной деятельности предприятия, его остаточную стоимость бухгалтер относит на расходы от прочей обычной деятельности (976 «Списание необоротных активов»), затем списывает ее на финансовый результат (793 «Результат прочей обычной деятельности»).

Размер ущерба от недостачи  ценностей определяется по балансовой стоимости этих ценностей, но не ниже 50% балансовой стоимости на момент установления такого факта с учетом индекса инфляции.   Размер ущерба определяется по следующей формуле:

Ру=[ (Б-А)*Иинф+АС+НДС ]*2,                                 (14)

где Ру- размер убытков, грн.;

Б- балансовая стоимость  на момент установления факта хищения, недостачи, порчи материальных ценностей, грн.;

А- амортизационные отчисления, грн.;

Иинф - индекс инфляции;

НДС- налог на добавленную стоимость, грн.;

АС – акцизный сбор, грн.

Из удержанных сумм производится покрытие убытков, причиненных предприятию, а остальная часть средств  перечисляется в бюджет.

Если виновное лицо не установлено, то сумма недостачи  в бухгалтерском учёте относится на результаты деятельности предприятия.

Данный метод  контроля основных средств (инвентаризация) является наиболее приемлемым, так как даёт информацию относительно фактического наличия основных средств.

Результаты проведенной  инвентаризации дают возможность контрольно-ревизионному отделу контролировать правильность начисления и использования амортизационных отчислений основных средств, а это, как известно немаловажный факт, так как при формировании налогооблагаемой прибыли у предприятия на сумму амортизационных отчислений уменьшается валовой доход.  Для этого отдел проверяет, не было ли начисления амортизации по объектам основных средств, которые находятся на консервации; происходило ли начисление на объекты основных средств, уже имеющим полный износ; не были ли завышены нормы амортизационных отчислений  относительно той или иной группы основных средств. В случае обнаружения ошибок относительно неправильного начисления  амортизации основных фондов производится корректировка данных в учетных регистрах и в декларации о прибыли предприятия. В случае выявления ошибки при проверке налоговыми органами она является существенной и к предприятию  применяют штрафные санкции. Для того чтобы не допустить появление подобных случаев система внутреннего контроля должна выявлять, предупреждать и предотвращать появление ошибок, как в бухгалтерском учёте, так и в целом в деятельности предприятия.  Поэтому от системы внутреннего контроля на предприятии зависят и эффективность его работы.

Ниже приведена основная корреспонденция счетов по инвентаризации основных средств (таблица  20).

 

Таблица  20- Корреспонденция  счетов по учёту недостачи основных средств

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

2

3

4

 

Учёт недостач основных средств

1

Отражение износа списанных основных средств

131 «Износ основных средств»

10 «Основные средства»

* с использованием 8 класса счетов

131 «Износ основных средств»

831 «Амортизация основных средств»

   

831 «Амортизация основных средств»

10 «Основные средства»

2

Отражение остаточной стоимости списанных  основных средств

972 «Себестоимость реализованных  необоротных активов»

10 «Основные средства»

 

* с использованием 8 класса счетов

972 «Себестоимость реализованных  необоротных активов»

85 «Прочие затраты»

       

Продолжение таблицы 20

1

2

3

4

   

85 «Прочие затраты»

10 «Основные средства»

3

Отражение суммы, которая подлежит возмещению виновным лицом

375 «Расчёты по возмещению причиненных  убытков»

746 «Прочие доходы от обычной  деятельности»

4

Сумма, которая подлежит уплате в бюджет

746 «Прочие доходы от обычной  деятельности»

642 «расчёты по обязательным  платежам»

5

Уплачена сумма  возмещения виновным лицом

30 «Касса»

375 «Расчёты с подотчётными лицами»

6

Перечислена сумма возмещения в  бюджет

642 «расчёты по обязательным платежам»

311 «текущие счета в национальной  валюте»

 

Учёт недостачи основных средств  вследствие кражи (если виновное лицо не установлено) и других чрезвычайных событий

7

Списание стоимости основных средств, утраченных вследствие  чрезвычайных событий

99 «Чрезвычайные расходы»

10 «Основные средства»

8

Отражение недостач основных средств  в связи с их хищением, если виновное лицо не установлено

977 «Прочие расходы обычной деятельности»

10 «Основные средства»

9

Списаны активы, утраченные в следствии чрезвычайных событий

99 «Чрезвычайные расходы»

счета класса 1,2,3


 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В ходе выполнения дипломной  работы была достигнута основная цель  - изучен учёт  и контроль основных средств и их амортизации на ОАО «Дружковском машзаводе», обоснована целесообразность применяемых методов амортизации основных средств.

В первой части работы изучены нормативные вопросы  по учёту амортизации основных средств. Это исследование показало, что реформы  в системе национального учёта  дали возможность предприятию выбора применяемых методов  начисления амортизации основных средств. При этом  предприятию необходимо учитывать, что применение для разных объектов основных средств одного и того метода может быть экономически не целесообразным.  В работе были проанализированы основные преимущества и недостатки каждого из методов начисления амортизации основных средств.

Вместе  с преимуществами реформа  системы национального учёта  привела к необходимости ведения  двойного учёта- налогового и бухгалтерского. Причём два этих учёта существуют совершенно самостоятельно, так как налоговый учёт основных средств регулируется Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятия», а бухгалтерский - П(С)БУ 7 «Основные средства».  Были указаны причины, по которым невозможно приблизить  данные бухгалтерского и налогового учёта при использовании норм и методов начисления амортизации основных средств.

Во второй части работы  изучена организация бухгалтерского учёта амортизации основных средств  на предприятии. ОАО «Дружковский машиностроительный завод» является крупнейшим предприятием угольного машиностроения Украины по выпуску горношахтного оборудования. Ведение учёта основных средств возложено на бюро материального учёта. На предприятии используется журнально-ордерная форма учёта основных средств. На предприятии применяются следующие первичные документы по учёту основных средств: акт приёма-передачи основных средств, акт на списание основных средств, накладная на внутреннее перемещение основных средств, инвентаризационная опись, расчёт амортизации основных  средств. На основании первичных документов составляются такие учетные регистры: инвентарная карточка учёта основных средств, карточка учёта движения основных средств; инвентарные списки основных средств. Учётные регистры являются основанием для составления накопительных ведомостей - ведомость списанных и переданных основных фондов, ведомость стоимости ликвидируемых основных фондов, ведомость распределения амортизационных отчислений по участкам, ведомость вводимых основных фондов, ведомость поступивших основных средств, ведомость наличия основных средств; журнал-ордер №4, Главная книга. Были изучены формы финансовой отчётности (баланс, примечание к финансовой отчетности), в которой отражается информация по учёту основных средств. Синтетический учёт основных средств ведется на счёте 10 «Основные средства», а учёт их амортизации ведется на счёте 13 «Износ основных средств» в разрезе элементов операционных затрат. Проведен сравнительный анализ методов начисления амортизации пассивной части (рельсовый путь) и активной части (станок ленточнопильный) основных средств.  Так, был сделан вывод, что относительно рельсового пути целесообразно применить метод прямолинейного списания стоимости объекта, потому что его состояние  «зависит» исключительно от срока полезного использования и не подвержено влиянию других факторов, и в первую очередь, влиянию морального износа; а относительно станка - производственный метод, так как фактически полученный доход от эксплуатации станка в каждом отчётном периоде связан с выпуском единиц продукции, произведенных с его участием в этих отчётных периодах.

В третьей  части работы изучен внутрихозяйственный  контроль на предприятии, который необходим  для выявления, предупреждения и  предотвращения появления ошибок, как  в бухгалтерском учёте, так и в целом в деятельности предприятия. Изучены методы контроля за сохранностью основных средств и начислением амортизации. Основным методом контроля за фактическим наличием основных средств на предприятии является инвентаризация. На предприятии проводится полная, сплошная, контрольная инвентаризации. Также для сохранности основных средств проводятся на предприятии плановые и неплановые проверки и ревизии контрольно-ревизионного отдела, то есть способ документального выявления недостач основных средств. Была изучена организация работы главной бухгалтерии и контрольно-ревизионного отдела на предприятии.

ПЕРЕЧЕНЬ  ССЫЛОК

 

  1. Приказ Минфина Украины «Об утверждении Положения (стандарта) бухгалтерского учёта 7 «Основные средства» от 27.04.2000г. №92
  2. Положение (стандарт) бухгалтерского учёта 7 «Основные средства»
  3. Закон Украины «О бухгалтерском учёте и отчётности в Украине»
  4. Мамедов О.Ю. Современная экономика. Учебное пособие.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000г., с.350
  5. Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждения о порядке отражения амортизации» №1075 от 06.09.96г.
  6. Письмо Государственной налоговой инспекции Украины  «О бухгалтерской и налоговой амортизации» №2338/7115-1117 от  26.02.2001г.
  7. Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятия»  №283/97-ВР от 22.05.97г. с изменениями и дополнениями.
  8. Налоговое разъяснение относительно применения абзаца третьего статьи 7 закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2002 год» плательщиками налога на прибыль предприятий.
  9. Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов и расчётов №69, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 11.08.1994г.
  10. Ткаченко Н.М. Бухгалтерський фінансовий облік на підприємствах України. - Київ:  “А.С.К.”, 2001р., с. 86.
  11. Бутинець Ф.Ф. Теория бухгалтерского учета. - Житомир: ПП «Рута», 2000г., с. 344



Информация о работе Амортизация основных фондов